Место в правовой системе юр наук

Составная часть российской юр науки. Место данной науки в системе правовых наук обусловлено, прежде всего, особенностями муниципального права как комплексной отрасли.

Наибольшее взаимодействие — с наукой конституционного права. Муниципальное право как наука использует многие категории и понятия, которые входят в научный аппарат конституционного права как науки. С науками адм, финансового, земельного и т.д.

 

Лекция 3. Понятие местного самоуправления.

1. Дискуссия о понятии

2. Местное самоуправление как основа конституционного строя

3. Местное самоуправление как право населения на самостоятельное решение вопросов местного значения

4. Местное самоуправление — форма народовластия.

 

1. Дискуссия о понятии

Понятие местного самоуправления отражает комплексное и многообразное явление, которое порождает различные подходы к его исследованию. Данное понятие стало общеупотребительным относительно недавно. Впервые данный термин был закреплен в законе СССР от 9 апреля 1990 года «Об общих началах местного самоуправления и местного хозяйствования в СССР».

 

В науке нет единого подхода к понятию местного самоуправления:

1. Шугрина — деятельность населения по решению вопросов местного значения и одна из разновидностей соц управления.

2. Бондарь — рассматривает в трех аспектах:

как институт гражданского общества

как институт правового положения личности

как институт организации публичной власти

3. Агибалов — выделяет местное самоуправление в широком и узком смысле.

В широком — право и реальная способность населения самостоятельно и под свою ответственность решать вопросы местного значения, исходя из интересов населения.

В узком — деятельность органов местного самоуправления, осуществляющих муниципальное управление и выполняющих отдельные гос полномочия на территории муниципального образования.

4. Васильев — «рубежный институт, где общество встречается с государством», и где мера «погружения» государства в общество, так же как и мера «вхождения» общества в государство определяется конкретными историческими условиями.

5. МГЮА — три аспекта:

как основа конституционного строя

как право населения на самостоятельное решение вопросов местного значения

как форма народовластия

 

2. Местное самоуправление как основа конституционного строя

Согласно Европейской хартии МС составляет одну из основ любого демократического общества. Ст. 2 Хартии — Принцип местного самоуправления должен быть признан во внутреннем законодательстве и, по возможности, в Конституции государства.

Конституция РФ признает и гарантирует местное самоуправление (ст.12). На положениях Конституции закон №131 констатирует, что местное самоуправление составляет одну из основ конституционного строя РФ, признается, гарантируется, осуществляется на всей территории (п.1 ст.1).

Признание местное самоуправление одной из основ предполагает установление децентрализованной системы управления. Конституция гарантирует организационную обособленность местного самоуправления, его органов в системе управления обществом и государством. Местное самоуправление в пределах своих полномочий самостоятельно.

Конституция не дает исчерпывающего перечня вопросов, относящихся к ведению местного самоуправления. Данные полномочия закреплены в законе №131. По ст. 16 Конституции, ст. 3 и 12 не могут быть изменены. Возможно только путем принятия новой Конституции.

 

3. Местное самоуправление как право населения на самостоятельное решение вопросов местного значения

По ст. 3 Европейской хартии местное самоуправление связывается с правом органов местного самоуправления на самостоятельную и под свою ответственность деятельность, но в интересах населения.

Российское законодательство признает основным субъектом права на местное самоуправление население муниципальных образований.

№ 131 — население не может отказаться от своего права на осуществление местного самоуправления (наличие — конституционное требование).

Постановление КС от 30 ноября 2000 года — проверялись положения Устава (Основного закона) Курской области. Само муниципальное образование и право проживающих на его территории граждан на осуществление МС «возникает на основе Конституции и закона, а не на основе волеизъявления населения муниципального образования).

Само право граждан на местное самоуправление не упоминается в Конституции. С т.з. Конституции право граждан на местное самоуправление можно рассматривать как право, объединяющее в себе следующие права и свободы граждан:

1) участвовать в управлении делами государства непосредственно через участие в местных референдумах, а также не принимать в них участие

2) избирать органы местного самоуправления, не участвовать в выборах

3) быть избранным в органы местного самоуправления, отказаться от исполнения полномочий выбранного лица

4) иметь доступ к муниципальной службе и право увольнения с муниципальной службы

5) обращаться в органы местного самоуправления и получать ответ по существу своего обращения

 

Признавая право населения на МС, государство признает самостоятельность МС в пределах его полномочий и берет на себя обязанность создавать необходимые условия для осуществления данного права.

4. Местное самоуправление — форма народовластия.

Народ является единственным источником власти в РФ.

Власть осуществляется на трех уровнях, осуществление функционирования данной системы власти основано на принципах:

1. все три уровня публичной власти являются самостоятельными формами осуществления власти народа. Подчиненность между органами власти различных уровней допускается исключительно в случаях, прямо предусмотренных Конституцией и ФЗ. Воздействие фед власти на региональную и муниципальную, а также региональной на муниципальную должно осуществляться через принятие законов, регламентирующих отдельные аспекты функционирования соответствующего уровня власти, а также через действие правовых механизмов гос контроля законности деятельности соответствующего уровня публичной власти.

2. каждый уровень публичной власти обладает собственными законными интересами, которые могут не совпадать и даже противоречить интересам иных уровней публичной власти. Все интересы признаются равноценными, но отстаивание их должно быть подчинено защите прав и свобод человека и гражданина.

3. Каждый уровень публичной власти вправе отстаивать собственные интересы, но не вправе вторгаться в компетенцию иного органа власти. Конфликтные ситуации разрешаются через согласительные процедуры либо в судебном порядке.

 

Понятие МС как формы народовластия дается в ст.1 ФЗ №131. Основные черты МС:

1. особый субъект — население МО

2. МС занимает особое место в демократическом механизме управления обществом и государством

3. имеет свой объект управления — вопросы местного значения

4. самостоятельность МС

5. ответственность МО

6. МС осуществляется с учетом интересов населения. В нем находят отражение исторические и иные местные традиции.

 

Таким образом, местное самоуправление как форма власти народа:

1. обеспечивает самостоятельное решение населением вопрос местного значения

2. вправе принимать решения, обязательные для всех субъектов правоотношений, находящихся на подвластной территории

3. обладает механизмами гос принуждения к признанию своей власти (Законодательно установленные обязанности исполнения решения принятого на референдуме и ОМС, возможность судебной защиты)

 

Лекция 4. Историко-теоретические основы местного самоуправления

1. Земское и городское самоуправление в дореволюционной России

2. Организация местной власти в советский период развития государства

3. Становление и основные тенденции развития местного самоуправления в России на современном этапе

4. Основные теории местного самоуправления

5. Муниципальные системы зарубежных стран

 

1. Земское и городское самоуправление в дореволюционной России

Большинство ученых отмечают, что отличительной чертой политической истории России является приоритет гос интересов над личными и общественными.

С момента образования русского централизованного государства российской государственности была свойственна гиперцентрализация.

Хотя МС в России имеет древнюю историю, оно практически всегда составлялось государством. Исключение — ранние периоды.

Формы МС:

  1. вечевая демократия Древней Руси
  2. слободское самоуправление
  3. крестьянско-общинное самоуправление
  4. земское и городское самоуправление

 

1864 — земская реформа

1870 — городская реформа

Цель реформы — децентрализация управления, развитие начал МС

Было принято положение о губернских и уездных земских учреждениях 1 января 1864. В соответствии с данным положением в губерниях и уездах создавались земские органы:

  1. выборные земские собрания (губернские и уездные)
  2. земские управы, избираемые собранием

 

Уездное земское собрание состояло из земских гласных, избираемых на трех съездах — уездными землевладельцами, городскими обществами, сельскими обществами. Крестьяне голосовали косвенно, гласные избирались на съезде выбранных сельских общин. В выборах не участвовали лица моложе 25 лет, лица, находящиеся под следствием и судом, лица, опороченные по суду или общественному приговору, иностранцы, не присягнувшие на подданство России.

 

Губернское земское собрание — состояло из гласных, избираемых уездными земскими собраниями из своего состава.

 

Земским органам поручалось:

1. общее заведование хоз делами, например, заведование имуществами, капиталами и денежными сборами земств.

устройство земских зданий, других сооружений, путей сообщения

меры по обеспечению народного продовольствия

заведование земскими благотворительными учреждениями

прекращение нищенства

попечение постройки церквей

попечение развития местной торговли

 

Уездные земские собрания собирались один раз в год на несколько дней (обычно осенью). Председателями являлись, как правило, представители из дворянства.

Уездные земские управы состояли из председателей и членов, избранных собранием. Председатели уездных управ утверждались в должности губернатором, а председатели губернских управ — министром внутренних дел.

В Положении 1864 было закреплено разграничение предметов ведения земских губернских и уездных учреждений. Например, губерния должна заведовать делами всей губернии, а уезды — отдельного уезда.

Городовое положение 16 июня 1870г. определяло основы городского самоуправления. Органы самоуправления: Городская дума (4 года), Городская управе (избиралась Городской думой на 4 года). Голова.

Земские и городские органы самоуправления осуществляли свою деятельность под контролем министра внутренних дел и губернатора. По первой реформе 1864 1870г. в пределах своих полномочий органы местного самоуправления были самостоятельны. В законе определялись случаи и порядок, в которых действие распоряжения местной власти подлежали утверждению со стороны правительственных органов.

Период контрреформ Александра III.

Пересмотрены положения, приняты новые.

О губернских и уездных земских учреждениях 1890 г. Городовое положение 1892 г.

Цель реформы — устранить недостатки, которые выявила практика земского городского самоуправления. Например, обособленность земских учреждений от правительства.

1) Изменен порядок формирования органов земского самоуправления. Земские учреждения из всесословных стали сословными. Увеличили число мест дворян, упразднены сельские избирательные съезды.

Сельский сход → Волостной сход → Гласные → Представители (губернатором)

2) Расширилась компетенция земского самоуправления за счет вопросов государственого значения. Выделялось 2 группы дел: те, по которым земство решало самостоятельно, и право содействовать в правительственной деятельности.

3) Усилился административный контроль над деятельностью губернских и уездных учреждений. По изданию правовых актов, имеющих особое значение, возможна задержка их исполнения губернатором. Земские служащие в управы назначались на должность с согласия губернатора.

4) В городском самоуправлении вводилось понятие "упрощенная форма общественного управления".

При выборах полной или упрощенной формы руководствовались следующими критериями: численность населения, социально-экономическое развитие, уровень торговли и промышленности.

Если низкие показатели — упрощенная форма. Вместо Думы — собрание городских уполномоченных, вместо городской управы — городской староста и помощники.

5) Изменено избирательное законодательство. Увеличены имущественные цензы.

Главный итог реформы XIX в.: впервые формируются и закрепляются прогрессивные идеи, принципы организации правового регулирования местного самоуправления.

2. Организация местной власти в советский период развития государства

После февральской революции 17г Временное правительство организовало на местах волостные земства на основании закона от 21 мая 1917 г по земствам, который предусматривал выборы перевыборы местной власти. Данный закон был нацелен против Совета рабочих крестьянских солдатских депутатов.

После Октябрьской революции 17г местная власть была организована так же, как при Временном правительстве. Земские учреждения и Советы. Земства со временем упраздняются, Советы начинают играть главную роль.

Конституция 1918 г в основу деятельности положила следующие принципы: единство системы советов, демократический централизм.

Местные советы выступали как местные органы власти, являясь частью единого централизованного аппарата управления.

Система органов власти:

Съезды Советов (областные, губернские (окружные), уездные (районные), волостные). Формировались на основе многостепенных выборов.

Городские исельские советы. Избирались непосредственно населением.

Исполнительные комитеты. Формировались Советами.

1925 гупразднены волости, губернии, уезды. Вместо них — области (края), районы.

Конституция РСФСР 1937 г установила, что все звенья представительной системы стали избираться на основе демократических принципов (всеобщее, равное, прямое при тайном голосовании).

Не Съезды Советов, а просто Советы.

1. Местные советы являлись самыми многочисленными органами гос власти. Более 51 тыс. срок полномочий — 2 года. Депутаты работали на непрофессиональной непостоянной основе.

В теории должны были самостоятельно решать вопросы местного значения, но на практике оказались зависимы от партийного руководства: выработка политической линии и указания по основным вопросам, кадровая политика, контроль за исполнением директив.

Советы были представительными, распорядительными и контрольными органами.

2. Исполнительные комитеты. Формировались советами. В двойном подчинении: местные советы, которые их формировали, и соответствующие органы аппарата вышестоящих советов.

Главная цель — обеспечить необходимую степень централизации гос управления. Приоритетными оказались не интересы мест, а выполнение директив центра.

В конце 80-х гг была предпринята попытка улучшить организационную структуру Советов. Появились Президиумы местных советов, председатели советов. Они должны были осуществлять некоторые функции исполнительных органов. Увеличили срок полномочий: 78г — на 2,5 г, 89г — на 5 лет.

Не удалось устранить проблему. Начались конфликты между президиумами советов и исполкомами.

В начале 90-х гг началась демократизация местного самоуправления. Важным шагом было принятие закона СССР от 09.04.1990 "Об общих началах местного самоуправления и местного хозяйства в СССР".

Принятие закона РСФСР от 06.07.1991 "О местном самоуправлении в РСФСР".

3. Становление и основные тенденции развития местного самоуправления в России на современном этапе

Процесс реформирования начался осенью 1993г. До 1995г регулирование было на основе указов президента.

Указ Президента от 21 сентября 1993 г "О поэтапной конституционной реформе в РФ"

Указ от 9 октября 1993 г "О реформе представительных органов власти и органов местного самоуправления в РФ"

Указ от 26 октября 1993 г "О реформе местного самоуправления"

Деятельность советов прекращена, их полномочия переданы администрации. Глава местного самоуправления стал избираться. Стал формироваться представительный орган.

Конституция 1993г признала и гарантировала право граждан на местное самоуправление.

Закон 95 г Об общих принципах организации местного самоуправления

Новый этап с 2003 г.

Главные проблемы:

1) Правовая: несоответствие муниципальных правовых актов федеральному, региональному законодательству.

2) Экономическая: только 2% денежных средств остается на местах.

3) Несовершенство механизмов судебной защиты местного самоуправления.

4) Нехватка квалифицированных муниципальных кадров.

5) Отсутствие права органов местного самоуправления на защиту посредством конституционного судопроизводства прав местного самоуправления.

4. Основные теории местного самоуправления

Связано с дискуссиями о природе местного самоуправления.

В основном споры о соотношении местного самоуправления и гос власти.

1. Теория свободной общины

1 пол XIX в. Токвиль, Туре, Гербер, Аренс.

Нашла отражение в бельгийской Конституции 1831 г.

Наличие у общины естественного и неотчуждаемого права заведовать своими делами. Обязанность государства уважать свободу общинного самоуправления. Первичность общинного самоуправления перед государством.

Недостатки теории: трудно обосновать неотчуждаемость прав. Общины не могут быть полностью самостоятельны от государства.

2. Общественная (хозяйственная) теория

Васильчиков, Моль, Ресселер, Гирке.

Суть местного самоуправления в коммунальной деятельности. Эту деятельность можно разделить на две категории дел: дела общественные, не носят политического характера, решаются органами местного самоуправления; собственно государственные. Государственные и общественные дела должны быть четко разграничены. Инициатор местного самоуправления — население.

Недостатки теории: если инициатор население, то сближается с общественным объединением, невозможно четко разграничить государственные и общественные дела.

3. Государственная теория самоуправления

Штейн, Гнейст.

Государство передает задачи местного самоуправления органам, формируемым местным сообществом. Органы местного самоуправления находятся под контролем местного сообщества и под назором государства, но прямого руководства нет. Органы местного самоуправления выражают волю и народа, и государства, но не исключительно государства.

Два направления теории:

→ политическое Гнейст

Необходимы выборные органы из числа почетных граждан, это основание самостоятельности.

→ юридическое Штейн

Местное самоуправление — особое юридическое лицо, вступающее с государством в юридические отношения. Это отличие от гос органов, которые действуют от имени и в интересах государства.

Нашла воплощение в земской городской реформе периода Александра III, поэтому получила развитие у наших ученых.

4. Теория дуализма

Двойственная природа местного самоуправления.

90-е гг XX в.

До сих пор достаточно не разработана.

Необходимость сочетания государственных и местных интересов. Невозможность во многих случаях разграничения собственно местных и общегосударственных дел. Местное самоуправление реализует и публично-правовые и частно-правовые функции. Сочетание в местном самоуправление государственных и самоуправленческих начал. Выполнение органами местного самоуправления делегированных государством полномочий. Наличие государственного характера у предметов ведения и полномочий местного самоуправления. Местное самоуправление признается и гарантируется государством.

5. Теория социального обслуживания

Основной упор на осуществление муниципалитетом своих задач: предложение услуг жителям, организация обсуживания населения. Главная цель муниципальной деятельности — благосостояние жителей комунны.

6. Теория социалреформистская или Теория муниципального социализма.

Уэбб, Кургинский

Использование местного самоуправление в целях мирного преобразования капитализма в социализм.

 

5. Муниципальные системы зарубежных стран

4 модели муниципальных систем:

1. Англо-саксонская (Великобритания, США, Австралия, Канада)

• формально высокая автономность местного самоуправления

• отсутствие прямого подчинения между муниципальными органами разных уровней

• отсутствие на местах уполномоченных представителей государства

• избрание населением органов местного самоуправления и отдельных должностных лиц

• сочетание административного и судебного контроля за законностью действий муниципальных органов

• органы местного самоуправления могут принимать только те решения, которые прямо предписаны законом

2. Континентальная (Франция, страны Латинской Америки, Ближнего востока)

• сочетание прямого гос управления с местным самоуправлением на местах

• жесткая система административного контроля на местах

• бюрократическая субординация между органами различных уровней управления

• широкие возможности административного воздействия центральной власти. Например, предварительный контроль решений ОМС, возможность аннулирования данных решений, их временное приостановление, возможность роспуска ОМС или отставки должностных лиц

3. Смешанная модель (ФРГ, Австрия, Япония)

4. Советская система (СССР, страны Восточной Европы, сейчас — Куба, КНДР, Вьетнам)

Централизованная система власти, местное управление.

 

Местное самоуправление Великобритании

Одно из старейших местных самоуправлений. Возникло как следствие привилегий по самостоятельному внутреннему управлению, которые города получали от короны.

Признаки:

• наличие у органов местного самоуправления статуса юр лица

• органы местного самоуправления обладают административными полномочиями на соответствующих территориях

• финансовая самостоятельность, право устанавливать местные налоги

• выборность местных органов

Англия и Уэльс:

законы о местном самоуправлении 1972 года, 1985 года

Англия делится на графства (39) и городские округа (36)

Графства → округа → приходы (более 10 тысяч)

Уэльс: графства (8) → округа (37) → общины

На всех территориях, за исключением приходов и общин, население избирает советы, которые являются юр лицами.

Советы графств, округов, городских округов (4 года, обновляются первые три года ежегодно на одну треть)

Советы приходов и общин (3 года, без обновления).

Если в приходе и общине менее 150 человек, то совет не формируется, управление осуществляется собранием граждан.

Исполнительный орган — муниципалитет.

Глава исполнительной власти — председатель представительного органа. Может быть избран населением или по контракту.

В ведении приходов и общин следующие вопросы:

 распределение земельных участков

 промыслы и художественное творчество

 туризм

 дороги

 места отдыха

 местные финансы

 в округах — школы, больницы

Шотландия

Закон о местном самоуправлении 1973 года.

Состоит из регионов (9) → округа (53) → общины (1343). Плюс три острова.

Система органов такая же, как в Англии и Уэльсе.

Северная Ирландия

Графства (6) → округа (26) → приходы (более 11 тысяч)

Специфика — МС под контролем столичных министерств и ведомств из-за нестабильной политической ситуации.

Большой Лондон

Закон о местном самоуправлении 1985 года.

Центр Сити (три палаты, главная из них — Общий Совет), образуются районы (32). Действуют советы, глава района — мэр. Исполнительный орган — кабинет.

 

США

10 поправка Конституции относит МС к ведению субъектов (штатов). Нет единой системы местного самоуправления.

Если обобщить, то действуют следующие местные единицы:

• графства (более 3 тысяч)

• муниципалитеты или города, или вилэджи

• тауны и тауншипы (17 тысяч)

• школьные округа (14 тысяч)

• особые округа (33 тысячи)

Три формы организации власти:

• «мэр — совет»: сильный мэр (широкий круг полномочий, особенно финансовые) и слабый мэр (сильный многочисленный совет, у мэра урезаны полномочия)

• «совет — мэр — управляющий»: мэр — председатель совета. Руководитель исполнительного органа нанимается по контракту.

• комиссионная форма — сочетает в себе представительные и исполнительные функции. Комиссия от 3 до 7 человек. Обычно избирается населением. Мэр входит в состав комиссии.

 

Франция

Можно выделить 2 вида муниципальных единиц:

• обычные — регионы (26, 22 во Франции, 4 заморские территории Гваделупа, Гвиана, Мартиника, Реюньон). Департаменты (99). Коммуны (более 36, 5 тысяч, в 22 тысячах численность меньше 500 человек, в 4000 — менее ста человек).

• особые (Париж, Марсель, Лион, Корсика, Иль-де-Франс). Париж делится на 20 округов, округа на общины. Марсель на 16 округов и общины. Лион на 9 округов и общины. Иль-де-Франс — на столицу и 6 департаментов.

Во всех единицах организуется Совет — представительный орган (от 9 до 49 депутатов). Заседает не менее 4 раз в год. Срок — 6 лет. Глава — мэр. Одновременно является главой совета либо главой администрации.

Характерна высокая степень централизации. На местах представлены специально уполномоченные правительства.

 

Лекция 5. Формы непосредственного осуществления населением местного самоуправления

1. Местный референдум

2. Муниципальные выборы

3. Отзыв депутата и иного выборного должностного лица

4. Сход граждан

5. Собрания, конференции граждан (собрание делегатов)

6. Правотворческая инициатива

7. Публичные слушания

8. Опрос граждан

9. Обращение граждан в органы местного самоуправления

10. Территориально-общественное самоуправление

 

1. Местный референдум

Форма прямого волеизъявления граждан по наиболее важным вопросам местного значения в целях принятия решений, осуществляемого посредством голосования граждан, место жительства которых расположено в границах МО и обладающих правом на участие в местном референдуме.

Регулирование — ст. 3 и ст. 130 Конституции, 131-ФЗ — устанавливает территорию местного референдума, назначение, инициативу назначения, участников референдума, юр сила решения. ФЗ «Об основных гарантиях…». Устав ВО. Закон ВО 6 июля 2006 года №1468 — ОЗ «О местном референдуме» Устав МО.

Цель — решение населением вопросов местного значения.

Вопросы, выносимые на местный референдум — только вопросы местного значения.

• об изменении границ

• планы и программы развития территории

• вопросы градостроительства

• вопросы структуры ОМС

Не могут быть вынесены:

• о досрочном прекращении или продлении срока полномочий ОМС, приостановлении осуществления ими своих полномочий, проведении досрочных выборов в ОМС либо отсрочки указанных выборов

• о персональном составе ОМС

• об избрании депутатов и должностных лиц, об утверждении и о назначении на должность, об освобождении от должности, дача согласия на их назначение или освобождение от должности

• о принятии или изменении местного бюджета. Исполнение, изменение финансовых обязательств МО

• о принятии чрезвычайных и срочных мер по обеспечению здоровья и безопасности населения

Территория референдума — вся территория муниципального образования.

Принципы:

• всеобщее равное прямое свободное волеизъявление граждан при тайном голосовании

• участие в референдуме независимо от пола, расы, национальности…

• участие непосредственно

• принцип законности

• принцип гуманизма

• принцип невмешательства в деятельность избирательных комиссий со стороны органов гос власти и ОМС.

Участник — гражданин РФ, проживающий на территории МО, 18 лет, дееспособный.

Обстоятельства, исключающие проведение референдума:

в условиях военного либо чрезвычайного положения, в течение 3 месяцев после отмены

Стадии:

• инициатива. Граждане, избирательные объединения и иные общественные объединения, уставы которых предусматривают участие в выборах и референдумах, и зарегистрированы не позднее, чем за 1 год до дня образования инициативной группы. Представительный орган и глава местной администрации — совместно.

• назначение референдума

если инициатива граждан или общественных объединений — необходимо собрать подписи. Граждане — инициативная группа не менее 10 человек. Не более 5% подписей.

если инициатива представительного органа и главы местной администрации — правовым актом.

Принятие решения о назначении осуществляется представительным органом в течение 30 дней со дня поступления всех необходимых документов.

Сколько времени, чтобы назначить референдум. Схема и сроки.

Назначается только на воскресенье, подлежит опубликованию в течение 5 дней со дня принятия решения. Если отсутствует решение представительного органа о назначении референдума, то он назначается судом на основании обращения граждан, избирательных объединений, главы МО, избирательной комиссии, прокурора

• подготовка референдума — техническое и материальное обеспечивание, создание избиркомов, округов референдума

• агитация по вопросу референдума

• голосование — не менее 10 часов

• итоги голосования

Принятое на референдуме решение не нуждается в утверждении.

Есть право обжалования в течение года.

 

2. Муниципальные выборы

форма прямого волеизъявления жителей МО в целях формирования выборных ОМС и наделения полномочиями выборных должностных лиц МС.

Виды выборов:

основные — делятся на очередные и досрочные.

повторные — если выборы были признаны несостоявшимися или недействительными

дополнительные — назначаются по одномандатному округу в случае досрочного прекращения полномочий депутатом, избранным по данному избирательному округу.

 

Регулирование — Конституция, Европейская хартия, ФЗ об основных гарантиях, ФЗ от 27 ноября 1996 № 142-ФЗ «Об обеспечении конституционных прав граждан…», ФЗ №131

 

В субъектах:

• отдельный закон о выборах депутатов представительного органа, отдельный закон о выборах главы муниципального образования

• единый закон о муниципальных выборах

• избирательный кодекс

Закон ВО от 30.04.2003 №897-ОЗ (ред. 2 мая 2011 года) «О выборах…»

от 17.02.2003 №869-ОЗ «О выборах главы МО…»

 

Устав муниципального образования

 

Принципы — прямое равное всеобщее избирательное право при тайном голосовании, свободное и добровольное участие, открытость и гласность муниципальных выборов

 

Вид избирательной системы устанавливается субъектом. В основном субъектами устанавливается мажоритарная система для выборов на местном уровне. После 2006 года стала активно внедряться пропорциональная система.

Варианты:

1. мажоритарная система относительного большинства по одномандатным или многомандатным округам. Республика Алтай, Бурятия, Якутия, Приморский край, Мурманская область, СПб и др.

2. мажоритарная система относительного большинства и одномандатный избирательный округ. Башкортостан, Мордовия, Чувашия и др.

3. мажоритарная система абсолютного большинства или относительного большинства. Магаданская, Омская область.

4. мажоритарная или пропорциональная. Татарстан, Дагестан, Архангельская область, Саратовская область и др.

5. пропорциональная, мажоритарная, смешанная. Пропорциональная система зависит от вида МО. Рязанская область: для городских и сельских поселений, муниципальных районов и городских округов численностью менее 100 тысяч человек устанавливается либо смешанная, либо мажоритарная система относительного большинства. Для городских округов и муниципальных районов численностью выше 100 тысяч применяется либо пропорциональная, либо смешанная.

 

Стадии:

1) назначение выборов. Представительный орган МО. Второе воскресенье марта или октября.

2) выдвижение и регистрация кандидатов. Могут участвовать непартийные общественные объединения. Должны быть зарегистрированы не позднее, чем за один год до дня голосования, а в случае досрочных выборов не позднее чем за 6 месяцев. В уставе должно быть закреплено право на участие в выборах и референдумах.

3) подготовка

4) агитация

5) проведение голосования

6) подведение итогов голосования

7) обжалование

Мажоритарная система относительного большинства по одномандатным округов. 30 округов, каждый 1 депутата.

Возможно многомандатные округа. Тогда кумулятивный вотум. На практике одномандатные.

Явка на местном уровне отменена.

3. Отзыв депутата и иного выборного должностного лица

Институт непосредственной демократии, который представляет собой форму ответственности депутата, выборного должностного лица перед населением, содержанием которой является возможность досрочного прекращения полномочий депутата, выборного должностного лица органа местного самоуправления по воле избирателей. Императивный мандат — депутат несет ответственность перед избирателями, может быть отозван.

Цель — отзыв лица, утратившего доверие.

Правовое регулирование — 131-ФЗ (ст. 24), ФЗ «Об основных гарантиях…», Постановление КС от 2 апреля 2002 года (проверка положений закона Красноярского края).

Инициатива — население, инициативная группа граждан не менее 10 человек. В течение 20 дней собирают подписи, направляют их в избирком.

Основания отзыва — конкретное противоправное решение, действие (бездействие) депутата выборного депутата, подтвержденное в судебном порядке.

Голосование по отзыву — в порядке, как для проведения референдума

Результаты — считается отозванным, если проголосовало не менее половины избирателей.

Вся процедура отзыва депутата, выборного должностного лица должна обеспечивать ему возможность дать избирателям объяснения по поводу обстоятельств, выдвигаемых в качестве оснований для отзыва.

Особую роль имеет постановление КС:

  • муниципальное образование самостоятельно регулирует институт отзыва, что подразумевает:
    • непосредственное регулирование в уставе, включая дополнительные гарантии прав его участников;
    • сделать отсылку к закону субъекта, подлежащему применению в муниципальном образовании.
  • Законы субъектов не могут препятствовать муниципальному образованию самостоятельно решать, какие основания и порядок отзыва должны быть предусмотрены в уставе. Также должны исключать возможность вмешательства госорганов в процесс отзыва.
  • основания и порядок отзыва не должны приводить к искажению смысла муниципальных выборов. В частности недопустимо, чтобы отзыв мог быть осуществлен голосами граждан, оставшихся на соответствующих выборах в меньшинстве. Поэтому за отзыв должно проголосовать, по крайней мере, не меньшее число граждан, чем то, которым отзываемое лицо было избрано.
  • основание отзыва — действие (бездействие) данного лица, которое ставит под сомнение доверие к нему населения. Это действие (бездействие) может стать известным избирателям без его предварительного юрисдикционного подтверждения. Но большое значение имеет судебная защита, чтобы установить все обстоятельства.

 

Можно ли отзывать должностных лиц, назначенных представительным органом? (председатель счетной палаты)

4. Сход граждан.

Правовое регулирование — Конституция, 131-ФЗ, Устав муниципального района и сельского поселения.

История сходов:

  1. дореволюционный этап — самая массовая форма решения местных вопросов. Состоял из домохозяев или лиц, их заменяющих, и сельского старосты.
  2. советский период — регулирования не было до 1985 года. 1985 — принято положение от 27 августа 1985 года «Положение об общих собраниях, сходах граждан по месту жительства».

Согласно положению в ведение сходов входило:

· выдвижение кандидатов в депутаты поселковых и сельских советов и возбуждение вопроса об отзыве депутатов этих советов.

· избрание народных заседателей районных (городских) судов, вопрос об их отзыве

· решение вопроса о самообложении сельского населения

· избрание органов общественной самодеятельности

 

Закон РСФСР 1991 «О местном самоуправлении» — смешивал две формы — собрание и сход, связывал их деятельность с территориальным общественным самоуправлением.

Собрание и сход решали следующие вопросы:

  • избрание территориального общественного самоуправления, принятие их уставов
  • утверждение программ деятельности территориального общественного самоуправления по социально-экономическому развитию
  • решение других вопросов, относящихся к территориально-общественному самоуправлению

 

  1. современный

УП 1993 года — в поселениях, численностью менее 5 тысяч человек представительный орган может не формироваться, а его полномочия осуществляет сход граждан

ФЗ 1995 — смешивал понятия собрание и сход. Собирались для решения вопросов местного значения. В отдельных поселениях уставом могла быть предусмотрена возможность осуществления полномочий представительным органом МС.

 

131-ФЗ. Собрание и сход — разные формы.

Цель схода — осуществление полномочий представительного органа муниципального образования.

Условия проведения:

  • численность жителей поселения, обладающих избирательным правом — не более 100 человек
  • правомочность схода — при участии в нем более половины граждан
  • созыв схода — либо главой муниципального образования, либо главой муниципального образования по инициативе жителей поселения численностью не менее 10 человек. Участие в сходе граждан выборных лиц местного самоуправления обязательно.

Выбирается председательствующий — глава муниципального образования или иное лицо. Обсуждение вопросов. Решение считается принятым, если за него проголосовало более половины участников. Данные решения подлежат обнародованию и обязательны для исполнения.

 

5. Собрания, конференции граждан (собрание делегатов)

Правовое регулирование — 131-ФЗ (ст. 29, 30), устав муниципального образования, муниципальные правовые акты.

Цель — обсуждение вопросов местного значения, информирование населения о деятельности органов местного самоуправления и должностных лиц местного самоуправления, орган территориально-общественного самоуправления на части территории муниципального образования.

Инициатива — население, представительный орган муниципального образования, глава муниципального образования, территориально-общественного самоуправления, если предусмотрено в уставе. Представительный орган муниципального образования, глава муниципального образования — назначается ими самими, если инициатива населения — представительным органом. Инициаторы обязаны обеспечить учет лиц, принимающих участие в собрании, ведение протокола собрания. Участники простым большинством избирают председателя.

Документы, которые могут приниматься на собрании:

  • решения
  • обращения
  • протокол

Обращения, принятые на собрании, подлежат обязательному рассмотрению ОМС и должностными лицами с направлением письменного ответа.

 

Конференция граждан — собрание делегатов (представителей отдельных территорий), избранных на собраниях граждан. Проведение конференции обусловлено территорией, численностью населения, отсутствием пригодных для проведения собрания помещений. Конференция правомочна, если в ней приняло участи не менее двух третей избранных делегатов. Решение принимается простым большинством голосов. Итоги подлежат обнародованию.

 

Решения, принятые на собраниях и конференциях, носят рекомендательный характер.

 

6. Правотворческая инициатива.

Правовое регулирование — ст. 26 131-ФЗ, Устав муниципального образования, муниципальные правовые акты.

Это право граждан вносить в ОМС проекты муниципальных правовых актов по вопросам местного значения.

Инициатива — группа граждан, обладающих избирательным правом. Закон устанавливает, что данная группа не может превышать 3% от числа жителей муниципального образования.

Нормативно-правовой акт подлежит обязательному рассмотрению органом местного самоуправления или должностным лицом, к компетенции которого относится принятие соответствующего акта.

Срок рассмотрения — 3 месяца.

Гарантии участия в рассмотрении проекта:

представителям инициативной группы должна быть обеспечена возможность изложения своей позиции при рассмотрении указанного проекта. Если проект вносится в коллегиальный орган, то обязательно открытое заседание.

Обязательно информирование граждан о принятом решении в письменной форме.

Характерен непрофессионализм.

7. Публичные слушания

ст. 28 131-ФЗ

Цель — обсуждение НПА по вопросам местного значения, выяснение мнения населения по вопросам местного значения, влияние на формирование общественного мнения по обсуждаемым вопросам, информирование граждан, если намечаемая деятельность затрагивает интересы граждан или воздействие на территорию их проживания, осуществление контроля за принятием и реализацией решений.

Инициатива: население или представительный орган — назначается представительным органом, глава муниципального образования — назначается актом главы.

Вопросы, выносящиеся в обязательном порядке:

  • проект устава муниципального образования
  • проект муниципального акта о внесении изменений, дополнений в устав
  • проект местного бюджета и отчет о его исполнении, проекты планов и программ развития муниципального образования
  • проекты правил землепользования и застройки
  • проекты планировки территорий
  • проект межевания территории
  • вопросы предоставления разрешений на условно-разрешенный вид использования земельных участков и объектов капитального строительства.
  • вопросы отклонения от предельных параметров разрешенного строительства
  • вопросы реконструкции объектов капитального строительства
  • вопросы изменения одного вида разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства на другой вид такого использования при отсутствии утвержденных правил землепользования и застройки
  • вопросы о преобразовании муниципального образования

 

Органы местного самоуправления обязаны информировать население о проведении публичных слушаний (в Вологде за 15 дней).

Решение, принятое на публичных слушаниях, публикуется. Данная форма носит рекомендательный характер.

Классификации публичных слушаний:

  1. по обязательности проведения

· обязательные

· инициативные

  1. по целям
  2. по предмету

· проект устава

· проект бюджета

· проекты планов и программ развития

  1. по инициаторам

· граждане

· ОМС и должностные лица

· общественные объединения

· органы ТОС

· предприятия, учреждения, организации всех форм собственности

  1. по функциям

· форма непосредственного участия жителей в обсуждении вопросов местного значения

· форма непосредственного участия жителей в управлении территорией

· форма выявления мнения

· форма осуществления субъективного права на участие в управлении делами государства и общества

· форма осуществления субъективного права на информацию.

8. Опрос граждан

ст. 31 ФЗ №131, устав муниципального образования, муниципальные правовые акты.

Проводится на всей территории муниципального образования или его части для выявления мнения населения и его учета при принятии решений органами местного самоуправления и должностными лицами органов местного самоуправления, а также органами гос власти. В опросе имеют право участвовать жители муниципального образования, обладающие избирательным правом.

Инициатива:

  1. представительный орган муниципального образования, глава муниципального образования по вопросам местного значения
  2. органы гос власти субъекта для учета мнения граждан при принятии решений об изменении целевого назначения земель муниципального образования для объектов регионального и межрегионального значения.

Назначение и сроки определяются уставом муниципального образования. Назначать должен представительный орган. Специальные требования для акта о назначении опроса:

· дата и сроки проведения опроса

· формулировка вопроса

· методика проведения

· форма опросного листа

· минимальная численность жителей муниципального образования, участвующих в опросе

Информирование граждан — не менее чем за 10 дней до проведения опроса.

Финансирование — за счет средств местного бюджета (инициатива — орган местного самоуправления), за счет средств бюджета субъекта.

Результаты носят рекомендательный характер.

Граждане не обладают инициативой опроса.

 

9. Обращение граждан в органы местного самоуправления

ст. 32 ФЗ №131, ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан»

Индивидуальные и коллективные обращения. Ответ — в течение 30 дней.

 

10. Территориально-общественное самоуправление

самоорганизация граждан по месту их жительства на части территории поселения для самостоятельного и под свою ответственность осуществления собственных инициатив по вопросам местного значения.

Ст. 27 ФЗ №131, Устав муниципального образования, акт муниципального образования, Устав территориально-общественного самоуправления

Территория, на которой осуществляется террительно-общественное самоуправление:

  • подъезд многоквартирного жилого дома
  • многоквартирный жилой дом или группа жилых домов
  • жилой микрорайон
  • сельский населенный пункт, не являющийся поселением
  • иные территории

Формы осуществления территориально-общественного самоуправления:

  1. непосредственно населением — через собрания и конференции
  2. посредством создания органов территориально-общественного самоуправления

Учреждение территориально-общественного самоуправления — с момента регистрации устава. Может быть юр лицом. В Вологде устав регистрируется в Администрации города.

Требования к уставу:

  1. территория, на которой он осуществляется
  2. цели, формы, задачи, основные направления деятельности
  3. порядок формирования, прекращения полномочий, права и обязанности, срок полномочий органов территориально-общественного самоуправления
  4. порядок принятия решений
  5. порядок приобретения имущества, а также порядок использования и распоряжения этим имуществом и финансовыми средствами
  6. порядок прекращения осуществления территориально-общественного самоуправления

Главный орган — собрание или конференция граждан. Участвовать можно с 16 лет.

Есть исключительные полномочия собрания (конференции):

  • установление структуры органов территориально-общественного самоуправления
  • принятие устава территориально-общественного самоуправления, внесение в него изменений и дополнений
  • избрание органов территориально-общественного самоуправления
  • определение основных направлений деятельности территориально-общественного самоуправления
  • утверждение сметы доходов и расходов территориально-общественного самоуправления и отчета о ее исполнении
  • рассмотрение и утверждение отчетов о деятельности органов территориально-общественного самоуправления

 

Органами могут быть председатель, ревизионная комиссия, совет

Органы:

  • представляют интересы населения проживающего на соответствующей территории
  • обеспечивают исполнение решений, принятых на собраниях (конференциях)
  • могут осуществлять хоз деятельность по содержанию жилищного фонда, благоустройство территории и иную хоз деятельность, направленную на удовлетворение социально-бытовых потребностей граждан, проживающих на соответствующей территории, как за счет средств указанных граждан, так и на основании договора между органами территориально-общественного самоуправления и органами местного самоуправления с использованием средств местного бюджета
  • вправе вносить в органы местного самоуправления проекты муниципальных правовых актов

 

Лекция 6. Правовая основа

 

1. Понятие правовой основы

система нормативно-правовых актов, определяющих организацию, формы осуществления и гарантии местного самоуправления, его задачи и функции, а также компетенцию и ответственность органов местного самоуправления и их должностных лиц, взаимоотношения органов местного самоуправления с органами гос власти, гражданами, общественными объединениями.

Ст. 4 ФЗ №131

Этапы развития правовой основы:

  • 1990 — 1991 — по сентябрь-декабрь 1993, ФЗ «Об общих началах МС и местного хозяйствования в РСФСР», Закон РСФСР «О местном самоуправлении РСФСР»
  • декабрь 1993 — сентябрь 1995 — указное право. УП от 21 сентября 1993 года «О поэтапной конституционной реформе в РФ». УП от 9 октября 1993 года «О реформе представительных органов власти и ОМС в РФ». УП от 26 октября 1993 года «О реформе МС в РФ».
  • сентябрь 1995 — 2003. ФЗ «Об общих принципах…» 1995.
  • закон 2003 года, вступал поэтапно: до 2006 года, до 2009 года. 2009 — полностью вступил в силу.

2. Устав муниципального образования: понятие, порядок принятия, вступление в силу, содержание.

акт высшей юр силы в системе муниципальных правовых актов, имеет прямое действие и применяется на всей территории муниципального образования.

Признаки:

  • Наличие особого субъекта, от имени которого принимается устав. Принимается исключительно представительным органом (п. 10 ст. 35 ФЗ №131). Исключение — на сходе граждан.
  • учредительный характер — придает правовой характер фактически сложившимся отношениям.
  • всеобъемлющий характер правового регулирования
  • высшая юр сила на территории муниципального образования
  • является правовым средством, обеспечивающим реализацию самостоятельности местного самоуправления
  • особый порядок принятия. Разрабатывается представительным органом. Проект публикуется, проводятся публичные слушания. Принятие устава представительным органом (квалифицированным большинством) или на сходе граждан.
  • подлежит гос регистрации. ФЗ от 21 июля 2005 года «О гос регистрации уставов муниципальных образований». Регистрирующий орган:

Ø проверяет соответствие устава федеральному, региональному законодательству

Ø проверяет соблюдение установленного порядка принятия

Ø присваивает уставу гос регистрационный номер и выдает свидетельство о гос регистрации устава

Ø включает сведения об уставе в гос реестр уставов муниципальных образований субъектов федерации

Отказ в регистрации — в случае противоречия Конституции, федеральному и региональному законодательству; нарушение порядка принятия устава МО.

 

Содержание устава:

  1. наименование муниципального образования с указанием его границ, состава территории, закрепление символики
  2. перечень вопросов местного значения. Иные вопросы, если есть соответствующие финансовые ресурсы и данный вопрос не отнесен к ведению РФ, субъекта, другого муниципального образования.
  3. формы, порядок и гарантии участия населения в решении вопросов местного значения, в т.ч. через территориально-общественное самоуправление.
  4. структура и порядок формирования органов местного самоуправление
  5. наименование и полномочия выборных и иных органов местного самоуправления и их должностных лиц
  6. виды и порядок принятия, опубликования и вступления в силу муниципальных правовых актов
  7. виды ответственности органов местного самоуправления и должностных лиц, основания ответственности, порядок решения соответствующих вопросов
  8. порядок формирования, утверждения и исполнения местного бюджета, контроль за его исполнением
  9. основания прекращения полномочий органов местного самоуправления, сроки их полномочий
  10. порядок внесения изменений и дополнений в устав

 

3. Муниципальные правовые акты

решение по вопросам местного значения или осуществления отдельных гос полномочий, переданных органам местного самоуправления на основании ФЗ или закона субъекта, принятое населением муниципального образования непосредственно, органов местного самоуправления или должностным лицом местного самоуправления, документально оформленное, обязательное для использования на территории муниципального образования, устанавливающее либо изменяющее общеобязательные правила.

Признаки:

  1. документально оформленное решение
  2. одно из средств осуществления народом своей власти, обеспечивающее самостоятельное решение муниципальным образованием вопросов местного значения, отдельных гос полномочий, организации деятельности органов местного самоуправления
  3. принят населением, органом местного самоуправления или должностным лицом
  4. обязателен для исполнения на территории муниципального образования, за неисполнение — ответственность
  5. не должен противоречить Конституции, федеральному, региональному законодательству
  6. устанавливает, изменяет общеобязательные правила поведения или носит индивидуальный характер
  7. могут быть отменены или приостановлены органом местного самоуправления, их должностными лицами, судом или органами власти субъекта

Система:

  • устав МО
  • правовые акты, принятые на местном референдуме, сходе граждан

обладают высшей юр силой

  • нормативные и иные правовые акты представительного органа – решения
  • правовые акты главы МО, главы Администрации, Председателя представительного органа – постановления по вопросам местного значения и переданных гос полномочий, распоряжения по вопросам организации работы
  • иные органы – распоряжения и приказы

 

 

защита животных – чье ведение

 

Стадии правотворчества:

1. Разработка проектов МПА и внесение их в соответствующий ОМС. (Правотворческая инициатива – это официальное внесение правомочным субъектом в ОМС проекта НПА влекущее за собой обязанность ОМС рассмотреть и принять или отклонить его).

Субъекты инициативы:

1.1. Глава МО

1.2. Депутаты представительных органов

1.3. Комитеты комиссии представительных органов

1.4. Граждане

1.5. Органы ТОС

1.6. Иные: прокурор

2. Обсуждение и принятие НПА: принимается 1\2 голосов. Если устав то 2\3

3. Подписание НПА главой Муниципального образования. Глава обладает правом вето.

4. Опубликование

5. Вступление в силу МПА

6. Контроль за исполнением МПА, отмена или приостановление деятельности МПА.

 

Лекция 7. Территориальная основа местного самоуправления.

1. Понятие территориальной основы. Понятие, признаки и виды муниципальных образований.

2. Принципы территориальной основы местного самоуправления.

3. Границы и состав территорий муниципальных образований.

4. Преобразование муниципальных образований.

 

1. Понятие территориальной основы. Понятие, признаки и виды муниципальных образований.

1) Территориальная основа местного самоуправления – институт муниципального права, представляющий собой совокупность муниципально-правовых норм, закрепляющих и регулирующих территориальную организацию местного самоуправления:

- формирование и состав территории муниципального образования

- границы территорий муниципального образования порядок их установления и изменения

- упразднение муниципального образования.

До реформы 2003 года не было четкой организации территориальной основы. в 47 субъектах местное самоуправление осуществлялось в пределах административно-территориальных границ крупных городов и районов. В 22 субъектах местное самоуправление осуществлялось на 2х уровнях (уровень крупных городов и районов уровень – второй, сельских округов и поселков – первый уровень). В 8 субъектах местное самоуправление осуществлялось в границах сельских округов и поселков. В 12 субъектах либо отсутствовало местное самоуправление либо существовало квазиместное самоуправление. Квазиместное – через ТОС в границах городских и сельских населенных пунктах в части городов. В виде государственного управления на местном уровне с участием представительных органов которые являются выборными.

Деление на административно-территориальное деление и на муниципальное деление.

Административно-территориальное деление – это разделение территории субъекта на составные части в целях эффективного государственного управления.

Деление на муниципальное образование – для организации местного самоуправления.

Существует три модели соотношения административно-территориалнього и муниципально-территориального деления (и то и то устанавливаются законами субъектов):

1. Закон субъекта устанавливает административно-территориальное и муниципально-территориальное деление одинаковым. Нельзя изменить муниципальное устройство без изменения административно-территориального.

2. Закон субъекта предусматривает относительное обособление административно-территориальных единиц и муниципального образования в пределах единого административно-территориального устройства субъектов.

3. Четкое различие между административно-территориальным и муниципально-территориальным устройством. Изменение границ муниципального образования не влечет изменения административно-территориального устройтсва.

Муниципальное образование – основной элемент территориальной основы представляющий собой населенную территорию в границах которой местное самоуправление осуществляется населением непосредственно и\или серез выборные и иные органы местного самоуправления в целях решения вопросов местного значения. (понятие в науке)

Признаки муниципального образования:

1. Наличие собственной территории границы которой устанавливаются законом субъекта.

2. Наличие собственной компетенции, которую определяют законодательно установленные вопросы местного значения и полномочия местного самоуправления

3. Наличие собственной экономической основы (имущество + бюджет + имущественные права)

4. Наличие собственных выборных и иных органов местного смоуправления (три органа являются обязательными: глава муниципального образования, представительный орган, местная администрация – исполнительно-распорядительный орган).

5. Наличие устава МО и иных муниципально-правовых актов, составляющих в совокупности систему муниципально-правовых актов МО.

6. Официальная символика (право на установления, не является обязательным)

Виды МО:

1. Сельское поселение – вид муниципального образования представляющий собой один или несколько объединенных общей территорией сельских населенных пунктов (поселков, сел, деревень, хуторов, станиц, кишлаков, аулов) в которых местное самоуправление осуществляется непосредственное населением или через выборные ОМС.

2. Городское поселение -.-.-.-.--.-.-.-.- собой город или поселок в котором осуществляется местное самоуправление -.-.-.--.

3. Муниципальный район - -.-.-.-.-.-.-.-.-.--. Представляет собой несколько поселений (городских и сельских) или поселений и межселенных территорий (территорий находящихся вне границ поселений), объединенных общей территорией в границах которой осуществляется местное самоуправление.

4. Городской округ - -.-.-.-.--.-.-.-.-. представляющий собой городское поселение которое не входит в состав муниципального района в границах которой осуществляется местное самоуправление.

5. Внутригородские муниципальные образования городов федерального значения. Часть территорий Мск и СПб в границах которой осуществляется местное самоуправление.

6. Иных видов МО не предусмотрено

2. Принципы территориальной основы местного самоуправления.

основополагающие начала уснановленные законодателем в соответсвии с которыми определяется порядок образования и пребразования муниципальных образований состав территорий мунициплаьных образований, а так же порядок установление и изменение их границ.

Выделяется 3 группы принципов:

1 группа – определяющие порядок образования и преобралвания мунициплаьных образований:

1. Местное самоупралвениеосуществляется на всей территории РФ в установленный видах МО. Исключение составляют етрритории с низкой плотностью населения и труднодоступные терринтории, кот не включаются в состав поселения

2. Сочетание поселенческого и территориального принципа при формировании территориальных образований. Поселенческий принцип – когда мунициплальное образование прелставлено одним населенный пунктом (городской округ, городское поселение и сельское поселение в случае если один сельский пунк наделяется статусом муниципального образования). Территориальный принцип – когда несколько населенных пунктов объединенных общей территорией (муниципальный район и сельское поселение объединяющих несколько сельских населенных пунктов)

3. 2х уровневая территориальная организация местного самоуправления в границах муниципального района. В данной организации решаются не только вопросы местного значения, но и межселенческого характера.

4. Участие населения в принятии решений по вопросам преобразования муниципальных образований. Население участвует: Право инициативы о преобразовании МО, возможность выражать свое мнение по вопросу путем референдума.

5. Учет численности населения при образовании сельского поселения. Если один населенный пункт численностью более 1000 человек (при высокой плотности более 300 – сельское поселение). Несколько населенных пунктов в случае если каждый менее 1000 человек (При высокой плотности менее 3000 тысяч).

6. Наделение законами субъектов соответствующих МО статусом определенного вида МО.

2 группа принципов – принципы определяющие порядок установления и изменения границ муниципальных образований.