ЛЕКЦИЯ 2

Тема: Национальное самосознание личности – цель национального воспитания

Цель лекции: осознание студентами основных нравственных категорий национального воспитания, овладение знаниями и убеждениями, способствующими сознательному пониманию национальных ценностей, формированию ценностных ориентаций личности, развитию чувств патриотизма, гуманизма, национального достоинства.

План:

1. Личность. Понятие личности.

2. Самосознание, национальное самосознание, их характеристика.

3. Национальное самосознание молодежи как фактор формирования ценностных ориентаций личности.

4. Семья - источник национального воспитания.

Целью и результатом прогресса любого социального общества является человек, его духовное и интеллектуальное развитие, обогащение его возможностей и способностей. Возможные пути достижения этой цели исследуются в трудах Абая Кунанбаева, Аль Фараби, И.Алтынсарина, Г.- В. Гегеля, И.Канта и др.

Проблема личности, являясь одной из сложных и ключевых проблем педагогической теории и практики, имеет различные аспекты, поэтому рассматривается различными науками: философией, возрастной физиологией и анатомией, социологией, этикой, педагогикой, детской и педагогической психологией и др.

В российской психологии существуют различные подходы к изучению личности. Общеизвестны следующие подходы: подход Ананьева Б.Г. (личность в единстве четырех сторон: 1) человека как биологического вида; 2) онтогенезе и жизненном пути человека как индивида; 3) человека как личности; 4) человека как части человечества); подход Абульхановой К.А. (личность как субъект жизненного пути и субъект деятельности); подход Леонтьева А.Н. и Петровского А.В.; подход Мясищева В.В.; подход Платонова К.К. (личность имеет динамическую функциональную структуру, элементами которой являются: 1) направленность, 2) опыт, 3) особенности психических процессов и ее 4) биопсихологические свойства); подход Узнадзе Д.Н. (личность как целостное и духовное образование, мотивы и поступки которой могут носить и неосознанный характер) и др.

В педагогике и психологии по проблеме личности и ее развития имели место три основных направления: биологическое, социологическое и биосоциальное.

Представители биологического направления считают личность сугубо природным существом, все поведение человека объясняют действием присущих ему от рождения потребностей, влечений и инстинктов (З.Фрейд и др).

Представители социологического направления считают, что хотя человек рождается как существо биологическое, однако в процессе своей жизни он постепенно социализируется благодаря влиянию на него тех социальных групп, с которыми он общается.

Представители биосоциального направления считают что психические процессы (ощущение, восприятие, мышление и др.) имеют биологическую природу, а направленность, интересы, способности личности формируются как явления социальные. Такое деление личности никак не может объяснить ни ее поведение, ни ее развитие.

Педагогика изучает и выявляет наиболее эффективные условия для гармоничного развития личности в процессе обучения и воспитания. Современная педагогическая наука рассматривает личность как единое, в котором биологическое неотделимое от социального. Изменения в биологии личности сказываются не только на особенностях ее деятельности, но и на образе жизни. Однако решающую роль играют те мотивы, интересы, цели, т.е. результаты социальной жизни, которые, определя весь облик личности, придают ей силы для преодоления своих физических недостатков и особенностей характера (вспыльчивость, стеснительность и.т.п.

Принято различать вопрос о сущности человека и вопрос о структуре личности. Сущность личности непосредственно выражается в его социальном качестве, то есть личность – это проявление социальной сущности человека. Но в понятии «личность» входит не только ее роль в обществе, но и особенности ее психологии: направленность, мотивация, способности, характер, темперамент. К социальным качествам личности относятся взгляды и убеждения, ее способности, потребности, интересы, моральные качества. Совокупность этих социальных качеств образуют личность. Личность - человек как субъект отношений (к себе, другим людям, окружающему миру) и сознательной деятельности. В этом смысле понятие личности в отличие от этически нейтрального понятия психофизической и духовной индивидуальности включают в себя этический момент самоопределения. Личность характеризуется системой взглядов, ценностных установок, предпочтений и т.п., раскрывающихся в действиях и поступках /1,с.435/.

Личность – это система социально значимых качеств индивида, мера овладения им социальными ценностями и его способность к реализации этих ценностей. Но становление человека как личности происходит только в конкретных общественных условиях. Требования социума определяют и модели поведения людей, и критерии оценки их поведения.

Движущей силой развития личности являются внутренние противоречия между постоянно растущими общественно обусловленными потребностями и возможностями их удовлетворения. Развитие личности – это постоянное расширение ее возможностей и формирование новых потребностей.

По Канту, человек становится личностью благодаря самосознанию, которое отличает его от животных и позволяет ему свободно подчинить свое «Я» нравственному закону.

Сознание – один из основных аспектов духовной жизни, соотнесенность субъекта переживания «Я» с внутренним или внешним предметом (предметное сознание) и самоотнесенность его с собою (самосознание как знание о тождественности личности, «Я» в меняющихся актах осознания)

/1, с. 68/.

В процессе общения друг с другом у каждого субъекта так или иначе возникает вопрос о смысле собственного существования: Кто я? Что я значу в этом обществе, мире? В чем заключается истина моего бытия? Именно при решении этих вопросов, в попытках найти на них ответы и рождается самосознание той или иной личности.

Рассмотрим понятие "национальное самосознание". Самосознание личности, как и его собственное отношение к самому себе, к обществу, миру, возникает лишь при определенных условиях, в том числе и национально-политическое и играет важную роль в жизни личности, нации, народности, национальной и этнической группы и государства. От него зависит дальнейшее определение тех ценностных качеств и ориентаций, которые будут направлять жизнедеятельность субъекта. Степень развитости самосознания может быть различной и зависит от глубины идентификации личности с самой собой и общностью. В отношении понятия «нация» можно выделить два его основных значения. Во-первых, нация отождествляется с этнической общностью. Во-вторых, нация трактуется как гражданская общность.

Национальное сознание отражает обобщенные представления национально-этнической группы, а национальное само­сознание является более индивидуализированным по­нятием, выражающим, прежде всего, степень усвоения тех или иных компонентов общенационального созна­ния индивидами-членами национальной общности, то есть национальное самосознание является ядром национально­го сознания. Оно выступает в качестве стержневой системы оценочных отношений и рационально-ценно­стных представлений, необходимых для соответствую­щего самоопределения человека в духовной и социаль­но-политической жизни.

Генезис национального самосознания представля­ет собой длительный исторический процесс, много­уровневый и весьма неравномерный по ходу своего развития. Первоначально, в историческом плане, по­явление зачатков национального самосознания проис­ходило на обыденном этнопсихологическом уровне. Оно было связано с действием одного из базовых социально-пси­хологических механизмов развития человеческого соз­нания в целом, с формированием и укоренением в пси­хике представителей той или иной общности антитезы «мы» и «они». Осознание себя как члена некой груп­пы, целостности («мы») как раз и строится через противопоставление представителям иной группы — неким «они».

Развитие национального самосознания oтличaeтся не прямолинейным, а скорее волнообразным, синусоидальным характером. Его подъемы и спады определяются такими факторами как особенности национального характера, уровень национальной куль­туры, а также политико-психологическая история общностей, так и фор­матом национально-этнической группы. Известно: чем меньше общность, тем более обостренно переживают­ся в ней проблемы национального самосознания, и тем более вероятны его резкие всплески. Наоборот, чем больше такая общность, тем увереннее чувствуют себя ее представители, тем меньше озабоченности данны­ми проблемами, и тем менее вероятно их внезапное обострение. Представители большой нации, как пра­вило, не нуждаются в необходимости постоянного подтверждения и самоутверждения их национально­го самосознания. Связанные с ним вопросы давно ре­шены на соответствующей государственно-политиче­ской основе. Поэтому для их сознания естественной является озабоченность более широким кругом надна­циональных или интернациональных проблем.

Национальное самосознание, основанное на сознании личностью своей принадлежности к определенной гражданской общности, имеет достаточно сложную структуру. Во-первых, оно немыслимо без чувства ответственности перед государством и предполагает сознание человеком своих гражданских прав и обязанностей. Во-вторых, важным фактором национального самосознания личности является язык. В. И. Даль говорил, что на каком языке человек мыслит, той нации и принадлежит. Следующими компонентами национального самосознания являются культура, религия.

Например, культуротворческая самоидентификация казахского этноса, как и других древнейших народов, осуществлялась через искусство. Кочевое общество казахов на протяжении его многовековой истории эволюционировало от матриархата к патриархально-родовому строю, от периода военной демократии к ранним формам феодализма. Но главная особенность кочевничества — специфический способ организации жизнедеятельности — практически не претерпел существенных изменений. Традиционное искусство казахов (музыкально-поэтическое, в частности айтысы и эпос, художественно-прикладное, декоративное) находилось на достаточно высокой ступени развития.

В фольклорных произведениях утилитарная функция неотделима от эстетической. Но эстетическое — не только производное от практической полезности тех или иных предметов, явлений природы и общества. Оно является результатом синтеза, составляющего целостное мироощущение человеческой общности, в том числе этноса. Нельзя забывать о том, что казахи явились наследниками тех социокультурных общностей, в жизни которых ведущее место занимало кочевое хозяйство.

Обобщая, следует отметить, что национальное самосознание — это, по существу, осознание народом своей собственной социально-этнической сущности, осознание того, какую реальную роль он играл или в потенции может играть в истории человечества, каков его вклад в общечеловеческую цивилизацию. Это осознание своего естественноисторического права на свободное, независимое существование. Этнос строит свою культуру, сообразуясь с потребностью обрести духовную гармонию между собой и окружающими и принадлежащими ему предметами. Иначе говоря, национальная культура в ее художественном и эстетическом измерении — это образная модель мироздания, космос, принятый и освоенный человеком, мир, очеловеченный и его историческая среда существования.

С национальным самосознанием тесно связаны национальные ценности.

Общеказахстанские ценности своими корнями уходят в насущные национальные нужды и интересы, черпаются из них. Их основное отличие от национальных ценностей заключается в том, что они выражают интересы не какой-то отдельно взятой национальности, а «всех народов, живущих на казахской земле». Это дает нам право характеризовать общеказахстанские ценности как высшую ступень в системе социально-политических ценностей страны.

Национальное самосознание является продуктом этнической социализации и результатом освоения индивидом культуры, традиций и обычаев своего народа, т.е. этносоциального воспитания.

Наличие у человека системы национального самосознания, является важным критерием того, что он стал личностью, поднялся до определенного уровня социально-психологической зрелости.

В национальном сознании можно выделить интеллектуальный, поведенческий, ценностно-мотивационный и социально-коммуникативный компоненты.

Одним из результатов этнической социализации является формирование гражданской и этнической идентичности как личностных качеств студента.

Воспитание национального самосознания предполагает включенность, вживание личности в родную культуру, приобщение к ее ценностям.

Таким образом, национальное самосознание - это интегративная личностная характеристика, включающая в себя осознание принадлежности к определенной национальной общности, наряду с позитивной оценкой представителей других национальных культур, представления индивида о языке, культуре, о типичных чертах своей общности, об общности исторического прошлого, религии, территории, государственности.

Основными механизмами, способствующими воспитанию национального самосознания студенческой молодежи, выступают механизмы приобщения к ценностям национальной культуры в ходе межкультурного диалога, противопоставления «мы - они», национальной (этнической) и культурной самоидентификации, приобщения к национальным традициям.

Национальное самосознание как интегральное новообразование личности является важным средством сохранения нации, раскрытия ее творческих возможностей в строительстве свободного демократического общества, оно является продуктом этнической социализации и результатом освоения индивидом культуры, традиций и обычаев своего народа, т.е. этносоциального воспитания.

Наличие у человека системы национального самосознания, является важным критерием того, что он стал личностью, поднялся до определенного уровня социально-психологической зрелости.

В национальном сознании можно выделить интеллектуальный, поведенческий, ценностно-мотивационный и социально-коммуникативный компоненты.

Одним из результатов этнической социализации является формирование гражданской и этнической идентичности как личностных качеств школьника.

Воспитание национального самосознания предполагает включенность, вживание личности в родную культуру, приобщение к ее ценностям.

Как отмечается в Концепции национального воспитания студенческой молодежи Республики Казахстан: «Воспитание сегодня может стать неотъемлемым механизмом консолидации нации, и развития национального самосознания – явления, посредством которого каждый народ приходит к осознанию своей исторической судьбы, своего места и роли в развитии мировой цивилизации и культуры». Наряду с государством одним из главных элементов системы воспитания является семья. Семья во все времена обладала большими возможностями в решении вопросов воспитания подрастающего поколения. Воспитание детей в семье определяется ее спецификой как определенного устойчивого социального института, функционирующего на основе интимной близости людей, родственных связей, взаимной привязанности, ответственности, любви, общности быта и т.д., благодаря которым между членами семьи складываются и развиваются взаимные отношения. Семья выполняет важные функции, необходимые для жизни человека:

1. Репродуктивную;

2. Воспитательную;

3. Хозяйственно-экономическую;

4. Коммуникативную;

5. Конструктивную;

6. Организаторскую и др.

Семья представляет собой систему, имеющую черты социального института и малой социальной группы. Важнейшим фактором семейного воспитания считается его эмоциональный, интимный характер, осноованный на родственных чуствах и выражающийся в глубокой любви к детям (И.Р.Колтунова, Т.А.Маркова, А.Г.Харчев). Стойкость, постоянство воспитательных воздействий на детей сосстороны всех членов семмьи – это основные факторы, которые отличают семью от других институтов. В семье существуют возможности для включения ребенка в бытовую, хозяйственную, воспитательную деятельность, опосредованное приобщение их к производственному труду родителей (Т.А.Маркова). Вне зависимости от успехов личность в семье признается и принимается как самостоятельная ценность. Признание личности одной из главных жизненных ценностей создает исключительно благоприятные условия для ее дальнейшего развития. Семья как социальный институт характеризуется совокупностью норм, санкций и образцов поведения, регламентирующих взаимоотношения между супругами, родителями и детьми, другими родственниками. В качестве норм, образцов поведения выступают семейные традиции. Развитие общественных отношений, научно-технический прогресс привели к распаду многопоколенной семьи образованию однопоколенной (нуклеарной). Демократизация общества привела к снижению воздействия на развитие личности таких факторов, как традиция, опыт родителькой семьи. Слишком высок динамизм современной жизни. В настоящее время нобходима ориентация личности на фамилистическую, «семьецентристскую» культуру, направленность на систему семейных ценностей, приоритет семьи и детей. Воспитание уважительного отношения к традициям семьи не являлось предметом самостоятельного научного исследования, хотя в этом имеется объективная необходимость. Как всякий организованный процесс семейное воспитание предусматривает определенную целеустремленность, наличие конкретных задач. Поскольку в нашем обществе интересы государства и родителей в отношени воспитания подрастающего поколения чаще всего совпадают, цель и задачи общественного и семейного воспитания в основном также являются идентичными. Следовательно, главную цель воспитания в семье, как и в вузе, составляет формирование нового типа личности, гражданина и патриота, востребованного в современных социокультурных условиях РК, формирование личности не только профессионально, но и социально компетентной, обладающей развитым чувством ответственности и стремлением к созиданию, способной к творчеству и самоопределению в условиях меняющегося мира. Достижение этой цели возможно лишь в том случае если в вузе и в семье формируются мировоззрение, ценности, жизненные установки личности, если эта личность приобщается к национальной культуре и может воспроизводить её в своей дальнейшей жизнедеятельности. Эта цель достигается через осуществление таких задач, как физическое, умственное, нравственное, трудовое, этическое воспитание.

Воспитывая детей, родители должны учитывать их половые особенности. Ведь мальчики и девочки различаются не только внешне: мужская или женская природа проявляется задолго до полового созревания и откладывает свой определенный отпечаток на их чуства, сознание и поведение. Вместе с тем не следует забывать, что представителей мужского и женского пола все-таки, прежде всего, объединяют общечеловеческие качества, которые свойственны и тем и другим; половые же особенности в основном выделяются лишь некоторым акцентом в пределах характеристики человека вообще. Знать об этом и иметь в виду психологические особенности личности, обусловленные ее половой принадлежностью, - значит располагать возможностью опираться на все положительное, учитывать возможные неготивные пороявления и, следовательно, более эффективно осуществлять семейное воспитания.

Вопросы для самоконтроля

1.Что такое личность? Дайте определение.

 

2.Рассмотрите сущность понятий «самосознание», «национальное самосознание», «национальные и общечеловеческие ценности».

 

3.Раскройте роль национального самосознания как фактора формирования ценностных ориентаций личности.

 

4.Назовите основные особенности и функции семейного воспитания как источника национального воспитания.

 

5.В чем проявляется сущность системы и стилей семейного воспитания?

 

6.Расскажите об основных национальных особенностях воспитания мальчиков и девочек в семье.