Виды решений.
Организация и методы принятия решения
Процесс принятия решения включает в себя следующие стадии:
Выявление и определение проблемы
Поиск информации и альтернатив решения
Выбор среди альтернатив
Принятие решений
Необходимость принятия управленческого решения возникает при следующих условиях:
1. Существует разрыв между желаемым и фактическим уровнями развития.
2. Разрыв большой и заслуживает внимание
3. Лицо, принимающее решение , стремится сократить разрыв
4. Лицо уверено в возможностях сокращения разрыва
На первой стадии «выявления и определения» проблемы осуществляются в случаях, когда:
ü Эффективность фирмы или подразделения снижается по сравнению с прошлым периодом.
ü Результаты не соответствуют запланированным целям.
ü Результаты сравнений со сходными предприятиями оказываются неудовлетворительными.
Классификация решений, применяемых в организациях:
Критерии
Класс решений
Степень структурированности
Высокоструктурированные(запрограммированные)
Слабоструктурированные(не запланированные)
Содержание
Экономические
Социальные
Организационные
Технические
Научные
Функции управления(общие)
Плановые
Организационные
Решение функции мотивации
Решение функции координации
Решение функции контроля
Количество целей
Одноцелевые
Многоцелевые
Длительность …
Стратегические(долгосрочные)
Тактические(среднесрочные)
оперативные(краткосрочные)
Количество лиц, принимающих решения
Индивидуальные
Групповые
Уровень принятия решения
Организация в целом, структурах подразделений, функциональных служб, отдельных работников
Глубина воздействия
Одноуровневые
Многоуровневые
… решения
Внутри организации как системы
Выходящие за ее пределы
По спецификации
Финансовые
Сбытовые
НИОКР
Снабжение
Маркетинговые
производственные
02/10/12
Лекция 5
Решения можно разделить на 3 группы: удовлетворительные, оптимальные, квазиоптимальные.
Удовлетворительные решения – это первые решения задачи, которая удовлетворяет поставленным целям и условиям. Далее решение не ищут.
Оптимальное – это наилучшее решение из всех возможных вариантов решения задач. Оптимальное решение всегда связано с максимизацией и минимизацией целевых функций.
Квазиоптимальное решение – это решение, приближенное к оптимальному, но выбираемое из ограниченного количества вариантов.
Факторы, влияющие на принятие управленческих решений:
v Относительная значимость решения. Она определяется на основе следующих показателей:
o Количество идей, подвергшихся данному воздействию
o Количество затраченных средств на подготовку, принятие и реализацию управленческого решения.
o Степень влияния на основные показатели деятельности предприятия.
o Время, которое руководитель затрачивает на обоснование и принятие данных решений.
v Давление времени – это количество времени, затраченного руководителем на принятие управленческого решения. При нехватки времени (давление времени велико) руководитель не в состоянии получить достаточно полную информацию, необходимую для принятия решений и не имеет возможности рассматривать необходимое число альтернатив. В этом случае руководитель принимает удовлетворительное решение. В том случае, если времени много, то есть давление времени мало, руководитель может принимать квазиоптимальные или оптимальные решения.
v Уровень неопределенности знаний по состоянию объекта управления:
o Полная определенность (известна вся информация о состоянии объекта управления).
o Частичная неопределённость ( т.е. информация об объекте управления неполная).
o Полная неопределенность (т.е. информация о состоянии объекта отсутствует).
В условиях определенности лицо, принимающее решение знает:
1. Всю информацию о состоянии управляемого объекта и информацию о воздействии внешней среды.
2. Все альтернативы решений.
3. Последствия принятия каждого из решений.
В условиях определенности используются в основном стандарты, оправдавшие себя на практике методом принятия управленческих решений.
В условиях частичной и полной неопределенности привлекается интуиция и творческие способности руководителя.
Чтобы снизить уровень неопределенности и ее влияние на принятие решений ЛПР (лицо, принимающее решения) использует следующие способы:
1. Снижение уровня неопределенности за счет получения информации о состоянии управляемого объекта.
2. Применение методов искусственного интеллекта для принятия управленческих решений.