Организационно-структурные принципы организации деятелности органов МСУ

Специальные принципы организации и деятельности органов местного самоуправления

Все специальные принципы организации деятельности органов МСУ регулируют отдельные стороны функционирования органов МСУ. Они носят во многом частный характер и по своему сожержанию их можно классифицировать на 3 вида:

1. Организационно-структурные

2. Функциональные принципы

3. Принципы проведения организационно-массовой работы среди населения муницип образования

Они в конечном счёте раскрывают особенности порядка формирования, структуру, компетенцию органов МСУ, их формы работы. А также особенности взаимодействия между собой и с органами гос власти

К числу таких организационно-структурных принципов местного самоуправления можно отнести 2 принципа:

1) Принцип построение системы органов местного самоуправления, как единого управляющего комплекса, включающего в себя профессиональный аппарат управления, а также службы и структурные подразделения вспомогательного аппарата.

В частности, в структуре представительного органа муниципального образования в целях предварительной подготовки и рассмотрения проектов муниципально-правовых актов, а также обсуждения иных вопросов местного значения, входящих в его компетенцию, могут создаваться постоянные депутатские комитеты и комиссии. В свою очередь в структуре местной администрации для обеспечения организационного, материально-технического и правового обслуживания сопровождения деятельности местной администрации могут формироваться специальные службы и структурные подразделения вспомогательного аппарата главы местной администрации

2) Принцип единства и дифференциации организационно-правовых форм осуществления местного самоуправления в зависимости от местных условий и особенностей развития территории муниципального образования. В частности, в муниципальной практике выделяются 2 основных организационных модели осуществления функции местного самоуправления:

а) «Сильный мэр» – «слабый муниципальный совет»

В рамках такой модели организации муниципальной власти обычно сильный мэр или глава муниципального образования избирается на свой пост непосредственно всем населением муниципального образования путем проведения прямых муниципальных выборов и следовательно он несет юридическую ответственность за результаты своей деятельности не только перед членами муниципального совета, т.е. депутатами, но и перед жителями муниципального образования, а в отдельных случаях и перед высшим должностным лицом субъекта РФ.

Кроме того, «сильный мэр» может наделяться такими важнейшими полномочиями по отношению к представительному органу местного самоуправления:

i. Право созывать и вести сессионные заседания представительного органа вмуницип образования

ii. Право вносить предложения и замечания в повестку дня сессионного заседания

iii. Наделяется правом нормотворческой инициативы

iv. Право подписывать и обнародовать решения представительного органа муниципального образования и в некоторых случаях может накладывать на них право отлагательного вето в отношении решения представительного органа муницип образования.

«Сильный мэр» в рамках такой модели организации местного самоуправления одновременно возглавляет местную администрацию, поэтому он наделяется рядом полномочий в исполнительно-распорядительной сфере, в том числе:

· Право формировать структуру администрации

· Право назначать и освобождать от должности руководителей местной администрации

<ормировать структуру администрации

· Право назначать и освобождать от должности руководителей местной администрации

· Вправе решать самостоятельно вопросы по распоряжению и управлению объектами муниципального имущества и расходования средств местного бюджета.

Городу Томску присуща именно эта модель.

б) «Слабый мэр» – «сильный муниципальный совет»

Согласно данной модели организации местного самоуправления, как правило, «слабый мэр» или глава муниципального образования избирается на должность из числа депутатов на заседании представительного органа местного самоуправления и поэтому он в основном выполняет только представительную и контрольную функцию. В свою очередь функции главы местной администрации в рамках такой модели организации местного самоуправления может осуществлять иное уполномоченное должностное лицо местного самоуправления, которое избирается по конкурсу и на время выполнения им своих должностных полномочий с ним заключается трудовой договор либо контракт главы муниципального образования. Такого управленца называют условно «управляющий» или «сити-менеджер».

Кроме того, «слабый мэр» по всем вопросам своей компетенции вынужден согласовывать принимаемые им управленческие решения с депутатами представительного органа местного самоуправления, так как они вправе выразить ему недоверие и тем самым досрочно прекратить его полномочия.

Такая модель характерна для города Северска и Асино.