Колориметрические круги

Восприятие цвета

Цвет, видимый человеком, в значительной степени зависит не только от физических явлений, но и от психофизических законов восприятия. Распо­ложенные рядом цвета влияют друг на друга. Любой цвет воспринимается нашим зрением в зависимости от своего окружения. То есть, любой види­мый нами цвет относителен.

При­ведем наиболее яркие примеры эффектов, возникающих при взаимодейст­вии цветов.

· Светлый цвет по соседству с темным кажется еще светлее, а темный ря­дом со светлым - темнее.

· Белый квадрат на черном фоне кажется крупнее, чем такой же черный квадрат на белом фоне, так как белый цвет, полученный в результате отражения света, излучается.

· Среди ахроматических цветов светлые воспринимаются приближающи­мися, а темные - удаляющимися.

· Красный цвет, соприкасаясь с зеленым, смотрится насыщеннее. Чем ярче и чище расположенные рядом цвета, тем более сильным и вырази­тельным будет контраст. Каждый цвет как бы подчеркивает соседний.

· На красном фоне серый цвет кажется зеленоватым; на желтом - сине­ватым, на зеленом - чуть розоватым, на синем - желтоватым. Если на цветном фоне нужен все-таки серый цвет, этого можно добиться с по­мощью хроматического контраста. Например, на синем фоне серый цвет "пожелтеет", поэтому к нему следует добавить немного синевы, тогда синий цвет и желтый оттенок, вызванный действием контраста, сме­шавшись, дадут чистый серый ахроматический цвет.

· Как правило, теплые тона обладают свойством "приближаться", а холод­
ные - "удаляться". Если красные и серые кружки диаметром около 1 см, лежащие на черном фоне, рассматривать с расстояния в один метр, нам наверняка покажется, что они расположены в двух разных плоскостях: красные ближе, а серые - дальше.

Круг естественных цветов по Гете. Рассмотрим круг естественных цветов по Гете (рис. 2.17). Все доступные художнику цвета образуются путем механического смешения всевозможных колористических и количественных сочетаний трех основных красок - красной, синей и желтой. Исходя из этого, в круге представлены: треугольником СКЖ - первичные цвета, перевернутым треугольником ФОЗ показаны смешанные цвета первого порядка, а точками на окружно­сти СЗ, СФ, К.Ф и т. д. - смешанные цвета второго порядка.

Наличие такого цветового круга позволяет дать следующие рекомендации:

· контрастные сочетания дают цвета, расположенные друг против друга (например, Ф и Ж). Расположенные рядом, они взаимно усиливают друг друга, их сочетание гармонично;

· сочетание цветов, расположенных по углам основного или перевернуто­го треугольника (например, С и Ж), менее гармонично;

· сочетание цветов, расположенных в квадратуре, целесообразно для под­бора "цветовых аккордов" в два, три или четыре цвета (например, СФ и 3, или ЖО и 3, или все вместе, или три из них).

Для создания цветовой гармонии очень важно количественное отношение цветов. Оптимальное количественное соотношение Гете вывел на основании светлоты основных цветов. Формула гармоничного соотношения раз­меров цветовых пятен выглядит следующим образом - желтый : красный : синий = 3:6:8

Эти соотношения приблизительны. Как правило, цвет занимает несколько участков, цветовые пятна имеют сложную форму, используемые краски различаются по качеству и т. д. В конечном счете, решение должен принимать художник.

Большой цветовой круг Оствальда. Теоретик цвета Вильгельм Оствальд предложил другой колориметрический круг, содержащий двадцать четыре цвета (рис. ЦВ-2.18): лимонно-желтый, желтый, золотисто-желтый, желто-оранжевый, красно-оранжевый, киноварно-красный, красный, карминно-красный, пурпурно-красный, пурпурно-фиолетовый, фиолетовый, сине-фиолетовый, синевато-фиолетовый, ультрамариновый, средне-синий, си­ний, васильково-синий, бирюзовый, цвет морской волны, изумрудно-желтый, сине-зеленый, средне-зеленый, хлорофилловый, желто-зеленый. Гармоничные сочетания дают два цвета, лежащие напротив друг друга, или три цвета, расположенные под углом 60°.

Колориметрический круг Иттена.Иттен располо­жил цвета так, что диаметрально противоположными оказались пигменты, дающие при смешивании серый цвет, то есть, дополнительные цвета. Этот круг, по мнению Иттена, наиболее удобен для использования в живописи или в прикладных искусствах (рис. ЦВ-2.19).

Цветовые созвучия могут быть построены на основе двух, трех, четырех и более цветов.

Для двух цветов колориметрический круг Иттена позволяет выделить кон­трастные гармоничные сочетания - их образуют пары дополнительных цветов, расположенных друг против друга: синий - оранжевый, красный - зеле­ный, желтый - фиолетовый. Если рассматривать пары цветов различной светлоты, нужно брать дополнительные цвета, один из которых светлее, а другой темнее спектрального цвета. Например, если используется осветлен­ный красный цвет, то в пару к нему нужно выбрать зеленый, затемненный в той же степени, в какой был осветлен красный.

В смежных четвертях цветового круга располагаются родственно-контрастные цвета. Всего существует четыре группы таких цветов:

· желто-красный и желто-зеленый;

· желто-зеленые и сине-зеленые;

· сине-зеленые и сине-красные;

· сине-красные и желто-красные.

В этих сочетаниях общий цвет и два дополнительных. Например, в первой группе общий желтый и дополнительные: красный и зеленый. Такие соче­тания отличаются активностью и эмоциональной сложностью.

Кроме того, гармоничными являются сочетания трех цветов, связанных равносторонними или равнобедренными треугольниками (рис. 2.20).

Самое сильное гармоничное созвучие - желтый, красный, синий. Его мож­но считать основным. Любой равносторонний треугольник, соединяющий цвета в круге Иттена, позволяет выбрать гармоничное цветовое сочетание, например: желто-оранжевый, красно-фиолетовый, сине-зеленый.

Четыре цвета гармонируют, если связаны квадратом (желтый, красно-оранжевый, фиолетовый, сине-зеленый). В этом случае в созвучии участву­ют две пары дополнительных цветов, расположенных под углом 90°. Всего по кругу можно выбрать три таких "аккорда".

Еще одна фигура, соединяющая гармонично сочетающиеся цвета, - трапе­ция. Два цвета должны быть расположены рядом друг с другом, а два про­тивоположных находятся слева и справа от их дополнительных цветов. На­пример: желтый, желто-оранжевый, синий, красно-фиолетовый (рис. 2.22). При таком сочетании цвета стремятся к симультанному изменению, но со­четание цветов гармонично.

Для гармоничного сочетания шести цветов используется правильный шес­тиугольник. Первое "шестизвучие" основывается на сочетании основных цветов (желтого, фиолетового, оранжевого, синего, красного, зеленого), а второе - на основе смешанных цветов (желто-оранжевого, сине-фиолетового, красно-оранжевого, красно-фиолетового, желто-зеленого, си­не-зеленого). Выбранные цвета можно осветлять или затемнять и на основе этого получать новые комбинации.

К сочетаниям из трех и четырех цветов можно добавлять белый и черный. В этом случае будут создаваться новые пяти - и шестицветные гармоничные сочетания.