Валовой национальный продукт

Глава 18 Измерение объема внутреннего продукта

Главным показателем при составлении национальных счетов служит валовой национальный продукт (ВНП).

Валовой национальный продукт - это совокупная рыночная стоимость всего объема конечного про­изводства товаров и услуг в экономике за один год.

При этом измеряется вся текущая продукция независимо от того, продана она или нет.

ВНП является денежным показателем, что позволяет сравнивать продукцию разных отраслей и в разные годы.

Пример. Представим экономическую систему упрощенно, где в первом году было выпущено 3 апельсина и 1 яблоко, во втором году – 2 апельсина и 3 яблока. В каком году объем производства больше?

Для ответа на этот вопрос надо знать цену (рыночную стоимость) этих продуктов. Предположим, что цена апельсина 20 д.е., цена яблока 30 д.е.

В первом году произведено продукции на сумму:

(3 апельсина × 20 д.е.) + (2 яблока × 30 д.е.) = 120 д.е.

Во втором году:

(2 апельсина × 20 д.е.) + (3 яблока × 30 д.е.) = 130 д.е.

Таким образом, во втором году производство больше, чем в первом: общество оценивает товар во втором году больше, чем в первом.

Для правильного расчета ВНП необходимо учесть все продукты и услуги, произведенные в данном году, всего один раз. Это позволит избежать двойного счета и завышения стоимости ВНП, поскольку многие продукты продаются несколько раз, прежде чем они будут переработаны и войдут в конечный продукт. Иначе говоря, при расчете ВНП учитывается только рыночная стоимость конечных про­дуктов.

Под конечными продуктами понимаются товары и услуги, которые покупаются для конечного использования, а не для перепродажи или дальнейшей их переработки.

Исключить двойной счет позволяет показатель добавленной стоимости.

Добавленная стоимость – это рыночная цена объема продукции, произведенной фирмой, за вычетом стоимости потребленных сырья и материалов, приобретенных ею у поставщиков.

Поясним это на примере.

Таблица 1

Добавленная стоимость при пятистадийном производственном процессе

Стадия производства Продажная цена материалов или продукции (д.е.) Добавленная стоимость (д.е.)
1. Фирма А – овцеводческая ферма 2. Фирма Б - шерстеперерабатывающее предприятие 3. Фирма В – производитель костюмов 4. Фирма Г – оптовый продавец костюмов 5. Фирма Д – розничный продавец костюмов   60 = 60 – 0 40 = 100 – 60   25 = 125 – 100 50 = 175 – 125 75 = 250 - 175
Общая стоимость продажи  
Добавленная стоимость  

 

В ВНП должна входить только добавленная стоимость, созданная каждой фирмой, в данном случае 250 д.е.

Точно так же, как в данном примере с одеждой, подсчитывается и суммируется добавленная стоимость, созданная всеми фирмами в экономике в целом. В результате определяется объем ВНП, т.е. рыночная стоимость общего выпуска товаров и услуг в стране.

При расчете ВНП исключаются непроизводительные сделки: чисто финансовые сделки и продажа подержанных товаров.

Определенной модификацией ВНП является показатель валового внутреннего продукта (ВВП), который представляет сумму добавленной стоимости всех производителей товаров и услуг, называемых резидентами.

Резиденты – это граждане, проживающие на территории данной страны, за исключением иностранцев, живущих в стране менее 1 года.