Краткая история шрифтов

Шрифт как объект графического дизайна

Основы типографического дизайна

Письменность, как и речь — средство общения людей. Она служит для пе­редачи мысли на расстояние и для закрепления ее во времени. При этом, слова доносят информацию, а их графическое оформление усиливает или ослабляет смысл, так же, например, как в зависимости от интонации меня­ется смысл фразы.

Техническим средством воспроизведения речи служит шрифт (нем. schrift — письмо). Термин "шрифт" имеет несколько значений:

1. Совокупность букв, цифр и знаков определенного рисунка (стиля) и размера, служащая техническим средством воспроизведения речи.

2. Комплект текстовых знаков для набора, например литер для типограф­ского набора.

3. Рисунок (конфигурация) букв, цифр и знаков.

Дизайн шрифтов — особый вид графики, подчиняющийся общим для всех видов изобразительного искусства закономерностям, требующий знания этих законов и правил и умения применять их на практике. Для шрифта очень важен рисунок каждого знака, сочетаемость отдельных пар букв, внешний вид текстовых блоков, композиция страниц.

Как и к любому другому объекту дизайна, к шрифту предъявляются не только эстетические, но и функциональные требования: узнаваемость букв, различимость отдельных символов и слов, удобочитаемость всего текстового документа. Создание шрифта — искусство и наука одновременно.

В соответствии с требованиями времени и новыми технологиями, шрифты постоянно видоизменяются, появляются новые начертания, новые стилевые решения. Каждый период развития человечества как в зеркале отражается в эволюции шрифта.

На протяжении всей своей истории человек осваивал новые способы пере­дачи информации. Сначала это были рисунки, воспроизводящие сюжеты из жизни, затем тексты, зашифрованные с помощью условных изображений. Шрифты складывались на протяжении тысячелетий, от иероглифов до со­временных абстрактных знаков.

История мировой письменности знает четыре основных вида письма.

· Пиктографическое (картинное) — самое древнее письмо в виде рисунков (примитивных и весьма условных).

· Идеографическое (иероглифическое) — письмо эры ранней государст­венности и возникновения торговли. Знаки этого письма — идеограммы (иероглифы) — представляют собой символы, обозначающие отдельные слова или целые понятия. Этот вид письма называют образно-символическим. К нему относятся шумерская клинопись, китайские и египетские иероглифы, которые со временем менялись от точного вос­произведения предметов до условных знаков.

· Слоговое (слог обозначается одним письменным знаком) — письмо не­которых народов Индии. В Японии оно применялось наряду с китай­скими иероглифами. Слоговое письмо было переходом от образно-символического письма к фонематическому. Первые "буквы", обозна­чающие слоги, а позже и отдельные звуки, были придуманы уже в Древнем Египте.

· Буквенно-звуковое (фонематическое) — письмо, лежащее в основе пись­менности многих народов мира, языковая специфика которых нашла от­ражение в составе их алфавитов. Так, в русском алфавите 33 графических знака, в латинском — 23, в итальянском — 21 и т. д. Знаки алфавита отличаются друг от друга в своем простейшем, "скелетном" начертании. Графическая основа, неизменная форма входящих в алфавит букв без учета стилевых, гарнитурных и прочих формообразований, называется графемой.

Прямым предшественником русского и латинского алфавитов является гре­ческий алфавит, который появился в VIII в. до н. э. и обрел относительную завершенность (графическую простоту) к IV в. до н. э. Но первый буквен­ный алфавит появился значительно раньше, около XVI в. до н. э., на Си­найском полуострове. Проживавшие там семитские племена переняли из египетского письма целый ряд знаков-идеограмм (рис. 4.1), обозначив ими первые звуки названий тех или иных предметов. Финикийцы восприняли и усовершенствовали эти идеограммы. Далее буквенно-звуковое письмо пе­решло к грекам, которые преобразовали его согласно требованиям своего языка (в частности, ввели обозначение гласных звуков, которые отсутство­вали в финикийском алфавите). Структура графем, очевидно, исторически связана с иероглифическими изображениями, что подтверждается наимено­ваниями некоторых букв греческого алфавита.

За тысячелетнюю историю шрифта менялось и направление записи букв. В Египте писали и читали сверху вниз, финикийцы — справа налево, греки перво­начально писали поочередно: одну строку слева направо, а следующую — наобо­рот, справа налево. При этом, буквы в четных строках тоже были "повернуты" (зеркально отражены) относительно букв в нечетных строках. Лишь со временем установилась привычная нам манера письма только в одном направлении.

История развития шрифтов латинского алфавита. Латинский алфавит — итог длительного развития греческого письма, при­ведший к появлению письма римского. Древние римляне заимствовали эт­русский алфавит, сложившийся на основе греческого. Латинский алфавит сформировался к I в. до н. э., а затем, в течение многих веков, происходила эволюция его графического решения. Основные формы оставались, но менялись начертания букв. Эти изменения были вызваны поиском наиболее простых и рациональных рисунков букв, которые обеспечили бы легкость и быстроту их написания и чтения.

Древнегреческие монументальные надписи и первый латинский алфавит со­стояли только из прописных букв (маюскулы). Позже, в VIII—IX вв. н. э., появились строчные буквы (минускулы), немногие из которых сохранили рисунок прописных букв. Строчные буквы позволили слитно писать слова и облегчить чтение за счет появившихся надстрочных и подстрочных вы­носных элементов.

Приведем основные вехи развития латинского письма.

Капитальное квадратное письмо (I в. н. э.): пропорции большинства букв та­ковы, что они вместе с засечками (поперечные элементы на концах штрихов буквы) вписываются в квадрат (рис. 4.2); буквы размещаются свободно, раз­рывов между словами нет, строки располагаются на расстоянии одного кор­пуса буквы.

Капитальное рустическое письмо: буквы вытянуты в пропорции 5:3; верти­кальные линии очень тонкие, горизонтальные штрихи жирные; письмо сплошное, слова в некоторых случаях разделяются точками (рис. 4.3).

Унциальное письмо: в колонке по ширине писалось, как правило, 12 букв (строка); буква составляла 1/12 часть — унцию (uncia) — строки. Унциаль­ное письмо отличается округлостью форм и заметными выносными линия­ми; пропорции букв близки к квадрату; письмо сплошное (рис. 4.4). Позд­нее для повседневного беглого письма на восковых табличках появилось особое начертание — курсив, т. е., "бегущий", "косо лежащий".

Каролингский минускул (VIII в.) — самый рациональный и совершенный из всех типов латинского средневекового письма (рис. 4.5). Алфавит эпохи Карла Великого состоял из строчных букв, античных прописных и арабских цифр. Этот алфавит послужил основой всем разработанным позднее евро­пейским шрифтам, поскольку был логичен и универсален. Для общения людям требовалось именно такое письмо, и оно развивалось и видоизменя­лось с течением времени. Позднее появилось готическое письмо, письмо эпохи Возрождения, наборные гарнитуры — но графическая основа остава­лась неизменной.

Готическое письмо (XII-XV вв.): его появление совпало с развитием готиче­ского стиля. Изменились форма некоторых знаков, пропорции букв, контраст штрихов; сократилось расстояние между строками, отчего картина письма стала очень темной, чтение и написание текстов затруднилось (рис. 4.6).

Гуманистическое письмо (антиква): гуманисты полностью возродили каролинг­ский минускул, применив эстетические мерки Ренессанса. Ошибочно полагая, что это письмо античных времен, они назвали его антиквой (рис. 4.7). Старин­ная антиква (ренессанс-антиква) возникла в эпоху Возрождения; переходная антиква совпадает по времени со стилем барокко; новая или классицистическая антиква получила распространение в эпоху классицизма.

Египетские или брусковые шрифты (рис. 4.8) появились в начале XIX века в Англии, первоначально созданы в рекламных целях. Отличительной осо­бенностью является наличие засечек прямоугольной формы, совпадающих по толщине с вертикальными элементами букв.

Рубленые шрифты (рис. 4.9): структура букв такая же, как у антиквы, но со­вершенно отсутствуют засечки. Среди них выделяются гротески — некон­трастные гарнитуры.

История развития кириллических шрифтов. В дохристианские времена славянские племена пользовались алфавитом, напоминавшим скандинавские руны. Руническое письмо — изобретение древних германцев. Руны (от типа — "тайна") применялись для магических, культовых целей, поэтому владел этой письменностью ограниченный круг людей. Значительную часть рун до сих пор не удалось расшифровать.

С принятием христианства у славян появилась новая азбука на основе греко-византийской. Создателями славянской азбуки были братья Кирилл (отсюда древнерусское письмо — кириллица) и Мефодий. Заслуга Кирилла (Констан­тина Философа) состоит в том, что он впервые создал азбуку с четкой и яс­ной графикой знаков, положив в основу греческое унциальное письмо и до­полнив ее буквами свистящих, шипящих и йотированных звуков.

В истории древнерусского шрифта выделяются следующие основные калли­графические варианты кириллицы.

Устав (XI в.) — ранняя форма кириллицы. Буквы имели почти квадратные пропорции и отличались прямолинейностью и угловатостью. В строке они расставлялись свободно, промежутков между словами не было. На рис. 4.10 приведена таблица, по которой можно сравнить устав с более поздними ки­риллическими шрифтами.

Полуустав (XIV в.): буквы округлены, слова и предложения разделены про­межутками; появляются сокращения, различные надстрочные знаки, ударе­ния (силы) и система знаков препинания. Письмо приобретает заметный наклон (рис. 4.11).

Скоропись (XV в.) — тип беглого письма с присущими ему чертами: округ­лостью букв, плавностью их начертания (рис. 4.12).

Русская вязь — особое декоративное письмо, употреблявшееся с XV в. для выделения заглавий (рис. 4.13). В рукописных книгах для акцентирования начала главы или абзаца использовалась буквица.

Гражданский петровский шрифт — результат реформы алфавита и шрифта, проведенной Петром I в начале XVIII в. Тексты стали более удобными для чтения (рис. 4.14).

В конце XVIII — начале XIX в. появились шрифты классицистического ти­па (рис. 4.15). Начиная с XIX в. графика русских шрифтов развивалась па­раллельно с графикой латинских, вбирая в себя все новое, что зарождалось в обеих письменных системах.