Вопрос 3: Высокое Возрождение в Италии.
Джованни Боккаччо
Франческо Петрарка
Франческо Петрарка – итальянский поэт. Вместе с Боккаччо Петрарка был создателем итальянского литературного языка. На этом языке он написал получившие мировое признание сонеты о своей возлюбленной Лауре, в которых звучит глубокое и прекрасное чувство к любящей женщине. Спор о реальности Лауры продолжается до сих пор. Одни утверждают, что Лаура – всего лишь идеальный образ, сложившийся в воображении великого отшельника, так сказать женщина-миф. Другие не сомневаются, что Лаура реальна и Петрарка был на самом деле страстно в нее влюблен всю жизнь.
Значение Петрарки в истории гуманизма заключается в том, что он заложил основу всех направлений ранней гуманистической литературы.
Джованни Боккаччо – итальянский писатель и поэт. Главное произведение «Декамерон» - книга новелл. Сюжеты своих новелл, написанных реалистически и с юмором, он брал из городской жизни Флоренции. В своем произведении Боккаччо высмеивал и даже клеймил пороки католического духовенства, священников и монахов, показывая их невежество, лицемерие, изображал приключения людей различного возраста, характера и положения в обществе.
Церковь преследовала Боккаччо больше, чем других гуманистов, за острую сатиру. Его сочинения были включены в «список запрещенных книг».
Возрождения – период в культурном и идейном развитии стран Западной Европы, переходный от средневековья к культуре Нового времени.
Прежде всего, стоит отметить, что культура Возрождения зародилась в Италии. Этому способствовал ряд факторов:
4) В Италии в XIV-XV веках бурно развивались города, расцветала промышленность и торговля Происходило формирование слоя буржуазии, для которой средневековый идеал человека, представления о пассивной покорности судьбе были неприемлемы. Это вызвало формирование новых идей и ценностей, которые нашли свое отражение в культуре.
5) Италия – наследница Рима. Ей удалось сохранить римские обычаи и традиции.
6) Покровительство со стороны правителей. Раннее Возрождение в искусстве Италии связано, прежде всего, с Флоренцией, где династия Медичи покровительствовала гуманистам и всем искусствам.
В XIV – XV веках в итальянском обществе пробудился глубокий интерес к античной культуре. Отсюда попытка воскресить ушедшую культуру, достойную вечного подражания. Но культура Возрождения не простое копирование античности. Гуманисты перерабатывали и творчески усваивали античное наследие.
Итальянское Возрождение входит в новую стадию развития на стыке XIV и XVстолетий. Кульминация искусства (конец XV и первые десятилетия XVI века), преподнесшая миру таких великих мастеров как Тициан, Микеланжело и Леонардо да Винчи именуется этапом Высокого Возрождения.
Отличительной чертой данного периода является перемещение центра культуры в Рим. Он был менее развит в экономическом плане, нежели Венеция и Флоренция, но обладал силой в международном значении. Кроме того причиной развития искусства именно в Риме стала меценатская тактика пап, которые привлекали лучших художников в Рим. Успехи культуры в это время были неразрывно связаны с прогрессом знаний науки.