Факторы, влияющие на величину предложения
1) внешние факторы, влияние которых не зависит от деятельности производителей товаров и услуг:
-социально-экономические: платежеспособность потребителей; уровень процентных ставок по вкладам; демографическая ситуация и т.д.;
-культурные и этнические;
-политические: экономическая политика государства, уровень инфляции, государственные дотации и заказы в той или иной отрасли производства и т.д.;
-конкуренция — в частности, выход на рынок новых фирм или выпуск новых товаров;
-цена товара, сложившаяся на рынке.
2) внутренние факторы, влияние которых может контролироваться непосредственно производителями товаров и услуг:
-объективность маркетингового анализа прогноза
спроса на продукцию предприятия; $&• уровень конкурентоспособности продукции; --------уровень организации процесса сбыта и продвижения
-продукции на рынок;
-ценовая политика предприятия;
Закон предложения заключается в том, что при прочих равных условиях с ростом цены товара увеличивается объем его предложения на рынке, а со снижением цены
предложение сокращается.
Индивидуальный спрос -это соответствующее каждой данной цене количество товара, которое тот или иной потребитель хотел бы купить на рынке. Переход от индивидуального спроса к рыночному может быть легко осуществлен путем суммирования величин индивидуального спроса всех потребителей при каждом возможном уровне цен. Совокупный спрос — это общий объем спроса на товары и услуги в какой-либо стране.
ФАКТОРЫ СПРОСА (детерминанты спроса)– факторы, влияющие на величину спроса. Основным детерминантом является цена товара, влияющая на спрос в соответствии с законом спроса. Кроме того, существует ряд других факторов, которые принято называть неценовыми факторами спроса.
НЕЦЕНОВЫЕ ФАКТОРЫ СПРОСА(неценовые детерминанты спроса) – факторы, влияющие на величину спроса, и не связанные с ценой товара. При изменении неценовых факторов изменяется величина спроса при заданных величинах цены; таким образом, изменяется кривая спроса. В этом случае обычно говорят о смещении кривой спроса. При росте спроса кривая смещается вправо, при уменьшении – влево.
ФАКТОРЫ СПРОСА И ПРЕДЛОЖЕНИЯ НЕЦЕНОВЫЕ -Иные, помимо цены, факторы воздействия на конкурентоспособность товара. Различают факторы, непосредственно связанные с товаром, и внешние по отношению к товару. К числу неценовых факторов конкурентоспособности относятся: снижение затрат на потребление; изменение конструктивных и внешних характеристик изделий; повышение качества работы сбытовой сети; минимизация сроков поставки товара; степень соответствия международным и национальным стандартам; удобство эксплуатации и готовность к ней; легкость обучения персонала; дизайн, эффективность рекламы и многое иное. К числу неценовых факторов конкурентоспособности следует относить экономическую, производственную, научно-техническую и иную сферу, в которой осуществляет свою производственную деятельность фирма-изготовитель, а также уровень ее готовности к конкуренции на внутреннем и внешних рынках
Равновесная цена — это цена, при которой величина спроса соответствует величине предложения, она определяет, когда интересы продавца и интересы покупателя достигают согласия. Равновесная цена соответствует тому количеству товара, которое покупатели хотят купить, а продавцы согласны продать, таким образом, равновесная цена имеет уравновешивающую функцию. Если увеличится предложение при неизменном спросе, то равновесная цена станет более низкой при возрастающем количестве продаж товаров. В случае снижения предложения установится более высокая равновесная цена с меньшим количеством продаж товаров. '
Проблемы неравновесия рынка. Необходимое условие функционирования рынка.
!!!(проблемы неравновесия)!!!
Для нормального функционирования рынка, необходимо наличие следующих условий:
- полная экономическая свобода производителей товаров и услуг, которая выражается в праве самостоятельно распоряжаться создаваемым продуктом, устанавливать цены, присваивать прибыль и др.
- существование потребности в конкретном товаре, но и наличие платежеспособного спроса у населения, т.е. деньг или товаров для мена. К примеру приобретая спортивные тренажеры для дома, потребители расчитывают на более приемлемую цену, чем при покупке профессионального тренажера, а также на его семейную многофункциональность;
- достаточное число производителей товаров и услуг, удовлетворяющих спрос;
- наличие конкуренции между производителями,
- наличие развитой рыночной инфраструктуры;
- наличие юридических законов, регулирующих рыночные отношения, и независимого судопроизводства;
- отсутствие командной роли государства по отношению к субъектам рынка.
Условия функционирования рынка еще не предполагают обязательного формирования рыночных отношений.