Философия Всеединства

Учение Соловьева занимает особое место в русской философии, это обусловлено тем, что в нем получили обобщение многие идеи русской философии XIX века, и оно явилось первой системой русской философии.

В философском учении Соловьева были разработаны идеи, которые в значительной мере определили дальнейшее развитие русской философии ( идея Всеединства, идея Богочеловечества и прочие ).

В чем заключался системный характер учения Соловьева?

В его основе лежали принципы, которые определили единообразный подход к решению различных проблем.

А). Принцип абсолюта – Бога, Бог понятый в его триединстве рассматривается как единый духовный фактор, субстанциальное начало в учении Соловьева.

Б). Принцип Всеединства. Суть принципа в признании универсальной (всеобщей) духовной, божественной взаимосвязи между всеми явлениями мира. По сути, это развитие принципа соборности.

В). Принцип Богочеловечества. Является основным в учении Соловьева в понимании исторического процесса и саморазвития личности. Суть в том, что история – процесс все более полного Боговоплощения, движения к царству Божьему. Это определяет смысл истории, духовно-нравственное самосовершенствовании личности, к-я включена в исторический процесс (религиозный провиденционализм). Системность учения Соловьева заключается в полноте и определенной организации его учения: она включает все традиционные разделы философского знания (онтология, космология, учение о познании, о человеке и свободе, этика, эстетика, историософия и др.)

 

Основные идеи:

 


Наука, философия, религия, имеют единый, общий принцип - всеединство на всех ступенях. Поэтому всеединство в учении Соловьева характеризует не только единство космоса, но и познания.

Чтобы способствовать духовно-нравственному развитию человека, Бог вступил в исторический процесс в образе Иисуса Христа, он определил три чувства, свойственных его природе:

1. Чувство стыда, к-е выражает отношение человека к собственной животной приироде. Поэтому наиболее сильный стыд – половой.

2. Чувство жалости, сострадания, выражает отношение человека к себе подобному.

3. Чувство благоговения, выражает отношение человека к Богу.

В своей основной работе «Оправдание добра», подчеркивает, что благоговение – это индивидуально-психологическая предпосылка религиозности каждого человека.

Эти три чувства, будучи осознанны, осмысленны человеком, порождают три принципа его поведения:

1. Принцип аскетизма, направленный на сдерживание плотских ощущений и сосредоточение на духовном саморазвитии.

2. Принцип альтруизма

3. Принцип религиозности

Эти чувства и принципы направляют человека к духовно-нравственному преображению, ориентируют его на движение к Богу, но для осуществления этого необходимо:

1. Осознание собственного несовершенства, греховности.

2. Осознание идеала, на который нужно ориентироваться в своем самосовершенствовании (Иисус Христос)

3. Усилие воли, чтобы осуществить его

В процессе духовно-нравственного совершенствования человек может и должен опереться на семью, духовные ценности своего народа и общечеловеческую культуру.

В учении о человеке Соловьев исходит из принципа его двуединства: Божественное (духовное) и материальное, телесное. При этом подчеркивает, что определяющим началом в личности является его принадлежность к обществу, индивидуальность приобретает значение только тогда, когда личность выступает представителем общества. Индивидуальность – проявление общественного человека.

Свободу человека рассматривает, как способность человека следовать или по пути зла, или по пути добра.

В учении Соловьева представлена и определенная концепция русской идеи, которая истолкована с позиции принципа всеединства. В отличие от некоторых философов, например Данилевского, Соловьев полагал, что история – единый, целостный процесс, который направлен на всеединство народов и выработку, создание единой, общечеловеческой культуры. Русская идея заключается не в том, что должна для себя сделать Россия, а в том, чтобы определить место, роль России как христианского государства, в единении народов, создании единой культуры.

Основные идеи Соловьева изложены в работах «Оправдание добра», «Критика отвлеченных начал» (эмпиризма и рационализма), «Русская идея», «Чтение о Богочеловечестве».


 

Неклассическая западноевропейская философия.

Возникает в середине XVIII века.

Характерные черты:

1. В учениях неклассической философии происходит отход от идеалов просвещения и рационализма. Для неклассических учений характерен или эмпиризм, либо рационализм.

2. В неклассических учениях иначе истолковывается предмет философии, ее статус. Прежде всего проявляется в том, что неклассическая философия отрицает традиционные философские проблемы (онтологические, метафизические, которые существенны для классической философии), отрицает мировоззренческие позиции философии, а иногда вообще отрицает философию как самостоятельный вид знания, подчиняя ее науке (позитивизм, где речь идет только о философии науки ).

3. В неклассической философии по-иному ставится, исследуется проблема человека. В классических философских учениях человек исследуется как родовое существо, бытие человека исследуется под углом зрения общечеловеческих родовых качеств. В неклассических философских учениях человек рассматривается как конкретная личность, находящаяся в определенных условиях (например, в философии экзистенциализма).

Для неклассической философии характерно существование многообразных течений. Позитивизм и его разновидности, философия жизни, экзистенциализм, философская антропология, психоанализ, неотомизм.

Многообразие течений неклассической философии можно подразделить на 2 группы:

· Сциентисткая философия

· Антисциентизм

Учения сциентистской ориентации (позитивизм) абсолютизируют роль науки во всех сферах общественной жизни, рассматривают научное знание как единственно ценное знание, рассматривают научное знание как эталон. Для антисциентизма характерно признание не только научного знания, но признание других многообразных видов знания.