Закон убывающей предельной полезности

Тема 6.экономические основы потребительского поведения.

Полезность блага или товара — его способность удовлетворять какую-нибудь человеческую потребность.

 

Предельная полезность— это полезность, которую человек получает от использования ещё одной дополнительной единицы блага.

Другими словами, предельная полезность — это увеличение общей полезности при потреблении одной дополнительной единицы блага

 

где U — функция полезности, а Q — количество потребляемого блага.

 

 

Закон убывающей предельной полезности утверждает, что в непрерывном акте потребления предельная полезность блага начинает уменьшаться. Отсюда следует необходимость понижения цены для того, чтобы побудить потребителя к увеличению покупок такого продукта. Однако, закон убывающей предельной полезности не всегда действует при малых количествах товара. Например, если человек принимает одну таблетку — он излечивается не полностью. Если две — то он излечивается полностью, и предельная полезность возрастает по сравнению с одной таблеткой. Однако дальнейшее потребление антибиотиков только вредит организму, и предельная полезность становится отрицательной.

 

Общая (совокупная) полезность - это удовлетворение, которое получают потребители от потребления конкретного набора благ

Между общей и предельной полезностью существуют зависимости. Общая полезность равна сумме всех предельных полезностей, добавленных с самого начала. Общая полезность увеличивается с ростом потребления, но уменьшающимся темпом, означающим убывание предельной полезности по мере насыщения потребности в данном благе.

 

 

Кривая безразличия — кривая, изображающая все комбинации из двух благ, имеющих для экономического субъекта одинаковую полезность и по отношению к выбору которых он безразличен. Понятие кривой безразличия восходит к Фрэнсису Эджворту и Вильфредо Парето.

 

Свойства кривых безразличия

Кривые безразличия не могут пересекаться.Каждая следующая кривая безразличия, проходящая дальше от начала координат, отражает большую величину полезности, чем предыдущая.Кривые безразличия имеют отрицательный наклон.

Совокупность кривых безразличия, описывающих поведение одного потребителя, составляет его карту безразличия.

 

Карта безразличия потребителя показывает его субъективное отношение к тому или иному набору товаров.

 

Однако способность потребителя удовлетворять свои вкусы и предпочтения, и следовательно, тот спрос, который он предъявляет на рынке, зависит от имеющегося в его распоряжении дохода и от цен на соответствующие товары.

 

Оба эти фактора в совокупности определяют область допустимых потребителю потребительских наборов, или бюджетную область.

 

Бюджетное ограничение потребителя может быть записано в виде неравенства:

 

P1Q1 + P2Q2 ≤ R

P1 P2 — цены на соответствующие товары Q1 и Q2

R — доходы потребителя

Бюджетные ограничения

Финансовые ограничения на расходование денежных средств из бюджета, выражаемые в форме предельно допустимых расходов. Б.о. обусловлены наличием ограниченного количества денежных средств в бюджете ("денежной сумке") государства, региона, предприятия, семьи.

 

Бюджетное ограничение характеризует реальную покупательную способность потребителя (I) с учетом величины и соотношения цен покупаемых товаров. Графически бюджетное ограничение выражается в виде бюджетной линии– отрезка прямой, все точки на которой показывают комбинации благ, которые потребитель в состоянии приобрести при данных ценах при полном расходовании его дохода. Угол наклона бюджетной линии (tg) определяется обратным отношением цен товаров (PF/PC).

 

Изменение дохода вызывает сдвиг бюджетной линии вправо–вверх при росте дохода I и влево–вниз при его снижении. Изменение цены одного из благ потребительской корзины меняет соотношение цен товаров, а, следовательно, и угол наклона бюджетной линии.

 

 

Рациональный выбор потребителя.Правило максимизации полезности в подходе.

 

В основе потребительского выбора (поведения потребителя на рынке) лежит функция полезности. Она объясняет, каким образом потребителям следует распределять свой ограниченный денежный доход между различными товарами и услугами, которые они могут купить.Рассмотрим основные факторы потребительского выбора.1. Разумность поведения среднего потребителя, который стремится так распределить свой денежный доход, чтобы извлечь из него максимум полезности или, другими словами, получить наибольшее удовлетворение.2. Потребитель располагает свои потребности в соответствии с соб­ственными предпочтениями и вкусами.3. Ограниченность дохода потребителя или бюджетное сдерживание.

 

4. Господствующие на рынке цены товаров ограничивают доступное для потребителя пространство выбора.Потребитель должен выбирать между альтернативными продуктами, чтобы при ограниченности денежных ресурсов получить в свое распоряжение наиболее удовлетворительный, с его точки зрения, набор товаров и услуг. Совершая покупку одного товара, он сравнивает данный вариант расходования своих ограниченных средств с альтернативными вариантами, пока не убедится, что он принесет ему не меньше полезности, чем другие.Если бы потребитель использовал только два блага: X и У, то пре­дельную полезность единицы блага X надо было бы оценивать количеством единиц блага У, от которых он готов отказаться ради приобретения единицы блага X. Но так как рынок предполагает многообразие товаров, то необходимо определить, от скольких единиц других благ (У, Z, ..., N) покупатель готов отказаться ради приобретения одной единицы блага X. Это условие называется правилом максимизации полезности: потребитель будет предъявлять спрос на товар до тех пор, пока предельная полезность в расчете на одну денежную единицу, потраченную на данный товар, станет равна предельной полезности на денежную единицу, израсходованную на другой товар.Таким образом, потребитель старается так распределить свой бюджет, чтобы уравнять средневзвешенные предельные полезности приобретаемых товаров. При этом он достигает максимума благосостояния (или равновесия).

 

Уравнение равновесия потребителя, при котором он максимизирует полезность потребляемых благ, можно записать так:

 

MUx=MUy=MUz=….MUn

 

-----------------------------

 

Px Py Pz Pn

 

где MU - предельная полезность отдельных товаров; Р - цены товаров.

 

Тема 7. Теория производства. Издержки производства.

Понятие производства. В экономическом смысле — процесс создания разных видов экономического продукта. Понятие производства характеризует специфически человеческий тип обмена веществами с природой, или, более точно, — процесс активного преобразования людьми природных ресурсов с целью создания необходимых материальных условий для своего существования.

 

Понятие издержек производства и прибыли: бухгалтерский и экономический подходы.

Издержки производства представляют собой расходы, связанные с приобретением факторов производства: земли, капитала, труда, в том числе предпринимателей.

Издержки производства — это расходы на производство данной готовой продукции в течение определенного периода, скажем, года. Издержки производства отличаются от авансированного капитала. Они всегда меньше авансированного капитала, так как в издержки производства включается стоимость только изношенной части станков, оборудования, зданий и т. д., а в авансированный капитал — вся стоимость станков, оборудования, зданий и т. д. Отсюда авансированный капитал больше, чем издержки производства.

Внешние издержки (бухгалтерские) –выплаты поставщикам ресурсов, не являющихся совладельцами данной фирмы. Они включают: расходы на сырье, оборудование, зарплату рабочим и пр. Внутренние издержкисвязаны с использованием собственных ресурсов это доход, который могла бы получить фирма, если бы использовала принадлежащие ей ресурсы не в собственном производстве, а нашла бы другой, наиболее выгодный альтернативный вариант их применения. Они включают: нормальную прибыль, неполученный процент на вложенный капитал, неполученную арендную плату. Сумма внутренних и внешних издержек составляет экономические издержки. Понятие «экономические» издержки является общепринятым; бухгалтерские — исчисляются на практике: при подсчете реальной суммы затрат, налогооблагаемой прибыли и т.п.

Экономические издержки производства товара зависят от количества используемых ресурсов и цен на услуги факторов производства. Если предприниматель использует не приобретаемые, а собственные ресурсы, цены должны быть выражены в одинаковых единицах для точного определения величины затрат. Функция издержек описывает связь между выпуском продукции и минимально возможными затратами, необходимыми для его обеспечения. Технология и цены на производственные ресурсы обычно берутся как данные при определении функции издержек. Изменение цен на какой-либо ресурс или применение улучшенной технологии отразится на величине минимальных затрат при производстве такого же объема продукции. Функция издержек связана с производственной функцией. Минимизации затрат для производства любого данного объема продукции зависят отчасти от производства максимально возможного объема продукции при данной комбинации факторов.

Издержки в краткосрочном и долгосрочном периоде деятельности фирмы.

Краткосрочный период - это период времени слишком короткий для изменения производственных мощностей, но достаточный для изменения интенсивности использования этих мощностей. Производственные мощности остаются неизменными в краткосрочном периоде, а объем выпуска может изменяться путем изменения количества рабочей силы, сырья, и других ресурсов применяемых на этих мощностях. Издержки производства, какого либо продукта зависит не только от цен на ресурсы, но и от технологий - от количества ресурсов, которое необходимо для производства. Издержки производства какого-либо продукта данной фирмой зависят не только от цен необходимых ресурсов, но и от технологии — от количества ресурсов, которое необходимо для производства. Именно это, то есть технологический аспект формирования издержек, и интересует нас в данный момент. В течение краткосрочного периода фирма может изменить объем производства путем соединения изменяющегося количества ресурсов с фиксированными мощностями.