Правовая природа МСУ и его основные юр свойства.

В научной литературе обычно для отграничения правовой природы института МСУ от системы органов государственной власти принято выделять такие его основные юридические свойства или черты:

Свойства:

1. Представительный характер МСУ

Содержание данного свойства организации деятельности МСУ можно трактовать в нескольких аспектах применительно к деятельности самих органов МСУ:

а) Согласно К РФ, ФЗ № 131: население муниципального образование имеет право избирать свои органы МСУ, с периодичностью выборов не реже одного раза в 5 лет.

б) Так же оно означает, что наличие выборных органов МСУ в структуре органов МСУ является императивным требованием федерального законодательства.

в) В любом случае, созданные на местах выборные органы МСУ должны отчитываться периодически о результатах своей деятельности перед населением муниципальных образований, нести перед ними юр ответственность, а сами граждане обладают правом решать вопрос о досрочном прекращении полномочий выборных органов МСУ (например путем инициирования специальной юридической процедуры отзыва депутатов представительного органа МСУ, либо главы муниципального образования).

г) Также следует иметь ввиду что по закону действует общее правило о необходимости создания выборных органов МСУ в системе МСУ в обязательном порядке

2. Особый территориальный принцип функционирования МСУ.

Муниципальное образование– это есть такая территория городского и сельского поселения или иная территория, в границах которой созданы и действуют органы местного самоуправления, осуществляются задачи и функции МСУ, а так же находятся объекты муниципального имущества и средства местного бюджета.

Согласно Постановлению КС РФ 1997 г по так называемому «Удмуртскому делу» на территориях муниципального образования категорически запрещается параллельное создание и деятельность органов местного государственного управления, которые призваны в своей работе дублировать или подменять полномочия органов МСУ по решению вопросов местного значения.

В настоящее время к числу видов муниципальных образований относятся:

а) Городское и сельское поселение – это есть два и более городских и сельских населенных пунктов объединенных между собой общей территорией. Самый высший уровень.

б) Муниципальный район – это есть два и более городских и сельских поселения и находящихся между ними межселённых территорий, объединённые между собой общей территорией и созданная в целях самостоятельного решения вопросов местного значения меж поселенческого характера.

в) Городской округ – это есть такое городское поселение, которое не входит в состав муниципального района и самостоятельно в полном объеме решает вопросы местного значения на своей территории. При чём муницип образование претендующее на получение статуса городского округа по закону должно обладать достаточно развитой и необходимой для своего дальнейшего развития экономической, транспортной и соц культурной инфраструктурой (в ТО – г. Томск, г. Стрежевой, г. Северск, г. Кедрово).

г) Внутригородская территория города федерального значения – это есть такая территория городов федерального значения, в границах которых допускается осуществление функций местного самоуправления.

В № 131 ФЗ отдельная глава посвящена регулированию деятельности муниципальных образований, которые обладают особым правовым статусом (ЗАТО, города наукограды (Бийск), приграничные территории) их деятельность должна дополнительно регулироваться специальными федеральными законами. Действуют все кроме закона о приграничной территории.

3. Независимости МСУ от государственной власти – содержание этого свойства применительно к деятельности органов МСУ можно трактовать в нескольких юр аспектах:

а) Это означает то что согласно ст. 12 Конституция РФ органы МСУ не входят в систему органов гос власти и следовательно являются организационно-обособленными от них своей деятельностью.

б) Во взаимоотношениях между органами гос власти и органами МСУ по общему правилу должны отсутствовать какие-либо формы прямого государственного административно контроля в отношении муниципальных органов власти

Согласно европейской хартии МСУ устанавливается правило о том. Что прямой государственный административный контроль за деятельностью муниципалитетов может применяться только в исключительных случаях

а) Судебный контроль за законностью издаваемых муниципалитетами своих н/п актов с тем чтобы они не противоречили внутринациональному законодательству

б) Контроль гос органов за эффективностью реализации переданных органам МСУ отдельных гос полномочий

в) Возможная также процедура гос регистрации уставов муницип образований территориальными органами Мин Юст РФ и ведение ими единого федерального реестра уставов муницип образований в РФ

Во всех остальных случаях как вытекает по смыслу и содержанию из европейской хартии МСУ 1985ого года во взаимоотношениях между органами гос власти и органами МСУ должны исключительно использоваться только формы косвенного государственного административного контроля.
К таким формам в нашей стране можно отнести следующее:

а) Предъявление требования о предоставлении необходимой статистической отчетности и иной документации о достигнутых результатах совей финансово-хозяйственной деятельности муницип образованиями за отчётный период времени органами РосСтата РФ

б) Оказание организационной и методической помощи со стороны органов гос власти в подготовке и повышении квалификации кадров муницип служащих в гос учебных заведениях среднего специального и высшего проф образования

Категорически запрещается на практике применение таких форм прямого государственного административного контроля в отношении органов МСУ

а) предъявление требования о предварительном согласовании или одобрении предложенных кандидатур на выборные должности в органах МСУ

б) использование процедуры предварительного уведомления либо утверждения подготовленных проектов муниципально-правовых актов издаваемых органами МСУ по вопросам местного значения

2. Самостоятельность МСУ

3. Присутствие общественных форм или начал самодеятельности граждан в системе МСУ