СУЩНОСТЬ, ФУНКЦИИ И ВИДЫ ДЕНЕГ
1. Деньги, их необходимость и происхождение
Человечеству деньги известны с давних времен, но потребность в них в условиях натурального хозяйства носила эпизодический характер, так как обмену подвергались лишь случайно оставшиеся излишки. Товарообмен осуществлялся по формуле: Т-Т. Развитие производительных сил и производственных отношений повлекло за собой общественное разделение труда и создало условия для появления избыточного продукта, а вместе с ним потребности в обмене. Все производимые в обществе материальные ценности приобрели форму товаров, а это потребовало измерения воплощенных в них затрат труда. Такое измерение было произведено путем сопоставления стоимости определенного товара со стоимостью особого товара, используемого в качестве всеобщего эквивалента - денег.
Деньги – товар, являющийся всеобщим эквивалентом стоимости других товаров. С появлением денег товарообмен стал происходить по формуле: Т-Д-Т, т.е. товар обменивается на определенное количество денег, а затем на вырученные деньги приобретается другой товар. Товарный мир разделился на товарную часть и особый товар, играющий роль всеобщего эквивалента – деньги. В качестве денег в различные исторические эпохи и в различных странах выступали разные товары, а затем благородные металлы, которые впоследствии оказались наиболее пригодными для выполнения данной роли. Причастность к выполнению роли денег благородными металлами связана с такими свойствами, как делимость, однородность, сохраняемость.
В экономической литературе выделяются следующие этапы эволюции денег:
1-й этап - появление денег с выполнением их функций случайными товарами;
2-й этап -закрепление за золотом всеобщего эквивалента.
3-й этап - переход к бумажным или кредитным деньгам;
4-й -этап - постепенное вытеснение наличных денег из оборота.
1-й этап присущ натуральному хозяйству, когда продукция производилась для собственного потребления, а излишки использовались для обмена на продукцию других производителей, чаще всего случайно. Развитие производства разнообразных товаров потребовало соблюдения эквивалентности их стоимости и способствовало выделению среди всеобщего многообразия некоего общего эквивалента в виде товаров, обладавших высокой ликвидностью и, соответственно, способностью к реализации. В качестве таких товаров выделялись скот, меха, драгоценные камни и металлы.
2-й этап - выделение в качестве всеобщего эквивалента золота, которое в тот период обладало такими качествами, как редкость, однородность, делимость, длительность хранения, большая стоимость и наличие достаточного количества.
3-й этап - переход к бумажным деньгам, который был связан с неспособностью денег из благородных металлов реагировать на текущие условия хозяйствования. Для удобства оплаты товаров стал применяться вексель, представляющий собой безусловное письменное обязательство должника об уплате обозначенной на нем суммы в указанный срок. Для гибкости вексельного обращения были введены банкноты, выпуск которых осуществлялся Центральным банком путем переучета векселей.
4-й этап - продолжает развиваться в настоящее время, направлен па постепенное вытеснение наличных денег из оборота. Движение денег на счетах происходит с помощью чеков, представляющих собой разновидность переводного векселя, содержащего безусловное распоряжение чекодателя кредитному учреждению о выплате чекодержателю указанной в нем суммы.
В 60 годах XX века появляется новый вид электронного устройства по обработке чеков - электронные деньги. Это электронная система, функционирующая посредством передачи электронных сигналов и позволяющая осуществлять кредитные и платежные операции без применения бумажных носителей.
Снижение потребности в наличных денежных знаках связано с появлением специальных платежных средств в виде пластиковой карточки с нанесенной магнитной полосой или встроенным чипом, содержащим информацию о счете клиента в банке.
Сущность денег выражается в единстве трех свойств:
- в форме всеобщей непосредственной обмениваемости - деньги могут обмениваться на другие товары;
– в форме самостоятельной меновой стоимости - деньги могут обмениваться на товар по символически нарицательной стоимости, которая не соответствует их реальной стоимости;
– в форме материализации общественно необходимого рабочего времени - деньги измеряют затраты труда, овеществленные в товаре.
2. Функции денег
Сущность денег проявляется в выполняемых ими функциях. Единство функций создает представление о деньгах как об особом специфическом товаре, участвующем в качестве необходимого элемента в воспроизводственном процессе общества.
Мера стоимости - в этой функции деньги обращении называется весовое количество денежного измеряют стоимость всех товаров как одноименных величин качественно одинаковых и количественно сравнимых, так как все товары как стоимости представляют собой овеществленный труд и затраты рабочего времени. Стоимость, выраженная в деньгах - цена, которая выражается в известном количестве денежного товара - золота. Количество золота измеряется его весом, а определенное весовое количество золота принимается за единицу измерения его массы, эта единица устанавливается государством в качестве денежной единицы и называется масштабом цен. Таким образом, все цены товаров выражаются в определенном количестве денежных единиц или в определенном количестве весовых единиц золота.
Для сравнения цен разных по стоимости товаров необходимо свести их к одному масштабу. Масштабом цен при металлическом металла, принятое в данной стране за денежную единицу и служащее для измерения пен всех других товаров.
Между деньгами как мерой стоимости и деньгами как масштабом цен имеются существенные различия. Деньги как мера стоимости относятся ко всем остальным товарам, возникают стихийно, изменяются в зависимости от количества общественного труда, затраченного на производство денежного товара. Деньги как масштаб цен устанавливаются государством, выступают как фиксированное весовое количество металла, изменяющееся со стоимостью этого товара.
Функция средства платежа проявляется в обслуживании платежей вне сферы товарооборота, при предоставлении и погашении денежных ссуд, при погашении задолженности по зарплате, уплате налогов, социальных выплат, процентов за кредит.
В качестве средства обращения деньги обслуживают цепь непрерывных превращений товаров в деньги и денег в товар (Т-Д-Т), являясь посредником в купле-продаже, а также средством контроля со стороны покупателя за производством товара, устраняя диспропорции между спросом и предложением.
Как средство накопления деньги после реализации товара и услуг временно изымаются из оборота и накапливаются для совершения покупок в будущем. Накопления на короткий период осуществляются в виде открытия депозитных счетов в кредитных учреждениях. Долгосрочные накопления - в виде вложения средств в государственные ценные бумаги, недвижимость, ювелирные украшения, драгоценные металлы.
Мировые деньги - это деньги в системе международных экономических отношений. Их появлению способствовало углубление международного разделения труда и создание мирового финансового рынка. В качестве мировых денег выступает золото как окончательное платежное средство в случаях образования пассивного сальдо платежного баланса, а также пополнения резервов валюты по текущим международным расчетам. Кроме золота, в качестве мировых денег используется свободно конвертируемая валюта, международная счетная единица СДР.
Мировые деньги имеют три назначения: всеобщее платежное средство; всеобщее покупательное средство и материализация общественного богатства. В качестве международного платежного средства деньги выступают при расчетах по международным балансам (платежный баланс). Как международное покупательное средство деньги используются при прямой покупке товаров за границей и оплате их наличными. В качестве материализации общественного богатства являются средством перенесения национального богатства из одной страны в другую при взимании контрибуций или предоставления займов.
3. Виды денег.
В зависимости от того, имеют ли деньги реальную стоимость, они делятся на:
· действительные деньги, имеющие реальную стоимость;
· знаки стоимости, которые реальной стоимостью не обладают.
К действительным деньгам относятся:
1) полноценная монета – серебряная или золотая монета, номинал которой соответствует стоимости содержащейся в ней золота;
2)банкноты, обмениваемые на золото – это банковские билеты, которые выпускались крупными коммерческими банками, при условии наличия у них золота в слитках. По 1-му требованию банкноты должны были обмениваться на золото.
К знакам стоимости относятся:
1) разменная монета – это мелкая металлическая монета, номинал которой не соответствует стоимости, содержащегося в ней металла.
2) бумажные деньги – это деньги, выпускаемые казначейством по требованию правительства РФ для покрытия расходов бюджета. Их выпуск не обусловлен потребностями товарооборота и поэтому приводит к инфляции. Эти деньги ничем не обеспечены и не существует механизма изъятия их из оборота. Поэтому они постоянно обесцениваются, особенно при падении доверия к Правительству. Бумажные деньги имеют вид казначейских билетов.
3) кредитные деньги – выпускаются в оборот ЦБ при кредитовании Правительства и коммерческих банков. При погашении кредита соответствующая сумма изымается из оборота, т.е. существует механизм изъятия кредитных денег. Кредитные деньги являются обеспеченными, т.к. при выдаче кредита ЦБ требует обеспечение. Кредитные деньги имеют вид банкнот, если они существуют в наличном виде. Они могут существовать в безналичном виде.
В зависимости от того, имеют ли деньги видимую форму, они подразделяются на наличные и безналичные деньги.
Наличные деньги - это деньги, которые имеют видимую форму.
Безналичные деньги – это деньги, которые не имеют видимой формы и существуют в виде записей на счетах банка.
Безналичные деньги принято классифицировать по степени их ликвидности. Под ликвидностью понимается способность денег быстро совершать платеж.
1) Самыми ликвидными являются наличные деньги, но это и самый невыгодный вид активов, не приносящий дохода.
2) Депозиты до востребования – это остатки на расчетном, текущем и других счетах клиентов, которые могут быть изъяты по 1 требованию.
3) Депозиты со сроком до 1 года – срочные вклады со сроком 2, 5, 9 месяцев.
4) Депозиты сроком свыше 1 года – денежные средства, непредназначенные для использования в текущем товарообороте, они будут использоваться в будущем товарообороте.
4. Формы эмиссии денег. Влияние денежной эмиссии на инфляцию цены
Инфляция - в переводе с латинского «inflation» означает «вздутие», связана с чрезмерным выпуском в обращение необеспеченных бумажных денег.
Впервые инфляция появилась в связи с отменой золотомонетного стандарта. В тот период были созданы условия для постоянного и резкого роста цен, а также роста бюджетных расходов за счет дефицитного финансирования, что способствовало обесценению денег.
Современная инфляция связана не только с обесценением денег в результате роста цен, но и с критическим состоянием экономики в целом. Основной причиной инфляции является нарушение пропорций между различными сферами экономики: накоплением и потреблением, спросом и предложением, доходами и расходами государства, источниками ссудных капиталов и их использованием, величиной и денежной массы в обращении и потребностями хозяйства в деньгах. Современная инфляция рождается в самом воспроизводственном процессе, но конкретное ее проявление обнаруживается в денежной сфере. При этом инфляция, возникшая за счет денежных факторов, называется инфляцией спроса, а не денежных - инфляцией издержек.
К инфляции спроса может привести рост военных расходов, дефицит государственного бюджета и рост внутреннего долга, эмиссия национальной валюты сверх потребностей товарооборота. К инфляции издержек - снижение роста производительности труда и падение производства, энергетический кризис, связанный с резким удорожанием нефти, роста цен и заработной платы при замедленном росте производительности труда.
Основными формами стабилизации денежного обращения, связанными с инфляционными процессами, являются денежные реформы и антиинфляционная политика.
Денежная реформа – это полное или частичное преобразование денежной системы, проводимое государством с целью стабилизации денежного обращения.
В качестве инструмента денежных реформгосударством могут использоваться нуллификация, реставрация, девальвация, деноминация и шоковая терапия.
Нуллификация – объявление государством обесценившихся денежных знаков недействительными.
Деноминация – укрупнение масштаба цен путем «зачеркивания нулей» на денежных знаках.
Реставрация – это восстановление прежнего золотого содержания денежной единицы.
Методы «шоковой терапии» - широко применялись в международной практике при переходе от государственной к рыночной экономике. При «шоковой терапии» применяются такие жесткие меры как замораживание заработной платы, сокращение производств, увеличение безработицы и т.д.
Антиинфляционная политика - это комплекс мер по государственному регулированию экономики, направленных на борьбу с инфляцией.
Дефляционная политика - это методы ограничения денежного спроса через денежно-кредитный и налоговый механизмы путем снижения государственных расходов, повышения процентной ставки за кредит, ограничения денежной массы. Такая политика вызывает замедление экономического роста и даже кризисные явления.
2. ДЕНЕЖНОЕ ОБРАЩЕНИЕ И ДЕНЕЖНАЯ СИСТЕМА
1. Понятие денежного обращения. Наличное и безналичное обращение
Денежное обращение - это движение денег при выполнении ими своих функций в наличной и безналичной формах, обслуживающее реализацию товаров, а также нетоварные платежи и расчеты в хозяйстве.
Наличный оборот представляет собой совокупность платежей за определенный период времени и отражает их движение в качестве средства обращения и средства платежа.
Сфера использования наличных денег в основном связана с доходами и расходами населения:
· расчеты населения с предприятиями розничной торговли и общественного питания;
· оплата труда предприятиями;
· внесение денег населением на вклады и их получение по вкладам;
· выплата пенсий, пособий, стипендий, страховых возмещений;
· оплата ценных бумаг и выплата по ним дохода;
· платежи за коммунальные и жилищные услуги;
· уплата населением налогов в бюджет.
Безналичный оборот обслуживает расчеты, осуществляемые между:
· юридическими лицами разных форм собственности;
· юридическими и физическими лицами по выплате заработной платы, доходов по депозитам, ценным бумагам, по выдаче ссуд;
· юридическими и физическими лицами и исполнительной властью всех уровней по уплате платежей в бюджет и внебюджетные фонды, а также при получении средств из бюджета;
· банками и различными финансовыми институтами и населением.
Т.о. деньги постоянно переходят из одной сферы в другую: наличные деньги при внесении на счета в кредитные учреждения становятся безналичными, при снятии их со счета они опять становятся наличными.
Прогнозирование наличного денежного оборота осуществляется на основании прогнозов кассовых оборотов, отражающих объем и источники поступлений всех наличных денег в кассы банков и выдачу организациям, учреждениям и отдельным лицам с учетом эмиссионного результата или изъятия денег из обращения. Процесс проходит поэтапно:
1 этап: включает составление кредитными организациями прогнозных расчетов ожидаемых поступлений наличных денег в кассы и их выдач на основании динамических рядов и «Отчета о кассовых оборотах учреждений Банка России» или на основе базовых заявок, получаемых от обслуживаемых предприятий. Прогноз составляется ежеквартально с распределением по месяцам и направляется на корреспондентский счет в Банк России за две недели до прогнозируемого квартала.
2 этап: Получив прогноз, ЦБ РФ ежеквартально с распределением по месяцам составляет прогнозы кассовых оборотов по приходу, расходу и эмиссионному результату для обслуживаемых кредитных организаций на основе анализа оборота наличных денег, проходящих через их кассы, и за неделю до началаквартала направляет в территориальные учреждения Банка России, расчетные кассы которого используют их при составлении заявок на подкрепление оборотной кассы.
Прогнозные расчеты эмиссии денег учитываются при разработке мер по организации налично-денежного оборота в стране.
Таблица 2.1
Прогноз кассовых оборотов
Поступления | Выдачи |
1. Выручка торговых организаций 2. Квартплата и коммунальные платежи 3. Выручка предприятий бытового обслуживания 4. Выручка от предприятий, оказывающих прочие услуги 5. Выручка от зрелищных предприятий 6. Выручка пассажирского транспорта 7. реализация недвижимости, ценных бумаг 8. Счета по вкладам граждан 9. Налоги и сборы 10. Прочие | 1. Зарплата, пенсии, стипендии, пособия 2. Выплаты социального характера 3. Выдачи со счетов по вкладам граждан 4. Кредиты физическим лицам 5. Прочие |
Итого поступлений | Итого выдач |
Превышение выдач над поступлениями | Превышение поступлений над выдачей |
Безналичный оборот составляет значительную часть денежной оборота страны, что способствует концентрации денежных ресурсов в банках.
Значение безналичных расчетов заключается в том, что при их расширении значительно сокращается количество наличных денег, требуемых для обращения, а следовательно, снижаются издержки обращения в виде расходов на изготовление, транспортировку, хранение и уничтожение денег.
Безналичный оборот обычно подразделяется на два вида:
- товарный оборот - оплата товаров физическими и юридическими лицами;
- нетоварный оборот - платежи в процессе формирования и распределения национального дохода, кредитования, страхования, а также в виде других платежей нетоварного характера.
Современный безналичный оборот в РФ организован в соответствии с несколькими основными принципами:
1. Предприятия всех форм собственности обязаны хранить свои средства на счетах в банках. В кассах предприятий разрешается держать лишь небольшие суммы наличных денег в пределах лимита.
2. Основная часть безналичных расчетов должна осуществляться через банк.
3. Требование платежа должно выставляться либо перед отгрузкой либо вслед за ней.
4. Оплата клиентом банка полученных товаров и услуг осуществляется только с согласия обслуживаемого юридического или физического лица.
5. Формы безналичных расчетов, допускаемые положением ЦБ РФ, выбираются предприятием по своему усмотрению.
Соблюдение этих принципов позволяет сохранять законность совершаемого денежного оборота.
Безналичные расчеты проводятся на основании расчетных документов, установленных ЦБ РФ и с соблюдением правил соответствующего документооборота. Основными видами расчетных документов в РФ при осуществлении безналичных расчетов являются: платежные поручения, платежные требования, чеки, аккредитив, инкассовые поручения, пластиковые карты и т.д.
Платежное поручение - расчетный документ, содержащий поручение плательщика обслуживающему его банку о переводе средств со своего счета на счет получателя средств. При осуществлении безналичных платежными поручениями инициатива платежа принадлежит плательщику.
Платежное требование — расчетный документ, который получатель средств представляет в обслуживающий его банк на инкассо, т.е. содержащий требование к плательщику об уплате определённой суммы через банк. При организации расчетов платежными требованиям инициатива платежа принадлежит получателю средств, а не плательщику, как в случае платежного поручения.
Инкассовое поручение - расчетный документ, составляемый банком или предприятием, когда им предоставлено право на бесспорное списание средств.
Платежное поручение, платежное требование и инкассовое поручение традиционно в финансовой теории объединяются одним термином "жироприказы". Все эти документы не являются оборотными, т.е. их переуступка третьему лицу не предполагается.
Аккредитив - условное денежное обязательство банка, выдаваемое им по поручению клиента (плательщика) в пользу его контрагента по договору (получателя).
Банк, открывающий аккредитив (банк-эмитент), может произвести платеж, оплатить, акцептовать или учесть переводной вексель либо передать полномочия другому банку производить такие операции при условии предоставлении документов, предусмотренных в аккредитиве, и при выполнении всех его условий.
Одним из наиболее динамичных инструментов безналичных расчетов является пластиковая карточка.
2. Закон денежного обращения. Денежная масса и скорость обращения денег
Закон денежного обращения устанавливает количество денег, нужное для выполнения ими функций средства обращения и средства платежа. Количество денег, необходимое для выполнения функций денег как средства обращения, зависит от трех факторов, определяемых условиями производства:
1) количества проданных на рынке товаров и услуг (связь прямая);
2) уровня цен товаров и тарифов (связь прямая);
3) скорости обращения денег (связь обратная).
Впервые эта взаимосвязь была установлена К.Марксом.
Количество денег для выполнения функции средства обращения определяется как отношение суммы товарных цен к среднему числу оборотов одноименных денежных единиц (скорости обращения денег):
К=S / C, (2.1)
где К – количество денег, необходимых в качестве средства обращения;
S – сумма цен реализуемых товаров и услуг;
С – среднее число оборотов денег как средства обращения (скорость обращения денег).
Скорость обращения денег определяется числом оборотов денежной единицы за известный период времени, так как одни и те же деньги в течение определенного периода постоянно переходят из pyк в руки, обслуживая продажу товаров и оказание услуг.
Увеличенная денежная масса при том же объеме товаров на рынке ведет к обесценению денег, т. е. в конечном итоге является одним и факторов инфляционного процесса.
Таким образом, количество денег, необходимых для обращения и платежа определяется следующими условиями:
а) общим объемом обращающихся товаров и услуг (зависимость прямая);
б) уровнем товарных цен и тарифов на услуги (зависимость прямая: чем выше цены, тем больше требуется денег);
в) степенью развития безналичных расчетов (связь обратная);
г) скоростью обращения денег, в том числе кредитных (связь обратная).
С возникновением функций денег как средства платежа формула (2.1) несколько усложняется, и закон, определяющий количество денег в обращении, приобретает следующий вид:
К=(S1-S2+S3-P) / С, (2.2)
где S1 - сумма цен товаров и услуг;
S2 - сумма цен товаров, проданных в кредит;
S3 – сумма платежей по обязательствам;
P – взаимопогашающие платежи.
При металлическом обращении количество денег в обращении регулировалось автоматически, при помощи функций денег как сокровища, т.е. если потребность в деньгах сокращалась, то излишние деньги уходили в сокровища, если увеличивалась – происходил обратный прилив денег.
На основании данного наблюдения, К.Маркс сформулировал закон бумажного денежного обращения: бумажные деньги должны выпускаться в обращение в таком их количестве, в котором обращалось бы заменяемое ими золото. Выпуск бумажных денег в большом количестве приводит к расстройству денежного обращения и к инфляции. Закон не имел практического применения в капиталистических условиях хозяйствования, но на этом принципе была построена денежная система Советского Союза.
Денежная масса является важнейшим количественным показателем денежного обращения и представляет собой совокупный объем покупательных и платежных средств, обслуживающих хозяйственный оборот. Количество неразменных кредитных денег должно определяться стоимостью всех ценностей в стране через денежный капитал.
Для анализа количественных изменений денежного обращений используются специальные группировки активов - денежные агрегаты, распределяющие денежную массу по степени ликвидности. Каждый последующий показатель массы включает предыдущий, плюс новая величина финансовых средств по степени ликвидности (табл. 2.2).
Таблица 2.2
Структура денежных агрегатов в РФ
М0 | Наличные деньги в обращении | |
М1 | +М0 | Средства на расчетных, текущих, специальных счетах организаций, счетах местных бюджетов, бюджетных, профсоюзных и других организаций, вклады до востребования юридических и физических лиц |
М2 | +М1 | Срочные вклады юридических и физических лиц |
М3 | +М2 | Сертификаты и облигации государственных займов |
Анализ структуры и динамики денежной массы имеет большое значение при выработке ЦБ РФ ориентиров денежно-кредитной политики.
Статистическим показателем денежной массы является денежная база, включающая агрегат МО, денежные средства в кассах банков, а также обязательные резервы банков в ЦБ РФ и их средства на корреспондентских счетах.
Изменение объема денежной массы может быть результатом как изменения массы денег в обращении, так и ускорения их оборота.
Скорость обращения денег - это показатель интенсификации их движения при функционировании в качестве средства обращения и средства платежа. Он трудно поддается количественной оценке, поэтому для его расчета используются косвенные методы, в том числе:
· скорость движения денег в кругообороте стоимости общественного продукта или кругообороте доходов как отношение валового национального продукта, или национального дохода к денежной массе (агрегатам Ml или М2). Этот показатель свидетельствует о связи между денежным обращением и процессами экономического развития;
· оборачиваемость денег в платежном обороте - определяется отношением суммы денег на банковских счетах к среднегодовой величине денежной массы в обращении. Этот показатель свидетельствует о скорости безналичных расчетов.
Применяются и другие показатели скорости оборота денег. В российской практике в зависимости от полноты охвата оборота наличных денег различают:
· скорость возврата денег в кассы учреждений ЦБ РФ как отношение суммы поступлений денег в кассы банка к среднегодовой массе денег в обращении;
· скорость обращения денег в налично-денежном обороте, исчисляемую путем деления суммы поступлений и выдачи наличных денег (в том числе почтовых отделений и отделений Сбербанка) на среднегодовую массу денег в обращении.
На скорость обращения денег влияют общеэкономические факторы, такие как циклическое развитие производства, темпы его роста, движение цен, а также денежные (монетарные) факторы. К монетарным факторам относится структура платежного оборота (coотношение наличных и безналичных денег), развитие кредитный операций и взаимных расчетов, уровень процентных ставок за кредит на денежном рынке, а также внедрение компьютеров для операций в кредитных учреждениях и использование электронных денег в расчетах. Она зависит также от периодичности выплаты доходов, размерности расходования населением своих средств, уровня сбережением и накопления.
3. Денежная система страны
Денежная система - исторически сложившееся и закрепленное национальным законодательством устройство денежного обращения в стране. Сvшествуют денежные системы двух типов:
1) система металлического обращения, которая базируется на действительных деньгах (серебряных, золотых), выполняющих все пять функций, а обращающиеся банкноты беспрепятственно обмениваются на действительные деньги.
2) система бумажно-кредитного обращения, при котором действительные деньги вытеснены знаками стоимости, а в обращении находятся бумажные (казначейские векселя) либо кредитные деньги.
При металлическом денежном обращении выделяются два вида денежных систем: биметаллизм и монометаллизм в зависимости от того, сколько металла принято в качестве всеобщего эквивалента и базы денежного обращения.
Биметаллизм - денежная система, при которой роль всеобщего эквивалента закреплена за двумя металлами (серебром и золотом). Предусматривается свободная чеканка монет и их неограниченное обращение. На рынке устанавливались две шкалы цен на товары. Эта система не обеспечивает устойчивости денежного обращения, поскольку изменение стоимости одного из денежных металлов приводит к колебанию цен на товары.
Необходимость стабильности денежной системы, единого всеобщего эквивалента, обусловила переход к монометаллизму.
Монометаллизм - денежная система, при которой один металл (серебро или золото) служит всеобщим эквивалентом. При этой системе функционируют монеты из одного благородного металла и знаки стоимости, размениваемые на монеты.
В большинстве развитых стран уже в конце XIX века биметаллизм и серебряный монометаллизм сменился золотым монометаллизмом (в частности, в России с 1897 г.).
Различают три разновидности золотого монометаллизма:
- золотомонетный;
- золотослитковый;
- золотодевизный стандарты.
Золотомонетный стандарт (соответствующий периоду свободной конкуренции и развития производства, кредитной системы и торговли) характеризовался золотым обращением, свободной чеканкой монет, беспрепятственным обменом банкнот на золото, не запрещенным движением золота между странами. Однако этот стандарт требовал наличия достаточных объемов золотых запасов в эмиссионных центрах. Первая мировая война, потребовавшая больших военных затрат, вызвала рост дефицита бюджета воюющих государств и привела к отмене золотомонетного стандарта в большинстве стран.
После окончания первой мировой войны вводятся урезанные формы золотого монометаллизма: золотослитковый стандарт (Великобритания, Франция), при котором банкноты обменивались на золотые слитки, и золотодевизный стандарт (Германия, Австрия, Дания Норвегия и др.), при котором банкноты обменивались на девизы (платежные средства в иностранной валюте), размениваемые на золото. В результате мирового экономического кризиса (1929-1933 гг.) были ликвидированы все формы золотого монометаллизма и утвердилась система бумажно-кредитных денег, не размениваемых на действительные. Система бумажно-кредитных денег предусматривала господствующее положение банкнот, выпускаемых эмиссионным центром страны.
Современные денежные системы развитых стран, несмотря на свои особенности, имеют много общих черт. Они включают следующие элементы: денежную единицу, масштаб цен, виды денег, являющихся законным платежным средством, эмиссионную систему и гоcyдарственный аппарат регулирования денежного обращения.
Денежная единица — это установленный в законодательном порядке денежный знак, служащий для соизмерения и выражения цен всех товаров и услуг. Она, как правило, делится на мелкие пропорциональные части. В большинстве стран действует десятичная система деления (1 доллар США равен 100 центам).
Масштаб цен - выбор денежной единицы страны и средство выражения стоимости товара через весовое содержание денежного металла в этой выбранной единице.
Эмиссия – выпуск в обращение денежных средств и ценных бумаг. Эмиссия денежных средств регулируется законодательством и осуществляется государством, которое распределяет эту функцию между центральным банком и казначейством. Центральный банк выпускает кредитные деньги – банковские билеты (банкноты). Казначейство выпускает казначейские билеты и разменные монеты.
В зависимости от того, кто осуществляет выпуск денег, существует две формы эмиссии:
· бюджетная – это выпуск бумажных денег, осуществляемый казначейством по требованию правительства страны для покрытия расходов бюджета. Выпуск денег не обусловлен потребностями товарооборота и поэтому приводит к инфляции. Эти деньги ничем не обеспечены и не существует механизма изъятия их из оборота. Поэтому они постоянно обесцениваются, особенно при падении доверия к Правительству. Бумажные деньги имеют вид казначейских билетов.
· кредитная – это выпуск денег, осуществляемый ЦБ при кредитовании Правительства и коммерческих банков. При погашении кредита соответствующая сумма изымается из оборота, т.е. существует механизм изъятия кредитных денег. Кредитные деньги являются обеспеченными, т.к. при выдаче кредита ЦБ требует обеспечение. Кредитные деньги имеют вид банкнот, если они существуют в наличном виде. Они могут существовать в безналичном виде.
Виды денег, являющихся законным платежным средством, - это кредитные деньги и в первую очередь банкноты, разменная монета, а также бумажные деньги (казначейские билеты). Так, в США в обращении находятся банковские билеты в 100, 50, 20, 10, 2 и 1 доллар; казначейские билеты, выпускаемые казначейством США в 100 долларов, а также серебряно-медные и медно-никелевые монеты в 1 доллар, 50, 25, 10 и 1 цент.
В экономически развитых странах, как правило, государственные бумажные деньги (казначейские билеты) не выпускаются либо выпускаются в ограниченном количестве. В слаборазвитых странах они имеют достаточно широкое обращение.
Эмиссионная система - законодательно установленный порядок выпуска и обращения кредитных и бумажных денежных знаков. Эмиссионные операции (выпуск и изъятие денег из обращения) в государствах осуществляют:
Эмиссия банкнот осуществляется центральным банком тремя путями:
· предоставлением кредитов кредитным учреждениям в форме переучета векселей;
· кредитованием казны под обеспечение государственных ценных бумаг;
· выпуском банкнот путем их обмена на иностранную валюту.
Во многих промышленно развитых странах под влиянием усиления инфляции и нарастания кризисных явлений в экономике получило распространение таргетирование - установление целевых ориентиров с целью регулирования прироста денежной массы в обращение и кредита, которыми должны руководствоваться центральные банки. ЦБ по согласованию с государственными органами определяет сумму увеличения денежной массы, ограничивая ее приростом в реальном исчислении. Эта мера рассматривается как важная форма борьбы с инфляцией и обеспечения стабильности экономики. В США таргетируются все четыре денежных агрегата (Ml, M2, M3, М4), no Франции только М2. Однако такая форма регулирования показала слабую эффективность и в ряде стран отказались от таргетирования (Канада, Япония).
Денежная система Российской Федерации функционирует соответствии с Федеральным законом о Центральном банке РФ (Банке России) от 12 апреля 1995 г., определившим ее правовые основы.
Официальной денежной единицей (валютой) в нашей стране является рубль. Введение на территории РФ других денежных единиц запрещено. Соотношение между рублем и золотом или другими драгоценными металлами Законом не установлено. Официальный курс рубля к иностранным денежным единицам устанавливается в результате торгов на Московской межбанковской валютной бирже (ММВБ) и публикуется в печати.
Исключительным правом эмиссии наличных денег, организации их обращения и изъятия на территории РФ обладает ЦБ РФ. Он отвечает за состояние денежного обращения с целью поддержания нормальной экономической деятельности в стране.
Видами денег, имеющими платежную силу, являются банкноты и металлические монеты. Образцы банкнот и монет утверждают ЦБ РФ, сообщение о выпуске их новых образцов и их описание публикуются в средствах массовой информации. Они обязательны к применению по их нарицательной стоимости на всей территории страны и всех видах платежей, а также для зачисления на счета, во вклады для перевода. Срок изъятия старых банкнот не должен быть мены одного года, но не более пяти лет. При обмене не допускается какой-либо ограничение сумм и субъектов обмена. Банкноты и монеты могут быть объявлены по закону недействительными (утратившими силу законного платежного средства). Подделка и незаконное изготовление денег преследуется по закону.
В целях организации денежного обращения на ЦБ РФ возложены следующие обязательства:
- прогнозирование и организация производства, перевозка и хранение банкнот и монет, а также создание их резервных фондов;
- установление правил хранения, перевозки и инкассации наличных денег для банков;
- определение признаков платежеспособности денежных знаков и порядка замены поврежденных банкнот и монет, а также их уничтожения;
- разработка порядка ведения кассовых операций для кредитных организаций;
- организация и регулирование безналичных расчетов;
- лицензирование расчетных систем кредитных учреждений.
Наличные деньги выпускаются в обращение на основе эмиссионного разрешения - документа, выдаваемого Правлением ЦБ РФ в пределах размера выпуска денег в обращение, установленного Правительством РФ.
ЦБ РФ и Правительство РФ разрабатывают и реализуют единую государственную денежно-кредитную политику, направленную на защиту и обеспечение устойчивости рубля.
3. ФИНАНСЫ И ФИНАНСОВАЯ СИСТЕМА
1. Сущность и функции финансов
Термин «финансы» (от лат. Financia – доход, наличность) впервые стал применяться в XIII – XV веке в торговых городах Италии. В дальнейшем термин «финансы» получил международное распространение и стал употребляться как понятие, связанное с системой денежных отношений между населением и государством по поводу формирования фондов денежных средств.
Появление финансов обусловлено появлением государства и связано с тем, что государство выполняло ряд общественно-политических и экономических функций, таких как охрана границ и общественного порядка, строительство общественных зданий, ведение войн и т.д. Следовательно, для выполнения данных функций были необходимы определенные ресурсы.
С развитием общества усиливается влияние государства на экономику, что сопровождается развитием системы государственных финансов. В то же время появляются различного рода финансовые посредники, которые аккумулируют и перераспределяют свободные денежные средства предпринимательства и сбережения населения. Сфера финансов расширяется, термин «финансы» выходит за рамки государственных финансов и охватывает новые сферы (финансы предприятий и финансы населения).
Финансы – это система экономических отношений по поводу образования, распределения и использования денежных доходов в форме фондов денежных средств у государства, субъектов хозяйствования и населения.
Сущность финансов как экономической категории в том, что финансы всегда имеют денежную форму выражения. Обязательным условием существования финансов является реальное движение денежных средств, а причиной - потребность всех субъектов в денежных средствах для их функционирования. Но финансы отличаются от денег, как содержанием, так и выполняемыми функциями. Деньги - это всеобщий эквивалент, с помощью которого измеряются затрат труда. Финансы - это экономический инструмент распределения перераспределения национального дохода, средство контроля o6pазования и использования фондов денежных средств.
Главной задачей финансов является обеспечение финансовыми и кредитными ресурсами реального сектора экономики.
Финансовые ресурсы – это совокупность денежных средств, находящихся в распоряжении субъектов хозяйствования, государства или населения, т.е. деньги, обслуживающие финансовые отношения.
Финансовые ресурсы, аккумулируемые государством, называются централизованными и формируются за счет налоговых поступлений и неналоговых доходов, а также платежей населения. Ресурсы, остающиеся в распоряжении предприятий, называются децентрализованными и образуются из денежных доходов и накоплений самих предприятий.
Сущность финансов как экономической категории проявляется в выполняемых ими функциях.
Распределительная функция является основной. Субъектами распределения выступают юридические и физические лица, в распоряжении которых формируются денежные фонды целевого назначения. Объектами распределительной функции выступают стоимость валового внутреннего продукта и часть национального богатства. Финансы обслуживают разные этапы распределения ВВП, участвуя как в первичном его распределении, так и в перераспределении.
Финансовый метод распределения охватывает разные уровни управления экономикой: федеральный, региональный и местный. Ему присуща многоступенчатость, порождающая разные виды распределения - внутрихозяйственное, внутриотраслевое, межотраслевое, межтерриториальное, межгосударственное. Посредством финансов государство воздействует не только на перераспределение национального дохода между производственной и непроизводственной сферами и внутри этих сфер, но и на производство, накопление капитала, сферу потребления.
В целом распределительная функция финансов позволяет:
· создавать целевые фонды денежных средств на уровне хозяйствующих субъектов, государства, населения, органов местного самоуправления;
· укреплять государство;
· развивать производительные силы общества;
· создавать резервы на уровне хозяйствующего субъекта, государства, а также осуществлять накопления гражданами.
Контрольная функция финансов определяется их свойством служить средством контроля процесса стоимостного распределения и перераспределения общественного продукта. Содержание функции заключается в обеспечении контроля движения и образования материальных ценностей в обществе, а также хода распределения и использования средств. Финансовый контроль действует при движении денег и капитала через системы и формы расчетов, кредит, налогообложение, залог и др.
Одна из задач финансового контроля - проверка соблюдения и законодательства по финансовым вопросам, своевременности и полноты выполнения финансовых обязательств перед бюджетной системой, налоговой службой, банками, а также взаимных обязательств хозяйствующих субъектов по расчетам и платежам.
Регулирующая функция финансов. Эта функция связана с вмешательством государства через финансы (государственные расходы, налоги, государственный кредит) в процесс воспроизводства.
Все функции финансов действуют одновременно. В их единстве и взаимодействии финансы могут проявить себя в качестве категории стоимостного распределения.
2. Финансовая система и ее звенья
Финансовая система - это совокупность различных сфер финансовых отношений, характеризующихся особенностями формирования и использования фондов денежных средств и различной ролью в ином воспроизводстве.
Финансовая система является единой системой, поскольку базируется на едином источнике ресурсов - национальном доходе. Разграничение финансовой системы на отдельные звенья обусловлено особенностями функционирования экономических субъектов общества, различиями в методах распределения и использования фондов денежных средств.
Функционирование всех звеньев подчинено общей цели - мобилизации финансовых ресурсов и их дальнейшему распределению и перераспределению.
Рис. 3.1. Звенья финансовой системы Российской Федерации
Финансовая система РФ включает следующие звенья финансовых отношений:
· государственную бюджетную систему;
· внебюджетные специальные фонды;
· государственный кредит;
· фонды страхования;
· финансы предприятий различных форм собственности.
Следовательно, финансовая система России состоит из трех крупных сфер: общегосударственные финансы, финансы хозяйствующих субъектов и финансы страхования (рис. 3.1).
Общегосударственные финансы - это централизованные фонды денежных средств, которые создаются путем распределения и перераспределения национального дохода, созданного в сфере материального производства. Основным назначением этой сферы является централизация денежных средств для регулирования экономики и решения социальных проблем на уровне народного хозяйства.Финансы хозяйствующих субъектов - это децентрализованные фонды денежных средств, которые образуются из денежных доходов и накоплений самих же предприятий. Здесь формируется преобладающая доля финансовых ресурсов государства. Часть этих ресурсов перераспределяется в доходы бюджетов всех уровней и во внебюджетные фонды. Ключевое место среди них принадлежит финансам коммерческих предприятий.
Страхование выделено в отдельную группу в силу специфики страховых отношений, включающих механизм формирования фондов страховых организаций, их использование методами, отличными от применяемых в других сферах финансовых отношений.Процесс аккумулирования и размещения финансовых ресурс осуществляемый в системе управления финансами страны и субъектов предпринимательства, непосредственно связан с функционированием финансовых рынков и институтов.
Если задачей финансовых институтов является обеспечение наиболее эффективного перемещения средств от собственников к заемщикам, то задача финансовых рынков состоит в организации торговли финансовыми активами и обязательствами между покупателями и продавцами финансовых ресурсов. Решение этой задачи осложняется рядом объективных причин, поскольку необходимо учитывать наличие разных интересов участников рынка, рисков выполнения обязательств и т. п.
Покупателями и продавцами на финансовых рынках выступают домашние хозяйства, предприятия, государство. 4. ГОСУДАРСТВЕННЫЕ ФИНАНСЫ 1. Государственный бюджет и налогиГосударственный бюджет - самое крупное звено госфинансов, которое представляет собой форму образования и расходования денежных средств, обеспечивающих функционирование государственной власти. Объективный характер бюджетных отношений обусловлен тем, что в руках государства должна концентрироваться определенная часть национального дохода, необходимая для решения задач, возложенных на государство.
Экономическая сущность бюджета выражается в системе финансовых отношений между государством, органами самоуправления, экономическими субъектами и населением по вопросам жизнеобеспечения деятельности государства в целом.
Социальная сущность бюджета определяется, с одной стороны, уровнем налогового бремени для отдельных групп населения и экономическихсубъектов, с другой - направленностью использования бюджетных средств.
С юридической точки зрения бюджет - это документ, принимающий форму закона, правового акта, на основании которого формируются и расходуются фонды денежных средств на выполнение общегосударственных функций, функций субъектов РФ и органов местного самоуправления.
Государственный бюджет является особой формой перераспределительных отношений, связанной с обособлением части национального дохода в руках государства с целью использования ее для удовлетворения потребностей всего общества. С помощью государственного бюджета происходит перераспределение национального дохода (иногда национального богатства) между отраслями экономики, сферами общественной деятельности, территориями страны. Кроме этого, посредством государственного бюджета проводятся мероприятия по государственному финансовому регулированию экономики.Государственный бюджет выполняет следующие функции:
· Перераспределение национального дохода;
· Государственное регулирование и стимулирование экономики;
· Финансовое обеспечение социальной политики;
· Контроль над образованием и использованием централизованного фонда денежных средств.
Во взаимосвязях бюджета с экономикой и обществом традиционно решаются две основные проблемы.
Первая состоит в том, чтобы при изъятии значительной части добавленной стоимости и имущества экономических субъектов не лишать их возможностей для предпринимательства, простого и расширенного воспроизводства. Производители должны иметь все необходимые условия для эффективной предпринимательской деятельности.
Вторая проблема сводится к обеспечению достаточной социальной защищенности нетрудоспособного населения.
Бюджетная система - это основанная на экономических отношениях и юридических нормах совокупность всех видов бюджетов страны.
Согласно бюджетному кодексу РФ бюджетная система состоит из трех уровней:
I федеральный бюджет и бюджеты государственных внебюджетных фондов;
II бюджеты субъектов РФ и бюджеты территориальных государственных внебюджетных фондов;
III- местные бюджеты.
Бюджетный процесс -это процедуры по разработке и исполнению бюджетов.
Бюджетный процесс охватывает четыре стадии бюджетной деятельности: составление проектов бюджетов; рассмотрение и утверждение бюджетов; исполнение бюджетов; составление отчета об исполнении бюджетов и их утверждение. Все стадии бюджетного процесса взаимосвязаны и являются прямым отражением экономической жизни общества.
Участниками бюджетного процесса являются: Президент РФ; органы законодательной (представительной) и исполнительной власти; органы денежно-кредитного регулирования; органы государственного и муниципального финансового контроля, а также главные распорядители бюджетных средств.
Каждый участник бюджетного процесса имеет свои задачи и свои бюджетные полномочия. Контроль исполнения бюджетов возложен на органы казначейства.
В основе формирования бюджета лежат государственные доходы.Государственные доходы — это система денежных отношений, которая связана с формированием финансовых ресурсов, поступающих в распоряжение государства и государственных предприятий. Доходы служат финансовой базой государства.
Состав государственных доходов в значительной мере обусловлен методами, с помощью которых государство аккумулирует необходимые ему денежные средства. В условиях рыночной экономики основными методами мобилизации являются налоги, займы и эмиссия.
Центральное место в системе государственных доходов занимают налоги, выступающие главным инструментом перераспределения национального дохода и обеспечивающие мобилизацию значительной части финансовых ресурсов (от 80 до 90 %).
Налоги представляют собой обязательные и безвозмездные платежи, установленные законодательством и осуществляемые плательщиком в определенном размере и в определенный срок. Сущность и роль налогов проявляются в их функциях: фискальной, регулирующей и контрольной.
Соотношение финансовых ресурсов бюджетов зависит от финансовой политики на каждом историческом этапе развития государства и ежегодно утверждается при принятии закона о бюджете.Большая доля федерального бюджета характеризуется функциями и назначением данного бюджета, который решает проблемы в стране в целом (армия, наука, культура, космические достижения и производство). На долю федерального бюджета приходится от 50% до 70% финансовых ресурсов.Территориальный бюджет формирует ресурсы региона и решает территориальные проблемы бюджетной сферы и муниципальных предприятий. На его долю приходится от 20% до 50% финансовых ресурсов.Местные бюджеты формируют ресурсы конкретного местожительства населения (город, поселок), финансируют жилищно-коммунальную деятельность, дошкольное образование, муниципальные предприятия. На его долю приходится от 5% до 20% финансовых ресурсов.
Все бюджеты функционируют автономно: местные бюджеты своими доходами и расходами не входят в бюджеты территорий, а последние не включаются в федеральный бюджет.
Вторым по финансовому значению методом мобилизации государственных доходов являются займы. Это связано с наличием разрыва между налоговыми поступлениями и бюджетными расходами. Выпуск займов образует государственный долг. Финансовой базой погашения займов выступают налоги.
Третьим методом мобилизации государственных доходов служит бумажно-денежная и кредитная эмиссия. Это самый непопулярный метод, так как приводит к росту избыточной денежной массы и усилению инфляции.
Государственные расходы — это денежные отношения, возникающие на завершающей стадии распределительного процесса в связи с использованием централизованных и децентрализованных доходов государства. Содержание и характер государственных расходов непосредственно связаны с функциями государства экономической, социальной, управленческой, военной (оборонной).
Государственные расходы осуществляются разными способами: финансированием и путем предоставления ссуд и кредитов. Основной способ - это финансирование, т. е. безвозмездное и безвозвратное предоставление денежных средств в разных формах для осуществления соответствующей деятельности.
При использовании государственных расходов из любых источников должны соблюдаться финансовая дисциплина, принципы законности, эффективности и целесообразности.
К основным направлениям государственных расходов относят:
Расходы на социальные нужды - один из важнейших видов расходов, включающий расходы на здравоохранение, просвещение, социальное обеспечение, социальное страхование. Примерно 3/4 их общего объема финансируется за счет бюджетных и внебюджетных фондов. В последние годы существенно возрастает роль местных финансов в покрытии расходов по расширению социально-бытовой инфраструктуры, содержанию учреждений просвещения и здравоохранения. Расходы имеют тенденцию роста ввиду развития научно-технического прогресса. За счет социальных расходов государства финансируются мероприятия, обеспечивающие воспроизводство рабочей силы, квалификацию работников, выплачиваются пособия по безработице и т. п.
Внешнеэкономические расходы связаны с тем, что государство тем или иным способом помогает производителю пробиться на рынок. Это прямые субсидии компаниям из бюджета, освобождение экспортеров от налогов, предоставление кредита экспортеру или импортеру на льготных условиях, страхование экспорта и т. д. В эту группу можно отнести и затраты государства на реализацию различных международных договоров, культурных, научных и других связей.
Экономические расходы имеют важное народнохозяйственное значение. Они способствуют структурной перестройке общественного производства, наращиванию научно-технического потенциала, модернизации предприятий и техническому переоснащению всех отраслей народного хозяйства. Важное место принадлежит инвестициям. Они расходуются на финансирование отраслей инфраструктуры (транспорт, связь, дороги, мелиорация), которые требуют огромных капиталовложений. К экономическим расходам относится
· финансирование новых прогрессивных отраслей, таких как атомная энергетика и космическая отрасль;
· финансирование убыточных отраслей (угледобывающих, сельского хозяйства);
· финансирование научно-исследовательских работ, особенно фундаментальных, требующих крупного сосредоточения финансовых ресурсов.
Расходы на оборону страны (военные расходы) относятся к важнейшим государственным расходам. В их состав включаются расходы на содержание личного состава; вооружение; материально-техническое оснащение; строительство военных объектов; на военные исследования и разработки; пенсионное обеспечение военнослужащих и членов их семей; подготовку кадров; создание запасов и резервов на случай войны и др. Это прямые военные расходы. Существуют и косвенные военные расходы, т.е. расходы, связанные с ликвидацией последствий войны. При формировании военного бюджета следует учитывать его безвозвратный и непроизводительный характер. Лишь затраты на военные исследования и разработки могут косвенно принести экономический эффект.
Расходы на управление – включает в себя расходы на содержание законодательных и исполнительных органов государственной власти, на содержание судебной власти, правоохранительных органов и прокуратуру. В расходах на управление преобладают расходы на зарплату, командировочные, оплату транспортных и коммунальных услуг и т.д.
Затраты на текущее обслуживание внутреннего и внешнего долга – возникают при использовании государственного кредита для покрытия бюджетного дефицита.
2. Государственные внебюджетные фонды
Реформирование системы государственных финансов в 90-е годы XX столетия в России было связано с появлением системы внебюджетных фондов. Создание их было продиктовано необходимостью безотлагательного решения отдельных жизненно важных для общества задач социального и экономического характера.
Внебюджетные фонды - один из методов перераспределения национального дохода государства в пользу определенных социальных групп населения. Они создаются на базе соответствующих актов федеральных органов власти, в которых регламентируются их деятельность, источники формирования доходов, порядок и направления использования.
Направления расходования средств, поступающих во внебюджетные фонды, обусловливаются назначением фондов, конкретными экономическими условиями и содержанием разработанных и реализуемых программ.
С помощью государственных внебюджетных фондов можно решить ряд задач:
- оказание социальной помощи и услуг населению;
- обеспечение восстановления и сохранения трудоспособности человека;
- влияние на процесс производства;
- обеспечение природоохранных мероприятий.
Пенсионный фонд РФ (ПФР) образован как самостоятельное финансово-кредитное учреждение с целью управления пенсионным обеспечением. Основное назначение - сохранение семейного дохода. ПФР и его денежные средства находятся в государственной собственности Российской Федерации, не входят в состав бюджетов, других фондов и изъятию не подлежат. Средства ПФР формируются согласно Положению о Пенсионном фонде РФ за счет страховых взносов работодателей; страховых взносов работающих; ассигнований из федерального бюджета; части средств, поступающих в результате капитализации (вложения в ценные бумаги) временно свободных средств; добровольных взносов юридических лиц и кредитов банков. Страховые взносы работодателей в ПФР относятся ими на себестоимость продукции (работ, услуг).
Фонд социального страхования РФ (ФСС) создан с целью обеспечения государственных гарантий в системе социального страхования и повышения контроля за правильным и эффективным расходованием средств социального страхования и является самостоятельным государственным финансово-кредитным учреждением. Основное назначение - обеспечение семейного достатка в случае временной нетрудоспособности, восстановления здоровья (путевки) либо социальные выплаты. Управление ФСС осуществляется Правительством РФ при участии общероссийских объединений профсоюзов.
Средства фонда образуются за счет страховых взносов работодателей; страховых взносов граждан, занимающихся индивидуальной трудовой деятельностью и имеющих право на обеспечение по государственному социальному страхованию; доходов от инвестирования части временных свободных средств ФСС в ликвидные ценные бумаги и банковские вклады в пределах средств, предусмотренных бюджетом на соответствующий период; добровольных взносов физических и юридических лиц; ассигнований из республиканского бюджета РФ; прочих доходов.
Фонд обязательного медицинского страхования (ФОМС) предназначен для аккумулирования финансовых средств на обязательное медицинское страхование. Обязательное медицинское страхование обеспечивает всем гражданам РФ равные возможности в получении медицинской и лекарственной помощи за счет средств ФОМС. Для реализации политики в области медицинского страхования создаются Федеральный и территориальные фонды медицинского страхования как самостоятельные некоммерческие финансово-кредитные учреждения.
Федеральный фонд ОМС предназначен для выравнивания условий деятельности территориальных фондов по обеспечению финансирования программ медицинского страхования; финансирования целевых программ в рамках задач фонда; осуществления контроля над рациональным использованием средств ФОМС.
Источниками образования Федерального фонда являются: часть страховых взносов хозяйствующих субъектов независимо от форм собственности на обязательное медицинское образование в размерах, установленных федеральным законом; взносы территориальных фондов для реализации совместных программ, выполняемых на договорных началах; ассигнования из федерального бюджета РФ на выполнение республиканских программ ОМС; добровольные взносы юридических и физических лиц; доходы от использования временно свободных финансовых средств Федерального фонда; нормированный страховой запас финансовых средств фонда и другие поступления.
Территориальные фонды формируются за счет части страховых взносов хозяйствующих субъектов независимо от форм собственности на ОМС, устанавливаемых Парламентом РФ, а также средств, предусматриваемых органами исполнительной власти в соответствующих бюджетах на ОМС; доходов, получаемых от использования временно свободных финансовых средств и нормированного страхового запаса финансовых средств территориальных органов; финансовых средств, взыскиваемых со страхователей, медицинских учреждений и других юридических и физических лиц в результате предъявления им регрессных требований; добровольных взносов юридических и физических лиц; других поступлений, не запрещенных законодательством.
3. Государственный кредит
Государственный кредит– это система кредитных отношений между государством и юридическими и физическими лицами, при которых основным заемщиком выступает государство.К основным целям государственного кредита относятся: решение проблем финансирования бюджетного дефицита; поддержка приоритетных для экономики секторов и видов деятельности; проведение региональной финансово-кредитной политики.
Покрытие бюджетного дефицита осуществляется за счет выпуска ценных бумаг, к которым относятся гос.займы, казначейские обязательства, краткосрочные обязательства, сертификаты и лотереи.
Кроме того, гос.кредит может иметь форму казначейских ссуд (в настоящее время их практически нет) и налогового кредита.Казначейские ссуды – это кредиты, которые выдаются государством юридическим лицам для выполнения инвестиционных программ.Налоговый кредит – это освобождение от налогов, либо перенос сроков взимания налогов на основе заключенных договоров.
Государственный кредит носит добровольный характер, и в его основе лежат возвратность и платность. Обеспечением государственного кредита служит все имущество, находящееся в собственности государства.
С понятием «государственные займы» тесно связано понятие «государственный долг». В странах с рыночной экономикой утвердилась практика привлечения внешних и внутренних заемных ресурсов экономического развития, позволяющая получить значительные финансовые средства для решения кратко- и долгосрочных проблем. Получение государственного займа ведет к образованию долга, который включает все выпущенные и непогашенные долговые обязательства государства, а также начисленные проценты, которые должны быть выплачены по этим обязательствам. Как правило, выплаты по госдолгу обеспечиваются за счет бюджетных поступлений будущих периодов.
Активность государства в качестве заемщика служит индикатором состояния его финансов. Чем выше доля государственного долга в ВВП, тем глубже финансовый кризис. Неблагоприятная финансово-экономическая ситуация в стране требует принятия мер по ограничению темпов увеличения государственного долга. Обычно это достигается за счет роста налоговых поступлений и сокращения бюджетных расходов, а самое главное - за счет повышения объемов и темпов развития реального сектора экономики.
Государственный долг бывает