Теория эффективной организации.
Бюрократическая теория организации.
Представитель – Макс Вебер. Он предложил 5 принципов управления.
Их суть:
1) Все задания, необходимые для достижения цели, должны разделяться на высокоспециализированные виды работ. Исполнители должны стать экспертами в своей работе и нести ответственность за эффективное выполнение своих обязанностей.
2) Каждое задание должно выполняться в соответствии с «постоянной системой абстрактных правил» с целью гарантирования однородности и скоординированности различных заданий.
3) Каждый сотрудник или офис организации должен отвечать перед своим руководителем за свои действия или за действия подчиненных.
4) Каждое официальное лицо в организации должно вести свои дела и дела своего офиса обезличенно и формально. Оно должно поддерживать социальную дистанцию между собой и подчиненными, а так же клиентами. Должны отсутствовать отношения, основанные на личной дружбе или знакомстве.
5) Найм на работу должен основываться на технической квалификации работников и предусматривать защиту от произвольного увольнения. Продвижение по службе должно быть основано на трудовом стаже и личных достижениях.
Вывод: организация, достигающая такого уровня приближается к бюрократии идеального типа.
Вебер считал, что бюрократическая система организации должна обеспечивать:
1. Положение законной власти
2. Скорость
3. Точность
4. Порядок
5. Построение организации
6. Характеристика организации
7. Тезисы структуры законной власти
8. Определенность
9. Непрерывность
10. Предсказуемость
Основатель: Ренсис Лайкерт.
Согласно этой теории эффективной является та организация, которая побуждает руководителя сосредоточить главное внимание на стремлении создать эффективную рабочую группу с высокопроизводительными целями. Он утверждал, что организации, построенные на основе положений классической теории являются неэффективными. Это обусловлено тем, что они склонны к консерватизму и не учитывают изменяющийся характер внешней среды.
К таким изменениям Лайкерт относил следующие факторы:
1) Рост конкуренции со стороны организаций других стран, которые имеют относительно более низкую цену производства при одинаковой технологии.
2) Тенденции к большей индивидуальной свободе и инициативе и связанное с этим сокращение полномочий верхних звеньев.
3) Повышение уровня образования руководящего состава, выражающееся в появление людей, способных быстро принимать решения и брать на себя ответственность.
Лайкерт считал, что организация должна строиться с учетом человеческой мотивации, которая должна проявляться через:
1) Процесс выдвижения целей
2) Принятия решений
3) Контроль
4) Децентрализация
Лайкерт предложил модифицированную теорию организации или теорию «система 4», которая основывается на следующих положениях:
1. Уделять внимание на все организационные функции (контроль, обучение, оплата труда) на основе поддержки мотивации к труду.
2. Мотивационный процесс охватывает широкий круг мотивов посредством методов участия.
3. Осуществление координации и гармонии деятельности членов организации путем обеспечения постоянного взаимодействия и взаимовлияния.
4. Постоянное измерение достигнутых материально и человеческих результатов.
Сопоставление характеристик организации по Лайкерту
Классическая организация | Эффективная организация. |
Процесс руководства не включает доверия и ответственности руководителей и подчиненных. Подчиненные несвободны в обсуждении рабочих проблем с руководителями, которые не считаются с их идеями и мнениями. | Процесс руководства предполагает доверие и ответственность руководителей и подчиненных по всем вопросам. Подчиненные обсуждают рабочие проблемы с руководителями, а руководители учитывают мнения и идеи подчиненных. |
Мотивационный процесс включает только физические и экономические мотивы, мотивы безопасности, а также этот процесс проходит посредством использования санкций. Отношения к организации со стороны работников неблагосклонные, преобладают связи наемных работников. | Мотивационный процесс охватывает широкий круг мотивов подчиненных. Подчиненные участвуют в разработке мотивов, что стимулирует благосклонное отношение к организации и ее целям. |
Процесс коммуникации таков, что информация поступает сверху вниз, имеет тенденцию к искажению и рассматривается подчиненными с подозрениями. | В процессе коммуникации информация свободно перемещается горизонтально и вертикально по всей организации. Информация точная и неискаженная. |
Процесс взаимодействия закрытый и ограниченный, подчиненные мало влияют на цели, методы и деятельность подразделений. | Процесс взаимодействия широкий и носит открытый характер. И руководитель и подчиненный могут воздействовать на цели, методы и деятельность организации. |
Процесс принятия решений происходит в верхних звеньях организации, он относительно централизован. | Процесс принятия решений происходит на всех уровнях управления путем группового участия, он относительно децентрализован. |
Процесс постановки целей сосредоточен в верхних звеньях организации и не стимулирует групповое участие. | Процесс постановки цели стимулирует групповое участие. |
Процесс контроля централизован (руководитель контролирует деятельность подчиненных). Упор делается на порицание за ошибки. | Процесс контроля распылен по всей организации, акцент делается на самоконтроле и решении проблем. |
Цели производства низкие, руководители ведут их пассивный поиск и ничего не предпринимают для развития человеческих ресурсов организации. | Цели производства высокие, руководители ведут их активный поиск и понимают необходимость реализации комплекса мер для развития человеческих ресурсов. |