Тема 5.Прогнозирование управленческих решений

Рис. 4.7. Схема определения границы безубыточной программы товара

Рис. 4.6. Динамика циклов прибыльности товара фирмы

Конкурентоспособность товаров и фирмы следует анализиро­вать по конкретным рынкам и прогнозировать альтернативные ва­рианты товаров одного назначения и сегментов для них. Количе­ство альтернативных вариантов товаров и сегментов рынка должно быть не менее трех. Это очень сложная проблема. Она охватывает анализ факторов внешней среды фирмы, конкурентоспособности конкурентов по аналогичным товарам, конкурентов поставщиков "входа" системы менеджмента фирмы, организационно-техничес­кого уровня производства и др., которые подробно рассматривают­ся в курсе "Стратегический менеджмент".

Одним из показателей устойчивости функционирования фирмы и гарантированного ее развития является безубыточность годовой программы выпуска товара, ее минимальное значение. На рис. 4.7 показана схема определения границы безубыточности программы товара.

К условно-постоянным издержкам относятся издержки на годо­вую программу выпуска данного товара, условно (относительно) не изменяющиеся при изменении программы выпуска товара. К ним относятся комплексные общецеховые и общезаводские расходы, ко­торые трудно калькулировать на единицу продукции.

К условно-переменным издержкам относятся издержки на годо­вую программу выпуска данного товара, изменяющиеся, как правило, пропорционально программе выпуска. К ним относятся затраты на сырье, материалы, комплектующие изделия, энергию (при наличии индивидуального учета), заработную плату основных производствен­ных рабочих, амортизацию конкретного технологического оборудова­ния. Эти затраты нормируются на единицу выпускаемой продукции.

Левее точки "А", в связи с недостаточной программой выпуска продукции, условно-постоянные издержки будут распределяться между небольшим количеством продукции и доля этих издержек на единицу продукции будет велика, цена товара будет больше рыноч­ной (равновесной) и он не будет реализован. Правее точки "А", наоборот, при сохранении условно-постоянных издержек на про­грамму примерно на прежнем уровне уменьшится их доля на еди­ницу продукции, снизится себестоимость единицы продукции. Се­бестоимость будет меньше цены, товар будет реализован и будет получена прибыль.

Для нахождения и анализа границ безубыточности конкретных товаров необходимо автоматизировать учет расхода ресурсов.

После анализа перечисленных факторов, предопределяющих се­годняшнее состояние фирмы, выполняетсяанализ и оценка финан­сового состояния фирмы. За основу системы показателей, характе­ризующих финансовое состояние фирмы, рекомендуется принимать следующие:

• показатели ликвидности активов;

• показатели привлечения заемных средств;

• показатели оборачиваемости ресурсов;

• рентабельность продукции и производства;

• устойчивость фирмы.

Конкретная система финансовых показателей фирмы определя­ется особенностями отрасли, выпускаемой продукции, размером фирмы и другими факторами. Соблюдение системного, маркетингового, динамического и дру­гих подходов менеджмента в условиях ужесточения конкуренции требует, во-первых, проведения анализа конкурентоспособности и рентабельности каждого вида товара на каждом рынке, во-вторых, прогнозирования стратегии изменения финансовых показателей по товарам, рынкам и фирме в целом. Другими словами,стратегию финансов фирмы следует формировать не сверху, как делается в настоящее время, а снизу: с товаров и рынков. Трудная работа. Однако в условиях развития международной конкуренции устойчи­вость функционирования фирмы другим путем обеспечить очень и очень трудно.