Теория эффективной организации.

Бюрократическая теория организации.

Представитель – Макс Вебер. Он предложил 5 принципов управления.

Их суть:

1) Все задания, необходимые для достижения цели, должны разделяться на высокоспециализированные виды работ. Исполнители должны стать экспертами в своей работе и нести ответственность за эффективное выполнение своих обязанностей.

2) Каждое задание должно выполняться в соответствии с «постоянной системой абстрактных правил» с целью гарантирования однородности и скоординированности различных заданий.

3) Каждый сотрудник или офис организации должен отвечать перед своим руководителем за свои действия или за действия подчиненных.

4) Каждое официальное лицо в организации должно вести свои дела и дела своего офиса обезличенно и формально. Оно должно поддерживать социальную дистанцию между собой и подчиненными, а так же клиентами. Должны отсутствовать отношения, основанные на личной дружбе или знакомстве.

5) Найм на работу должен основываться на технической квалификации работников и предусматривать защиту от произвольного увольнения. Продвижение по службе должно быть основано на трудовом стаже и личных достижениях.

Вывод: организация, достигающая такого уровня приближается к бюрократии идеального типа.

Вебер считал, что бюрократическая система организации должна обеспечивать:

1. Положение законной власти

2. Скорость

3. Точность

4. Порядок

5. Построение организации

6. Характеристика организации

7. Тезисы структуры законной власти

8. Определенность

9. Непрерывность

10. Предсказуемость

 

Основатель: Ренсис Лайкерт.

Согласно этой теории эффективной является та организация, которая побуждает руководителя сосредоточить главное внимание на стремлении создать эффективную рабочую группу с высокопроизводительными целями. Он утверждал, что организации, построенные на основе положений классической теории являются неэффективными. Это обусловлено тем, что они склонны к консерватизму и не учитывают изменяющийся характер внешней среды.

К таким изменениям Лайкерт относил следующие факторы:

1) Рост конкуренции со стороны организаций других стран, которые имеют относительно более низкую цену производства при одинаковой технологии.

2) Тенденции к большей индивидуальной свободе и инициативе и связанное с этим сокращение полномочий верхних звеньев.

3) Повышение уровня образования руководящего состава, выражающееся в появление людей, способных быстро принимать решения и брать на себя ответственность.

Лайкерт считал, что организация должна строиться с учетом человеческой мотивации, которая должна проявляться через:

1) Процесс выдвижения целей

2) Принятия решений

3) Контроль

4) Децентрализация

Лайкерт предложил модифицированную теорию организации или теорию «система 4», которая основывается на следующих положениях:

1. Уделять внимание на все организационные функции (контроль, обучение, оплата труда) на основе поддержки мотивации к труду.

2. Мотивационный процесс охватывает широкий круг мотивов посредством методов участия.

3. Осуществление координации и гармонии деятельности членов организации путем обеспечения постоянного взаимодействия и взаимовлияния.

4. Постоянное измерение достигнутых материально и человеческих результатов.

 

 

Сопоставление характеристик организации по Лайкерту

  Классическая организация   Эффективная организация.
Процесс руководства не включает доверия и ответственности руководителей и подчиненных. Подчиненные несвободны в обсуждении рабочих проблем с руководителями, которые не считаются с их идеями и мнениями. Процесс руководства предполагает доверие и ответственность руководителей и подчиненных по всем вопросам. Подчиненные обсуждают рабочие проблемы с руководителями, а руководители учитывают мнения и идеи подчиненных.
Мотивационный процесс включает только физические и экономические мотивы, мотивы безопасности, а также этот процесс проходит посредством использования санкций. Отношения к организации со стороны работников неблагосклонные, преобладают связи наемных работников. Мотивационный процесс охватывает широкий круг мотивов подчиненных. Подчиненные участвуют в разработке мотивов, что стимулирует благосклонное отношение к организации и ее целям.
Процесс коммуникации таков, что информация поступает сверху вниз, имеет тенденцию к искажению и рассматривается подчиненными с подозрениями. В процессе коммуникации информация свободно перемещается горизонтально и вертикально по всей организации. Информация точная и неискаженная.
Процесс взаимодействия закрытый и ограниченный, подчиненные мало влияют на цели, методы и деятельность подразделений. Процесс взаимодействия широкий и носит открытый характер. И руководитель и подчиненный могут воздействовать на цели, методы и деятельность организации.
Процесс принятия решений происходит в верхних звеньях организации, он относительно централизован. Процесс принятия решений происходит на всех уровнях управления путем группового участия, он относительно децентрализован.
Процесс постановки целей сосредоточен в верхних звеньях организации и не стимулирует групповое участие. Процесс постановки цели стимулирует групповое участие.
Процесс контроля централизован (руководитель контролирует деятельность подчиненных). Упор делается на порицание за ошибки. Процесс контроля распылен по всей организации, акцент делается на самоконтроле и решении проблем.
Цели производства низкие, руководители ведут их пассивный поиск и ничего не предпринимают для развития человеческих ресурсов организации. Цели производства высокие, руководители ведут их активный поиск и понимают необходимость реализации комплекса мер для развития человеческих ресурсов.