Тема 4. Методы анализа управленческих решений

Рис. 3.5. Пример логического моделирования

Физические модели представляют собой пропорционально умень­шенные в 10 и более раз и изготовленные из различных материалов (металл, дерево, пенопласт, пластилин и др.) натуральные объекты. Они изготавливаются в уменьшенном виде с целью экономии мате­риалов для проверки аэродинамических, эстетических, компоновоч­ных и других характеристик объекта.

Экономико-математическое моделирование представляет собой процесс выражения экономических явлений математическими мо­делями. Экономическая модель — это схематичное представление экономического явления или процесса с использованием научной абстракции, отражение их характерных черт. Математические мо­дели — основное средство решения задач оптимизации любой дея­тельности. По своей сути эти модели — средство плановых расче­тов. Ценность их для экономического анализа и оптимизации реше­ний состоит в том, что они позволяют оценить напряженность плановых заданий, определить лимитирующую группу оборудова­ния, видов ресурсов, получать оценки их дефицитности и т.п. Мате­матическое моделирование экономических явлений и процессов дает возможность получить четкое представление об исследуемом объекте, охарактеризовать и количественно описать его внутреннюю струк­туру и внешние связи. Модель — условный образ объекта управле­ния /1/.

Экономико-математическая модель должна быть адекватной дей­ствительности, отражать существенные стороны и связи изучаемо­го объекта. Отметим принципиальные черты, характерные для по­строения экономико-математической модели любого вида. Процесс моделирования можно условно подразделитьна три этапа: 1) ана­лиз теоретических закономерностей, свойственных изучаемому яв­лению или процессу и эмпирических данных о его структуре и особенностях; на основе такого анализа формируются модели; 2) определение методов, с помощью которых можно решить задачу; 3) анализ полученных результатов.

Важнейшим моментомпервого этапа моделирования является четкая формулировка конечной цели построения модели, а также определение критерия, по которому будут сравниваться различные варианты решения. Такими критериями в системе менеджмента могут быть: а) максимизация полезного эффекта товара при ограни­чении совокупности затрат; б) максимизация прибыли фирмы при условии, что качество товара не снизится; в) снижение себестоимо­сти товара при условии, что его качество не снизится, затраты у потребителя не увеличатся; г) рост производительности труда, улуч­шение использования оборудования или материалов, повышение оборачиваемости оборотных средств при условии, что качество то­вара не снизится и другие критерии не ухудшатся. Таким образом, в качестве критерия оптимизации может быть целое или любой компонент прибыли, эффективности товара, объема рынка при ус­ловии, что другие компоненты при этом не ухудшатся. Не для всякой экономической задачи нужна собственная модель. Некоторые процессы с математической точки зрения однотипны и могут описываться одинаковыми моделями. Например, в линейном программировании, теории массового обслуживания и других су­ществуют типовые модели, к которым приводится множество конк­ретных задач.

Вторым этапом моделирования экономических процессов являет­ся выбор наиболее рационального математического метода для реше­ния задачи. Например, для решения задач линейного программиро­вания известно много методов: симплексный, потенциалов и др. Луч­шей моделью является не самая сложная и самая похожая на реальное явление, а та, которая позволяет получить самое рациональное реше­ние и наиболее точные экономические оценки. Третьим этапом моделирования является всесторонний анализ результата, полученного при изучении экономического явления. Окончательным критерием достоверности и качества модели явля­ются практика, соответствие полученных результатов и выводов реальным условиям, экономическая содержательность полученных оценок. По результатам анализа причин несоот­ветствия экономико-математическая модель корректируется и ре­шение задачи повторяется.

4. Требования к оформлению решений

Управленческие решения могут быть оформлены письменно в форме документов, на электронных носителях, либо переданы вер­бальным путем (например, устные распоряжения).

Документы можно классифицировать по следующим основным признакам:

а) уровень иерархии, нормативно-методического обеспечения -международное сообщество, страна, регион (республика, край, об­ласть), город, село, фирма;

б) правовой статус документа - обязательные к исполнению (законы, стандарты, указы, постановления, положения, программы, планы, формальные распоряжения) и рекомендательные (инструк­ции, методики, рекомендации и т.п.);

в) содержание документа - технические (инвестиционные про­екты, конструкторско-технологическая документация, методики и т.п.), экономические (технико-экономические обоснования, финансовые, бухгалтерские, налоговые документы, бизнес-планы и т.п.), организационные (организационные проекты, устав, органи­зационные структуры, протокол, инструкции и т.п.).

Обязательные атрибуты документов фирмы - цель документа, основание для разработки, место данной цели (задачи, функции и т. п. подсистемы системы менеджмента), основание для разработки, ссылки на научные подходы и принципы, которые должны соблю­даться при решении цели (задачи), потребитель информации, нор­мы и правила их использования, возможный круг исполнителей, требования к качеству работ, экономии ресурсов, срокам, санкции, источники информации. В методических документах, кроме этих данных, должны быть приведены конкретные методы.

Документы предлагается оценивать по следующим критериям качества:

1) комплексность документа, т.е. рассмотрение в нем техни­ческих, экологических, эргономических, экономических, правовых, орга­низационных и других вопросов в их взаимосвязи, целенаправлен­ность документа;

2) степень соответствия документа (объекта) международным требованиям по экологичности, безопасности, взаимозаменяемос­ти, патентной чистоте, правовой защите и др. вопросам;

3) степень использования мировых достижений и гармонизации, интегрированности документа с мировыми системами;

4) количество примененных при разработке документа научных подходов (системный, маркетинговый, воспроизводственный, фун­кциональный и др.);

5) количество примененных при разработке документа совре­менных методов (функционально-стоимостный анализ, моделиро­вание, прогнозирование, оптимизация и др.). Если эти методы ре­комендуется применять при разработке объекта, то это требо­вание должно быть зафиксировано четко в документе;

6) экономическая обоснованность управленческих решений;

7) повторяемость документа, его перспективность, масштаб применения;

8) степень апробированности документа в научных кругах, фе­деральных и региональных органах управления, на практике;

9) имидж организаций - разработчиков документа и квалифика­ция его разработчиков;

10) органы, согласовавшие и утвердившие документ;

11) степень соблюдения стандартов на оформление документа, однозначность понятий, четкость, доступность изложения, нагляд­ность.

Документы, отвечающие перечисленным критериям (требовани­ям) качества, будут конкурентоспособными на внутреннем и внеш­нем рынках. Качество документа является основным условием обес­печения конкурентоспособности товаров, фирм, страны.

Одним из условий качественного оформления управленческого решения в соответствующем документе является обеспечение вы­сокого качества межотраслевой документации, оформленной в виде государственных стандартов Российской федерации. В настоящее время действуют более 20 систем документов: Государственная система стандартизации (ГСС); Единая система конструкторской документации (ЕСКД); Единая система технологической документации (ЕСТД); Единая система технологической подготовки производ­ства (ЕСТПП); Единая система обеспечения единства измерений (ГСН); Система стандартов безопасности труда (ССБТ); Разработка и постановка продукции на производство (СРПП); Государственная система "Надежность в технике", Системы качества (СК);Система сертификации и др.

При разработке этих систем были учтены требования междуна­родных стандартов и рекомендаций ИСО (Международной органи­зации по стандартизации), МЭК (Международной электротехничес­кой комиссии) и др. организаций. Оформление документов к инвестиционным проектам регламен­тируется в Методических рекомендациях .

5. Система контроля и мотивации реализации управленческих решений

Ведение регулярного, полного и качественного учета функцио­нирования системы менеджмента является одним из основных ус­ловий повышения ее эффективности. Учет должен быть организо­ван по выполнению всех планов, программ, заданий по таким пара­метрам, как количество, качество, затраты, исполнители и сроки. Требования к учету:

1) обеспечение полноты, т.е. ведение учета по всем подсисте­мам системы менеджмента, показателям качества, количества и ресурсоемкости товаров, подразделениям фирмы, товарным рын­кам и т.д.;

2) обеспечение динамичности, т.е. учет показателей в динами­ке и использование результатов учета для анализа;

3) обеспечение системности, т.е. учет показателей системы менеджмента и ее внешней среды (макросреда страны, инфраструк­тура региона, микросреда фирмы);

4) автоматизация учета на основе компьютерной техники;

5) обеспечение преемственности, применяемости и перспек­тивности учета;

6) использование результатов учета в стимулировании каче­ственного труда.

Если учет ведется, в основном, количественных показателей и его результаты где-нибудь фиксируются, то контрольная функция менеджмента несколько шире. Контроль, во-первых, может быть количественных показателей и качественных требований, докумен­тов и других предметов труда, во-вторых, он может осуществляться в различные периоды.

Контроль можно классифицировать по следующим признакам:

1) стадия жизненного цикла объекта - контроль на стадии стра­тегического маркетинга, НИОКР, ОТПП, производства, подготовки объекта к функционированию, эксплуатации, технического обслу­живания и ремонтов;

2) объект контроля - предмет труда, средства производства, технология, организация процессов, условия труда, труд, окружаю­щая природная среда, параметры инфраструктуры региона, доку­менты, информация;

3) стадия производственного процесса — входной, операцион­ный контроль, контроль готовой продукции, транспортирования и хранения;

4) исполнитель - самоконтроль, менеджер, контрольный мастер, отдел технического контроля, инспекционный контроль, государ­ственный, международный контроль;

5) возможность дальнейшего использования объекта контро­ля - разрушающий и неразрушающий контроль;

6) принимаемое решение - активный (предупреждающий) и пас­сивный (по отклонениям) контроль;

7) степень охвата объекта контролем - сплошной и выбороч­ный контроль;

8) режим контроля - усиленный (ускоренный) и нормальный контроль;

9) степень механизации - ручной, механизированный, автома­тизированный, автоматический контроль;

10) время контроля - предварительный, текущий, заключитель­ный контроль;

11) способ получения и обработки информации - расчетно-аналитический, статистический, регистрационный;

12) периодичность выполнения контрольных операций - непре­рывный и периодический контроль.

Контроль осуществляется по подсистемам системы менеджмента таким как: Научное обоснование системы, целевая подсистема, управляемая подсистема, обеспечивающая подсистема, внешняя среда, управляющая подсистема

По первым двум подсистемам контроль должен осу­ществлять лично первый руководитель фирмы, т.к. от обоснованно­сти и реализации этих подсистем зависит эффективность системы менеджмента в целом. Общий контроль по остальным подсистемам первый руководитель может поручить своим замам, службе систе­мы менеджмента либо другим подразделениям.

На следующем этапе структуризации, в зависимости от размера и структуры фирмы, особенностей выпускаемых това­ров и других факторов, по каждому предмету руководитель подсис­темы (ответственные исполнители) должен строить подробные пла­ны контроля. Нормативы контроля устанавливаются на стадии планирования. Они должны быть обоснованными и выполнимыми, должны иметь некоторый резерв, "буферный" запас. При составлении плана конт­роля ранее установленные нормативы могут быть скорректирова­ны, т.к. на этой стадии управления имеется больше информации, чем на стадии планирования.

Методы измерения фактических значений нормативов контроля должны быть максимально автоматизированными, обеспечивающи­ми оперативность и однозначность прочтения результатов контро­ля. Если какой-либо норматив не выполняется, то необходимо тща­тельно проанализировать ситуацию и своевременно внести измене­ния в нормативы с тем, чтобы потом не оказаться перед фактом срыва целей фирмы.

Функция мотивации реализации управленческих решений. Чтобы эффективно двигаться навстречу цели, руководитель дол­жен координировать работу и заставлять или стимулировать людей выполнять ее. Руководители воплощают свои решения в дела, применяя на прак­тике основные принципы мотивации. Мотивация— это процесс побуждения себя и других к деятель­ности для достижения целей фирмы и личных целей.

Самым первым приемом мотивации к труду был метод кнута и пряника или метод вознаграждения и наказания, который применя­ется и сейчас. В основе мотивации лежат потребности. Упрощенно модель мотивации поведения через потребности выглядит следующим образом:

Содержательные теории мотивации в первую очередь старают­ся определить потребности, побуждающие людей к действию, осо­бенно при определении объема и содержания работы. При заклад­ке основ современных концепций мотивации наибольшее значение имели работы: Абрахама Маслоу, Фредерика Герцберга и Давида Мак Клелланда. Кроме теории Маслоу, в настоящее время находят применение содержательные теории мотивации МакКлелланда и Герцберга.

Стимулирование потребителей осуществляется с применением следующих методов и приемов:

1) распространение образцов среди потребителей бесплатно или на пробу по принципу "в каждую дверь", по почте, раздача в мага­зине, приложение бесплатное к другому образцу, к рекламному при­ложению и др.;

2) купоны, дающие право потребителю на оговоренную эконо­мию при покупке конкретного товара. Их можно рассылать по по­чте, печатать в газетах, рекламных приложениях;

3) упаковки по льготной цене, когда по сниженной цене продают один вариант расфасовки товара, например, две пачки по одной цене, зубная щетка и бесплатная паста;

4) премии — это товар, предлагаемый по довольно низкой цене или бесплатно в качестве поощрения за покупку другого товара. Премия может находиться и внутри упаковки;

5) конкурсы с бесплатной выдачей приза;

6) зачетные талоны — это специфический вид премии, кото­рую получают потребители при совершении покупки и которые они могут обменять;

7) экспозиции и демонстрации товара в местах его продажи и другие методы стимулирования.

Стимулирование сферы торговли осуществляется с применени­ем следующих методов: зачеты за покупку, предоставление товаров бесплатно, зачеты дилерам за включение товара в номенклатуру, проведение совместной рекламы, проведение торговых конкурсов дилеров, выдачи премий и др.

Стимулирование торгового персонала осуществляется с приме­нением следующих методов: премии, конкурсы, конференции про­давцов, путевки и т.п.

Регулирование — функция менеджмента по изучению измене­ний факторов внешней среды, оказывающих влияние на качество управленческого решения и эффективность функционирования си­стемы менеджмента фирмы, и принятию мер по доведению пара­метров системы менеджмента до требований внешней среды.

Главными факторами внешней среды, влияющими на качество решения и эффективность функционирования системы менеджмента фирмы, являются следующие:

1) темпы научно-технического прогресса в области деятельнос­ти фирмы;

2) новые потребности потребителей и их претензии по выпус­каемым товарам;

3) политика поставщиков;

4) рыночная стратегия конкурентов;

5) государственная политика в области внешнеэкономической деятельности;

6) ценовая политика;

7) другие факторы инфраструктуры рынка, макросреды страны, микросреды фирмы и инфраструктуры региона.

Фирма оценивает действие факторов внешней среды по трем направлениям:

• изменения, которые воздействуют на разные аспекты текущей деятельности фирмы;

• факторы, представляющие угрозу для текущей деятельности фирмы. Отслеживание рыночной стратегии конкурентов;

• факторы, представляющие дополнительные возможности для достижения текущих и стратегических целей фирмы.

Результаты анализа семи перечисленных факторов вносятся после тщательнейшего обоснования в бизнес-план фирмы и ее рыночную стратегию. Таким образом устанавливается обратная связь в цикле управления.