Особенности решений, принимаемых по делам

Выделение дела в отношении несовершеннолетнего, участвовавшего в совершении преступления вместе со взрослым, в отдельное производство, если это не отразится на всесторонности и объективности предварительного расследования и разрешения дела. Как правило, выделение возможно, если несовершеннолетний являлся организатором или подстрекателем преступления, либо активно участвовал в преступной деятельности;

Особенности процедуры производства

Обстоятельства, подлежащие установлению

по делам несовершеннолетних.

По делам о преступлениях несовершеннолетних наряду с общим предметом доказывания (ст. 73 УПК РФ) подлежат обязательному установлению (ст. 421 УПК РФ):

- возраст несовершеннолетнего, число, месяц и год его рождения(с помощью свидетельства о рождении, паспорта либо, если документы отсутствуют, с помощью судебно-медицинской экспертизы);

- уровень психического развития и иные особенности личности несовершеннолетнего.Так, при наличии данных, указывающих на отставание в психическом развитии, даже не связанное с психическим заболеванием, назначается психолого-психиатрическая экспертиза с целью выяснения наличия и степени умственной отсталости. Выясняются также основные черты характера несовершеннолетнего, круг его интересов, привычек, состояние здоровья и т.д.;

- условия жизни и воспитания несовершеннолетнего,т.е. собираются и исследуются данные о родителях или лицах, их заменяющих, об обстановке в семье, о материально-бытовых условиях семьи, о поведении несовершеннолетнего и т.д.;

- влияние на несовершеннолетнего старших по возрасту лиц.

по делам несовершеннолетних.

Особенности процедуры производства по делам несовершеннолетних включают:

2). Особые условия задержания несовершеннолетнего и избрания ему меры пресечения. Задержание несовершеннолетнего и применение к нему меры пресечения в виде заключения под стражу производятся в порядке, установленном ст.ст. 91, 97, 99, 100 и 108 УПК РФ, причем об этом немедленно уведомляются законные представители. Под стражу заключаются лишь несовершеннолетние, обвиняемые в совершении тяжкого или особо тяжкого преступления, либо, в исключительных случаях – преступления средней тяжести. При решении вопроса о мере пресечения в каждом случае должна обсуждаться возможность отдачи его под присмотр(ст. 105 УПК РФ).

3). Особый порядок вызова несовершеннолетнего и его допроса. Вызов несовершеннолетнего для проведения следственных и иных процессуальных действий осуществляется через его законных представителей, а если он содержится в специализированном учреждении для несовершеннолетних – через администрацию этого учреждения. Допрос несовершеннолетнего проводится по общим правилам, но с учетом следующих особенностей:

- продолжительность допроса без перерыва – не более 2 часов, а с перерывом – не более 4 часов в день.Превышение указанной продолжительности допроса не допускается, даже если несовершеннолетний или его представитель не возражают против продолжения допроса. Время начала и окончания допроса отражается в протоколе;

- в допросе несовершеннолетнего подозреваемого, обвиняемого обязательно участвует защитник, а в ряде случаев – педагог или психолог;

4). Особенности участия несовершеннолетнего подсудимого в судебном заседании. По ходатайству сторон или по собственной инициативе суд может удалить несовершеннолетнего подсудимого из зала судебного заседания на время исследования обстоятельств, которые могут оказать на него отрицательное воздействие(фактов аморального поведения родителей, эпизодов преступления, связанных с особой жестокостью, развратными действиями и т.д.). Об этом выносится соответствующее постановление. По окончании исследования указанных обстоятельств несовершеннолетний возвращается в зал судебного заседания, и ему в необходимом объеме и доступной для его понимания форме сообщается содержание происшедшего в его отсутствие. Он вправе задать вопросы лицам, допрошенным в его отсутствие.

5). Вопросы, разрешаемые судом при постановлении приговорав отношении несовершеннолетнего. Наряду с вопросами, обычно разрешаемыми при постановлении приговора, суд обязан также рассмотреть вопросы о возможности освобождения несовершеннолетнего подсудимого от наказания с применением:

а) принудительных мер воспитательного воздействия; б) помещением его в специализированное учреждение для несовершеннолетних; в) условного осуждения; либо г) назначения ему наказания, не связанного с лишением свободы(штрафа, исправительных работ, обязательных работ). При решении вопроса о назначении наказания несовершеннолетнему суду следует обсуждать, прежде всего, возможность применения к нему наказания, не связанного с лишением свободы. Суд вправе назначить несовершеннолетнему наказание в виде лишения свободы лишь тогда, когда невозможно его исправление без изоляции от общества.

о преступлениях несовершеннолетних.

Наряду с обычными решениями, завершающими производство по уголовному делу (приговор, прекращение дела по общим основаниями), в отношении несовершеннолетнего обвиняемого и подсудимого могут быть приняты следующие специфические решения:

- прекращение уголовного преследования или уголовного дела с применением принудительных мер воспитательного воздействия (ст.ст. 427, 431 УПК РФ);

- обвинительный приговор с освобождением несовершеннолетнего подсудимого от наказания в связи с применением принудительных мер воспитательного воздействия или направлением в специальное учебно-воспитательное учреждение закрытого типа органа управления образованием (ст. 432 УПК РФ).

Перечень принудительных мер воспитательного воздействия содержится в ст. 90 УК РФ.Это предупреждение, передача под надзор родителей или лиц, их заменяющих, либо специализированного государственного органа, возложение обязанности загладить причиненный вред, ограничение досуга и установление особых требований к поведению несовершеннолетнего. Несовершеннолетнему может быть назначено одновременно несколько мер воспитательного воздействия. В случае систематического неисполнения несовершеннолетним требований, предусмотренных принудительными мерами воспитательного воздействия, суд по ходатайству специализированного учреждения для несовершеннолетних вправе отменить постановление о прекращении уголовного преследования и применении принудительных мер воспитательного воздействия и направить материалы уголовного дела прокурору для продолжения предварительного расследования в общем порядке. Принудительные меры воспитательного воздействия могут быть применены судом не только в качестве освобождения подсудимого от уголовной ответственности с прекращением уголовного дела, а, значит, и отсутствием судимости, но и взамен наказания путем вынесения обвинительного приговора с освобождением несовершеннолетнего подсудимого от наказания. Необходимо помнить, что прекращение уголовного преследования в отношении несовершеннолетнего в связи с применением принудительных мер воспитательного воздействия возможно и на стадии предварительного расследования. В этом случае прокурор, следователь или дознаватель с согласия прокурора выносят постановление о прекращении уголовного преследования и возбуждении перед судом ходатайства о применении к несовершеннолетнему обвиняемому принудительных мер воспитательного воздействия, которые вместе с уголовным делом направляются прокурором в суд.

ВЫВОДЫ:

Особый порядок производства применяется к подозреваемым, обвиняемым, подсудимым, не достигшим к моменту совершения преступления 18-летнего возраста. Это общий порядок процесса, снабженный дополнительными гарантиями прав и законных интересов несовершеннолетних, которые в силу возрастных особенностей самостоятельно еще не могут полноценно защищать свои права и законные интересы в уголовном процессе. Суд вправе применить особенности производства по делам несовершеннолетних и на лиц в возрасте от 18 до 20 лет.

Кроме обычных участников судопроизводства по данной категории дел предусмотрено участие законного представителя несовершеннолетнего подозреваемого или обвиняемого, причем с момента первого допроса несовершеннолетнего, а в определенных случаях также специалистов – педагога или психолога. Защитник участвует обязательно

По делам о преступлениях несовершеннолетних наряду с общим предметом доказывания подлежат обязательному установлению:

- возраст несовершеннолетнего, число, месяц и год его рождения

- уровень психического развития и иные особенности личности несовершеннолетнего.

- условия жизни и воспитания несовершеннолетнего,

- влияние на несовершеннолетнего старших по возрасту лиц.

Особенности процедуры производства по делам несовершеннолетних включают:

1). Выделение дела в отношении несовершеннолетнего, участвовавшего в совершении преступления вместе со взрослым, в отдельное производство, если это не отразится на всесторонности и объективности предварительного расследования и разрешения дела.

2). Особые условия задержания несовершеннолетнего и избрания ему меры пресечения (лишь в исключительных случаях).

3). Особый порядок вызова несовершеннолетнего и его допроса (вызов- только через законных представителей, допрос – с обязательным участием защитника, не более 2 часов подряд или 4 часов в день).

4). Особенности участия несовершеннолетнего подсудимого в судебном заседании. По ходатайству сторон или по собственной инициативе суд может удалить несовершеннолетнего подсудимого из зала судебного заседания на время исследования обстоятельств, которые могут оказать на него отрицательное воздействие.

5). Наряду с вопросами, обычно разрешаемыми при постановлении приговора, суд обязан также рассмотреть вопросы о возможности освобождения несовершеннолетнего подсудимого от наказания с применением:

а) принудительных мер воспитательного воздействия; б) помещением его в специализированное учреждение для несовершеннолетних; в) условного осуждения; либо г) назначения ему наказания, не связанного с лишением свободы.

Наряду с обычными решениями, завершающими производство по уголовному делу (приговор, прекращение дела по общим основаниями), в отношении несовершеннолетнего обвиняемого и подсудимого могут быть приняты следующие специфические решения:

- прекращение уголовного преследования или уголовного дела с применением принудительных мер воспитательного воздействия;

- обвинительный приговор с освобождением несовершеннолетнего подсудимого от наказания в связи с применением принудительных мер воспитательного воздействия или направлением в специальное учебно-воспитательное учреждение закрытого типа органа управления образованием.

 

Рекомендуемая литература:

1. Конституция РФ: принята всенародным голосованием 12.12.1993г.

С последующими изменениями и дополнениями. М., 2009г.

2. Всеобщая декларация прав человека: принята Генеральной Ассамблеей ООН

10.12..1948г. – СССР и международное сотрудничество в области прав человека.

Документы и материалы. М., 1989г.

  1. Конвенция о защите прав человека и основных свобод: подписана в г. Риме 04.11.1950г. (ратифицирована Федеральным законом от 30.03.1998г. № 54-ФЗ). СЗ РФ. 20001., № 2.
  2. Декларация прав и свобод человека и гражданина: принята постановлением Верховного Совета РСФСР от 22.11.1991г. № 1920-1. ВВС, 1991г., № 52.
  3. Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации: принят 18 декабря 2001 года, № 174-ФЗ. Российская Газета от 22 декабря 2001 года. С последующими изменениями и дополнениями.
  4. Уголовный кодекс Российской Федерации: принят 13 июня 1996 г. № 63-ФЗ. СЗ РФ, 1996г., № 18.
  5. Уголовно-исполнительный кодекс Российской Федерации: принят 08.01.1997г. СЗ РФ, 1997г., № 2. С последующими изменениями и дополнениями.
  6. О судебной системе Российской Федерации: Федеральный конституционный закон РФ от 31.12.1996г. № 1-ФКЗ. С последующими изменениями и дополнениями. СЗ РФ, 2001г., № 51.
  7. О статусе судей в Российской Федерации: Закон РФ от 26.06.1992г. № 3132-1. С последующими изменениями и дополнениями. СЗ РФ, 2001г., № 51.
  8. О мировых судьях в Российской Федерации: Федеральный закон РФ от 17.12.1998г. № 188-ФЗ. СЗ РФ, 1998г., № 51.
  9. О прокуратуре в Российской Федерации: Федеральный закон РФ от 17.01.1992г. № 2202-1 (в редакции Федерального закона от 17.11.1995г. от 17.11.1995г. № 168-ФЗ). С последующими изменениями и дополнениями. СЗ РФ, 2002г., № 40.
  10. О милиции: Закон РСФСР от 18.04. 19991г. № 1026-1. С последующими изменениями и дополнениями. СЗ РФ, 2002г., № 30.
  11. Об адвокатской деятельности и адвокатуре в Российской Федерации: Федеральный закон РФ от 31.05.2002 года № 63-ФЗ. СЗ РФ. 2002г., № 23.
  12. О содержании под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений: Федеральный закон РФ от 15.07.1995г. № 103-ФЗ. С последующими изменениями и дополнениями. СЗ РФ. 2001г., № 11.
  13. Об учреждениях и органах, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы: Закон РФ от 21 июля 1993 года. ВВС, 1993г., № 33.
  14. Об уполномоченном по правам человека в Российской Федерации: Федеральный конституционный закон от 26.02.1997г. № 1-ФКЗ. СЗ РФ, 1997г., № 9.
  15. Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних: Федеральный закон РФ от 24.06.1999г. № 120-ФЗ. С последующими изменениями. СЗ РФ. 2001г., № 3.
  16. Постановления Пленума Верховного Суда СССР. Сборник постановлений.
  17. Постановления Пленума Верховного Суда РСФСР. Сборник постановлений.
  18. Постановления Пленума Верховного Суда РФ. Сборник постановлений.
  19. Об организации прокурорского надзора за предварительным следствием и дознанием: приказ Генерального прокурора от 18.06.1997г. № 31. Сборник основных приказов и указаний Генерального прокурора РФ. М.: Норма, 1999.
  20. О бланках процессуальных документов. Приказ Генерального прокурора РФ от 05.04.2002г. № 15.
  21. Об организации работы прокуроров в судебных стадиях уголовного судопроизводства. Приказ Генерального прокурора РФ от 03.06.2002г. № 28
  22. О разграничении компетенции прокуроров территориальных, приравненных к ним военных и других специализированных прокуратур: приказ Генерального прокурора РФ от 09.09.2002г. № 54.
  23. Об участии прокуроров в надзорной стадии уголовного процесса: приказ Генерального прокурора РФ от 11.02.2003г. № 10.
  24. Уголовный процесс: Учебник для Вузов. Под общей редакцией А.В.Смирнова, К.Б.Калиновского, СПб.: Питер, 2004.
  25. Уголовный процесс: Учебник для Вузов. Под общей редакцией А.В.Смирнова, К.Б.Калиновского, СПб.: Питер, 2005.
  26. Уголовно-процессуальное право: Учебник. Под редакцией П.А. Лупинской. М.: Юристъ, 2004.
  27. Уголовный процесс: учебник. Под редакцией В.П. Божьева. М.: СПАРК, 2002.
  28. Комментарий к Уголовно-процессуальному кодексу Российской федерации. М.: Экзамен, 2004.
  29. Комментарий к Уголовно-процессуальному кодексу Российской федерации. М.: Кодекс, 2002.
  30. Уголовный процесс. Учебное пособие для студентов средних профессиональных учебных заведений. Под редакцией Л.К. Енаевой. М.: Форум-Инфра-М., 2003.
  31. Краткий курс уголовного процесса. Учебное пособие. Под редакцией А.П. Рыжакова. г. Тула, ПБЮЛ В.В. Рыжаков, 2003.

Вопросы для самопроверки:

  1. Скажите, какие лица отнесены уголовным законодательством к числу несовершеннолетних?
  2. Поясните, каково соотношение общих и особых правил производства по делам несовершеннолетних?
  3. В чем, по вашему мнению, заключаются особенности предметы доказывания по делам несовершеннолетних?
  4. Скажите, имеются ли особенности задержания и заключения под стражу несовершеннолетних?
  5. Какие дополнительные гарантии прав личности установлены законом при производстве по делам несовершеннолетних?
  6. Каковы правила выделения дел о несовершеннолетних. Совершивших преступления вместе со взрослыми?
  7. Поясните, каковы особенности рассмотрения дел в отношении несовершеннолетних в судах первой инстанции?
  8. Скажите, какие вопросы разрешает суд при постановлении приговора несовершеннолетнему?
  9. Каков порядок освобождения судом несовершеннолетнего от наказания?