Понятие применения норм права как особой формы их реализации.

Применение норм права—это властая организационная деятельность компетентных органов и лиц, имеющая своей целью содействие адресатам правовых норм в реализации принадлежащих им прав и обязанностей, а также контроль за данным процессом.

Реализация права в большинстве случаев происходит без участия государства и его органов. Граждане и органы добровольно, без принуждения, по взаимному согласию вступают в правовые отношения в рамках которых используют субъективные права, исполняют обязанности и соблюдают установленные законом запреты. Вместе с тем в некоторых типичных ситуациях возникает необходимость государственного вмешательства, без чего реализация прав окажется невозможной.

Во-первых, в механизме реализации отдельных норм заранее запрограмировано участие государства. Это прежде всего нормы, в соответствие с которыми осуществляется государственное расспределение имущественных благ.

Во-вторых, взаимосвязи между государственными органами и должностными лицами внутри государственного аппарата имеют в большинстве своем характер власти и подчинения. Данные правовые отношения включают в качестве необходимого элемента властные решения, т.е. акты применения права.

В-третьих, право применяется в случае возникновения спора о праве. Если стороны сами не могут прийти к соглашению о взаимных правах и обязанностях, они обращают для разрешением конфликта в компетентный государственный орган.

В-четвёртых, применение права необходимо для определения меры юридической ответственности за совершённое првонарушение, а также для применения принудительных мер воспитательного, медицинского характера и др.

 

Правоприменение вмешивается в естественный ход реализации права и закона только в случае:

1) когда есть спор о наличии или мере субъективного права и юридических обязанностей,

2) при необходимости определить момент действия или фактического прекращения чьих-либо прав и обязанностей,

3) когда необходимо осуществление предусмотренного законом контроля за правильностью приобретения прав и возложенных обязанностей,

4) в случае совершения правонарушения.

 

Признаки правопримения:

1. Осуществляется уполномоченными на то государственными органами и в пределах их компетенции.

2. Имеет индивидуальный характер (выносится в отношении конкретного юридического дела).

3. Указанное решение является обязательным для субъектов, которым оно адресовано, и для тех органов, которые должны его исполнять.

4. Правоприменительная деятельность носит властный характер, который проявляется не только в обязательности указанного решения для его адресатов, но и в обязательности требований правоприменителя к лицам, так или иначе причастным к рассмотрению дела (например, обязательность явки в суд свидетеля, ответчиков, экспертов по вызову суда, предоставление документов по его требованию).

5. Регламентируется процессуальными нормами.

 

104. Стадии применениянорм права

 

Несмотря на многочисленность и разнообразие ситуаций, требующих правоприменения их объединяет наличие общих стадий или этапов, которые проходят указанный процесс в каждом конкретном случае.

Согласно информационной модели правоприменения стадиями являются: установление фактических обсоятельств разрешаемого дела; выбор правовой нормы, регулирующей данную ситуацию (юридическая квалификация; принятие решения по делу в форме вынесения индивидуального предписания, акта применения права). Существует процессуальная модель, согласно которой правопримение проходит в соответствии с нормами процессуальных кодексов(ГПК, АПК, УПК РФ).

Установление фактич обсоятельств разрешаемого дела связано с выяснением наличия или отсутствия в действительности условий, на которых расщитана применяемая юридическая норма. Эти условия определяются путем доказывания, т.е. регламентируемой законом деятельности по собиранию, проверке и оценке доказательств. Доказательствами являются фактические данные, с помощью которых устанавливаются обстоятельства рассматриваемого дела.

Выбор правовой нормы, регулирующей данные отношения(юридическая квалификация) является второй стадией правоприменения и состоит в отыскании необходимого общего юридического предписания, установление его применимости к рассматриваемому случаю. Происходит «наложение» абстрактного правила на конкретную жизненную ситуацию. Здесь необходимо также выяснить подлинность текста выбранной нормы. Дело в том, что подлежащие применению норм акты после их принятия могут изменяться и дополняться. К тому же правоприменители располагают порою их текстами, не имеющие официального характера, а значит и не дающие полной гарантии соответствия оригиналу. Поэтому орган, производящий юридическую квалификацию обязан удостовериться в подлинности текста применяемой нормы, установить действующую её редакцию на момент вынес решения. Для этого следует пользоваться офиц источниками опубликования норм-пр актов.На этапе выбора пр нормы происх и ее толкование.

Стадия принятия решения по делу завершает процесс правоприменения переводит абстрактные юридические правила в детализированные властные предписания. Решения правоприменительного органа влечет за собой возникновение, изменение или прекращение у участников общественных отношений юридичесих прав и обязанностей и обеспечивает их правильную реализацию.