ОСНОВНЫЕ ТЕОРИИ ЭТНОСА. ЭТНОС И ЭТНИЧНОСТЬ

Редакция Федерального закона №39-ФЗ от 25.02.1999

 

Редакция подготовлена на основе изменений, внесенных Федеральным законом от 19.07.2011 N 248-ФЗ.

 

───────────────────────────────────────────────────────────────────────── Изменение абзаца пятого статьи 1

 

старая редакция новая редакция

 

инвестиционный проект - инвестиционный проект - обоснование экономической обоснование экономической целесообразности, объема и сроков целесообразности, объема и сроков осуществления капитальных осуществления капитальных вложений, в том числе необходимая вложений, в том числе необходимая проектная документация, проектная документация, разработанная в соответствии с разработанная в соответствии с законодательством Российской законодательством Российской Федерации и утвержденными в Федерации, а также описание установленном порядке стандартами практических действий по (нормами и правилами), а также осуществлению инвестиций (бизнес- описание практических действий по план); осуществлению инвестиций (бизнес- план);

 

Таким образом, понятие «инвестиционный проект» трактуется двояким образом.

Во-первых, как предпринимательское дело, направленное на достижение определенных целей. Подобную характеристику понятия «инвестиционный проект» для краткости заменяют термином «проект».

Во-вторых, это комплекс разрабатываемых организационно-правовых и расчетно-финансовых и иных документов, необходимых для выполнения определенного состава действий, описывающих порядок этих действий. [Царев: с.18]

2.2. Жизненный цикл инвестиционного проекта. Содержание прединвестиционного, инвестиционного и эксплутационного этапов. Зависимость накопленного дохода от фазы развития инвестиционного проекта

Период времени, за который реализуются цели проекта, называется жизненным циклом инвестиционного проекта. Зачастую жизненный цикл определяют по денежному потоку – от первых инвестиций до последних поступлений денежных средств. Понятно, что начальный этап характеризуется отрицательной величиной денежного потока, в последующем, с появлением доходов по проекту, величина денежного потока становится положительной. Любой инвестиционный проект проходит несколько стадий жизненного цикла. Достаточно распространено деление на стадии, которое определяют как функциональное. Его можно представить следующим образом:

1) прединвестиционная фаза;

2) инвестиционная фаза;

3) эксплуатационная фаза.

Прединвестиционная фаза включает в себя ряд стадий проекта:

Ø формирование цели проекта и определение его обоснованности;

Ø разработка технико-экономического обоснования (ТЭО) проекта;

Ø составление бизнес-плана проекта;

Ø проведение тендера на проектировочные работы, выбор проектной организации и заключение договора с ней;

Ø разработка проектно-сметной документации (ПСД) и ее утверждение;

Ø отвод земельного участка под строительство;

Ø получение разрешения на строительство;

Ø проведение тендера на строительные работы и заключение договора подряда.

Особо важными документами на этой стадии являются ТЭО проекта и ПСД. На основании утвержденного в установленном порядке ТЭО подготавливается остальная документация, в том числе для проведения тендера по проектным и строительным работам, заключение соответствующих договоров, для начала финансирования. Основные разделы ТЭО инвестиционного проекта определяются инвестором. В случае участия государственных органов в осуществлении проекта структура ТЭО определяется полномочными государственными органами на основе документов, разработанных уполномоченным органом. В последнее время стала распространенной практика составления бизнес-плана проекта. Это стандартный документ, в котором содержится концепция реального проекта, приводятся его основные параметры. Бизнес-план предназначен для доведения деловой информации до всех заинтересованных сторон: инвесторов, кредиторов, экспертов, местных администраций, других заинтересованных сторон.

Одним из ключевых разделов двух названных документов является финансовая часть реализации инвестиционного проекта.

Инвестиционная фаза жизненного цикла инвестиционного проекта включает в свой состав:

Ø планирование строительных работ, строительство объектов и сдачу объекта заказчику;

Ø производство монтажа оборудования;

Ø заключение договоров с поставщиками;

Ø подбор персонала, его обучение;

Ø пусконаладочные работы;

Ø производство опытных образцов;

Ø определение способов текущего финансирования;

Ø выход на проектную мощность;

Ø заключение договоров о поставке продукции.

Завершающая стадия жизненного цикла инвестиционного проекта – эксплуатационная, означающая время собственно производственной деятельности. Эта фаза в значительной степени влияет на эффективность вложенных средств:

Ø формирование планировавшихся результатов;

Ø оценка полученных результатов;

Ø обеспечение ритмичности производства;

Ø обеспечение сбыта продукции;

Ø при необходимости осуществление изменений в технологическом процессе, вложение дополнительных инвестиций.

Заканчивается эксплуатационная фаза ликвидацией проекта, которая предполагает, например, ликвидацию возможных негативных последствий проекта (закончившегося или прекращаемого).

 

 

 

I – прединвестиционный этап, предшествует основной сумме инвестиций. На этом этапе разрабатывается технико-экономическое обоснование проекта, проводятся маркетинговые исследования, осуществляется выбор поставщиков сырья и оборудования, ведутся переговоры с потенциальными инвесторами и участниками проекта, также на данном этапе осуществляется юридическое оформление проекта: регистрация фирмы (если создается новая), получение лицензий, оформление контрактов. Как правило, в конце прединвестиционного этапа должен быть разработан развернутый бизнес-план инвестиционного проекта. Все вышеперечисленные действия требуют затрат времени и денежных ресурсов. В случае положительного результата и перехода к осуществлению проекта, понесенные затраты входят в состав производственных затрат, с последующим отнесением на себестоимость продукции. В случае отказа от реализации проекта, данные затраты относят к убыткам и финансируют за счет нераспределенной прибыли.

II – инвестиционный этап развития инвестиционного проекта. Принципиальное отличие этого этапа от предыдущего и последующего состоит в том, что с одной стороны начинают предприниматься действия, требующие гораздо больших затрат, носящие уже необратимый характер (закупка оборудования, строительство и т.д.), а с другой стороны проект еще не в состоянии обеспечить свое развитие за счет собственных средств. На данном этапе формируются основные средства и нематериальные активы предприятия. Затраты на приобретение постоянных активов (установка, сборка, доставка, пусконаладочные работы) относятся на себестоимость через механизм амортизационных отчислений. Некоторые виды сопутствующих затрат (рекламные расходы, расходы на обучение персонала) могут быть отнесены на себестоимость, как расходы будущих периодов.

III – эксплуатационный этап. Начинается с момента завершения строительства, монтажа основного оборудования и т.д. Характеризуется началом производства продукции (работ, услуг) и соответствующими поступлениями (выручка от реализации) и текущими расходами (материальные затраты, затраты на оплату труда и т.д.). Значительное влияние на общую характеристику проекта оказывает продолжительность эксплуатационной фазы. Чем дольше длится эксплутационный этап, тем больше величина доходов.

 

 

2.3. Виды инвестиционных проектов

Рис. 3. Виды классификации инвестиционных проектов

2.4. Классификация инвестиционных проектов по назначению инвестиций. Инвестиции в повышение эффективности производства

Они предназначены для снижения затрат фирмы за счет замены устаревшего оборудования более производительным, новым, обучения производственного и управленческого персонала или перемещения производственных мощностей в регионы с экономически наиболее выгодными условиями производства и сбыта.

Инвестиции в расширение действующего производства

Задачей такого инвестирования является увеличение объема выпуска товаров для ранее сформировавшихся целевых рынков в рамках уже существующих производств.

В данном случае речь идет о банальном наращивании производственных мощностей ввиду возрастающей емкости рынков сбыта. Докупается аналогичное по техническим характеристикам оборудование, доукомплектовывается штат работников, расширяются закупки сырья и материалов у традиционных поставщиков

Инвестиции в создание производственных мощностей при освоении новых сфер бизнеса

Одним из ключевых требований рациональной организации бизнеса является его диверсификация, смысл которой заключается в развитии в рамках фирмы производств, различающихся видом продукции. Две основные причины: во-первых, сглаживается колебание прибыли по годам (спад в одном секторе экономики может сопровождаться ростом в другом) и, во-вторых, осваиваются новые перспективные секторы, потенциально обещающие прибыль в будущем. Примерами подобных проектов являются строительство автомобилестроительной компанией линий по ремонту бывших в употреблении шин и по производству новых покрышек. Логика здесь очевидна ¾ в зависимости от платежеспособного спроса населения либо первый, либо второй проект будет давать относительно больший доход, однако в любом случае потенциальные клиенты не будут потеряны независимо от экономической ситуации.

Инвестиции, связанные с выходом на новые рынки сбыта

Подобные проекты чаще всего предусматривают расширение производства (если нет перенасыщенности производимой продукцией традиционного рынка), вместе с тем они имеют и определенную специфику. Суть ее заключается в том, что при расширении рынков сбыта принципиальные конструктивные изменения в продукцию не вносятся, но могут быть некритические изменения и доработки, обусловленные, например, национальными, климатическими и другими особенностями нового рынка. Кроме того, появляется необходимость в развитии средств доставки, рекламы, обслуживания и др.

Инвестиции в исследование и разработку новых технологий

Подобные проекты в современном динамично развивающемся мире играют исключительно важную роль. Крупные компании тратят весьма солидные суммы на исследования и разработки, отчетливо понимая, что результат реализации подобных проектов не является предсказуемым.

2.5. Классификация инвестиционных проектов по величине требуемых инвестиций: крупные, традиционные и мелкие

Инвестиционные проекты существенно разнятся по объему требуемых инвестиций, продолжительности периода освоения капиталовложений, сроку «эксплуатации» проекта. На практике это находит отражение в классификации проектов на крупные, традиционные и мелкие, причем обычно в качестве критерия отнесения проекта к той или иной группе берется объем капиталовложений. Безусловно, эта и некоторые подобные ей классификации проектов не являются строго определенными, т. е. в известном смысле они достаточно условны. Иными словами, какой проект считать традиционным, а какой мелким ¾ сугубо частное дело, т. е. соответствующих строгих критериев не может существовать в принципе. В частности, градация проектов по объему требуемых инвестиций чаще всего зависит от размеров самой компании, поскольку очевидно, что в солидной финансово-промышленной группе и небольшом заводе по производству мебели используемые критерии отнесения анализируемого проекта к крупному или мелкому существенно разнятся. Несмотря на известную условность, смысловая нагрузка подразделения проектов на крупные, традиционные и мелкие достаточно существенна. Дело в том, что проекты из разных групп, как правило, находятся в компетенции руководителей различного уровня. Так, в крупной фирме является обычной практика ограничения объема капиталовложений, которым вправе распоряжаться менеджер того или иного уровня; что касается амбициозных и затратоемких проектов, то решение об их целесообразности обычно принимается на самом высоком уровне (например, советом директоров или на собрании акционеров).

Существуют и другие причины, обусловливающие необходимость рассматриваемой классификации; это, в частности, поиск соответствующих источников финансирования, различие в оценке риска и последствий в случае того или иного развития событий на рынке товаров и услуг и т. п. Так, если мелкий проект может быть профинансирован за счет собственных источников, то для реализации крупного проекта необходимо привлечение дополнительных источников, что связано с оценкой риска, необходимостью обеспечения полученных кредитов и займов, оценкой средневзвешенной стоимости источников и др.

2.6. Классификация инвестиционных проектов по типу предполагаемого эффекта

Цели, которые ставятся при оценке проектов, могут быть различными, а результаты, получаемые в ходе их реализации, не обязательно носят характер очевидной прибыли. Могут быть проекты, сами по себе убыточные в экономическом смысле, но приносящие косвенный доход за счет обретения стабильности в обеспечении сырьем и полуфабрикатами, выхода на новые рынки сырья и сбыта продукции, достижения некоторого социального эффекта, снижения затрат по другим проектам и производствам и др. Как уже неоднократно отмечалось, во многих экономически развитых странах очень остро ставится вопрос об охране окружающей среды и обеспечении безопасности продукции компаний для пользователей и природы (нередко крупные компании включают в аналитические разделы своих годовых отчетов соответствующую информацию о капитальных и эксплуатационных затратах в этом направлении). В этом случае традиционные показатели эффекта, а также критерии оценки целесообразности принятия проекта, основанные на формализованных алгоритмах, могут уступать место неким неформализованным критериям.

Несложно обособить шесть видов эффекта: (1) наращивание объемов производства; (2) сокращение затрат, сопровождающееся получением дополнительной прибыли; (3) снижение риска производства и сбыта; (4) новое знание (технология); (5) политико-экономический эффект и (6) социальный эффект.

Наращивание объемов производства. Проекты этого типа ориентированы на расширение традиционного производства. Здесь эффект ¾ в увеличении доли рынка продукции, контролируемой данной фирмой, и в получении дополнительных прибылей при сохранении уровня рентабельности продукции. На самом деле и в этом случае может иметь место рост рентабельности, в частности, могут проявляться эффект от масштаба и относительное снижение общепроизводственных расходов. Подобные проекты носят рутинный характер.

Сокращение затрат. Проекты данного типа имеют цель сокращение затрат либо по какому-нибудь действующему производству (технологической линии, производственному участку), либо по компании в целом. Поскольку прибыль ¾ это разница между доходами и затратами, то при прочих равных условиях сокращение затрат приводит к росту прибыли и рентабельности (естественно, речь идет об обоснованном снижении затрат). Пример ¾ внедрение технологии оптимального раскроя материалов, переоснащение материально-технической базы менее энергоемким оборудованием. Подобные проекты носят в основном вспомогательный, обеспечивающий характер.

Снижение риска производства и сбыта. Проекты этой группы имеют цель снижение рисковости производственной и коммерческой деятельности фирмы. В качестве примеров можно привести проекты, связанные с переоснащением компании более надежным оборудованием, внедрением менее рисковой технологии снабжения сырьем и материалами, внедрением технологии контроля за состоянием и тенденциями изменения на рынке продукции и др. Эти проекты не приносят непосредственно идентифицируемой с ними прибыли, однако они сопровождаются косвенным экономическим эффектом.

Новое знание (технология). Выше упоминалось о проектах инновационного характера, направленных на формирование нового знания. Подобные проекты с очевидностью носят затратный характер, вместе с тем предполагается, что впоследствии при внедрении разработок в практику будет получен и экономический эффект.

Политико-экономический эффект. Проекты этой группы, как правило, имеют место при освоении новых рынков сбыта и в той или иной степени предназначены для решения задач, имеющих прежде всего политическую подоплеку. Логика достаточно очевидна ¾ через постепенное расширение сегмента нового рынка осуществить внедрение собственной идеологии в различных сферах, в том числе и в сфере бизнеса. Яркий пример подобного подхода ¾ проекты, связанные с развитием совместных предприятий в СССР и в России; расширение деятельности подобных предприятий было одной из весомых причин признания Минфином РФ необходимости модернизации отечественной системы бухгалтерского учета в соответствии с международными стандартами финансовой отчетности (Международные стандарты …; Ковалев, Патров). Безусловно, при идентификации подобных проектов речь идет именно о политико-экономическом эффекте, достижение политических целей подразумевает и получение в конечном итоге экономических «дивидендов».

Социальный эффект. Проекты, предназначенные для получения социального эффекта, не являются какой-то редкостью; безусловно, они имеют место прежде всего при реализации государственных и муниципальных программ, однако и в крупных компаниях подобные проекты достаточно обыденны. Можно упомянуть о проектах, связанных с повышением квалификации работников фирмы, строительством центров релаксации и физического развития. Вместе с тем при надлежащем развитии системы переподготовки кадров деятельность подобных центров становится оправданной не только в социальном, но и в экономическом смыслах (можно упомянуть об учебных центрах фирм IBM, Lufthansa и др.).

2.7. Классификация инвестиционных проектов по типу отношений к взаимозависимости: независимые, альтернативные, комплементарные, замещающие

Ø независимые проекты – решение о принятии одного проекта не влияет на решение о принятии другого проекта;

Ø альтернативные проекты – проекты не могут быть реализованы одновременно, или принятие одного проекта означает, что другой проект должен быть отклонен;

Ø комплементарные проекты – принятие нового проекта способствует росту доходов по другим проектам;

Ø замещаемые проекты – принятие нового проекта приводит к снижению доходов по действующим проектам.

2.8. Классификация инвестиционных проектов по типу денежного потока: ординарные и неординарные

Ø инвестиционные проекты с ординарным денежным потоком, т.е. проекты, состоящие из единовременных вложений (оттоков денежных средств) и последующих денежных поступлений (притоков денежных средств);

Ø инвестиционные проекты с неординарным денежным потоком, т.е. оттоки и притоки денежных средств чередуются в какой-либо последовательности.

Рис. 4. Графическое представление типового инвестиционного проекта

 

2.9.Окружающая среда инвестиционного проекта

Инвестиционный проект возникает, существует и развивается в определенном окружении, называемом внешней средой. Внешняя среда инвестиционного проекта – это совокупность переменных, которые находятся за пределами проекта, но влияют на его реализацию и результаты.

К факторам внешней среды инвестиционного проекта относят:

- технологические (уровень существующих технологий, наличие новых, возможность иностранных разработок, лицензий и т.д.),

- ресурсообеспеченность (наличие, доступ, количество поставщиков),

- экономические (инфляция, налоги, курсы валют, уровни цен на аналогичную продукцию),

- ограничения государственного сектора (законодательство, лицензирование, контроль, экспертиза),

- социальные (уровень безработицы, традиции, вкусы, возраст),

- политические (внешняя, внутренняя, инвестиционная и другая политика),

- экологические (уровень загрязнения, мероприятия по его предотвращению и снижению, предельно допустимые уровни загрязнения, санкции за их несоблюдение),

- конкуренты (количество, сильные и слабые стороны, потенциал, применяемые стратегии конкурентной борьбы и другое).

К экономическому окружению инвестиционного проекта относится:

- цены на оборудование, сырье, материалы, топливно-энергетические ресурсы,

- прогноз общего индекса инфляции и абсолютного или относительного (по отношению к общему индексу инфляции) изменения цен на отдельные продукты и ресурсы по шагам расчетного периода,

- прогноз изменения обменного курса валюты,

- сведения о системе налогообложения (виды и ставки налогов, налогооблагаемая база),

- уровень банковских процентных ставок,

- ставка рефинансирования ЦБ РФ. (рисунок Инвестиционный проект и его окружение)

2.10.Организационный механизм реализации инвестиционного проекта

Организационный механизм реализации инвестиционного проекта – это форма взаимодействия участников проекта, фиксируемая в проектных материалах в целях обеспечения реализуемости проекта и возможности учета интересов каждого участника инвестиционного процесса.

Организационный механизм реализации инвестиционного проекта включает:

- нормативные документы, на основе которых осуществляется взаимодействие участников,

- обязательства, принимаемые участниками в связи с осуществлением ими совместных действий по реализации проекта, гарантии таких обязательств и санкции за их нарушение,

- условия финансирования инвестиций, в частности основные условия кредитных соглашений (сроки кредита, процентная ставка, периодичность уплаты процентов),

- особые условия оборота продукции и ресурсов между участниками (например, использование бартерного обмена, льготных цен для взаимных расчетов, предоставление товарных кредитов, безвозмездная передача основных средств в постоянное или временное пользование),

- систему управления реализацией проекта, обеспечивающую (при возможных изменениях условий реализации проекта) синхронизацию деятельности отдельных участников, защиту интересов каждого из них и своевременную корректировку их последующих действий в целях успешного завершения проекта,

- меры по взаимной финансовой, организационной и иной поддержке (предоставление временной финансовой помощи, займов, отсрочек платежей), включая меры государственной поддержки,

- основные особенности учетной политики каждого российского предприятия-участника, а также иностранных фирм-участников, получающих на российской территории доходы от участия в проекте.

 

1. Понятия «этнос» и «этничность»

Люди, населяющие Земной шар, образуют множество разнообраз­ных общностей. Особое место среди них как по значимости в куль­туре, так и по устойчивости в истории занимают общности, именуе­мые в повседневном русском языке народами, а в научной литера­туре — этносами. Сам по себе термин «этнос» используется в этно­логической литературе уже довольно давно, однако научное осмыс­ление его как специального понятия для обозначения особой об­щности людей произошло, по существу, лишь в последние десяти­летия в результате возрастания интереса ученых к проблемам этно­генеза и этнической истории, ко всем этническим процессам в целом. Однако несмотря на остроту современных этнических про­цессов и самое пристальное внимание к ним ученых, как в отечест­венной, так и в мировой этнологии до настоящего времени не сло­жилось общепринятого определения сущности и строения этноса. Дискуссии, темой которых является определение понятия «этнос», продолжаются и в настоящее время.

Наряду с понятием «этнос» в отечественной этнологии довольно часто используется понятие «этничность» как некая категория, обо­значающая существование отличительных черт этнических групп, или идентичностей. Этот термин акцентирует внимание прежде всего на полиэтническом характере большинства современных об­ществ. Среди этнологов нет единства и в определении содержания этого понятия. Термин «этничность» пришел в отечественную эт­нологию из западной этнологической науки, где он определяется примерно как совокупность характерных культурных черт этничес­кой группы. Это сответствует англоязычной трактовке этого терми­на, когда этническая группа понимается как часть более широкого социокультурного окружения, находящаяся с этим окружением в конфликтных отношениях, что находит свое выражение в специ­фике тех культурных черт, которые определяются как этничность.

Важную роль в изучении этничности сыграли работы норвеж­ского ученого Фредерика Барта (р. 1928). Он показал, что характе­ристики, используемые для определения этнических групп, нельзя свести к сумме культурного материала, содержащегося в пределах этнических границ. Этнические группы (или этносы) определяются прежде всего по тем характеристикам, которые сами члены группы считают для себя значимыми и которые лежат в основе самосозна­ния. Таким образом, этничность— это форма социальной организации культурных различий.

Как правило, этничность формируется и существует в контексте того социального опыта, с которым идентифицируют себя сами люди или они идентифицируются другими людьми как члены опре­деленной этнической группы. С внутригрупповой точки зрения, эт­ничность основывается на комплексе культурных черт, которыми члены данной этнической группы отличают себя от всех других групп, даже если они близки в культурном отношении. Различия, которые они проводят по отношению к другим, обычно довольно определенны, тогда как внешние представления о группе основы­ваются зачастую на стереотипных характеристиках группы. При этом кровное родство или другие объективные критерии не играют особой роли. Так, цыгане в разных странах мира отличают себя не только от не-цыган, но и от других групп цыган; проживающие в России и Китае эвенки считаются одним народом, но сами эвенки осознают прежде всего свою принадлежность к различным локаль­ным группам.

Этническая картина мира предполагает существование специаль­ных социальных маркеров, призванных дифференцировать этни­ческие группы. Эти различительные маркеры образуются на разно­образной основе, включая физический облик, географическое по­ложение, хозяйственную специализацию, религию, язык и даже одежду или пищу. Но все вместе или в отдельности они употребля­ются для обозначения индивида в качестве представителя опреде­ленной этнической общности, т.е. его этничности.

Таким образом, каждый этнос характеризуется совокупностью обязательных специфических признаков, которые в своей совокупности и образуют этничность. До начала 70-х гг. XX в. этот термин практически не был распространен в этнологической литературе. Однако в начале 70-х гг. в связи с резким ростом активности эт­нических меньшинств и обострением межэтнических настроений в индустриальных странах Запада вокруг проблемы этничности раз­вернулась острая дискуссия, в результате которой появились много­численные теории этничности, объясняющие природу и сущность этноса, этническую идентичность, ассимиляцию, дискриминацию, этнические конфликты и т.д. Однако все существующие на сегод­няшний день теории и концепции этничности могут быть сведе­ны к трем основным подходам к пониманию этнического феноме­на — примордиалистскому, инструменталистскому и конструкти­вистскому.