Государственное регулирование рыночного равновесия

Государство может воздействовать на рыночное равновесие двумя способами:

1) фиксацией цен;

2) налоговым регулированием.

3) 10.3.1 Фиксация цен

4) Уровень существующих цен равновесия по тем или иным причинам может не устраивать государство. В этой ситуации государство может установить фиксированные цены.

5) а) При существовании избыточного производства какой-либо продукции, когда установление равновесных цен может привести к массовому разорению, как правило, мелких производителей с более высоким уровнем затрат, государство может установить фиксированные цены выше цен равновесия(Ц1 > Цравн) (рис. 10.6). В этом случае возникает избыток предложения (Vспр1 < Vпр1). Объем продаж при этом будет на уровне спроса (Vспр1). Этот объем продаж меньше того, каким он был бы при установлении равновесной цены (Vравн):

6) Vпродаж = Vспр1 < Vравн

7) Рынок потребителя – это рынок, который характеризуется устойчивым превышением предложения над спросом.

8)

Ц

 

V

 

Рис. 10.6

 

 

С

 

П

 

С

 

П

 

Цравн

 

Vравн

 

 

Ц1

 

V1спр

 

V1пр

 

∆Vпр

 

Vпродаж = V1спр < Vравн  

 

9) б) Если цена фиксирована государством ниже цены равновесия (Ц2 < Цравн) (рис. 10.7), то возникает дефицит (избыток спроса). Величина спроса будет больше, чем величина предложения (Vспр2 > Vпр2). Очевидно, что будет продано не столько товаров, сколько хотят потребители, а столько, сколько произведено (Vпр2). Этот объем продаж также будет меньше равновесного:

10) Vпродаж = Vпр2 < Vравн

11) Рынок производителя – это рынок, который характеризуется устойчивым превышением спроса над предложением.

12)

Ц

 

V

 

Рис. 10.7

 

 

С

 

П

 

С

 

П

 

Ц2

 

V2пр

 

V2спр

 

∆Vспр

 

 

Цравн

 

Vравн

 

Vпродаж = V2пр < Vравн  

 

13) Как бы государство ни фиксировало цены (выше или ниже равновесной цены), объем реализуемой продукции (объем продаж) всегда становится меньше того объема реализации, который мог бы быть достигнут при равновесии.

14) Следствие дефицита 1. Возникновение конкуренции потребителей.

15) При цене Ц1, меньшей равновесной, весь спрос не может быть удовлетворен. В этом случае, чтобы все-таки удовлетворить спрос, потребители начнут конкурировать друг с другом до тех пор, пока объем спроса не сравняется с объемом предложения. Это может быть достигнуто, когда к денежным затратам на покупку товара (Ц1) потребители начнут добавлять неденежные затраты (ΔЦ) так, что общие затраты на покупку составят Ц2 (рис. 10.8).

16)

Ц

 

V

 

Рис. 10.8  

 

 

С

 

П

 

С

 

П

 

Ц2

 

Vпродаж

 

 

Цравн

 

Vравн

 

Ц1

 

∆Ц

 

 

Ц2 = Ц1 + ∆Ц    

 

17) Неденежные затраты – это время, затраченное на стояние в очередях, различные предварительные записи на ожидаемый товар, которое могло бы использоваться на более производительные цели. Сюда относится и переход в отношениях с продавцом на принцип «личного бартера»: ты мне – я тебе. Это взятки, чаевые, товар из-под прилавка и с черного хода. При этом возникают различного рода системы распределения: открытки, приглашения, визитные карточки, купоны, талоны, списки, льготы участникам.

18) Следствие дефицита 2. Возникновение «черного рынка».

19) При установлении государством цены Ц1, меньше равновесной, появляется «черный рынок». Кривая предложения на «черном рынке» может занять положение П1П1 (рис. 10.9).

20)

Ц

 

V

 

Рис. 10.9

 

 

С

 

П

 

С

 

П

 

Ц1

 

V1

 

Vравн

 

 

Цравн

 

Vч.р.

 

Цч.р.

 

 

П1

 

П1

 

21) Кривая П1П1 расположена выше «официальной» кривой предложения ПП. Разница между этими кривыми представляет собой плату за риск, который несут продавцы, пуская товар не в легальную торговлю, а на нелегальный рынок. Преград для установления цены на «черном рынке» нет, если отвлечься от влияния крупных подпольных продавцов, заставляющих мелких продавцов «черного рынка» фиксировать цену. Равновесная цена на «черном рынке» (Рч.р.) будет превышать как фиксированную цену Ц1, так и равновесную цену Црав. Объем продаж при этом на «черном рынке» (Vч.р.) больше того объема (V1), который был бы реализован на обычном рынке по цене Ц1, но меньше равновесного объема (Vрав).

22) 10.3.2 Налоговое регулирование

23) Все налоги можно разбить на две большие группы: прямые и косвенные.

24) Прямые налоги выплачиваются непосредственно из доходов налогоплательщика.

25) Косвенные налоги включаются непосредственно в цену товара и оплачиваются потребителем при покупке товара.

26) Допустим, что государство на данный товар установило косвенный налог в сумме Т. Производители должны включить этот косвенный налог в цену товара (рис. 10.10). Следовательно, кривая предложения должна сместиться на величину Т. Новая кривая предложения П1П1 будет строго параллельна старой кривой предложения ПП. Новое равновесие установится в точке Rт (пересечение П1П1 и СС). Новая равновесная цена будет выше старой (Ц+ > Ц1), а объем продаж снизится с V1 до V2.

27)

28) 1. Косвенные налоги приводят к росту равновесной цены и снижению объема продаж.

29) Косвенный налог не выгоден потребителям: без него они могли бы больше купить по более низкой цене (равновесие R). Но выгоден ли этот налог производителю? Казалось бы, бери налог с потребителя и отдавай его государству. Но… Если сравнить величину выручки производителя, когда нет косвенного налога (площадь ОЦ1RV1) (рис. 10.11) и выручку производителя, поступившую в его распоряжение после уплаты налога (площадь ОЦ-ХV2), то снижение выручки при наличии косвенного налога очевидно.

30)

31) 2. Косвенные налоги снижают выручку производителя.

32) 3. Бремя косвенного налога распределяется между потребителем и производителем.

33) Для потребителя прирост цены при введении косвенного налога составит Ц+ - Ц-.

34) Для производителя потеря в цене при введении косвенного налога составит Ц1 – Ц-.

35)

36) Общая сумма выплачиваемого государству налога соответствует площади (Ц-Ц+ЦтХ) (рис. 10.12), т.е. величине налога (Т), умноженного на объем реализации (V2), из которой сумма, равная площади Ц-Ц1КХ, составляет налоговое бремя производителя, а сумма, равная площади Ц1Ц+ЦтК, соответствует налоговому бремени потребителя (рис. 10.13).

37)

38)

39) Государство может применять и противоположный установлению косвенных налогов метод регулирования равновесия. Оно может устанавливать дотации.

40) Дотация – это ассигнования из государственного бюджета, направляемые для покрытия предприятием убытков, получаемых, в частности, за счет продажи своей продукции по государственным ценам, которые не покрывают затрат предприятия.

41) Другими словами, если на товар установлена дотация, то это означает, что одна часть реальной цены оплачивается потребителем, а другая часть – государством. Таким образом, цена товара для потребителя снижается.