Расчет влияния факторов на изменение суммы затрат на 1 рубль объема продукции
Методика анализа затрат на 1 рубль продукции
Обобщающим показателем, характеризующим уровень себестоимости продукции, являются затраты в копейках на 1 рубль продукции. Планирование и учет уровня себестоимости в виде затрат в копейках на 1 рубль продукции позволяет применить единый показатель как по сравнимой, так и несравнимой продукции, увязать между собой планирование прибыли и себестоимости, дает возможность следить за динамикой уровня себестоимости за ряд лет. Исчисляется он отношением общей суммы затрат на производство и реализацию продукции к объему произведенной продукции в действующих ценах (без НДС и акцизов).
На его уровень оказывают влияние объективные и субъективные факторы внутреннего и внешнего характера. К числу факторов, оказывающих влияние на уровень затрат на 1 рубль объема продукции относятся: Изменение объема выпуска продукции, изменение структуры выпускаемой продукции, изменение среднего уровня отпускных цен на продукцию (в связи с инфляцией, изменения качества продукции, рынков сбыта), изменение уровня удельных переменных затрат, изменение суммы постоянных затрат.
Рассмотрим анализ затрат на 1 рубль объема продукции на следующем условном примере, приведенном в учебнике Г. В. Савицкой “Анализ хозяйственной деятельности предприятия”, ИП “Эко-перспектива”, 1998, Москва - Минск, Стр. 279-281.
Исходные данные для факторного анализа:
Объем продукции (без НДС и акцизов), тыс. р.:
по плану 96000
|
фактически по ценам плана
фактически по фактическим ценам
Себестоимость продукции, тыс. р.:
по плану на плановый выпуск продукции 77952
по плану, пересчитанному на фактический объем продукции 79372
по плановому уровню на фактический выпуск продукции 80640
фактическая при плановом уровне постоянных затрат 82723
фактически 84168
Для анализа рекомендуется таблица 43.
Таблица 43
Затраты на 1 рубль объема продукции, коп. | Расчет | Фактор | |||||
Объем производства | Струк-тура произ-водства | Уровень удельных перемен-ных затрат | Сумма посто-янных затрат | Отпуск-ные цены на про-дукцию | |||
План Усл. 1 Усл. 2 Усл. 3 Усл. 4 Факт Общ. = | 77952 : 96000 = 81,20 79372 : 98500 = 81,17 80640 : 100800 = 80,00 82723 : 100800 = 82,06 84168 : 100800 = 83,50 84168 : 104300 = 80,70 80,70 - 8 1,20 = -0,50 | план факт факт факт факт факт -0,03 | план план факт факт факт факт -1,17 | план план план фай- факт факт + 2,06 | план план план план факт факт + 1,44 | План план план план план факт -2,80 |
Из таблицы видно, что предприятие снизило затраты на 1 рубль объема продукции в целом на 0,50 коп., в т. ч.: за счет увеличения объема производства на 0,03 коп. (81,17 - 81,20); изменения структуры производства - на 1,17 коп. (80,00 - 81,17); повышения отпускных цен - на 2,80 (80,70 - 83,50); уровень удельных переменных затрат вызвал повышение на 2,06 коп. (82,06 - 80,00) и увеличение суммы постоянных затрат также вызвало повышение на 1,44 коп. (.43,50-82,06).
Чтобы установить, как эти факторы повлияли на изменение суммы прибыли, необходимо абсолютные приросты затрат на 1 рубль объема продукции за счет каждого фактора умножить на фактический объем реализации продукции, выраженных в плановых ценах.