Колориметрические круги
Восприятие цвета
Цвет, видимый человеком, в значительной степени зависит не только от физических явлений, но и от психофизических законов восприятия. Расположенные рядом цвета влияют друг на друга. Любой цвет воспринимается нашим зрением в зависимости от своего окружения. То есть, любой видимый нами цвет относителен.
Приведем наиболее яркие примеры эффектов, возникающих при взаимодействии цветов.
· Светлый цвет по соседству с темным кажется еще светлее, а темный рядом со светлым - темнее.
· Белый квадрат на черном фоне кажется крупнее, чем такой же черный квадрат на белом фоне, так как белый цвет, полученный в результате отражения света, излучается.
· Среди ахроматических цветов светлые воспринимаются приближающимися, а темные - удаляющимися.
· Красный цвет, соприкасаясь с зеленым, смотрится насыщеннее. Чем ярче и чище расположенные рядом цвета, тем более сильным и выразительным будет контраст. Каждый цвет как бы подчеркивает соседний.
· На красном фоне серый цвет кажется зеленоватым; на желтом - синеватым, на зеленом - чуть розоватым, на синем - желтоватым. Если на цветном фоне нужен все-таки серый цвет, этого можно добиться с помощью хроматического контраста. Например, на синем фоне серый цвет "пожелтеет", поэтому к нему следует добавить немного синевы, тогда синий цвет и желтый оттенок, вызванный действием контраста, смешавшись, дадут чистый серый ахроматический цвет.
· Как правило, теплые тона обладают свойством "приближаться", а холод
ные - "удаляться". Если красные и серые кружки диаметром около 1 см, лежащие на черном фоне, рассматривать с расстояния в один метр, нам наверняка покажется, что они расположены в двух разных плоскостях: красные ближе, а серые - дальше.
Круг естественных цветов по Гете. Рассмотрим круг естественных цветов по Гете (рис. 2.17). Все доступные художнику цвета образуются путем механического смешения всевозможных колористических и количественных сочетаний трех основных красок - красной, синей и желтой. Исходя из этого, в круге представлены: треугольником СКЖ - первичные цвета, перевернутым треугольником ФОЗ показаны смешанные цвета первого порядка, а точками на окружности СЗ, СФ, К.Ф и т. д. - смешанные цвета второго порядка.
Наличие такого цветового круга позволяет дать следующие рекомендации:
· контрастные сочетания дают цвета, расположенные друг против друга (например, Ф и Ж). Расположенные рядом, они взаимно усиливают друг друга, их сочетание гармонично;
· сочетание цветов, расположенных по углам основного или перевернутого треугольника (например, С и Ж), менее гармонично;
· сочетание цветов, расположенных в квадратуре, целесообразно для подбора "цветовых аккордов" в два, три или четыре цвета (например, СФ и 3, или ЖО и 3, или все вместе, или три из них).
Для создания цветовой гармонии очень важно количественное отношение цветов. Оптимальное количественное соотношение Гете вывел на основании светлоты основных цветов. Формула гармоничного соотношения размеров цветовых пятен выглядит следующим образом - желтый : красный : синий = 3:6:8
Эти соотношения приблизительны. Как правило, цвет занимает несколько участков, цветовые пятна имеют сложную форму, используемые краски различаются по качеству и т. д. В конечном счете, решение должен принимать художник.
Большой цветовой круг Оствальда. Теоретик цвета Вильгельм Оствальд предложил другой колориметрический круг, содержащий двадцать четыре цвета (рис. ЦВ-2.18): лимонно-желтый, желтый, золотисто-желтый, желто-оранжевый, красно-оранжевый, киноварно-красный, красный, карминно-красный, пурпурно-красный, пурпурно-фиолетовый, фиолетовый, сине-фиолетовый, синевато-фиолетовый, ультрамариновый, средне-синий, синий, васильково-синий, бирюзовый, цвет морской волны, изумрудно-желтый, сине-зеленый, средне-зеленый, хлорофилловый, желто-зеленый. Гармоничные сочетания дают два цвета, лежащие напротив друг друга, или три цвета, расположенные под углом 60°.
Колориметрический круг Иттена.Иттен расположил цвета так, что диаметрально противоположными оказались пигменты, дающие при смешивании серый цвет, то есть, дополнительные цвета. Этот круг, по мнению Иттена, наиболее удобен для использования в живописи или в прикладных искусствах (рис. ЦВ-2.19).
Цветовые созвучия могут быть построены на основе двух, трех, четырех и более цветов.
Для двух цветов колориметрический круг Иттена позволяет выделить контрастные гармоничные сочетания - их образуют пары дополнительных цветов, расположенных друг против друга: синий - оранжевый, красный - зеленый, желтый - фиолетовый. Если рассматривать пары цветов различной светлоты, нужно брать дополнительные цвета, один из которых светлее, а другой темнее спектрального цвета. Например, если используется осветленный красный цвет, то в пару к нему нужно выбрать зеленый, затемненный в той же степени, в какой был осветлен красный.
В смежных четвертях цветового круга располагаются родственно-контрастные цвета. Всего существует четыре группы таких цветов:
· желто-красный и желто-зеленый;
· желто-зеленые и сине-зеленые;
· сине-зеленые и сине-красные;
· сине-красные и желто-красные.
В этих сочетаниях общий цвет и два дополнительных. Например, в первой группе общий желтый и дополнительные: красный и зеленый. Такие сочетания отличаются активностью и эмоциональной сложностью.
Кроме того, гармоничными являются сочетания трех цветов, связанных равносторонними или равнобедренными треугольниками (рис. 2.20).
Самое сильное гармоничное созвучие - желтый, красный, синий. Его можно считать основным. Любой равносторонний треугольник, соединяющий цвета в круге Иттена, позволяет выбрать гармоничное цветовое сочетание, например: желто-оранжевый, красно-фиолетовый, сине-зеленый.
Четыре цвета гармонируют, если связаны квадратом (желтый, красно-оранжевый, фиолетовый, сине-зеленый). В этом случае в созвучии участвуют две пары дополнительных цветов, расположенных под углом 90°. Всего по кругу можно выбрать три таких "аккорда".
Еще одна фигура, соединяющая гармонично сочетающиеся цвета, - трапеция. Два цвета должны быть расположены рядом друг с другом, а два противоположных находятся слева и справа от их дополнительных цветов. Например: желтый, желто-оранжевый, синий, красно-фиолетовый (рис. 2.22). При таком сочетании цвета стремятся к симультанному изменению, но сочетание цветов гармонично.
Для гармоничного сочетания шести цветов используется правильный шестиугольник. Первое "шестизвучие" основывается на сочетании основных цветов (желтого, фиолетового, оранжевого, синего, красного, зеленого), а второе - на основе смешанных цветов (желто-оранжевого, сине-фиолетового, красно-оранжевого, красно-фиолетового, желто-зеленого, сине-зеленого). Выбранные цвета можно осветлять или затемнять и на основе этого получать новые комбинации.
К сочетаниям из трех и четырех цветов можно добавлять белый и черный. В этом случае будут создаваться новые пяти - и шестицветные гармоничные сочетания.