В феврале 1613 года Земский собор избрал нового царя Михаила Романова.
19.09.11
Опричнина.
1) террористическая, карательная форма правления
2) земельный царский удел
Иван IV отказался от престола, уехал в Александровский сад (?), его попросили вернутся, он согласился с условием взять любые понравившиеся земли. Пик опричнины – поход на Новгород.
1565-1572 Опричнина (хотел сломить боярскую оппозицию)
1581 Отмена перехода в Юрьев день (заповедные лета)
Внешняя политика.
Добивались выхода к Балтийскому морю. С 1558 по 1583 Ливонская война, в 1552 завоевано Казанское ханство, в 1556 Астраханское.
Борьба с Крымским ханством, укрепление границ, построена засечная граница.
Россия в 17 веке.
1) Смутное время.
2) Правление первых Романовых
3) Реформа Никона, церковь и государство во второй половине 17 века
конец 16 начало 17 века – смутное время
Истоки смуты в правлении Ивана 4
Причины смуты:
1) Династическая
В 1598 году умер последний царь из династии Рюриковичей – царь Федор Иоаннович без наследника, люди рассматривали это как наказание Божье.
В 1598-1605 правление Бориса Годунова, был избран на земском собрании.
В результате войны со Швецией Россия вышла к Балтийскому морю, походы в Сибирь, усиливаются отношения с Западом, Борис Годунов первым отправил детей учиться в Европу, строились укрепления.
В 1597 году указы об урочных летах, был введен 5-летний срок сыска крестьян.
2) Экономическая
Тяжелый хозяйственный кризис вызванный Ливонской войной, опричниной.
1601-1603 неурожай, страшный голод, уже в августе начались заморозки.
1603-1604 восстание хлопка.
Борис Годунов устраивал бесплатную раздачу хлеба, но чиновники часто продавали его.
3) Политическая
Государство еще не стало органически целым, не было политического духовного единства.
4) Нравственная
Человеческая жизнь обесценилась, жесткая опричнина.
В народе возникла идея самозванства. Таким самозванцем в 1605-1606 году стал человек под именем Лжедмитрий 1. Он называл себя царем. Настоящее имя Григорий Отрепьев. Объявившись в Польше был поддержан польским правительством, в 1604 перешел границу России, в 1605 занял московский престол и в том же году скончался Годунов. Все недовольные политикой Годунова поддерживали Лжедмитрия. Менее чем через год он был убит, т.к. проводил прозападную политику и опирался на дворян (это вызывало недовольство бояр).
1606-1610 Василий Шуйский, был знатного боярского рода, обещал боярам править совместно с ними, когда выбирался на правление на Красной площади на лобном месте.
1606 год - попытка ограничения царской власти.
С юга подходило войско Болотникова, заняли вотчину русских князей - село Коломенское, его удалось разбить только в 1607 году.
В конце 1606 года появился новый Лжедмитрий. Летом 1607 году подошел к Москве Лжедмитрий 2, остановился в селе Тушино, поэтому его называли тушинским вором.
Осенью 1609 года Польша начала открытые военные действия против России, интервенция Польши против России, осада Смоленска почти два года (22 месяца), но при помощи наемников удалось свергнуть Лжедмитрия 2. Но т.к. наемникам не заплатили они начали грабить города.
После свержения Шуйского правили сами бояре .
1610-1612 Семибоярщина
Пригласили королевича Владислава, впустили поляков. Призванию поляков воспротивилась церковь. Патриарх Гермоген высылает грамоты в разные города, чтобы выгнать поляков из страны.
В 1611 году складывается первое народное ополчение под руководством Ляпунова, Заруцкого и Трубецкого, центром его становится Рязань. Но не было единства
В апреле 1612 года возникло второе ополчение, центром его формирования стал Нижний Новгород. Руководители – князь Дмитрий Пожарский и Кузьма Минин. 4 ноября 1612 года ополчение освободило Китай-Город. Этот день стал государственным праздником. Через 4 дня был взят и Кремль. В честь освобождения Москвы от поляков был построен храм Иконы Божьей Матери.
Последствия смутного времени.
Внешнеполитические: утрачены некоторые земли на западе и севере, ослабла роль России в международной политике.
Внутренние: воцарение новой династии, упрочилась идея самодержавия, экономическое разорение страны, усиление крепостничества, негативное восприятие всего западного.