Особенности установления цен на мировом рынке

Мировое хозяйство и международное разделение труда

Глава 30 Мировое хозяйство и его закономерности

Таблица 29.1

Государственное антициклическое регулирование

Несмотря на значительный разброс взглядов на причины циклических колебаний и различную расстанов­ку акцентов при выработке антициклической политики, в целом можно сказать, что все концепции регулирования циклов тяготеют к одному из двух направлений: неокейнсианскому или неоконсервативному, развив­шемуся на базе классической школы. Первое ориентирует­ся на регулирование совокупного спроса, второе — на регулирование совокупного предложения. Для наглядности можно представить их различие в виде табл. 29.1.

Признаки Неокейнсианство Неоконсерватизм
Ориентация   Цели     Приоритеты регулирования     Оценка роли государства На спрос   Регулирование хозяйства в целом (макроэкономика)   1. Налогово-бюджетная политика 1. Кредитно-денежная политика   Поощрение На предложение   Создание стимулов деятельности отдельных фирм (микроэкономика) 2. Кредитно-денежная политика 2. Налогово-бюджетная политика   Ограничение

 

В зависимости от исходных установок и ориентиров сторонники того или иного направления по-разному реша­ют проблемы сглаживания циклических колебаний, по-разному оперируют инструментами, находящимися в рас­поряжении государства, которые можно использовать для этих целей. Например, сторонники кейнсианских рецептов большее внимание уделяют бюджетной политике (главным образом это связано с увеличением или уменьшением расходов государства) и налоговой политике (манипуляции с налоговыми ставками в зависимости от состояния эко­номики). Сторонники неоконсервативных рецептов уделя­ют большее внимание проблеме денег и кредита. Поэтому в последние годы неоконсервативная политика опирается на монетаристские теории, которые во главу угла ставят вопросы объема денежной массы и его регулирования. По-разному решается проблема участия государства в про­исходящих процессах — в политике регулирования эконо­мики в целом и в области сглаживания циклических коле­баний.

Несмотря на такие, казалось бы, существенные разли­чия, есть общее понимание этими концепциями того фак­та, что, во-первых, государство в состоянии сглаживать циклические колебания, и, во-вторых, государство должно это осуществлять в целях достижения и поддержания эко­номической стабильности.

В современных условиях возникает ряд новых факторов, о которых следует сказать особо в связи с осуществлением антициклической политики.

Первое – это явление синхронизации экономических циклов, наблюдающееся с 70-80-х гг., то есть совпадение циклических колебаний в разных странах и регионах. Процесс синхронизации объясняется усиливающейся интернационализацией производства, развитием связей между странами, распространением НТР и углублением научно-технического сотрудничества. При проведении антициклического регулирования правительство должно с этим считаться и стремиться синхронизировать свои мероприятия, направленные на сглаживание циклических колебаний, с аналогичными мероприятиями, проводящимися в других странах. Игнорирование этого требования может привести не только к снижению эффективности антициклического регулирования, но даже практически к нулевым результатам усилий в данной области.

Второе, что важно отметить – это тот факт, что выше были рассмотрены лишь общие ориентиры антициклической политики. Но усугублению конъюнктурных колебаний способствуют и такие явления, как инфляция, монополизация экономики, нарушение хозяйственных пропорций и т.п. Поэтому все те мероприятия, которые проводятся в целях их преодоления (антиинфляционная политика, борьба с монополизмом и т.п.), тоже можно рассматривать как частные случаи регулирования экономического цикла.

 

Мировое хозяйство оформилось как целостная система на рубеже XIX и XX вв., когда вся территория земного шара была поделена и закреплена за отдельными государствами. Его становление является результатом развития производительных сил, углубления разделения труда на национальном и интернациональном уровне с целью более эффективного использования производственных ресурсов, а также обобществления производства. Мировое хозяйство – это глобальная экономическая система, в которой такие экономические отношения как процессы производства, распределения, обмена и потребления формируются не только в рамках национального хозяйства, а выходят за эти границы и становятся международными. Субъектами мирового хозяйства являются государства с их народнохозяйственными комплексами, транснациональные корпорации, международные организации и институты.

В рамках современного мирового хозяйства отдельными странами сформировалась сложная производственная специализация, когда отдельные страны выступают преимущественными производителями и экспортерами одних видов продукции и потребителями (импортерами) других. Все субъекты мирового хозяйства вступают в международные экономические отношения друг с другом с целью повышения эффективности национальной экономики, которая зависит не только от национальных факторов, но и от конкурентоспособности национальной экономики на мировом рынке. Национальная экономика как единый экономический комплекс интегрируется в мировое хозяйство, т.е. часть продукции страна производит не только с учетом своих внутренних потребностей, но и с учетом потребностей мирового хозяйства. Совокупность же национальных потребностей удовлетворяется не только за счет собственного производства, но и за счет продукции других стран мировой системы.

В процессе формирования мирового рынка происходит интернационализация хозяйственной жизни. В результате интернационализации всех экономических процессов сформировалась структура мирового хозяйства, которую можно представить в следующем виде:

1. Мировой рынок товаров и услуг.

2. Мировой рынок капиталов.

3. Мировой рынок рабочей силы

4. Международная валютная система.

5. Международная кредитно-финансовая система.

Кроме этого, интернационализация интенсивно развивается в сфере информации, НИОКР, особенно в области новейших технологий ноу-хау.

Научно-техническая революция обусловила появление таких принципиально новых направлений в экономических связях между странами, как международный туризм, маркетинг, инжиниринг, лизинг и др.

На основе всего вышесказанного можно дать определение мирового хозяйства.

Мировое хозяйство – это система национальных хозяйств отдельных стран, объединенных международным разделение труда, торгово-производственными, финансовыми и научно-техническими связями.

Мировое хозяйство основано на международном разделении труда, которое создает ряд преимуществ:

1) обеспечивает значительную экономию труда;

2) повышает производительность труда в результате специализации производства и развития производственной и научно-технической кооперации между странами;

3) обеспечивает более полное удовлетворение потребностей национальной экономики.

Международное разделение труда есть сложный и противоречивый процесс формирования мирового рынка. Под влиянием конкурентной борьбы складывается определенное взаимодействие мирового спроса и предложения. Т.к. производственные возможности разных стран сильно отличаются, то каждой стране выгоднее сосредоточить свои усилия на производстве каких-либо определенных товаров и торговать или в обмен на другие. При этом любая страна будет стремиться производить те товары и услуги, при производстве которых она обладает сравнительным преимуществом. Именно теория сравнительного преимущества, разработанная Д.Рикардо, теоретически подтверждает целесообразность международного разделения труда. Д.Рикардо показал, что при оценке выгодности мировой торговли сравнивать необходимо не абсолютный, а относительный эффект. Поэтому, торговля между странами может быть выгодна и в случае, когда страна обладает во всех отраслях абсолютно большей эффективностью, и в случае, когда страна производит все товары при более высоких издержках производства по сравнению с другой страной, если только разница между сравнительными издержками в этой стране больше, чем в другой.

История подтверждает, что принцип сравнительного преимущества вполне современен и для мировой экономики начала XXI века. Благодаря свободной торговле, базирующейся на этом принципе, мировая экономика может достигнуть более эффективного размещения ресурсов и более высокого уровня материального благосостояния

30.2 Мировая торговля: современное состояние

Мировая торговля является традиционной формой межгосударственных отношений, которая зародилась в глубокой древности и на рубеже XVIII и XIX вв. приобрела характер устойчивых товарно-денежных отношений международного масштаба. Однако формирование устойчивого мирового рынка стало возможным только с переходом к крупному машинному производству и завершилось к началу XX в.

Мировая торговля – это форма связи между товаропроизводителями разных стран, возникающая на основе международного разделения труда. Она является средством, с помощью которого страны могут повышать эффективность использования своих ресурсов и таким образом увеличивать общий объем выпуска. Специализируясь в соответствии с принципом сравнительного преимущества, страны обменивают результаты своей специализации на продукты, самообеспечение которыми менее эффективно. Коэффициент обмена при этом зависит от соотношения мирового спроса на эти товары и их предложения. Если совокупный мировой спрос на товар А ниже его предложения, а спрос на товар Б значительно выше предложения, то цена на товар А будет низкой, а цена на товар Б – высокой.

Однако существуют границы специализации, которые определяются эффектом растущих альтернативных издержек. По этой причине нередко продукция, произведенная внутри страны, напрямую конкурирует с аналогичной или точно такой же импортной продукцией.

Современная мировая торговля отличается тем, что быстрый рост и устойчивость экономических связей между странами с различным уровнем развития производительных сил, различными социально-экономическими системами ведет к формированию мирового рынка, как развитой сферы товарного обмена.

Любая страна для обеспечения мирохозяйственной конкуренции должна правильно определять свою внешнеторговую политику. В развитых странах рыночной экономики отсутствует государственная монополия внешней торговли, тем не менее, высшие законодательные органы определяют внешнеэкономическую политику страны, издают законы по регулированию торговли, ратифицируют государственные договоры и соглашения, а правительственные органы занимаются регулированием и реализацией внешнеэкономической деятельности.

В случае, когда мировая торговля является свободной, т.е. не ограниченной никакими барьерами, то она стимулирует конкуренцию и ограничивает монополию. Возросшая конкуренция иностранных фирм заставляет местные фирмы переходить к производственным технологиям с наиболее низкими издержками. Это также вынуждает их вводить новшества и внедрять достижения технического прогресса, повышая качество продукции и используя новые методы производства, и таким образом содействовать экономическому росту. Свободная торговля предоставляет потребителям возможность выбора из более широкого ассортимента продукции. Причины, по которым следует отдать предпочтение свободной торговле, в сущности, те же, по которым необходимо стимулировать конкуренцию. Кроме этого, выгода от свободной торговли состоит и в том, что она объединяет различные страны и позволяет преодолеть межнациональную вражду. Вместо политической конфронтации и войны торговые партнеры стремятся к развитию взаимоотношений.

Однако, не смотря на эти преимущества, существуют причины, по которым на пути свободной торговли устанавливаются различные торговые барьеры. Каждая из причин в каждом конкретном случае обоснована определенными условиями и состоянием экономики страны. Принятие Закона о соглашениях о взаимной торговле в 1934г. положило начало тенденции к снижению тарифов, к либерализации торговли. В настоящее время регулированием международной торговли занимается Всемирная торговая организация (ВТО).

30.3 Политика протекционизма

Внешнеторговая политика государства может быть как политикой свободной торговли, которая исходит из необходимости ликвидации таможенных и прочих барьеров на пути движения товаров между странами, так и политикой протекционизма, которая предполагает государственное регулирование внешней торговли с помощью таможенных тарифов, пошлин, налогов, акцизных и прочих сборов, а также государственной монополии внешней торговли, и направлена на защиту национальных производителей.

Какими бы убедительными ни были рассуждения в пользу свободной торговли, торговые барьеры все же существуют.

Протекционизм – барьеры на пути свободной торговли – уменьшает или сводит на нет выгоды от специализации. Если страны не могут свободно торговать, они должны перебросить ресурсы с эффективного (с низкими издержками) их использования на неэффективное (с высокими издержками) в целях удовлетворения своих разнообразных потребностей. Рассмотрим препятствия, существующие на пути торговли:

1. Пошлины (тарифы) являются акцизным налогом на импортные товары; они могут вводится с целью получения доходов или для защиты национальных компаний внутри страны.

Фискальные пошлины, как правило применяются в отношении изделий, которые не производятся внутри страны, например, для РФ – это кофе и бананы. Ставки фискальных пошлин в основном невелики, и их целью является обеспечение федерального бюджета налоговыми поступлениями.

Протекционистские пошлины предназначены для защиты местных производителей от иностранной конкуренции. Хотя протекционистские пошлины, как правило, недостаточно высоки для прекращения импорта иностранных товаров, они все же ставят иностранного производителя в невыгодное конкурентное положение при торговле на внутреннем рынке.

2. С помощью импортных квот устанавливаются максимальные объемы товаров, которые могут быть импортированы за какой-то период времени. Часто импортные квоты выступают более эффективным средством сдерживания международной торговли, чем пошлины. Несмотря на высокие пошлины, определенное изделие может импортироваться в относительно небольших количествах. Низкие же импортные квоты полностью запрещают импорт товара сверх определенного количества.

3. Под нетарифными барьерами понимается система лицензирования, создания неоправданных стандартов качества продукции и его безопасности или просто бюрократические запреты в таможенных процедурах. Так, Япония и европейские страны часто требуют от импортеров получения лицензий. Ограничивая выдачу лицензий, можно эффективно ограничивать импорт. Такими барьерами пользуется Великобритания для ограничения импорта угля.

4. Добровольные экспортные ограничения являются относительно новой формой торговых барьеров. В этом случае иностранные фирмы «добровольно» ограничивают объем своего экспорта в определенные страны. Экспортеры дают согласие на добровольные экспортные ограничения, действия которых аналогичны импортным квотам, в надежде избежать более жестких торговых барьеров. Так, японские автомобилестроители под угрозой введения США более высоких тарифов или низких импортных квот согласились на введение добровольных экспортных ограничений на свой экспорт в США.

Аргументов в пользу протекционизма много, но они безосновательны. В соответствующих условиях аргумент о необходимости защиты молодых отраслей промышленности выступает как обоснованное исключение, имеющее экономическое оправдание. Большинство других аргументов является во многом эмоциональными призывами. Они игнорируют простую истину, что, в конечном счете, страна должна импортировать для того, чтобы экспортировать.

Существуют убедительные исторические доказательства, которые подтверждают, что свободная торговля ведет к процветанию и росту, а протекционизм приводит к противоположным результатам. Например, экономисты сходятся во мнении, что создание в Европе зоны свободной торговли (Общего рынка) обеспечило процветание Западной Европы в последние десятилетия. Еще один пример: высокие пошлины, введенные в 1930 году в Америке в результате принятия Закона о тарифах Смута-Хоули, и порожденные им ответные удары усугубили Великую депрессию 30-х годов.

На мировом рынке существует особая система цен – мировые цены. Рыночную цену товара на современном мировом рынке определяют два фактора: качество товара и издержки на его производство. Эти факторы обусловливают конкурентоспособность товара на мировом рынке, который, по сравнению с внутренним, отличается жесткой конкуренцией.

Каким образом определяются равновесные цены и объемы экспорта и импорта, позволяет понять анализ спроса и предложения. Количество товара или услуги, которые страна собирается экспортировать или импортировать, зависит от разницы между равновесной мировой ценой и внутренней ценой. Равновесная мировая цена является результатом взаимодействия мирового спроса и предложения; это цена, которая соответствует равновесному глобальному спросу и предложению. Равновесная внутренняя цена определяется внутренним спросом и предложением; это цена, которая бы установилась в закрытой экономике, не ведущей международной торговли. При этой цене в стране предложение товаров и услуг и спрос на них сравняются.

Из-за наличия сравнительного преимущества внутренние цены не обязательно равны равновесным мировым ценам. Когда экономики открыты для международной торговли, различия между мировыми и внутренними ценами являются стимулом для импорта и экспорта: если цена на требуемый товар или услугу выше на мировом рынке, страна будет стремиться их экспортировать, если ниже – импортировать.

Предположим, что мир состоит только из двух стран – России и Китая, каждая из которых производит товар А. Внутренняя равновесная цена на товар А в РФ составляет, например, 100 руб., в Китае – 75 руб. Предположим, что не существует торговых барьеров в виде тарифов и квот и для упрощения проигнорирует транспортные издержки.

Объединим на рис. 30.3 кривые российского предложения экспорта и спроса на импорт, и кривые китайского предложения экспорта и спроса на импорт.

Цена за единицу, руб

 

Рис. 30.3. Равновесная мировая цена и объем экспорта и импорта

 

100

 

 

Спрос на импорт в Китае

 

75

 

Предложение экспорта в Китае

 

Спрос на импорт в России

 

ЦМ

 

f

 

VМ

 

Предложение экспорта в России

 

Объем продукта, тыс. ед.

Международное равновесие для модели с двумя странами находится в точке, в которой кривая спроса на импорт одной страны пересекается с кривой предложения экспорта другой.

В данном случае кривая спроса на импорт России пересекается с кривой предложения экспорта Китая в точке f. В этой точке мировая цена на товар А составляет Цм. Кривая китайского предложения экспорта показывает, что при такой цене Китай будет экспортировать объем товара А в размере Vм. Это означает, что Россия будет импортировать данный объем Vм товара А из Китая, что и показано на кривой российского импорта. Мировая цена Цм уравнивает величину спроса на импорт и величину предложения экспорта (Vм). Таким образом, объем мировой торговли товаром А составит Vм по цене Цм.

Отметим, что после совершения обмена единая мировая цена в Цм установится и в Китае, и в России. На высокоуровневом рынке может существовать только одна цена на стандартизированный товар. При наличии международной торговли все потребители могут купить 1 ед. товара А по цене Цм и все производители могут продать его по этой цене. Такая мировая цена означает, что китайцы будут платить за алюминий больше при наличии обмена, чем при его отсутствии. Увеличение китайского выпуска, вызванное обменом, поднимает китайские производственный издержки и, следовательно, цену товара А в Китае. Россияне платят за товар А меньше при наличии обмена, чем при его отсутствии.

Китай добровольно продаст товар А в размере Vм, т.к. китайцы хотят получить возможность, заработав деньги, импортировать другие товары, например древесину, из России. Китайский экспорт позволяет китайцам приобретать импорт, имеющий для них большую ценность, чем экспортируемый товар А. Китайский экспорт в Россию финансирует российский экспорт в Китай.