МАРКСИСТСКАЯ ФИЛОСОФИЯ.

Она была разработана К. Марксом (1818 – 1883) и Ф. Энгельсом (1820 – 1895).

Основные положения выложены в ряде как совместных работ, так и написанным отдельно. Совместные работы: «Немецкая идеология», «Нищета философии» и др.

Работы Маркса: «Экономическо-философские рукописи 1844 года», «Тезисы о Фейербахе» (1848 г. 11 тезисов, в которых четко в краткой форме выражены идеи марксизма), «Капитал», «Гражданская война во Франции»

Энгельс: «Людвиг Фейербах и конец КНФ», «Анти-Дюринг», «Диалектика природы».

ИСТОРИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ, ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ИСТОЧНИКИ И ЕСТЕСТВЕННОНАУЧНЫЕ ПРЕДПОСЫЛКИ ВОЗНИКНОВЕНИЯ И РАЗВИТИЯ МАРКСИСТСКОЙ ФИЛОСОФИИ. ЕЕ ХАРАКТЕРНЫЕ ЧЕРТЫ.

Основные идеи, связанные с этим вопросом, изложены в работе Энгельса «Людвиг Фейербах и конец КНФ».

Марксизм возникает в 40-е гг. 18 века. Это период, когда усиливаются социальные противоречия в западно-европейских странах, в т.ч. Германии, происходят социальные столкновения. В этот период складывается революционная ситуация в Германии, которая привела к революции 1848 года. Какую роль играет борьба социальных групп? А вместе с этим все большее значение приобретала и идеология как существенный фактор борьбы социальных групп.

Идеология представляет собой форму теоретического общественного сознания, в которой осмысливается общественная жизнь, социальные процессы, общественные отношения, общественное бытие с позиций определенной социальной группы. Именно поэтому идеология по сути своей не может быть индифферентна для всех социальных групп. Одновременно существуют различные идеологии. Роль идеологии определяется тем, что она по сути представляет собой самосознание определенной социальной группы. Идеология выступает как теоретическое обоснование целей соц группы, идеалов, тактики и стратегии. Выступает как очень важный организующий соц группу фактор.

К середине 19 века капитализм во многих европейских странах достигает своей зрелости и все более очевидными становятся общие существенные черты, характерные для экономики, политики, капиталистического общества в различных странах. Это обстоятельство сделало возможным разработку теоретической модели буржуазного капиталистического общества на основе анализа общих существенных связей, закономерностей, свойственных этому обществу.

Одной из таких общесоциологических моделей капиталистического общества явилось марксистское учение об обществе. Марксистская философия возникает именно как общесоциологическое учение и лишь позднее в ней разрабатываются проблемы, связанные с пониманием природы, познанием и др. проблем.

Марксизм возникает как теоретическое обоснование определенного класса (пролетариата).

В силу своего университетского образования Маркс был гегелианцем, однако под воздействием активной социальной деятельности (деятеля-журналиста, редактора газет, рабочего движения) Маркс все в большей мере убеждался, что учение Гегеля носит абстрактно-….

Речь шла о том, что гегелевская философия сводит активность субъекта к духовно-познавательному, в то время как действительная социальная активность субъекта заключается в революционно-преобразующей практической деятельности. Общественная жизнь в сущности своей есть жизнь практическая и все изменения в обществе есть результат практической преобразующей деятельности. В связи с этим Маркс и попытался обосновать тенденции развития общества, исходя из понимания общества прежде всего как сферы материально-преобразующей деятельности. Идея общественно-исторической практики явилась одной из фундаментальных идей марксизма. Создавая свое учение Маркс и Энгельс исходили из определенных философских идей своих предшественников и прежде всего из определенных идей гегелевской философии и философии Фейербаха.

Какова же преемственная связь марксистской философии и философии Гегеля:

1. Маркс сохранил гегелевскую идею всеобщего диалектического развития природы, общества и познания. Однако Маркс разработал на основе этой идеи диалектическое учение в принципе противоположное диалектическому учению Гегеля. Противоположность: в учении Гегеля имеет место идеалистическая диалектика: диалектический метод Гегеля описывает противоречивое развитие мирового разума, порождающего природный и социальный мир. При этом диалектический метод Гегеля подчинен потребностям его идеалистической системы (природа не обладает саморазвитием, в обществе на определенной ступени происходит примирение противоположностей и поэтому завершается развитие). В философии марксистской речь идет прежде всего об объективной диалектике, т.е. противоречивом саморазвитии природы и общества.

 

Т.о. имеет место и преемственная связь и вместе с тем их принципиальное различие.

2. В марксистской философии сохранена идея классического немецкого идеализма о творческой активности и свободе субъекта. Однако имеет место противоположность истолкования активности субъекта в марксистской идеологии и КНФ: в учении немецкого идеализма активность субъекта – духовно-познавательная деятельность, морально-нравственная. В марксистской философии активность общественно-исторического субъекта – не только духовно-познавательная, морально-нравственная, но прежде всего, материально-практическая, революционно-преобразующая деятельность.

Первичность материи, природы, вторичность познания. Однако существует и принципиальное отличие марксистского материализма от Фейербаха: материализм Фейербаха непоследовательный – это материализм в понимании природы и идеализм в понимании общества. В марксистской впервые разработано материалистическое понимание общества, истории. И таким образом марксистский материализм – целостное учение, единообразно объясняющее и природу, и общество. Кроме того, материализм Фейербаха был механистическим, антропологическим и натуралистическим. В марксистской философии имеет место единство материализма и диалектического миропонимания (диалектический материализм).

Маркс сохранил идею Фейербаха о самоценности человека как активного деятельного свободного существа, т.е. сохранил гуманистическую установку в философии. Однако в противоположность Фейербаху, Маркс рассматривает человека не натуралистически, а напротив, подчеркивает общественно-историческую сущность человека. В тезисах о Фейербахе Маркс писал, что сущность человека – прежде всего те общественно-исторические отношения, продуктом которых является человек, в которые включен человек. Именно под воздействием этих факторов и формируется человек. Иначе говоря, для марксистской философии характерна не натуралистическая, антропологическая, а общественно-историческая установка.

Т.о. для марксистской философии характерна не только преемственная связь с определенными идеями Фейербаха, но и принципиальное отличие по этим жечертам.

Развитие материалистической диалектики в понимании природы в марксистской теории опиралось и на определенные естественнонаучные предпосылки. В качестве таких предпосылок, как отмечал Энгельс, выступили 3 важных естественнонаучных открытия, хотя определенное обобщение в марксистской философии получили и другие:

1. Открытие Майером закона сохранения и превращения энергии. Этот закон явился научным доказательством всеобщности, неуничтожимости движения в природе, а также всеобщей взаимосвязи различных видов движения и, следовательно, областей природного мира.

2. Открытие живой клетки и ее способности к изменению. Это доказательство единства живой природы и его постоянной изменчивости.

3. Эволюционная теория Дарвина. Рассмотрела противоречивость наследственности и изменчивости и выявила определенную взаимосвязь.

Эти и другие достижения позволили научно обосновать объективную диалектику.

Характерные черты марксистской философии:

1. Марксистская философия – последовательный материализм как в понимании природы, так и общества. Впервые разработано материалистическое понимание общества.

2. Марксистский материализм является атеистическим.

3. Тесная взаимосвязь материализма и диалектики (диалектический материализм и материалистическая диалектика)

4. Для марксистской философии характерна фундаментальная основополагающая роль принципа общественно-исторической практики, на основе которого разрабатывается и материалистическое понимание общества, и диалектико-материалистическое учение о познании, и учение о человеке и его свободе.

МАТЕРИАЛИСТИЧЕСКАЯ ИДЕЯ ПРАКТИКИ И ЕЕ МЕТОДОЛОГИЧЕСКАЯ РОЛЬ В МАРКСИСТСКОЙ ФИЛОСОФИИ.

Практика – целенаправленная чувственно-предметная материально-преобразующая деятельность общественно-исторического субъекта, направленная на удовлетворение его потребностей.

1. Субъектом практической деятельности является ОБЩЕСТВЕННО-ИСТОРИЧЕСКИЙ СУБЪЕКТ, а не отдельно взятый человек, индивид.

Практика – ОБЩЕСТВЕННО-ИСТОРИЧЕКАЯ ПРАКТИКА. Общественно-исторический характер практики заключается в том, что цели, возможности практической деятельности, ее методы, средства определяются уровнем исторического развития общества, а не только индивидуальными природными способностями человека.

Субъектом практики выступает или общество, или социальная группа, или человек как продукт общества на определенной ступени его развития.

Основные виды общественно-исторической практики:

1) Материально-производственная деятельность

2) Общественно-преобразующая деятельность, связанная с преобразованием общественных, экономических, политических отношений

3) Научный эксперимент

Но существует множество различных видов практической деятельности.

2. Практика – материально-преобразующая деятельность. В процессе практики субъект взаимодействует с материальными предметами, процессами, явлениями, изменяя, преобразуя их. В этом смысле практика выступает как реализация активности, свободы субъекта, связана с достижением цели, поставленной субъектом.

Практика как материальная деятельность противоположнадуховно-познавательной деятельности. Практически человек оперирует материальными явлениями, изменяя их, в духовно-познавательной – знаниями, образами, но не предметами.

3. Практика – является целенаправленной деятельностью, т.е. предполагает целеполагание: постановка и обоснование цели – разработка плана деятельности по достижению цели (поэтапно, по срокам) – обоснование выбираемых методов и средств – разработка проектов, планов и т.д.

Именно целеполагание и определяет необходимую неразрывную связь практической деятельности с духовно-познавательной, поскольку любое обоснование осуществляется на основе знаний. Именно в этом смысле познание – есть предпосылка практической деятельности. С другой стороны, и духовно-познавательная деятельность имеет своей предпосылкой практику. Общественно-историческая практика выполняет по крайней мере следующие важные функции в процессе познания:

1. Практика – основа и источник знаний. Практика, осуществляясь в огромных масштабах и самых различных условиях, дает многообразную информацию для процесса познания. Кроме того, уровень развития общественно-исторической практики во многом определяет возможности, границы познания (методы, средства, материальные ресурсы и т.д.)

2. Общественно-историческая практика – цель познания. Поскольку познавательная деятельность, прежде всего, направляется на решение практически значимых проблем (НТП). Хотя познавательная деятельность обладает и относительной самостоятельностью: она необходима для решения собственно научных теоретических проблем и проблем мировоззренческих. Познавательная деятельность является существенным фактором развития личности.

3. Общественно-историческая практика – объективный критерий истинности знания.

Основные идеи материалистического понимания общества содержатся в ранних совместных работах Маркса и Энгельса и особенно нужно выделить работу Маркса «К критике политической экономии. Предисловие». Маркс исходит из того, что учение об обществе должно представлять теоретическую модель общества, в которой выражены существенные связи общества, существенные закономерности, тенденции развития общества. При этом общество рассматривается как качественно особая система, отличная от природы, обладающая собственными специфическими законами функционирования, развития. Поэтому первый принцип материалистического понимания общества – ПРИНЦИП СИСТЕМНОСТИ. При этом общество с точки зрения марксистской философии представляет собой систему различных видов деятельности и соответствующих отношений, возникающих и существующих в процессе деятельности. ДЕЯТЕЛЬНОСТНЫЙ ПРИНЦИП – направлен на выявление сущности социальной системы. Если подходить к обществу со стороны явления, то это будет множество людей, учреждений, организаций. Маркс создавал свое учение, стремясь создать теоретическую модель общества – общество – система видов деятельности. (Фейербах – практическая деятельность!!!).

Системообразующим фактором выступает материально-практическая деятельность и те отношения, которые возникают в процессе этой деятельности. Все другие виды деятельности (политическая, морально-нравственная) определяются именно материально-практической деятельностью. Третий принцип – ПРИНЦИП общественно-исторической практики.

Сфера материально-практической деятельности – сфера многообразных материальных (т.е. не зависящих от воли, желания, сознания людей) отношений, возникающих между людьми и природой, а также между людьми в процессе воспроизводства их материальной жизни, материальных потребностей.

Важно отметить, что материальные отношения возникают помимо воли, желания, сознания людей.

С таким подходом к пониманию общества связаны основополагающие понятия марксистской философии – общественное бытие и общественное сознание.

Общественное бытие выражает совокупность материальных отношений людей к природе и друг к другу, возникающих и существующих в процессе производства своей материальной жизни.

Важнейшими в совокупности материальных отношений марксистская философия считает производственные отношения, которые возникают в процессе производства материальных благ. При этом марксистская философия различает производственно-технические отношения, которые обусловлены потребностями организации производства, технологии производственного процесса (например, рабочий-мастер, начальник цеха-рабочий, рабочие на конвейере) и производственно-экономические отношения. Производственно-экономические отношения называются производственными.

Под производственно-экономическими отношениями понимаются отношения, возникающие между людьми в процессе производства по поводу отношения к собственности. Если говорить о структуре производственных отношений, то обычно говорят об отношениях производства, распределения, обмена и потребления. Причем сущностью производственных отношений как экономических является определенная форма собственности на средства производства. Производственные отношения как отношения экономические являются материальными отношениями. От экономических материальных отношений отличаются идеологические отношения, которые в юридической форме закрепляют, выражают материально-экономические отношения. Это отношения владения, пользования и распоряжения.

В м. философии именно производственные экономические отношения составляют БАЗИС, на котором строится вся система социальных отношений (социально-классовых отношений, политических, духовно-нравственных).

Общественное сознание есть отражение общественным субъектом, обществом, социальной группой общественного бытия. Общественное бытие как материальное первично, общественное сознание как отражение бытия, как духовное образование вторично. В этом и заключается сущность материалистического понимание общества в м. философии: первично материальное, вторично духовное.

Общественное сознание представляет собой сложное целостное образование, в котором существуют различные уровни: теоретический и обыденный; общественную идеологию и общественную психологию. Кроме того оно включает и различные формы:

1. Политическое сознание

2. Правовое сознание

3. Морально-нравственное сознание

4. Художественно-эстетическое сознание

5. Научное сознание

6. Философское сознание

7. Религиозное (или атеистическое) сознание

Важным принципом материалистического понимания общества является ПРИНЦИП КОНКРЕТНО ИСТОРИЧЕСКОГО ПОДХОДА. С этим подходом связана категория общественно-экономическая формация. Это социальная система на определенной исторической ступени развития, которая обусловлена соответствующим способом материального производства.

Под способом материального производства в м. философии понимается диалектическое единство производительных сил и производственных (экономических) отношений на определенной ступени их развития. Производительные силы (субъективный элемент – люди и вещественный элемент – предмет труда и средства производства, важнейшим элементом которых являются орудия труда).

М. философия особо обращает внимание на диалектическую связь производительных сил и производственных отношений, которые выступают как форма организации, форма функционирования и развития производительных сил.

Способ материального производства определяет всю структуру общественно-экономической формации.

СХЕМА

Качественное Изменение способа производства, переход от одного способа производства к другому (в результате взаимодействия производительных сил и производственных отношений) определяет изменение более или менее быстро всех других элементов социальной системы и переход к новой ОЭФ.

Переход от одного способа материального производства к другому и есть социальная революция.

В соответствии с этим м. философия рассматривает развитие общества как естественно-исторический процесс смены одной ОЭФ другой на основе изменения способа материального производства.

Учение о познании в м. философии

Основополагающими принципами в марксистском учении о познании являются МАТЕРИАЛИСТИЧЕСКИЙ ПРИНЦИП ОТРАЖЕНИЯ, ПРИНЦИП ОБЩЕСТВЕННО-ИСТОРИЧЕСКОЙ ПРАКТИКИ и ПРИНЦИП ДИАЛЕКТИЧЕСКОЙ ПРОТИВОРЕЧИВОСТИ.

Познание есть диалектически противоречивый, творчески конструктивный процесс отражения действительности общественно-историческим субъектом на основе общественно-исторической практики.

Сущность познания заключается в том, что это более или менее полное и точное воспроизведение-отражение действительности общественно-историческим субъектом (человеком, соц. группой). Понимание отражении уже связано с материалистической трактовкой познания поскольку предполагается материальный объект отражения и знания рассматриваются как вторичное по отношению к нему (объект – оригинал, знание – отражение).

Поскольку субъектом в познании является общественно-исторический субъект, постольку и сам процесс познания носит общественно-исторический характер: цели познание, методы и способы познавательной деятельности, формы знания, понятия, законы, теории, формы знания, возможности и границы познания определяются не только индивидуально-биологической природой человека, но прежде всего, определяются уровнем исторического развития общества, уровнем развития общественно-исторической практики. Именно общественно-историческая практика обусловливает и творчески конструктивный характер познания: субъект не просто познает (отражает) действительность и в своей деятельности на основе этих знаний приспосабливается к этой действительности. Напротив, руководствуясь потребностями общественно-исторической практики, человек пытается изменить, творчески преобразовать действительность, подстраивая ее под свои потребности.

Познание как процесс диалектически противоречив.

1. единство абстрактного и конкретного, восхождение от абстрактного к конкретному

2. единство исторического и логического

3. единство эмпирического и теоретического уровней познания

4. Единство объективного и субъективного в знании

5. единство относительного и абсолютного в знании

 

Единство эмпирического и теоретического уровней познания


Эмпирический уровень Теоретический уровень
С какой стороны осуществляется?
В эмпирическом знании объект отражается с внешней чувственно-воспринимаемой стороны, т.е. со стороны явления. Тот же объект отражается с его «внутренней» существенной стороны, стороны причинной обусловленности, что недоступно непосредственному чувственному отражению.
Каковы основные методы, средства, с помощью которых достигается основное содержание знания?
В эмпирическом познании используются методы непосредственного исследования объекта: наблюдение, эксперимент, измерения и разнообразные приборы, позволяющие это осуществлять. Кроме того эмпирическое знание достигается и с помощью методов логического мышления в познании: анализа, синтеза, описания результатов наблюдения, эксперимента, построения таблиц, эмпирических графиков, классификаций и т.д. Т.о. в эмпирическом познании имеет место единство и чувственного и логического, хотя ведущая роль на это ступени познания принадлежит чувственному. Теоретическое познание осуществляется на основе построения идеализированныхмоделей познаваемых классов явлений. При построении этой модели, ее исследовании, используются разнообразные теоретические, математические методы (теоретические: анализ и синтез, различные виды абстрагирования, идеализации, формализации, математические: математическая гипотеза, моделирование). Хотя на теоретическом уровне познания преобладает абстрактно-логический элемент, тем не менее здесь присутствует и чувственно-опытное: эмпирический базис теоретического познания, а также различные чувственные, визуальные элементы (наглядные модели).
Объект, к которому непосредственно относится знание
Непосредственно к эмпирическому, чувственно воспринимаемому предмету. Непосредственно относится к абстрактному идеализированному объекту. Для того, чтобы выявить существенные связи, законы определенного класса вещей в процессе познания происходит абстрагирование от единичных, несущественных, случайных признаков изучаемых признаков этих объектов и конструируется идеализированная абстрактная модель, в которой воспроизводятся только существенные связи. Все теоретическое знание относится именно к таким идеализированным объектам теории. В основе любой научной теории лежит соответствующий идеализированный объект, который сконструирован в соответствии с некоторыми исходными принципами теории, а все последующие положения теории относятся именно к этому идеализированному объекту. Примером таких идеализированных объектов могут служить: абсолютно твердое тело в физике, абсолютно черное тело, идеальный кристалл.
Язык, посредством которого отражается знание
Выражается посредством эмпирического языка, понятия которого непосредственно соотносимы с объектом познания. Например, исследуем жидкость. Эмпирические понятия: температура, объем, давление и т.д. Основное содержание теоретического знания, относящегося к идеализированному объекту, выражается с помощью теоретического языка, понятия которого непосредственно не соотносимы с реальным исследуемым объектом. В теории есть понятия, которые вообще лишены смысла за пределами теории. Поскольку теоретический язык непосредственно не соотносим с реальным объектом исследования, в развитой теоретической науке возникает особая область знания, связанная с интерпретацией теоретического языка.
Какова ценность знания
Ценность эмпирического знания ограничена теми конкретными условиями, при которых получены эмпирические зависимости, эмпирические законы. Но эмпирическое знание, не выявляя существенных закономерных связей исследуемого объекта, не позволяет выполнять прогнозирование. Является вершиной научного знания на каждом этапе его развития. Ценность связана с его объяснительной и прогностической функциями.
     

 

 

30.03.12

Теория является высшей формой научного знания. Она обладает определенной логической структурой: исходные принципы и соответствующий идеализированный объект теории, математический аппарат теории, основные законы теории, следствия теории, проверка которых позволяет судить об истинности теории, иногда в структуру теории включают ее эмпирический базис, т.е. совокупность тех эмпирических фактов, на основе которых строится теория, которые объясняет эта теория. Научная теория выполняет ряд важных функций в процессе познания:

1. Описательная функция (описание эмпирических фактов)

2. Объяснительная функция (установление причин, законов, относящихся к соответствующей совокупности фактов)

3. На основе объяснения осуществляется прогнозирование. Чем выше прогностическая способность теории, тем более приемлемой, удовлетворительной она считается.

4. Методологическая функция теории. На основе объяснения и тех законов, которые установила теория, разрабатываются методы (способы, приемы) и дальнейшей познавательной деятельности, и практической.

 

 

В процессе познания имеет место оборачиваемость теории и метода.

ТàМàT’àM’àT’’…

5. Интегративная функция (теория дает синтез научного знания на определенной ступени его развития). На основе взаимосвязи теории строится еще более высокий уровень обобщения – картина мира.

При всем различии эмпирического и теоретического уровней познания, они тесно взаимосвязаны: теоретическое знание возникает на основе определенного эмпирического базиса, направлено на его объяснение, с другой стороны эмпирическое познание (различные эксперименты) предполагает соответствующее теоретическое обоснование.

Процесс познания характеризуется единством противоположных моментов абсолютного и относительного, что проявляется в истинности знания. В основе марксистского учения об истине лежат понятия:

1. Объективная истина

2. Абсолютная и относительная истина (единство абсолютного и относительного в истине)

3. Конкретная истина

 

С точки зрения марксистской философии истинным является знание, которое более или менее полно, точно отражает исследуемый объект.

Истинное знание в марксистской философии характеризуется понятием объективная истина – такое содержание знаний, которое не зависит от воли, желания субъекта, а определяется природой познаваемого объекта. В этом смысле истинное знание имеет объективное содержание.

Процесс познания определяется в определенных общественно-исторических условиях. Уровень развития общественно-исторической практики, уровень культурного развития общества всегда ставит определенные пределы, границы для познания. Именно поэтому любое объективно-истинное знание всегда исторически ограничено, оно всегда неполно и неточно, и в этом смысле относительно (это истина по отношению к определенным условиям). Такое неполное, неточное, но объективно истинное знание называется относительной истиной. Вместе с тем в том объективном содержании, которое получено и практически подтверждено для определенных условий, является неизменным для этих условий, сохраняет истинность для этих условий и в этом смысле является абсолютным. Т.о. объективно истинное знание характеризуется единством противоположных сторон абсолютного (неизменность для определенных условий) и относительного (неполнота, неточность, неопределенность знаний для тех условий, для которых это знание не проверено). Отсюда следует важный принцип конкретности истины: всякое (прежде всего научное) истинное знание конкретно, поскольку оно:

1. Относится к определенному конкретному классу объектов

2. К определенным свойствам этого класса объектов

3. К определенным свойствам конкретного класса объектов при определенных конкретных условиях.

Научное знание является эффективным, применимым только в том случае, если соблюден принцип конкретности.

 

МАРКСИСТСКОЕ УЧЕНИЕ О ЧЕЛОВЕКЕ

Основные идеи Маркса по этому вопросу изложены в его работе «Экономическо-философские рукописи 1844 г.». Маркс и Энгельс, сочинения, издание 2, том 42, Москва, 1974 г.

Марксистская теория исходит из того, что в бытии человека совмещены 2 линии:

1. Природное бытие – человек рассматривается как естественное природное существо, обладающее жизненными силами, потребностями, задатками, способностями, влечениями, и как природное существо человек обладает определенной активностью.

2. Социальное бытие – человек рассматривается как существо, обладающее сознанием и познанием окружающей действительности, самосознанием, волей, целеполаганием. Именно самосознание, воля, целеполагание есть предпосылка свободы человека, которая реализуется в процессе его практической деятельности. Маркс подчеркивает, что в самой социальной жизнедеятельности человека заключена его родовая сущность. «Сознательная свободная деятельность и заключает в себе родовой характер человека».

Родовая сущность человека проявляется в следующем:

1. Отношение человека к себе и к другому человеку как к цели, а не только как к средству.

2. Активность, свобода человека обусловлена не только его естественными потребностями, но прежде всего его волей, его целями.

3. Человек, опираясь на знании об окружающем мире, изменяет, преобразует мир творчески и универсально в соответствии с объективными законами действительности. В отличие от этого животное вносит изменения в окружающий мир в соответствии со своей биологической меркой. Человек создает новое в мире. Кроме того творческая активность человека носит универсальный характер.

4. Творчески и универсально изменяя мир, человек творит его в соответствии с законами красоты.

Посредством общественно-практической деятельности человек реализует свои способности, задатки, возможности, свои цели и таким образом осуществляет гармоничное саморазвитие, разносторонне утверждается в окружающем мире. Но это имеет место только в том случае, когда деятельность человека свободна, т.е. не ограничена какими-либо чуждыми, враждебными человеку силами, которые определяются конкретными историческими условиями и носят необходимый характер. В этом смысле Маркс ведет речь об исторической необходимости и отчуждении.

Отчуждение – социальное явление, которое возникает тогда, когда какое-либо общественное явление или процесс из цели превращается в средство или наоборот. В любом случае происходит искажение, извращение естественного положения дел. В результате такое извращенное социальное явление становится чуждым, враждебным по отношению к человеку, противодействующим его активности, его свободе.

С пониманием отчуждения у Маркса связано и понимание свободы. Отчуждение выступает как фактор, обусловленный определенными общественно-историческими условиями. Чтобы преодолеть многообразные формы отчуждения человек должен в процессе общественно-исторической практики изменить, преобразовать эту общественно-историческую необходимость, изменить условия, порождающие отчужденность. Преодоление – расширение сферы свободы. И в связи с этим понимание Марксом свободы.

В марксистском понимании свободы сохраняется преемственность с КНФ.

Понимание Марксом свободы:

1. Общественно-исторический характер необходимости и свободы

2. Диалектика необходимости и свободы (необходимость – предпосылка свободы и элемент свободной деятельности (Шеллинг))

3. Свобода есть познанная общественно-историческая необходимость и общественно-историческая практика, основанная на это познание, направлена на изменение этой действительности.