Организация управленческого учёта с использованием типового плана счетов РБ

Требования, предъявляемые к информации, формируемые в рамках управленческого учёта

К управленческому учёту предъявляются следующие требования:

1. Адресность – предоставление информации конкретным организациям или пользователям.

2. Оперативность – информация должна предоставляться в сроки, позволяющие принять своевременное и эффективное управленческое решение.

3. Достаточность – объём информации должен быть достаточным для принятия совокупного управленческого решения.

4. Аналитичность – информация должна содержать данные оперативного анализа и предусматривает возможность проведения последующего анализа с наименьшими затратами труда и времени.

5. Гибкость и инициативность - должна обеспечиваться вся полнота информационных интересов в условиях изменяющихся управленческих решений.

6. Полезность – информация должна ориентировать менеджеров на потенциально рискованные участники деятельности и создавать объективную оценку их работ.

7. Экономичность – затраты на получение информации не должны превышать экономическую эффективность в её использовании.

Достоверная объективная информация о наличии и использовании производственных запасов, о затратах организации на производство может быть получена только с помощью ведения управленческого учёта. Учётные данные, полученные в системе счетов управленческого учёта, должны обеспечивать сопоставимость затрат структурных подразделений и резервов производственно-финансовой деятельности.

Управленческий учёт может быть организован с использованием двух вариантов:

1. Первый вариант предусмотрен для группировки и учёта затрат по статьям, местам возникновения и использования с/с продукции и использования счётов 20 « Основное производство», 23 « Вспомогательные производства», 24 « Расходы по содержанию и эксплуатации машин и оборудования», 25 « Общепроизводственные расходы», 26 « Общехозяйственные расходы», 28 « Брак в производстве» , 29 « Обслуживающие производства и хозяйства». В этом случае операции управленческого учёта на счетах бухгалтерского учёта не находят отдельного специального отражения. При этом варианте система построение управленческого учёта входит в общую систему бухгалтерского учёта без выделения отдельных корреспондирующих счетов. При таком варианте учёта затрат разделение управленческого и финансового учёта отсутствует. Данный вариант учёта затрат применяется во всех организациях РБ.

2. Второй вариант предусматривает отдельное отражение операций бухгалтерского учёта на счетах бухгалтерского учёта. В этом случае для управленческого учёта в плане счетов выделены отдельные синтетические счета: 30 « Материальные затраты», 31 « Трудовые затраты». Всего 10 счетов : с 30 по 39.

В практике организаций могут применяться разные варианты связи систем финансового и управленческого учёта. При первом варианте взаимосвязь между финансовым и управленческим учётом осуществляется с помощью контрарных счетов, которыми считаются счета учёта доходов и расходов финансовой бухгалтерии. Данные из них переносятся на соответствующие счета управленческой бухгалтерии. Такой вариант связи называется интеграционным. Он обеспечивает прямую корреспонденцию счетов управленческого учёта с контрольными счетами финансового учёта, одновременно выделяя подсистему управленческого и финансово учёта.

При втором варианте используются парные контрольные счета одного и то же наименования. Записи на счетах финансово и управленческого учёта при этом являются автономными, т. е. обеспечивается самостоятельность финансово и управленческого учёта.

Имеется ещё и третий способ связи между финансовым и управленческим учётом, предусматривающий использование для этих целей счёт 79 « Внутрихозяйственные расчёты», на котором отражаются обороты по учёту затрат, передаваемых из одной подсистемы в другую.

Все перечисленные варианты учёта затрат на уровне синтетических счетов имеют свои преимущества и недостатки. При выборе варианта необходимо учитывать конкретные производственные условия и особенности сельскохозяйственного производства. Конкретные вопросы организации аналитического учёта затрат сельскохозяйственные организации решают самостоятельно путём ведения учёта затрат по объектам и статьям с учётом особенностей технологии и организации производства.

В зависимости от полноты включения затрат в с\с продукции, работ, услуг выделяют две системы управленческого учёта:

1) Система полного включения затрат в с\с продукции, при которой все издержки организации, связанные с производством и реализацией продукции, включаются в с\с продукции независимо от их деления на переменные и постоянные, прямые и косвенные.

2) Система не полного ( ограниченного) включения затрат в с\с продукции, при которой в с\с продукции включают только переменные затраты. Остальная часть затрат в с\с не включается, а периодически списывается на финансовые результаты.

В синтетическом учёте затрат может применяться нормативный метод, при котором учёт осуществляется раздельно в пределах установленных норм и отклонений от этих норм.

 

 

Тема 2 « Основные направления классификации затрат и их использование в управленческом учёте»

План

1. Затраты в системе управленческого учёта.

2. Классификация затрат на производство.

3. Состав затрат, включаемых в с\с продукции.

4. Группировка затрат по экономическим элементам.

5. Классификация затрат по статьям калькуляции.

6. Другие классификации затрат в разделе функций управления, применяемые в управленческом учёте.