Интернет-источники
План
Тема: Социально-личностные проблемы современной молодежи
ЛЕКЦИЯ 6
Цель: формирование у студентов убеждения, что от их активной позиции как личности, гражданина, патриота будет зависеть собственное будущее, межэтническое, межконфессиональное согласие, будущее народа.
1. Молодежь Казахстана как важнейший субъект социальных перемен.
2. Приоритетные направления национального воспитания молодежи.
3. Современные проблемы студенческой молодежи.
4. Основные направления воспитательной работы с молодежью.
Молодежь во всем мире считается стратегическим ресурсом, от которого зависит, каким будет будущее той или иной страны. Только образованная и материально обеспеченная молодежь может стать залогом успешного процветания государства. Молодежь – своего рода социальный аккумулятор тех изменений, которые всегда постепенно происходят в глубинах общественной жизни: это критические взгляды и настроения в отношении существующей действительности, новые идеи и та энергия, которые необходимы в момент коренных преобразований. Молодежь является носителем интеллектуального потенциала, способностей к творчеству, что помогает ускорению внедрения в практику новых идей, замыслов, инициатив. Таким образом, молодежь, это субъект социальных перемен, и молодежный возраст сегодня – это понятие не столько демографическое, сколько социальное и политическое.
Понятие «молодежь» можно рассматривать как в широком, так и в узком смысле. Молодёжь (в широком смысле) - это совокупность групповых общностей, которая образуется на основе возрастных признаков и связанных с ними основных видов деятельности. В более узком, социологическом смысле, молодежь представляет социально-демографическую группу, выделяемую на основе обусловленных возрастом особенностей социального положения, функций, интересов и ценностей молодых людей. В настоящее время отсутствуют единые критерии возрастной периодизации молодёжного возраста, и поводу возрастных границ нет общего мнения. В современной социологии чаще всего нижняя возрастная граница молодежи проходит между 14-16, а верхняя — между 25-29 годами. Следует отметить, что в сложившейся практике имеет место увеличение возраста отдельных групп молодежи, как например молодых ученых (до 33-35 лет).
Молодежь как социально-демографическая группа неоднородна по своему составу. В ней выделяются различные слои по возрасту (подростки, юношество), по полу, по видам деятельности (учащиеся, работающие), по месту жительства (городская, сельская) и др. В настоящий момент молодые люди составляют 25% населения мира; 80% молодёжи планеты живут в развивающихся странах.
Согласно Закону Республики Казахстан «О государственной молодежной политике», молодежь – это граждане Республики Казахстан в возрасте от четырнадцати до двадцати девяти лет. По данным Агентства Республики Казахстан по статистике на 1 января 2008 года численность молодежи составляет более 4,5 миллионов, что составляет 27,8 % жителей страны в возрасте от 14 до 29 лет. Из них 717-тысяч – это студенты. Количество студентов, обучающихся по государственному гранту, составляет лишь – 125,2 тысячи. Численность молодежи в селах составляет около 2 миллионов 22 тысячи. Из них 1 миллион 48 тысяч составляют лица мужского пола.
В городах численность молодежи составляет около – 2 миллионов 547 тысяч. Таким образом, численность городской молодежи перевешивает численность молодежи из сел и в городах численность молодежи женского пола намного выше, около – 1 миллиона 300 тысяч.
Воспитание молодежи как сознательных граждан, патриотов,
обретение ими социального опыта, нравственных убеждений и ценностей,
формирование потребности творить и совершенствоваться есть важнейшее условие развития казахстанского государства. Однако смена парадигмы общественного развития вызвала кардинальные изменения в молодежной среде: в ценностных ориентациях, идеалах, интересах, потребностях, мотивах, повлекла за собой ряд сложных проблем, затронувших молодежь в целом, и студенческую в частности. К числу проблем, усложнивших процесс адаптации молодого поколения, поиск социально приемлемых и оптимальных форм самореализации личности, можно отнести следующее: кризис традиционных институтов социализации и традиционного её механизма, возникновение новой системы требований общества к личности, вызванных изменениями социокультурной среды, разрушение традиционных ценностей, механизмов социально-культурной преемственности, переоценка роли образования и недооценка роли воспитания в становлении молодого поколения казахстанцев, снижение воспитательного потенциала высшей школы.
Состояние системы воспитания сегодня в обществе оценивается как сложное и противоречивое. Оно характеризуется:
· падением уровня нравственности молодежи, усилением пропаганды насилия, жестокости, криминального поведения, нацеленного на легкое и быстрое обогащение, потребительства;
· снижением уровня культуры, отчуждением от ценностей национальной и мировой культуры, духовным и культурным обеднением;
· ростом асоциальных и противоправных форм молодежной активности.
Гражданскую идентичность можно рассматривать как некий базовый процесс в формировании зрелого (осознанного) взгляда на окружающий нас мир и политические реалии в сложных и переменчивых условиях политической и экономической ситуации. Гражданская идентичность является частью социальной идентичности индивида и отражает представления личности о принадлежности к государственному образованию, структурам гражданского общества, а так же к представлениям о самих образованиях и структурах, их оценки индивидом и его право выбора, оставаться в их составе или их покинуть.
Актуальность решения задач воспитания обусловлена также особенностями казахстанского общества, в котором насчитывается свыше 130 национальностей и свыше 40 конфессий. Изменения, происходящие в казахстанском государстве, его особенности как полиэтнического общества определяют основные направления воспитательной работы с молодежью:
- развитие национального достоинства;
- развитие гражданской идентичности;
- формирование казахстанского патриотизма и толерантности, социокультурного самоопределения;
- освоение казахского языка как государственного, русского как языка межнационального общения, английского – в условиях глобализации.
Перед любым обществом стоит вопрос о необходимости минимизации издержек и потерь, которые несёт страна из-за проблем, связанных с социализацией молодых людей и интеграцией их в единое экономическое, политическое и социокультурное пространство. Одним из важнейших инструментов для модернизации страны является государственная молодежная политика. Государственная молодежная политика – это внутренняя политика государства по регулированию отношений молодежи и государства. При этом молодежная политика является неотъемлемой частью социальной политики.
Сегодня в Казахстане ведется последовательная и планомерная молодежная политика, которая базируется на основополагающих принципах построения социального правового государства, закрепленных в ряде европейских международных документов и отраженных в конституционных правовых системах. Основы формирования и реализации молодежной политики определены в Концепции государственной молодежной политики и одноименном законе от 7 июля 2004 года. А непосредственным документом по развитию молодежной политики в Республике Казахстан является программа «Молодежь Казахстана – 2009».
Задачами государственной молодежной политики в Республике Казахстан являются: защита прав и законных интересов молодежи; предоставление помощи и социальных услуг молодежи; реализация социально значимых инициатив молодежи. Государство должно создавать условия для расширения возможностей молодого человека в выборе своего жизненного пути, достижении личного успеха, независимо от его материального уровня и социального положения. Только в этом случае окажется действенной основная задача молодежной политики – обеспечение самореализации молодежи.
В настоящее время, молодежь Казахстана как субъект социальных перемен, сама участвует в формировании и проведении государственной молодежной политики посредством реализации общественно значимых инициатив, обращений в центральные и местные исполнительные органы, а также путем создания и взаимодействия молодежных организаций. В Республике действует достаточно большое количество организаций - так в 2006 году их насчитывалось порядка 450, среди которых «Общество молодых профессионалов», Альянс студентов Казахстана, Общереспубликанское молодежное движение «Арсы», «Социалистическое сопротивление», Конгресс молодежи Казахстана.
Среди молодежных организаций присутствуют как политические объединения, так и объединения «по интересам», ориентированные на повышение социальной мобильности молодежи. Оба эти направления соединены в деятельности молодежного крыла партии «Нур Отан» - «Жас Отан», самой многочисленной молодежной организации Казахстана. Целью объединения является социальное воспитание подрастающего поколения, формирование твердых гражданских позиций у молодежи и создание мощного кадрового резерва государственных служащих. В системе молодежных организаций оказывает влияние на реализацию молодежной политики ОЮЛ «Конгресс молодежи Казахстана», осуществляющее кураторские функции над профильными молодежными организациями. Важным направлением их деятельности является укрепление взаимодействия Конгресса молодежи Казахстана и этнокультурных объединений в деле развития толерантности и культуры межэтнического общения. В работе с молодежью проводится работа в разных направлениях.
Для обеспечения гарантий в сфере труда и занятости молодежи создана Молодежная биржа труда, периодически проводятся ярмарки вакансий для выпускников ВУЗов и другой нетрудоустроенной части молодежи, функционируют ССО (студенческие строительные отряды) и Республиканский штаб молодежных трудовых отрядов «Жасыл Ел», которые решают проблему летнего трудоустройства молодежи. Содействие предпринимательской деятельности молодежи находит свое отражение в начавшемся проекте, направленном на повышение ее экономической активности. Главная цель новой организации – это выявление проблем экономического развития молодежи, а также анализ общественного мнения по проблемам ее развития.
Особо необходимо выделить Альянс студентов Казахстана, активно представляющий интересы студенчества. Данная молодежная организация регулярно составляет рейтинг лучших учебных заведений, исходя из условий социального обеспечения студентов – общежитие, медуслуги, библиотечный фонд. АСК знаменит проведением различных акций и социальных кампаний, например, таких как «Наш гимн», «Как питаешься, студент», «Чем живешь, студент» и «Библиотечный фонд»; операция «Медпункт», основная цель которой - улучшение качества медицинских услуг в ВУЗах и СУЗах и т.д. Кроме того, АСК показывает реальные результаты: установлен льготный проезд в каникулярное время для студентов, обучающихся по госзаказу. Общая сумма выделенных средств – 1 миллиард тенге. В итоге каждый студент-грантник 2 раза в год получает дополнительную денежную компенсацию в размере 7 тысяч тенге.
Важным событием стало создание молодежного парламента в каждом регионе. Его работа заключается в создании молодежного маслихата, состоящего из 16 депутатов – представителей молодежных организаций, избранных электоратом. Они подготавливают пакеты предложений по тому или иному закону, прямо или косвенно касающемуся молодежи и затем предлагают его на рассмотрение мажилиса. Таким образом, молодежь сама может принимать участие в решении своих проблем.
По проблеме образования молодежи достигнуты достаточно весомые результаты. В частности, реализация республиканской программы «Болашак» предусматривает ежегодное выделение до 3.000 образовательных грантов для обучения за рубежом. Данная программа доступна для всех категорий молодых людей.
Вместе с позитивными изменениями отмечаются недостатки в проводимой молодежной политике Казахстана: отсутствие преемственности, относительная слабость молодежных организаций, их сезонная активизация, использование лидерами деятельности молодежных организаций в качестве личного пиара, ограниченный охват аудитории (отсутствие принципа всеобщности). Одним из главных препятствий для профессиональной самореализации современной молодежи является безработица. Именно молодежь больше других категорий населения испытывает ее на себе. В целом, государство осознает необходимость планомерной работы по воспитанию юных граждан, содействия решению их проблем. Для значительной части молодежи характерно стремление самостоятельно решать свои проблемы и строить жизненные перспективы, возросли тяга к образованию, стремление «сделать карьеру».
В новых социокультурных условиях требует решения ряд назревших проблем студенческой молодежи: экстремизм и ксенофобия в молодежной среде, девиантное поведение (потребление наркотиков, алкоголизм, молодёжная преступность, проституция и порнография), СПИД. Кроме того, усилилась опасность деятельности религиозных организаций деструктивного характера и ее влияния как способа контроля сознания молодых людей, по-прежнему важной остается проблема физического здоровья студентов и формирование здорового образа жизни.
Изучение религиозного опыта в культуре современной молодежи позволяет исследователям констатировать наличие устойчивого интереса современной молодежи к религии. Культура молодежи потенциально ориентирована на восприятие религиозного опыта и стремится к приобретению духовно-смысловых ориентаций. Современная религиозная ситуация в Казахстане характеризуется возникновением и усилением радикальных религиозных сообществ, расширением поля деятельности нетрадиционных религиозных верований, усилением влияния иностранного миссионерского движения и расширением социальной базы сектантских организаций, особенно за счет молодежного контингента населения. Все эти изменения исследователи квалифицировать как наиболее выраженные тенденции развития текущей религиозной ситуации в Казахстане. Наибольшую озабоченность казахстанских экспертов и теологов вызывает процесс усиления в республике деятельности деструктивных религиозно-мистических и оккультно-мистических учений нового поколения. Опасность этого процесса заключается в том, что для молодежи религия все больше становится ценностной ориентацией, регулирующей социальное поведение, психологию общения, философское отношение к жизни.
Среди таких течений следует особо выделить те, которые главным объектом своего внимания считают достижение земного счастья человека и удовлетворение его сиюминутных потребностей. Для этих целей декларируется возможность построения на Земле рая, где все были бы счастливы. Страна пребывания, как правило, нуждается в спасении, ради чего следует объединить все духовные, политические и экономические силы ее общества. Предотвращение экологической катастрофы, разрешение духовного и социального кризиса во Вселенной и другие глобальные проблемы – вот неполный, но основной перечень благих намерений сектантов всех мастей.
Где бы и в какой бы стране и культуре они ни находились, их главная миссия, по их собственному убеждению, это помочь стране пребывания, ее народу всеми доступными путями и средствами. Основная суть помощи – дать миру новое откровение, новое вероучение, которое заменит все «устаревшие и изжившиеся», разумеется, по определению сектантов, мировые религии и их религиозные деноминации. Как правило, религиозные течения такого плана резко критикуют сложившуюся в мире ситуацию, что вызывает к ним недоверие и даже враждебность тех людей, которые видят в мироотвергающих религиозных движениях опасность для сложившегося порядка вещей. Есть среди них и абсолютно деструктивные мистические воззрения. Это, прежде всего, сатанисты и примыкающие к ним наиболее дикие и криминогенные разновидности деструктивных учений.
Доктрина сатанистов базируется не только на отрицании, но и на полном извращении религиозно-мистических воззрений. Все основные обряды и молитвы сатанистов имеют противоположный смысл. Основа культа сатанистов – принесение жертвы. Настоящая жертва для них – не убийство как таковое, а смертные муки живого существа. Выбор жертвы прост. Это любой из тех, кто поступил с сатанистами, с их точки зрения, неправильно или серьезно нарушил их спокойствие. Вместо настоящей жертвы иногда может быть использован ее образ: кукла, фотография, рисунок, письменное или словесное описание. Над ним осуществляются магические действия. В жертву часто приносятся животные. Также активно применяются наркотические и психотропные вещества, налажено взаимодействие с наркомафией. Секты сатанистов составляют угрозу общественной безопасности во всем мире.
Вместе с тем проблемой является наличие экстремизма и ксенофобии в молодежной среде. В качестве проявления экстремизма предлагается признать массовые беспорядки, хулиганство и вандализм, если они способствуют возбуждению ненависти по идеологическим, политическим, расовым, национальным или религиозным мотивам.
В конце 70-х - начале 80-х годов в мусульманском мире наметиласьтенденция к усилению позиций исламского экстремизма и фундаментализма, что в целом было обусловлено общей политизацией ислама (равно как и исламизацией политики). Исламские экстремисты преследуют следующие цели: установление в обществе основ исламского теократического государства, введение в общественную практику норм шариата и, наконец, восстановление халифата в качестве единого государственного образования всех мусульман. Как свидетельствует обширная мировая практика, радикальный ислам не остановится в фиксированных границах географического проживания определенной общности мусульман, поскольку для них заветная мечта состоит в объединении мусульманского мира в рамках единого политического государственного образования - халифата. В этом случае неизбежным представляется процесс "растекания" исламской радикальной идеологии и практики на другие "мусульманские" территории, как в рамках Казахстана, СНГ и других государств мира.
Исламская экстремистская группа "Хизбут тахрир" является для Казахстана проблемой, которая становится все более серьезной. Эта группа была запрещена как "экстремистская" организация по Закону об экстремизме и оставалась единственной группой, отнесенной к этой категории по данному закону.
В ноябре правительство Казахстана добавило в национальный список запрещенных террористических организаций движение "За освобождение Восточного Туркестана" и "Аум синрике", обвинив эти группы в попытке создать независимое государство - соответственно в Центральной Азии и в Китае. В список запрещенных групп входили также "Аль-Каида", Исламская партия Восточного Туркестана, Курдский народный конгресс, "Асбат аль-Ансар", "Мусульманское братство", "Талибан", "Боз гурд", "Джамаат моджахедов Центральной Азии", "Лашкари тайиба", Общество социальных реформ, Исламское движение Узбекистана и отколовшаяся от него группа "Исламский союз джихада".
В Казахстане накоплен уникальный опыт национальной политики, обеспечивающей мирное сосуществование множества различных этносов и конфессий. При этом главным фактором успешности казахстанской модели межэтнического согласия выступает сохранение баланса интересов населяющих страну этнических групп, не допускающего привилегированного положения одних и ущемления прав других.
Вместе с тем существует ряд факторов, который может оказывать отрицательное влияние на межэтническую ситуацию. В частности, это усиление этнорелигиозных противоречий в различных частях мира, в том числе и в некоторых соседних странах. Потенциальную опасность представляет проникновение в Казахстан извне различных форм этнорелигиозного экстремизма и радикализма. Этническую окраску могут приобретать имеющиеся в обществе локальные социальные и бытовые проблемы. Возможные упущения в работе по воспитанию молодого поколения содержат опасность для преемственности традиций межэтнической и межкультурной толерантности населения полиэтничного Казахстана. Эти и другие аспекты требуют повышенного внимания как со стороны государства, так и всего общества. Планируется в высших учебных заведениях интерактивных методов обучения этнокультурной толерантности, формированию устойчивых позитивных стереотипов в отношении представителей инокультурной среды» (проект Доктрины национального единства).
В целом в полиэтничном обществе формирование и укрепление национального единства является базовым условием обеспечения безопасности и независимости государства, реализации стратегических приоритетов его социально-экономического и политического развития.
В Декларации участников первого Съезда лидеров мировых и традиционных религий, состоявшегося 23-24 сентября 2003 г., в Астане заявлено:
- Продвижение таких ценностей, как толерантность, истина, справедливость и любовь должно быть целью любой религиозной проповеди.
- Экстремизм, терроризм и другие формы насилия во имя религии не имеют ничего общего с истинным пониманием религии, являются угрозой для человеческой жизни и, соответственно, должны быть отвергнуты.
- Многообразие религиозных убеждений и исповеданий должно вести не к взаимному подозрению, дискриминации и унижению, а к взаимовосприятию и гармонии, демонстрирующей уникальность каждой религии и культуры.
- Религии должны стремиться к большему сотрудничеству, признавая толерантность и взаимовосприятие как существенные инструменты мирного сосуществования всех народов.
- Образовательные программы и средства социального общения должны быть важными инструментами по продвижению позитивных подходов к религиям и культурам.
- Межрелигиозный диалог является одним из ключевых способов общественного развития и улучшения благосостояния всех народов, поощрения толерантности, взаимопонимания и гармонии между различными культурами и религиями, а также способствует преодолению конфликтов и насилия.
- Все человеческое сообщество должно поощряться к преодолению ненависти, враждебности, нетерпимости и ксенофобии.
Одной из серьезных проблем является девиантное поведение молодежи. Под девиантным поведением понимается поведение, которое не согласуется с нормами, не соответствует ожиданиям группы или всего общества. Одним из психологических механизмов формирования девиаций выступает аддиктивная модель поведения (аддикция — пагубное пристрастие к чему-либо). Без понимания процесса возникновения и протекания этого явления, невозможно анализировать алкоголизм, наркоманию и другие формы деструктивного поведения. Суть аддиктивного поведения заключается в стремлении человека изменить свое психическое состояние посредством приема некоторых веществ или фиксацией внимания на определенных предметах (видах деятельности). Процесс употребления такого вещества, привязанность к предмету или действию сопровождается развитием интенсивных эмоций и принимает такие размеры, что постепенно начинает управлять жизнью человека, лишает его воли к противодействию аддикции. В социологии девиантного поведения выделяются несколько направлений, объясняющих причины его возникновения. Например, Р. Мертон, используя выдвинутое Э. Дюркгеймом понятие «аномия» (аномия — состояние общества, когда старые нормы и ценности уже не соответствуют реальным отношениям, а новые еще не утвердились), причиной отклоняющегося поведения считает несогласованность между целями, выдвигаемыми обществом, и средствами, которые оно предлагает для их осуществления. Другое направление сложилось в рамках теории конфликта. Согласно этой точке зрения, культурные образцы поведения являются отклоняющимися, если они основаны на нормах другой культуры (А. Коэн). Преступник рассматривается как носитель определенной субкультуры, конфликтной по отношению к господствующему в данном обществе типу культуры.
В социологии девиантного поведения выделяются несколько направлений, объясняющих причины его возникновения. Например, Р. Мертон, используя выдвинутое Э. Дюркгеймом понятие «аномия» (аномия — состояние общества, когда старые нормы и ценности уже не соответствуют реальным отношениям, а новые еще не утвердились), причиной отклоняющегося поведения считает несогласованность между целями, выдвигаемыми обществом, и средствами, которые оно предлагает для их осуществления. Другое направление сложилось в рамках теории конфликта. Согласно этой точке зрения, культурные образцы поведения являются отклоняющимися, если они основаны на нормах другой культуры (А. Коэн). Преступник рассматривается как носитель определенной субкультуры, конфликтной по отношению к господствующему в данном обществе типу культуры.
В современной отечественной социологии несомненный интерес представляет позиция Я.Гилинского, считающего источником девиации на социальном уровне наличие в обществе социального неравенства, высокой степени различий в возможностях удовлетворения потребностей для разных социальных групп, а на индивидуальном уровне — социальную неустроенность. В зависимости, во-первых, от степени причиняемого вреда интересам личности, социальной группе, обществу в целом и, во-вторых, от типа нарушаемых норм можно различать следующие основные виды девиантного поведения.
1. Деструктивное поведение. Причиняющее вред только самой личности и не соответствующее общепринятым социально-нравственным нормам – накопительство, конформизм, мазохизм и др.
2. Асоциальное поведение, причиняющее вред личности и социальным общностям (семья, компания друзей, соседи) и проявляющееся в алкоголизме, наркомании, самоубийстве и др.
3. Противоправное поведение, представляющее собою нарушение как моральных, так и правовых норм и выражающееся в грабежах, убийствах и других преступлениях.
Девиантное поведение может выражаться в форме:
а) поступка(ударить человека по лицу);
б)деятельности (постоянное занятие вымогательством или проституцией);
в) образа жизни (преступный образ жизни организатора мафиозной группы, грабительской шайки, сообщества фальшивомонетчиков).
Можно выделить такие разновидности девиантного поведения:
· преступность – наиболее опасное отклонение от социальных норм, приобретает особенное распространение в молодежной среде.
· пьянство и алкоголизм приобрели значительное распространение среди молодежи.
· самоубийства, уровень совершения которых, как показывают исследования, повышается в период экономических и социальных кризисов. Резкие изменения в обществе приводят к снижению адаптивных возможностей человека. Подростки и молодые люди совершают самоубийства из-за недоразумений, конфликтов в семье, несчастливую любовь и т.д. Много самоубийств связаны с асоциальным поведением личности (наркоманией, алкоголизмом, проституцией и др.).
В настоящее время распространение курения, употребление алкогольных напитков и наркотиков молодыми людьми достигло критического уровня, и дальнейшее нарастание этих тенденций может вызвать необратимые последствия. Наркомания и алкоголизм имеют острые социальные последствия: совершаются преступления и аморальные поступки, происходит деградация личности и населения в целом, увеличивается смертность особенно среди молодежи, развиваются и передаются заболевания, увеличивается рождаемость больных и неполноценных детей, распадаются семьи. По мнению специалистов, наркомания в Казахстане становится проблемой № 1. Ежегодно количество больных наркоманией в республике стремительно увеличивается. Решение данной проблемы стало общенациональной задачей и требует объединения усилий государственных органов, неправительственных организаций, всех граждан страны. Согласно официальной статистике, в 1986 году в Казахстане было зарегистрировано около 10 тыс. лиц, употребляющих наркотики. Сегодня же, по данным экспертных организаций, число потребителей наркотических и психотропных веществ составляет порядка 50 тыс. человек.
Таким образом, за последние 7 лет количество лиц, злоупотребляющих наркотическими средствами и психотропными веществами, увеличилось почти в 5 раз.
По данным комитета по борьбе с наркоманией и наркобизнесом министерства юстиции РК в республике из общего числа наркозависимых на учете состоят 1 682 несовершеннолетних наркомана. В текущем году 229 преступлений по факту незаконного оборота наркотиков совершено подростками. По данным международных организаций, занимающихся проблемой борьбы с незаконным оборотом наркотиков, в настоящее время основная угроза проникновения зелья в страны Евразии исходит от Афганистана. Кроме того, по имеющимся данным, через Киргизию проходит так называемый северный путь поставок зелья из Афганистана в эти государства.
Первые исследования наркомании осуществлялись в 20-е гг. XX в. Такие авторы, как А. М. Раппорт, М. Н. Гернет, А. С. Шоломович, Ю. П. Лисицын, А. А. Герцензон и др. разрабатывали методики обследования потребителей наркотиков, устанавливали тесную связь наркотизации с социально-бытовыми условиями, а также искали пути профилактики этого вида социальной патологии. Однако занимались данной проблематикой в основном не социологи, а психиатры, наркологи, юристы (В. В. Бориневич, И. В. Стрельчук, Я. Г. Готланд, А. П. Николаева, М. Ф. Орлов, Э. А. Бабаян, М. Х. Гонопольский, В. С. Битенский, А. Е. Личко и др.). В настоящее время помимо анализа наркологических, психологических аспектов проблемы, рассматриваются социальные факторы употребления наркотиков.
Исследования наркомании 90-х гг. осуществлялись в рамках развития в социологии девиантного поведения. Например, Б. М. Левин еще в начале 90-х гг. указывал, что переход к рыночной экономике приведет к большому числу лиц, неспособных адаптироваться к новым, конкурентным условиям жизни, которые поэтому могут пополнять ряды алкоголиков, наркоманов.
Причин и условий, способствующих приобщению подростка, молодых людей к наркотикам, довольно много и знание основных из них должно помочь в целенаправленной профилактической работе. Ученые выделяют следующие причины и факторы, способствующие развитию наркозависимости у подростков, а также молодых людей:
1. Социальные:
· неблагополучная семья (алкоголизм или наркомания родителей, низкий жизненный уровень, отсутствие эмоционального контакта, неполная семья);
· широкое распространение злоупотребления психоактивными веществами в данной местности;
· активная пропаганда в средствах массовой информации направлений молодежной субкультуры, связанных с потреблением наркотиков и токсикантов, завуалированная пропаганда легализации наркотиков;
· неадекватная молодежная политика, отсутствие реальной программы досуга, занятости несовершеннолетних;
· проживание в районах с низким имущественным цензом (районы «городского дна»).
2. Конституционально-биологические: наследственная отягощенность психическими и/или наркологическими заболеваниями.
3. Традиционные: культуральное потребление психоактивных веществ в данной местности.
4. Индивидуально - психологические:
· подражание более старшим или авторитетным сверстникам;
· попытка нейтрализовать отрицательные эмоциональные переживания;
· стремление соответствовать обычаям значимой для подростка группы сверстников;
· аномальные черты личности (гедонизм, авантюризм, возбудимость, завышенная или заниженная самооценка, повышенная комфортность, неустойчивость характера);
· протестные реакции («назло»), направленные против старших (родителей, педагогов);
· самодеструктивное поведение;
· выражение независимости, а иногда враждебного настроения по отношению к окружающим;
· познание приносящего удовольствие нового, волнующего или таящего опасность опыта;
· достижение «ясности мышления» или «творческого вдохновения»;
· достижение чувства полного расслабления;
· уход от чего-то гнетущего.
Распространение и потребление наркотических средств имеет явную и скрытую формы. Явная выражена в официально зарегистрированной части подростков и молодежи. Это находящиеся на учете в учреждениях здравоохранения в связи с прохождением лечения, а также уличенные в наркопреступлениях соответствующими подразделениями ОВД. Количество молодых людей, состоящих под диспансерным наблюдением, составляет около четверти от общего числа злоупотребляющих. Истинное число приобщающихся к потреблению наркотических средств или больных наркоманией известно лишь в самых общих чертах, поскольку сюда входят те, кто лечится неофициально или кто вообще не выявлен.
Рост массового приобщения молодежи к потреблению психоактивных веществ произошел в 1997-2001 годы, когда в жизнь вступило новое «рыночное» поколение, не обремененное ценностным «барьером» прошлого и обладающее более индивидуализированным сознанием, чем их родители. За этот период средний возраст начала потребления табачных изделий снизился на 3,5 лет, алкогольных напитков – на 2,5 лет, наркотических средств – на 3,5 лет. С 2001 года показатель среднего возраста начала потребления психоактивных веществ стабилизировался и сегодня составляет: табачных изделий – 11,5 лет, алкогольных напитков – 13 лет (в основном пива), наркотических средств – 14 лет.
В Республике Казахстан проводятся мероприятия, направленные на борьбу с наркоманией «Улица, квартал, микрорайон без наркотиков», программа «Здоровый город». В рамках программы организуются профилактические осмотры в общеобразовательных и высших учебных учреждениях, создаются наркологические посты и кабинеты ЗОЖ, в которых участвуют врачи-наркологи, сами дети и студенты. Кроме того, введены уроки валеологии, проводятся круглые столы и разъяснительные работы, проводятся рейды по ночным клубам города и всевозможные проверки. Основными методами борьбы с употреблением наркотических веществ является информационная пропаганда и демонстрация наглядных материалов.
В молодежной среде стало массовым потребление спиртных напитков, включая пиво. Их пьют 80% молодежи, причем как юношей, так и девушек. Огромных масштабов достигло потребление пива, при этом согласно официальной классификации пиво не считается алкогольным напитком. Две трети детей и молодежи потребляют в основном пиво, пить которое в массовом порядке начинают в среднем в 12 лет; водку – в 16 лет.
Токсикомания– заболевание, вызванное потреблением токсических веществ, т.е. таблеток транквилизаторов, кофеина, полученного от крепкого чая – чигиря, вдыханием ароматических веществ бытовой химии. В состоянии опьянения кроме эйфории возникают зрительные галлюцинации.
Термин «проституция» происходит от латинского слова prostitution – осквернение. Ученые выделяют в проституции следующие существенные признаки:
1) род занятий – удовлетворение сексуальных потребностей клиентов;
2) характер занятий – систематический промысел в форме половых связей с разными лицами, без чувственного влечения и направленный на удовлетворение половой страсти клиентов в любой форме;
3) мотив занятий – заранее согласованное вознаграждение в виде денег или материальных ценностей, которые являются основным или дополнительным источником существования проститутки.
Причинами проституции равно как многих других социальных отклонений являются социально-экономические и морально-этические факторы. Однако существуют и специфические причины. Так часть женщин обладает сильным либидо и их потребности выше средних, отсюда выход на спортивный секс. Другая причина проституции в среде, которая окружает проститутку.
Особенно опасно вовлечение в проституцию несовершеннолетних. В наше время проституция широко развернула бизнес по «продаже любви». Между тем рост проституции и половых дисгармоний неизбежно ведет к распространению СПИДа. По прогнозам ученых через 10-15 лет эта эпидемия станет проблемой № 1. В Казахстане, хотя и отмечается небольшой спад уровня заболевания ВИЧ, статистика неутешительна. В республике более 13 тысяч инфицированных, среди них около 300 детей. В ежегодном докладе ООН «О положении молодежи в мире», говорится, что одной из самых серьезных угроз будущему молодежи стран Восточной Европы и СНГ является эпидемия ВИЧ/СПИДа. Эксперты сообщают, что 80% ВИЧ-инфицированных в Восточной Европе и СНГ – это люди, не достигшие 30-летнего возраста. К примеру, в Беларуси 60% всех инфицированных - это молодые люди (15-24 года), В Казахстане и Кыргызстане 70% ВИЧ - инфицированных - моложе 30-ти лет. Исследования, проведенные в постсоветских государствах, показывают, что лишь 7% молодых людей обладают достаточными и точными знаниями об эпидемии ВИЧ.
Остановить распространение эпидемии - с этой целью объединились в Алматы волонтеры, полиция и священнослужители. Одна из форм работы волонтеров Казахстана - участие в Программе "Глобальный обмен", которая является партнерской инициативой VSO (Волонтерская служба за рубежом) и British Council. Она предназначена для молодежи в возрасте от 18 до 25 лет и дает возможность людям всего мира объединиться для совместного решения актуальных проблем. Программа обмена волонтерами между Казахстаном и Великобританией проводится уже в третий раз. С начала программы 27 молодых казахстанцев стали волонтерами, партнерами проекта стали 35 неправительственных и государственных организаций, работающих в сфере инвалидности, СПИДа, молодежной политики..
В процесс приобретения и распространения преступного опыта с каждым годом включается все большее число молодых людей. Выделим следующие характерные особенности молодежной преступности:
1. Молодежная преступность составляет основу для воспроизводства общей преступности. Лица, совершившие преступления в молодом возрасте, в дальнейшем, как правило, не прекращают свою преступную деятельность. Об этом свидетельствуют результаты опроса несовершеннолетних воспитанников воспитательно-трудовой колонии региона (N=200): 24,5% заявили о возможности повторного совершения преступления.
2. В структуре преступности несовершеннолетних преобладают корыстные, корыстно-насильственные и насильственные виды преступлений.
3. Преступность среди несовершеннолетних носит преимущественно групповой характер. Чем моложе преступник, тем реже преступления совершаются им в одиночку, и тем менее организованный характер носит их преступная деятельность. Несовершеннолетние наиболее часто совершают преступления в составе групп (68,5% воспитанников колонии), но в основном без предварительного сговора, спонтанно. Таким образом, групповая преступность молодежи еще не является организованной преступностью, в прямом значении.
4. Для динамики молодежной преступности наиболее характерны сезонные «пики». В весенне-летний период, когда у молодых людей расширяются возможности для неконтролируемых контактов, количество совершаемых преступлений увеличивается (до 44% от общей массы).
В это время удлиняется световой день, расширяются границы общественных мест, где молодежь имеет возможность бесконтрольно проводить время. Одновременно ослабевает социальный контроль над времяпрепровождением подростков (отпускной период у родителей, каникулы в учебных заведениях).
5. Преступность среди несовершеннолетних наиболее чутко реагирует на изменения в социальной среде. Личность молодых людей легче поддается как позитивным, так и негативным воздействиям внешней среды, что делает необходимым и возможным осуществление профилактической работы, эффективность которой зависит от своевременности принятых мер.
Таким образом, в условиях относительно стабильной демографической ситуации отмечается омоложение преступности в регионе. Увеличивается интенсивность криминализации молодежной среды. С качественной стороны в молодежной преступности за последние пять лет также наметились существенные неблагоприятные тенденции, проявляющиеся в росте ее организованности, вооруженности, жестокости, в возрастании общественной опасности совершаемых преступлений.
В настоящее время можно констатировать возникновение и распространение нового типа социально-психологического неблагополучия – игровой зависимости.
Лудомания (одержимость азартными играми) признана эмоциональным заболеванием. В 1980 году впервые лудомания была классифицирована Американской Психиатрической Ассоциацией («American Psychiatric Association») как болезнь, на сегодняшний день она обозначается в Международной Классификации Болезней, рассматривается в разделе «Расстройства личности и поведения в зрелом возрасте», в рубрике Ф 60-69 «Расстройство привычек и влечений», обозначается кодом F63.0 и определяется как «расстройство, заключающееся в частых повторных эпизодах участия в азартных играх, доминирующих в жизни субъекта и оказывающих разрушающее воздействие на все сферы жизни и личности человека, его физическое, психическое, эмоциональное и социальное здоровье, ведущих к утрате социальных, профессиональных, материальных и семейных связей».
На сегодняшний день применяется множество методов лечения, различающихся по эффективности, но не позволяющих достигнуть состояния полной эмоциональной независимости от игры. Кроме того, новая форма зависимости остается недостаточно изученной.
Уровень физической подготовленности и состояние здоровья студенческой молодежи в Республике Казахстан в последние годы имеют тенденцию к ухудшению и в настоящее время не соответствуют требованиям профессиональной деятельности и современному социальному запросу общества. Одним из показателей ухудшения состояния здоровья студентов является негативная тенденция увеличения численности специального медицинского отделения. Так, по данным исследований целого ряда авторов процент студентов первых курсов, отнесенных, по состоянию здоровья, к специальной медицинской группе, уже достиг тридцати процентов, на выпускных - более сорока. В Стратегии развития «Казахстан - 2030» и в Послании Президента народу Казахстана укрепление здоровья народа и молодежи отнесено к числу приоритетных задач и является важной частью государственной политики.
Решению проблемы в определенной степени будет способствовать реализация Государственной Программы развития физической культуры и спорта в Республике Казахстан на 2007—2011 годы. В частности, это обучение молодежи основам физической культуры, привитие устойчивых навыков в освоении и распространении передовых знаний о здоровом образе жизни, внедрение новых технологий пропаганды здорового образа жизни и активных занятий спортом среди молодежи Казахстана, достижение синергетического эффекта от комплексного применения традиционных и нетрадиционных методов воздействия, включающих проведение конкурсов и викторин с использованием телепередач SMS-голосований, обсуждений в Интернете и прямом радио-эфире и др.
Таким образом, в целом, рост интереса у молодежи к современным социокультурным процессам и личностному самоопределению свидетельствует о том, что их стремление к получению профессионального образования выходит за рамки простого овладения узкопрофессиональными знаниями и навыками. Необходимо создать оптимальные условия для развития личности обучающегося, оказать ему помощь в самовоспитании, самоопределении, нравственном самосовершенствовании, освоении широкого круга социального опыта.
Основными направлениями реализации этого можно определить: - утверждение отношений сотрудничества учащихся и преподавателей в вузе;
- развитие студенческого самоуправления, институтов коллективной студенческой самоорганизации (общественных организаций и объединений студентов);
- использование возможностей дополнительного образования, факультетов общественных профессий для преодоления расхождений между качеством подготовки специалистов и реальными требованиями рынка труда;
- между рыночным спросом и индивидуальными потребностями личности; для реализации профессионального потенциала будущего специалиста; повышения его ответственности за свою карьеру и социальные последствия своей профессиональной деятельности;
- создание межвузовских центров развития внеучебной деятельности студентов и др.
Государственная политика в сфере воспитания должна включать в себя цели и задачи воспитания, стратегии их решения, разработку законодательства, государственных программ, выделение ресурсов, поддержку социально значимых воспитательных проектов, определение механизмов контроля. В совокупности все это должно способствовать созданию необходимых условий для формирования системы воспитания подрастающих поколений в соответствии с их потребностями и общественными запросами.
Вопросы для самоконтроля
1. Докажите, что молодежь Казахстана является важнейшим субъектом социальных перемен.
2. Дайте определение понятия «молодежь».
3. Назовите критерии возрастной периодизации молодежного возраста.
4. Назовите состав молодежи как социально-демографической группы.
5. Дайте характеристику состояния воспитания молодежи в Казахстане.
6. Назовите задачи молодежной политики в РК.
7. Назовите наиболее известные в Казахстане молодежные организации и дайте характеристику их деятельности.
8. Раскройте проблемы молодежи, студенческой молодежи.
Основная литература
1. Ковалева А.И., Луков В.А.Социология молодежи: Теоретические вопросы. - М.: Социум, 1999, -351с.
2. Социология молодежи. Под ред. В. Т. Лисовского Изд-во СПбГУ. 1996.
Дополнительная литература
1. Гилинский Я., Афанасьев В. Социология девиантного поведения: Учебное пособие. – СПб, 1993.
2. Джаманбалаева Ш.Е. Проблемы наркотизации и алкоголизации в республике// Социологические исследования, 1998, №3. С. 44.
3. Журавлева Л. А. Факторы и условия наркотизации молодежи// Социологические исследования, 2000. № 6.
4. Клейберг Ю.А. Психология девиантного поведения: Учебное пособие для вузов. – М.,2001.
5. Молодежный экстремизм /Под ред. А.А.Козлова. СПб., 1996.
6. Перов И.М. Неформальные молодежные объединения // Социально-гуманитарные знания. – 2002. – №5. С. 18–35.
7. Подольный Н.А. Молодежная организованная преступность. – М.: Издательство «Юрлитинформ», 2006. – 296 с.
8. Преступность в 21 веке // Социс. – 1996. – №7.
9. Раковская О.А. Социальные ориентиры молодежи: тенденции, проблемы, перспективы – М. 1999.
10. Шабанов Л.В. Социально-психологические характеристики молодежной субкультуры: социальный протест или вынужденная маргинальность. – Томск, Томский гос.ун-т, 2005. – 399 с.
Справочная литература
1. Oxford. Большой толковый социологический словарь. Том 1. А – О .Изд: Вече, АСТ 2001- 544 с.
2. Бабосов.Е. М. Социология. Энциклопедический словарь. – М.: Либроком, 2009.
Нормативная литература
1. Закон Республики Казахстан о государственной молодежной политике в Республике Казахстан» от 7 июля 2004 г.
1. Спид – это выдуманная болезнь? - http://nm2000.kz/news/2009-11-24-22044