Пределы правового регулирования
Понятие и виды правового регулирования.
Социальное регулирование - целенаправленное воздействие на поведение людей. К средствам социального регулирования относятся прежде всего социальные нормы: правовые, моральные, корпоративные, обычаи и т.д.; индивидуальные предписания, властные веления, меры физического, психического, организационного принуждения и т.д. Важная роль в социальном регулировании принадлежит правовому регулированию.
Вообще термин "регулирование" (правило) обозначает упорядочение, налаживание, приведение чего-либо в соответствие с чем-либо. Без эффективного правового регулирования немыслима сама государственность.
Правовое регулирование- это целенаправленное воздействие на поведение людей и общественные отношения с помощью правовых (юридических) средств. Нельзя считать правовым регулированием воздействие, осуществляемое неюридическими средствами (воздействие на сознание через СМИ, путём пропаганды, агитации). Конечная цель правового регулирования - создание системы упорядоченных общественных отношений.
Классификацию правового регулирования на виды проводят по следующим основаниям:
В зависимости от наличия/отсутствия у субъектов общественных отношений возможности определять конкретный вариант своего поведения:
1. Централизованное (императивное) правовое регулирование - отсутствие у субъекта такой возможности. Наибольшее распространение такой вид правового регулирования получил в публичном праве.
2. Децентрализованное (диспозитивное) правовое регулирование - общественные отношения предоставляют субъекту возможность самостоятельно конкретизировать своё поведение.
В зависимости от используемых юридических средств:
1. Нормативное правовое регулирование - основное средство урегулирования - юридические нормы;
2. Индивидуальное (казуальное) правовое регулирование - основное юридическое средство – индив. идуальный акт.
Регулированию не должно подлежать всё, пускай даже правовому, пределы такого регулирования должны быть чётко обозначены. Если этого не происходит, то возможны следующие ситуации:
· Существует концепция "государства - ночного сторожа", такое государство регулирует лишь наиболее важные общественные отношения, вследствие чего сфера правового регулирования оказывается сильно зауженной, отсюда хаос и произвол в нерегулируемых сферах жизни.
· Если же ситуация складывается наоборот, т.е. сфера правового регулирования слишком расширена, то это уже ничто иное, как тоталитарное государство (которое контролирует каждый шаг своих граждан), отсюда социальная пассивность граждан.
В научной литературе можно выделить две основных точки зрения на способ определения пределов правового регулирования:
I. В сферу правового регулирования должны входить лишь общественные отношения, которые обладают определёнными признаками: а) это отношения, в которых заключены как индивидуальные интересы членов общества, так и интересы общесоциальные; б) в этих отношениях реализуются взаимные интересы их участников, каждый из которых идёт на какое-то ущемление своих интересов ради удовлетворения интересов другого; в) эти отношения строятся на основе согласия выполнять определённые правила, признания обязательности этих правил; г) эти отношения требуют соблюдения правил, обязательность которых подкреплена достаточно действенной силой. Практика показала, что в сферу правового регулирования входят три группы общественных отношений, отвечающих перечисленным признакам:
Отношения людей по обмену ценностями (материальными и нематериальными).
Отношения по властному управлению обществом.
Отношения по обеспечению правопорядка.
II. Сфера правового регулирования определяется с позиции возможного и необходимого правового регулирования:
Определяется верхняя и нижняя граница. Верхняя граница - возможный предел правового регулирования. Нижняя граница - определяется важностью общественных отношений для государства и общества.