Западноевропейская философия Нового Времени

Философия 17 века.

1. Культурно-исторические условия развития философии 17 века. Ее характерные черты.

17 век в Западной Европе – период интенсивного развития мануфактурного, промышленного производства, которое было связано с все более широким использованием техники. Потребности промышленного производства, совершенствования техники требовали освоения различных видов энергии механической, а затем и тепловой. Эти социальные потребности стимулировали и определили быстрое развитие естественнонаучного знания. Конец 16-17 в. Период становления и развития науки в современном понимании этого слова: становление экспериментального и математического естествознания. Первый значительный результат: создание классической механики.

Становление и развитие науки в 17 веке явилось тем существенным фактором, который и определил особенности, характерные черты философии этого времени, ее основные центральные проблемы. Становление естественно математической науки связано, прежде всего, с идеями ГАЛИЛЕО ГАЛИЛЕЯ (1564-1642 гг.)

Им был написан ряд работ, одна из основных: «Диалог о двух главнейших системах мира – Птолемеевой и Коперниковой» (1632 г.). Говоря о вкладе в механико-математическое естествознание нужно отметить:

1. Со времен Аристотеля и вплоть до конца 16 века считалось, что мир иерархичен, существует качественное различие областей пространства, существует «естественные места» и «неестественные места» тела. В противоположность Аристотелю Галилей выдвигает идею однородности пространства и времени. Все точки пространства качественно тождественны, равнозначны и в этом смысле пространство однородно. Отсюда следует, что все законы природы одинаково действуют в различных точках пространства, т.е. законы природы (например, законы механического движения) действуют одинаково во всех точках пространства, иначе говоря, законы природы универсальны, носят всеобщий характер).

2. Согласно классификации наук Аристотеля физика и математика никаким образом не связаны: физика есть наука об изменяющемся, о процессах движения, математика – наука о неподвижном, статичном. Начиная с этой идеи Аристотеля вплоть до 16 века математика и физика развивались независимо друг от друга. В отличии от Аристотеля Галилей исходил из того, что различия в процессе механического движения носят количественный характер, законы природы выражают количественные отношения. Именно поэтому Галилей и показал возможность и необходимость использования математики для познания выражения законов природы. Начиная с работ Галилея начинается и история математического естествознания. Возрастание роли мат.методов является одним из фундаментальных закономерности развития науки. 2 тенденция в науке – ее все большая теоретизация.

3. Начиная с физики Аристотеля признавалась важная роль чувственно-опытного познания (в философии это идея сенсуализма), хотя в философии начиная с Парменида и существовала идея о том, что чувственно достигнутое знание может быть ошибочным, в отличии от логического. Галилей не отрицая важную роль чувственного познания в развитии науки (наблюдение, эксперимент) показал и важность абстрактно-логических методов достижения нового знания. Речь идет о мысленном эксперименте, о методах идеализации. Именно таким логическим путем Галилей пришел к одному из основополагающих законов механики – закону инерции. С точки зрения физики Аристотеля тело находится в движении только благодаря воздействующей силе. Дальнейшее развитие естествознания и вообще науки связано с неуклонным возрастанием именно абстрактно-логических методов познания.

Развитие естественнонаучных знаний делало все более актуальной проблему методов получения истинного знания. В связи с этим в философии 17 века одной из центральных проблем становится проблема методов получения истинного знания.

Почему проблема методов познания явилась именно проблемой? Проблема метода связана с тем, что процесс познания противоречив: он включает и чувственно-опытно и абстрактно-логическое в процессе получения знания. Причем и чувственно-опытным и абстрактно-логическим путем возможно получения нового знания. Возникает вопрос: на что следует ориентироваться, стремясь получить истинное знание, метод получения истинного знания должен ориентироваться на чувственно-опытное или абстрактно-логическое, как метод должен их сочетать? Стремление решить проблему метода привело философию 17 века к разработке противоположных концепций познания.

ЭМПИРИЗМ И РАЦИОНАЛИЗМ КАК ФИЛОСОФСКИЕ КОНЦЕПЦИИ ПОЗНАНИЯ.

Эмпиризм и рационализм представляют собой 2 противоположных подхода в истолковании процесса познания.

Эмпиризм – философская концепция познания, согласно которой единственным источником и критерием истинности знания является чувственный опыт (ощущения).

Из определения следует, что эмпиризм связан с сенсуализмом и представляет собой абсолютизацию (преувеличение) роли чувственно-опытного в познании в ущерб абстрактно-логического. При этом роль абстрактно-логического не отрицается, познание рассматривается как единство чувственного и абстрактно-логического. Однако роль абстрактно-логического сводится только к обработке чувственно-опытных данных. Абстрактно-логическое мышление не дает приращение нового знания.

Рационализм – философская концепция познания, согласно которой единственным источником и критерием истинности знания является абстрактно-логическое мышление.

При этом роль чувственно-опытного в познании не отрицается, но ему отводится вспомогательная роль, не связанная с приращением нового знания.

ЭМПИРИЧЕСКАЯ ФИЛОСОФИЯ 17 ВЕКА.

Родоначальником эмпиризма в философии 17 века был Френсис Бэкон (1561 – 1626 гг.)

Основная работа – «Новый органон» (у него есть и социально-утопическая работа «Новая Атлантида»).

В учении о познании Бэкон исходит из концепции английского номинализма: окружающий мир, на который направлено познание человека есть многообразие единичных чувственно воспринимаемых вещей. Эти вещи обладают объективными свойствами, подчиняются объективным закономерным причинно-следственным связям. Цель познания – получение знаний об общих, существенных свойствах и причинах этих вещей. По своей исходной установке учение Бэкона – материализм и признание познаваемости мира (хотя материализм Бэкона не был достаточно последовательным и сочетался с мотивами деизма). Бэкон уделял очень большое внимание достижению научного знания и полагал, что деятельность человека определяется именно этим. «Знание и могущество человека совпадают. В какой мере человек познал природу, в такой мере он и могущественен». Бэкон рассматривал человека как слугу природы.

1. Хотя человек и обладает разумом, способным получить истинные знания, эти способности человека во многом скованы различными предрассудками, которые Бэкон называет идолами. Таких идолов он выделяет 4:

a. Идолы рода – те общечеловеческие, родовые особенности человека, его органов чувств, которые ограничивают познание.

b. Идолы пещеры – субъективные, индивидуальные особенности человека, которые ограничивают его познание.

c. Идолы площади (рынка) – социально-психологические факторы, сковывающие познавательные способности человека (различного рода предрассудки, стереотипы). Особо Бэкон обращает внимание на неправильное использование языка, отдельных слов, что затрудняет понимание между людьми.

d. Идолы театра – преклонение перед авторитетами, догмами.

Если человек осознал вред этих идолов, то дальше встает вопрос какой путь познания выбрать:

1. Устранить предрассудки

2. Какой путь познания избрать:

a. Путь паука – стремление в процессе познания все извлечь из разума, подойти к процессу познания умозрительно.

b. Путь муравья – накопление многообразных фактов без их умственного обобщения.

c. Предпочтителен – сочетает в себе и получение извне определенных данных и их логическую обработку, обобщение и получение знаний. Путь пчелы.

Когда выбран путь встает вопрос каким методом пользоваться на этом пути познания:

3. Выбор конкретного метода. Чтобы на пути пчелы достичь истинное знание, необходимо использовать эмпирико-индуктивный метод, который и обеспечит получение истинного знания об общих свойствах и причинах вещей. На основе чувственного восприятия единичных вещей (эмпирически) человек получает многообразные опытные данные, относящиеся к единичным вещам. Посредством абстрактно-логических операций чувственно-опытные данные анализируются, обобщаются и посредством этого достигается знание общих существенных черт некоторого класса вещей. При этом происходит движение мысли от частного (данных о единичных вещах) к общему. Однако индуктивный метод имеет определенные слабые стороны: в научном познании как правило индукция оказывается неполной, т.е. невозможно получить чувственно-опытные данные обо всех (полностью) предметах некоторого класса. В результате знание оказывается вероятностным, но не абсолютно достоверным.

Однако, помимо относительного (вероятностного) знания, в научном познании существуют и знания, обладающие всеобщностью, абсолютной истинностью и таковыми являются математические знания. Математические знания, их происхождение невозможно объяснить с позиций эмпиризма. Однако факт существования таких знаний требовал их объяснения.

В связи с этим возникают и получают развитие и в философии, и в науке 17 века противоположная эмпиризму концепция познания – рационализм. Основоположником рационализма 17 века был известный физик, математик и в равной мере философ Рене Декарт (1596 – 1650 гг.). Основные работы: «Рассуждения о методе», «Размышления о первой философии».

Декарт занимает особое место в философии Нового времени, поскольку он произвел революционный переворот в философии, обосновав метод философии, определив метод, предмет, задачи философии. Он полагал, что главная задача философии – четко определить метод достижения истинного знания. Для этого следует руководствоваться несколькими исходными посылками:

1. Следует останавливать свой ум только на тех предметах, которые доступны познанию

2. В процессе познания нужно опираться не на то, что думают и знают предмете различные люди или сам исследователь предполагает, в познании нужно опираться только на то, что является результатом либо непосредственного умозрения, что абсолютно ясно, четко, самоочевидно, либо на то, что является результатом строгого логического доказательства

3. В процессе познания следует любую проблему, познаваемый предмет анализировать, мысленно разлагая на простые составные элементы и затем логически последовательно в определенном порядке изучать эти элементы.

Если мы исходим из этих посылок, то возникает вопрос: по какому пути должно двигаться познание?

Пути:

1. Исходить из чувственного опыта, ощущений. Однако, хотя чувственный опыт и дает нам истинное знание, эти знания всегда ограничены, неточны, содержат определенные ошибки, заблуждения, поэтому полагаться на чувственно-опытные знания нельзя. Чувственно-опытные знания должны всегда подвергаться сомнению. Сомнение с точки зрения Декарта – важнейшее, самоочевидное качество мышления: мышление, прежде всего, проявляется, обнаруживается в сомнении. Сомнение и есть доказательство того, что человек мыслит. И поэтому любое познание должно включать сомнение, исходить из сомнений. Истинное знание – такое знание, которое достигается путем преодоления сомнения посредством логического доказательства. Мышление, сомнения как важнейшее проявление мышления является важнейшим качеством человека. Именно мышление и делает человека человеком. «Я мыслю, значит, я существую». Таким образом, с точки зрения Декарта осуществляется сам процесс получения логического знания, таков метод получения такого знания. Излагая суть своего метода получения истинного знания, Декарт сформулировал несколько положений (требований), которым необходимо следовать. Кратко их можно свести к 4 основным:

a. В основе истинного знания должны находиться абсолютно ясные, четкие, самоочевидные положения. Такие положения от рождения заключены в разуме человека, они вложены в разум человека Богом, и их Декарт называет врожденными идеями. В процессе самоуглубления интуитивно человек в собственном разуме человек такие идеи обнаруживает. Именно наличие таких идей – важнейшая предпосылка познавательных способностей человека («естественный свет разума»). СОКРАТ – ПОЗНАЙ САМОГО СЕБЯ. К врожденным идеям Декарт относит следующие:

i. идея Бога (Бог Декарта – философский Бог, т.е. принцип разумной, рациональной организации бытия, Бог как разумное начало порождает мир, определяет законы, совершенство мира, сообщает миру определенное количество движений). Для Декарта характерно ДЕИСТИЧЕСКОЕ ПОНИМАНИЕ БОГА.

ii. Математические положения

iii. Законы формальной логики

iv. Самоочевидные положения (например, каждая вещь имеет причину, целое больше части)

v. Общие понятия, которые позволяют размышлять о мире (бытие, субстанция, материя и т.д.)

b. Любой предмет познания необходимо анализировать, т.е. мысленно расчленять на более простые элементы, чтобы в результате прийти к общим, самоочевидным, врожденным положениям. Т.о. речь идет об индукции как движении мысли от частного конкретного предмета к общим самоочевидным, врожденным идеям.

c. Необходимо осуществить противоположное движение мысли от этих общих самоочевидных врожденных положений к синтезу (мысленному воссозданию)познаваемого частного предмета. Логически последовательно, поэтапно двигаясь по процессу синтеза мы и объясним поставленную проблему. В результате такого движения от общего к частному (методом дедукции) мы и получим истинное знание. Метод, предложенный Декартом и получил название интуитивно-дедуктивного метода.

d. В процессе дедукции необходимо постоянно возвращаться назад, контролировать четкость, последовательность логических операций, логических этапов с тем, чтобы не сбиться, не пропустить ни одного из них. Ярким примером дедуктивного получения истинного знания является решение математических задач.

Хотя рационалистическое учение Декарта признает в качестве источника знаний разум, это учение признает и необходимую роль чувственно-опытного познания. Чувственно-опытное в познании выполняет селективную роль: в результате дедукции могут появиться многочисленные логически обоснованные возможности. Однако, далеко не все из них реализуются в действительности. Чувственно-опытное познание и позволяет соотнести логические возможности с реальностью, выявить какие из логических возможностей реализованы в действительности.

В философском учении Декарта существенная роль принадлежит Богу. Он не только определяет познавательные способности человека, познаваемость им мира (врожденные идеи), но и является творцом мира (субстанциальным первоначалом мира). Декарт различает несотворенную субстанцию – Бог и сотворенные субстанции – духовную и материальную. Духовная субстанция обладает таким неотъемлемым качеством, как мышление. Материальная субстанция имеет своим существенным качеством протяженность и порождает все многообразие материальных природных вещей (в т.ч. и тело человека), каждая из которых обладает пространственно обусловленными свойствами (геометрические размеры, геометрическая форма, плотность, различные механические свойства). Именно эти пространственно обусловленные свойства и изучает механика.

С точки зрения Декарта духовная субстанция и материальная именно как субстанции независимы и не взаимодействуют друг другом. Именно эти две самостоятельных субстанции и лежат в основе всего многообразия вещей мира. Учение Декарта есть ДУАЛИЗМ, т.е. признание 2 независимых субстанций. НЕ ПУТАТЬ С ДЕИЗМОМ. Хотя субстанции и не взаимодействуют друг с другом, однако Бог приводит их в определенное соответствие: порядок и связь идей (мышление, духовная субстанция) соответствуют порядку и связи вещей в материальном мире. Логическая необходимость тождественна причинно-следственной связи в окружающем мире.

Философский дуализм Декарта явился основанием для более поздней естественнонаучной концепции, которая получила название психофизиологический параллелизм. Психическая и телесно физиологическая сферы в теле человека друг друга не определяют, не взаимодействуют. В учении Декарта душа, хотя и существует в теле человека, тем не менее, они не взаимодействуют. С этим связана и важная проблема бытия человека, его свободы. Суть этой проблемы сводится к вопросу о том, как человек как разумнее волевое существо может контролировать, управлять теми страстями, влечениями, источником которых является тело. Устранить эти страсти человек не может, но свобода человека как раз и заключается в том, чтобы посредством воли сдерживать эти страсти.

Идеи эмпиризма и рационализма получили развитие в последующих учениях философии 17 и 18 веков. В философии 17 века идеи эмпиризма получили развитие в английской философии в учениях Томаса Гоббса (1588 – 1679 гг.) и Джона Локка (1632 – 1704 гг.). Оба исходили из идей английского номинализма, продолжали идеи сенсуализма и эмпиризма, деизма, которые были заложены в учении Бэкона.

Основные идеи учения Гоббса.

Развивая идеи Бэкона, Гоббс полагал, что главная задача философии – разработка учения о познании (о средствах, возможностях, познавательных способностях человека). Также как Бэкон, Гоббс полагал, что единственным источником знаний являются ощущения (чувственно-опытные данные). Они сохраняются в памяти, затем подвергаются определенным логическим операциям, в результате чего и возникает знание, выраженное в понятиях. Однако, в отличие от Бэкона, Гоббс полагал, что логическая обработка чувственно-опытных данных приводит к появлению нового знания. Поэтому Гоббс различал чувственно-опытное знание и знание мысленно (логически) достигаемое. Полученное знание выражается посредством языка. Именно поэтому Гоббс особое внимание уделяет анализу природы языка и его роли в познании. В основе учения Гоббса о языке лежит ТЕОРИЯ ЗНАКОВ. Знак – материальный предмет, который используется для обозначения какого-либо другого предмета. Особым видом знака является слово, элементы его образующие (буквы, иероглифы). Исходя из сказанного, язык можно определить как систему материальных знаков, представляющих мысль и обозначающих соответствующий предмет.

 

Знак (Z) обозначает предмет тогда и только тогда, когда этот знак представляет понятие, отражающее данный предмет.

Говоря о роли языка в процессе познания Гоббс отмечал, что язык выступает как средство общения (передачи мысли), а также является формой закрепления и выражения знаний, позволяет в процессе познания замещать оперирование знаками оперированием предметами.

01.12.11

Гоббс полагал, что язык возникает как результат договоренности людей об использовании определенных слов – знаков, для обозначения предметов. Он придерживался конвенционалистской концепции природы языка. Признавая важную роль языка в процессе познания, Гоббс определял и критерий истинности знания. Истинным является такое знание, которое логически непротиворечиво, в котором имеет место логическая последовательность выведения одного положения (предложения) из другого.

Такая концепция истины получила название КОГЕРЕНТНОЙ.

Для учения Гоббса характерно определенное истолкование проблемы субстанции. Признавая реальное существование только единичных вещей (номинализм) Гоббс отрицал существование субстанции как особой сущности. В процессе эмпирического познания человек убеждается в существовании только самих единичных вещей. Никакая особая сущность помимо единичных вещей человеку не дана. Поэтому субстанция – лишь слово, которое человек использует в целях удобства, но ничего реально существующего за ней не стоит.

Значительное место в учении Гоббса занимают его социальные философские идеи, связанные с истолкованием общества, государства, различных социальных институтов. Эти идеи изложены в работе Гоббса «Левиафан» (мифическое чудовище, которое подчиняет себе все).

Гоббс полагал, что первоначально люди находились в «естественном» состоянии, обладая при этом абсолютной свободой. Однако абсолютная свобода противоречит главному основному чувству человека – самосохранению. Абсолютная же свобода приводит к столкновению между людьми. Поэтому естественное состояние людей при их абсолютной свободе выражается принципом «человек человеку волк». Стремясь к самосохранению люди ДОБРОВОЛЬНО договариваются о том, чтобы ограничить свою свободу, передав часть своих прав определенному лицу или группе лиц, которые облекаются властью, контролируют поведение людей. Таким образом, Гоббс в объяснении природы государства находится на позициях КОНВЕНЦИОНАЛИЗМА, разделяет принцип естественного общественного договора.

Идея общественного договора получила развитие в последующих философских учениях, в частности в учении Руссо и послужила одной из основополагающих идей в установлении общественного порядка в результате французской буржуазной революции.

Дальнейшее развитие английский эмпиризм получил в философском учении Джона Локка. Также как и его предшественники, он считал, что задача философии – разработка учения о познании, поскольку все другие вопросы миропонимания исходят именно из наших знаний. Прежде чем разрабатывать проблемы, важно знать каковы возможности нашего познания.

В своем учении о познании Локк исходит из идей, типичных для английской философии – идей номинализма, эмпиризма и сенсуализма. Так же, как и в учении Гоббса признается объективное существование многообразных единичных вещей, на которые и направлено познание человека.

Материализм Локка сочетается с мотивами деизма в понимании движения в мире, закономерностей в природе.

Основные вопросы учения Локка о познании:

1. Локк начинает учение о познании с анализа структуры опыта. Он различает 2 вида опыта:

a. Опыт внешний – чувственное восприятие объективно существующих единичных вещей

b. Опыт внутренний – дает нам знание о внутреннем духовном мире человека, о методах познавательной деятельности в частности.

Анализируя внешний опыт, Локк отмечает, что результатами его являются идеи в разуме человека. Все чем занято наше мышление – идеи. Идеи могут быть разнообразны по своему характеру, по своей сложности. Он различает прежде всего идеи первичных и вторичных качеств вещей. Сам термин «первичные и вторичные качества» ввел Локк. Первичные качества вещей – те неотъемлемые их свойства, которые присущи вещам объективно. Конкретно под первичными качествами он имел в виду те качества, которые исследуют в механике (плотность, скорость). Вторичные качества – такие качества, которые возникают как результат взаимодействия вещей и органов чувств человека. Таким образом, вторичные качества характеризуются и объективными и субъективными свойствами (цвет, вкус, запах). Первичным и вторичным качествам в познании и соответствуют первичные и вторичные идеи. С точки зрения сложности существуют простые идеи, а также сложные, которые возникают как связь (комбинация) простых идей, как результат абстрагирования.

Как и Гоббс, Локк обращает особое внимание на истолкование понятия субстанции. Следуя логике Гоббса (номинализм) существуют и чувственно воспринимаются только единичные вещи. Отрицает существование субстанции как некоторой универсальной сущности. Однако в этом вопросе позиция Локка более гибкая, он допускает использование понятия субстанции, если это понятие связывать с таким универсальным свойством единичных вещей, как их существование.

В понимании истинности знаний Локк гораздо ближе находится к классической концепции истины: под истинным знанием понимается знание, соответствующее познаваемым единичным вещам.

Заметное место в учении Локка занимают его социально-философские идеи, связанные с обоснованием концепции либерализма (в частности идея разделения трех властей), а также этические идеи (учение о морали).

Для этического учения Локка характерен натурализм и утилитаризм.

Натурализм: Локк отрицал какие-либо врожденные идеи, в том числе и моральные принципы. Все моральные идеи и принципы человек приобретает в процессе реальной повседневной жизнедеятельности. Именно под углом зрения потребностей своей жизни человек и различает добро и зло: то, что соответствует потребностям человека, то, что приносит пользу (то, что практично и в этом смысле утилитарно), то есть добро. То, что противоречит потребностям человека, то есть для него зло. Такое понимание добра и зла и моральных принципов по сути означает эгоизм, а следовательно и отсутствие каких-либо общих, общественных ценностей. Чтобы избежать этой крайности Локк использует принцип «разумного эгоизма», который в дальнейшем получил достаточно широкое распространение в этике. Каждый человек, опираясь на свой здравый смысл, на свой разум, должен отдавать себе отчет в том, что он должен сочетать свои интересы с интересами окружающих, что достижение своих интересов человек может получить, только заручившись помощью, поддержкой других людей. Поэтому из этих соображений здравого смысла человек должен ограничить свой эгоизм и заботиться о благе, добре других людей.

В философии 17 века получил развитие не только эмпиризм, который характерен для английской философии, но и рационализм. Помимо Декарта к философам-рационалистам 17 века относятся Бенедикт Спиноза (1632 – 1677 гг) и Годфриг Лейбниц.

Основные идеи учения Спинозы.

Спиноза исходил из того, что основная задача философии – помочь человеку в достижении счастья, поэтому и основная философская работа его называлась «Этика». Чтобы помочь в достижении счастья, нужно понять какова природа человека, каково взаимоотношение человека и окружающего мира, а это в свою очередь предполагает определенное понимание единства мира, т.е. определенное истолкование субстанции.

Учение Спинозы о субстанции является одним из наиболее состоятельным в философии Нового Времени, и последующая философия опирается на его идеи.

Во-первых, Спиноза определяет те фундаментальные черты, в которых определяется сущность субстанции:

1. Субстанция – то, что является причиной самой себя, т.е. субстанция не есть порождение чего-либо, субстанция самодостаточна и поэтому она абсолютна.

2. Субстанция не может породить другую субстанцию, потому что другая имела бы внешнюю причину. Таким образом, субстанции единственна и едина.

3. Субстанция вечна и бесконечна. Она неизменна и неделима.

Во-вторых, Спиноза отмечает, что субстанция обладает фундаментальными неотъемлемыми качествами (свойствами) – атрибутами – качества, которые не могут быть утрачены субстанцией. Кроме атрибутов субстанция обладает модусами – качественно многообразные модификации состояния субстанции, а проще говоря это все многообразные единичные вещи, порожденные субстанцией.

В-третьих, Спиноза подчеркивает, что субстанция обладает бесконечным количеством атрибутов. Однако человеку известны только 2 из них – протяженность и мышление (у Декарта протяженность – свойство материальной субстанции). Поскольку субстанция неделима все ее атрибуты совпадают, они все соразмерны, соответственны друг другу. Именно поэтому мышление человека изначально по природе своей соразмерно, соответствует природе, которая и есть реализация протяженности.

Соответствие приводит к тому, что порядок и связь идей (мышление, логические связи) соответствует порядку и связи вещей (природа, ее причинно-следственные связи). Именно поэтому логика мышления уже изначально соответствует природным закономерным причинным связям. Этим и объясняется познаваемость мира с точки зрения Спинозы (ни о каких врожденных идеях, как у Декарта речь не идет).

В-четвертых, признавая абсолютный характер субстанции и вышеизложенные ее качества, свойства, Спиноза отождествляет субстанцию с природой и Богом. Бог и природа совечны, абсолютны в своем единстве и выступают как субстанция. Все абсолютные качества, которые приписывает субстанции, то присуще и Богу. Таким образом, в плане общего миропонимания Спиноза находится на позиции ПАНТЕИЗМА.

В-пятых, помимо конечных модусов (единичных вещей) субстанция обладает бесконечным модусом – движением. Движение – атрибут субстанции. Движение и покой носят всеобщий универсальный характер, т.е. свойственны любой единичной вещи. Всеобщность движения выступает как всеобщее взаимодействие вещей в природе, благодаря чему в природе существует всеобщая универсальная причинно-следственная связь (любая вещь является причиной одного и следствием другого). Частью природы, которая включена в эту всеобщую закономерную причинно-следственную цепь является и человек. Именно с позиции такого миропонимания Спиноза решает проблему свободы человека.

Спиноза полагает, что свободой обладает только та вещь, действия которой определяются ее собственной природой. При этом свобода и проявляется, как самостоятельность , независимость вещи в ее действиях. С этой точки зрения абсолютной свободой обладает только субстанция. Все модусы ее, в том числе и человек, обладают лишь относительной свободой. Как и любая вещь человек неизбежно подчинен причинам, которые выступают как необходимость по отношению к человеку. Никакой свободы воли у человека нет, поскольку любой акт воли имеет свою причину – желание человека, потребность человека. Свободой воли мы называем такую ситуацию, когда причины действия человека нам неясны и непонятны. Однако человек может познать объективную закономерную причину, познать объективную необходимость, отдавая себе отчет в неизбежности этой необходимости, сознательно строить свои планы, свои действия в соответствии с этой необходимостью. В этом случае человек как бы будет свободен. Он будет ставить себе цели и достигать их.

Итак, с точки зрения Спинозы свобода человека – познанная необходимость и действия в соответствии с ней. Если человек обретет такую свободу, он будет находиться в движении к счастью. Обретение свободы и есть обретение счастья. (ПОХОЖЕ НА СТОИЦИЗМ).

Основные идеи учения Лейбница.

Лейбниц был не только выдающимся философом, но и выдающимся математиком, физиком и богословом. Одна из основных работ Лейбница – «ТЕОДИЦЕЯ». В этой работе он пытается ответить на вопрос почему в мире, созданном всемогущим и благим Богом, существует зло?

Однако одной из основных философских работ Лейбница является «МОНАДОЛОГИЯ». Являясь ученым-физиком, Лейбниц в своих философских идеях исходил из того, что причиной активности, движения в мире являются силы. Он полагал, что все многообразие явлений в природе, все многообразие процессов, изменений в природе можно свести к силам. Поэтому Лейбниц утверждал, что субстанциальной основой мира является некоторая духовная сущность (монада), сущность которой – сила. Монада в учении Лейбница обладает всеми признаками субстанции: она абсолютна, неизменна, неделима, обладает активностью (силой). Поскольку сила нетелесна, она не существует как предмет, постольку монада духовна. Количество монад бесконечно, они не взаимодействуют друг с другом, не влияют друг на друга. Монада является сущностью каждой единичной вещи, в том числе и душа любого человека – определенная монада.

При таком понимании мира возникает вопрос о том, как же существует единство мира? Каким образом существуют единые законы? При ответе на этот вопрос Лейбниц и приходит к идее Бога.

В учении Лейбница Бог приводит в соответствие – «предустановленную гармонию» - монаду. Именно это и определяет единство мира. Гармония монад заключается:

1. В том, что имеет место соответствие сосуществующих в пространстве монад

2. Соответствие между настоящим, предшествующим и последующим состоянием каждой монады

3. Соответствие, гармония между монадой и предметом, сущностью которого монада является

Таким образом, признавая множество субстанций – монад, Лейбниц вместе с тем объясняет и единство мира.

Подводя итог тем учениями о субстанции (единстве мира), которые были в философии 17 века, можно выделить следующие подходы в истолковании субстанции и единства мира:

1. Монизм (единственная субстанция)

a. Идеалистический монизм – первична духовная, вторична – материальная субстанция (Спиноза)

b. Материалистический монизм – первична материальная, вторична – духовная

2. Дуализм – две субстанции (Декарт)

3. Плюрализм – множество независимых субстанций (Лейбниц)