Рыночный механизм формирования доходов и социальная политика государства

Глава 27 Социальная политика государства

Рыночное распределение доходов без всякого вмешательства государства означает лишь одну «справедливость»: доходы всех владельцев факторов производства формируются на основе законов спроса и предложения, а также предельной производительности факторов. С этой точки зрения, например, совершенно справедливым будет низкий доход лиц неквалифицированного труда, спрос на который невелик. И также справедливым будет высокий доход брокера, сумевшего предугадать динамику цен, например на пшеницу. Рыночный механизм никоим образом не дает гарантированного уровня благосостояния.

Тем не менее, в ХХ веке в промышленно развитых странах Запада большое распространение получили концепции и доктрины, возлагающие на государство задачу обеспечения таких прав человека, как право на определенный стандарт благосостояния. Особую популярность приобрели теория и практика «социального рыночного хозяйства», согласно которым государство должно на основе системы трансфертных платежей, налоговой системы, различных льгот и социальных программ сглаживать объективно возникающую в рыночной экономике социальную неоднородность общества.

Таким образом, в реальной жизни распределение доходов в странах с рыночной экономикой осуществляется не только в результате свободной игры рыночных сил, но и на основе государственного регулирования различных потоков доходов путем их перераспределения.

Социальная политика государства, являясь органическим эле­ментом системы мер государственного регулирования экономики в целом, обеспечивающих нормальное общественное воспроизводство (денежно-кредитная, фискальная, антиинфляционная политика; меры по поддержанию макроравновесия и т.д.), обеспечивает функцию перераспределения доходов, осуществляет поддержку социально незащищенных слоев населения и поддерживает социальный мир.

В основе социальной политики госу­дарства лежит принцип субсидиарности, который предполагает, что социальная поддержка должна оказываться, главным образом, тем членам общества, которые действительно в этом нуждаются.

Важнейшей проблемой социальной политики любого государства является борьба с бедностью, включающая поддержку хотя бы на уровне прожиточного минимума тех граждан, которые не смогли обеспечить его себе, а также сокращение числа лиц, живущих за чертой бедности. Основное значение в социальной защите этих слоев населения имеет развитие системы общественного вспомоществования, финансируемой из государственного бюджета. Такая система существует во всех странах с рыночной экономикой и служит важным социальным амортизатором, смягчающим многие негативные последствия ее развития.

Для определения категорий населения, имеющих право на получение социальной помощи, в социальной практике используется показатель порога (черты) бедности, фиксируемый на основе определения прожиточного минимума.

В РФ прожиточный минимум определяется в двух видах:

- физиологический минимум, который включает затраты на приобретение важнейших материальных благ и услуг, удовлетворяющих на минимально допустимом уровне главные физиологические потребности человека практически без приобретения одежды, обуви и других непродовольственных товаров;

- социальный минимум, включающий помимо минимальных норм удовлетворения физиологических потребностей затраты на минимальные духовные и социальные запросы. В него включается стоимостная оценка товаров и услуг, необходимых для сохранения приемлемого уровня жизни.

Для определения величины прожиточного минимума используется принцип «потребительской корзины», рассчитываемой на основе нормативно-статистического метода, т.е. оценивается стоимость нормативного набора продуктов питания, а расходы на непродовольственные товары, услуги и др. определяются по их доле в общих расходах.

Необходимо отметить, что система государственной социальной защиты определяется не только поддержкой малообеспеченных слоев населения или тех, кто не включен в общественное производство - учащиеся, пенсионеры, инва­лиды. Она включает в себя защиту и лиц, участвующих в обществен­ном производстве и, прежде всего, людей, работающих по найму, через регламентирование в законодательной форме труда (продолжительность рабочей недели, продолжительность и порядок предоставления отпус­ков, охрана труда и др.), его оплаты (установление минимальных ставок заработной платы и др.), а также определение прав работников при приёме на работу и увольнении. Эта сторона системы социальной защиты определяется уровнем экономического развития страны, соотношением политических сил и уровнем общественного самосознания.

В основе разработки конкретных направлений социальной по­литики любого государства лежит определенное понимание социальной справедливости.