Акты применения норм права: понятие и виды.
Акты применения права – индивидуальные властные предписания, обращённые к конкретным участникам общественных отношений и обязательные для исполнения ими. Они гарантируются государством, и их неисполнение влечёт за собой принудительные меры.
Правоприменительные решения принимаются в форме актов применения—индивидуальных властных предписаний, обращённых к конкретным лицам и обязательных для исполнения ими. Эти акты гарантируются государством, и за их нарушение наступает юридическая ответственность, как за нарушение правовых норм. В отличие от последних акт примениения рассчитан на регулирование конкретной ситуаций, его адресаты четко определены (поименно песонифицированы), а действие начинается с момента принятия акта и прекращается после выполнения сформулированного в нем веления.
Виды:
— По субъекту, принимающему акт:
1) акты органов государственной власти и местного самоуправления,
2) акты иных правоприменительных органов.
Индивидуальные предписания первого вида издаются практически всеми звеньями государственного и муниципального аппарата. Это—судебные решения, приказы и распоряжения исполнительных органов, протесты и представления прокуроров и т. п.
К числу решений 2-ой группы относятся акты органов управления общественных формирований, а также предприятий, учреждений и организаций.
— По порядку принятия:
1) акты коллегиальных органов;
2) акты отдельных должностных лиц.
— По форме:
1) устные акты права;
2) конклюдентные акты, выражающиеся с помощью определённых символов;
3) письменные.
Письменные индивидуальные предписания обладают четырехчленной структурой, включающей в себя:
1) вводную часть, содержащую наименование правоприменительного акта и органа, его принявшего; место и время вынесения решения и т.п.
2) описательную, в которой излагается фабула рассматриваемого дела;
3) мотивировочную, выражающую сведения об установленных правоприменителем фактических обстоятельствах дела и их юридической квалификации;
4) резолютивную часть, излагающую выводы правоприменительного органа по рассматриваемому делу и определяющую субъективные права и юридические обязанности его участников.
— По характеру воздействия:
1) Регулятивные, связанные с положительной регламенацией человеческого поведения путем применения диспозиций норм права;
2) Правоохранительными, издаваемыми на основе санкций юридических норм и определяющими неблагоприятные последствия для конкретных субъектов за их неправомерные действия(бездействия). Также существуют и иные основания для подразделения актов применения права на виды. Все индивидуальные акты должны быть законными и обоснованными, т.е. не противоречить нормам права и соответствовать установленным обстоятельствам дела.