Виды композиции

Основы теории Композиции

Выразительность отдельных частей изображения и цветовые сочетания очень важны, но произведение будет цельным только в том случае, если все его эле­менты взаимозависимы, согласуются друг с другом, подчинены одной идее. Иными словами, если все части произведения композиционно связаны.

Создание художественного произведения - это, в первую очередь, работа над образом. В соответствии с образом строится композиция. Она выражает определенную идею, определяется поставленной задачей, ха­рактером и назначением всего произведения. Глубинный смысл компози­ции проявляется в том случае, если она вызывает ассоциации, соответст­вующие идейно-художественному замыслу. Законченная композиция - обязательное условие для любого художественного произведения.

Из всего множества архитектурных, живописных, графических, скульптур­ных композиций можно выделить три основных вида: фронтальную компо­зицию, объемную и пространственную.

Фронтальная композиция. Если художественное произведение создается в одной плоскости, речь идет о фронтальной (плоскостной) композиции. К этому виду относятся живо­писные полотна, витражи, гобелены, графические изображения, фотогра­фии, плакаты, Web-страницы, рекламные листовки.

В самой фронтальной композиции глубина пространства может быть пере­дана перспективным и сокращениями, светотеневыми решениями, цветовы­ми пятнами, но все произведение рассматривается с одной точки, фрон­тально (рис. CD-3.1).

Совокупность всех элементов плоскостной композиции может образовывать гладкую поверхность или создавать рельеф (выпуклое изображение на плос­кости). В случае переходного состояния между плоскостью и объемом, го­ворят об объемно-фронтальной композиции (рис. 3.2).

Различают несколько видов рельефа:

· скульптурное изображение или орнамент, немного выступающие над плоскостью, низкий рельеф (барельеф);

· скульптурное изображение, выступающее над плоскостью фона на три четверти (горельеф);

· "обратный" рельеф, слегка углубленный по отношению к фону;

· рельеф, при котором изображение находится на одном уровне с фоном, но его контуры глубоко врезаны (глиптика).

При постоянном или незначительно изменяющемся уровне рельефа с по­мощью рельефной перспективы можно создавать иллюзию разной глубины объемно-фронтальной композиции.

Увеличение выступающих элементов и глубины рельефа приближает компо­зицию к объемной.

Объемная композиция. Если при развитии композиции, наравне с двумя направлениями на плос­кости, присутствует третье направление - глубина, - создается объемная форма. Этот принцип построения композиции применяется в скульптуре, малых архитектурных формах, объектах декоративно-прикладного искусст­ва, при разработке дизайна бытовых или промышленных изделий, автомо­билей, упаковок, трехмерных рекламных объектов и т. д. (рис. 3.3).

Объемная композиция трехмерна. Ее можно рассматривать со всех сторон, и чем больше пространства ее окружает, тем отчетливее проявляется ее об­щий вид, пластическая конфигурация. Общая форма композиции взаимо­действует с внутренним пространством.

Форма выглядит монументальной, плотной, если она монолитна или внут­реннее пространство между ее элементами минимально. При увеличении проемов или расстояний между элементами, составляющими форму, она становится более открытой, динамичной (рис. CD-3.4).

Масса элементов объемной композиции и окружающее пространство соче­таются так, что преобладает объем самой формы и при всей сложности, она выглядит единым объектом. Внешнее пространство окружает форму, не проникая в нее.

Пространственная композиция.В пространственнойкомпозиции преобладают размеры пространства, в ко­тором размещены объекты. Тем не менее, значение каждого, даже самого маленького элемента такой композиции, очень важно. Работа над простран­ственной композицией - это проектирование ландшафтов, интерьеров, те­атральных действий, выставочных павильонов и стендов (рис. 3.5).

Пространство может организовываться двумя способами.

· Внутри объектов (закрытое пространство). Примеры такой пространст­венной композиции - архитектура окруженных домами городских пло­щадей, оформление музейных залов, интерьеров.

· Вокруг объектов (открытое пространство). Например - пирамиды Егип­та, которые "держат" вокруг себя неограниченное пространство.

Основные компоненты, с помощью которых создается пространственная композиция - объемы, формирующие пространство, и материалы, форми­рующие объемы.