Конспект лекций.

Экономика предприятия.

 

 

Введение......................................................................................................................................................................................................................................................................................................... 5

Сущность современного рынка.......................................................................................................................................................................................................................................... 5

Оборотный капитал........................................................................................................................................................................................................................................................................... 6

Товарный рынок......................................................................................................................................................................................................................................................................................... 6

Товарные биржи................................................................................................................................................................................................................................................................................ 6

Финансовый рынок.................................................................................................................................................................................................................................................................................. 7

Кредитная система............................................................................................................................................................................................................................................................................ 8

Рынок труда.............................................................................................................................................................................................................................................................................................. 10

Предприятие в экономической системе.................................................................................................................................................................................................................. 11

Организационно-правовые формы предприятия....................................................................................................................................................................................................................... 11

Предприятие в экономической системе....................................................................................................................................................................................................................................... 13

Ресурсы предприятия..................................................................................................................................................................................................................................................................... 14

Основной капитал........................................................................................................................................................................................................................................................................... 15

Износ основных фондов..................................................................................................................................................................................................................................................................... 16

Показатели использования основных фондов......................................................................................................................................................................................................................... 17

Оборотный капитал........................................................................................................................................................................................................................................................................ 18

Нормирование оборотных средств.................................................................................................................................................................................................................................................. 19

Источники формирования основного и оборотного капитала........................................................................................................................................................................................... 21

Производственная мощность предприятия.......................................................................................................................................................................................................... 21

Показатели производственной программы предприятия...................................................................................................................................................................................................... 22

Формирование производственной программы предприятия................................................................................................................................................................................................. 23

Кадры предприятия и производительность труда........................................................................................................................................................................................... 23

Расчет численности работников предприятия........................................................................................................................................................................................................................... 24

Производительность труда...................................................................................................................................................................................................................................................... 25

Организация зарплаты на предприятии.................................................................................................................................................................................................................... 26

Тарифная система.................................................................................................................................................................................................................................................................................. 26

Структура заработной платы............................................................................................................................................................................................................................................................. 27

Бестарифная система оплаты труда............................................................................................................................................................................................................................................... 27

Окладная система оплаты труда.................................................................................................................................................................................................................................................... 28

Формы и системы заработной платы.............................................................................................................................................................................................................................................. 28

Баланс времени одного рабочего в год......................................................................................................................................................................................................................................... 29

Себестоимость продукции, ее состав и структура...................................................................................................................................................................................... 30

Расчет критического объема продаж и определение точки безубыточности............................................................................................................... 32

Прибыль и рентабельность...................................................................................................................................................................................................................................................... 33

Распределение прибыли........................................................................................................................................................................................................................................................................ 34

Формирование прибыли на западных предприятиях................................................................................................................................................................................................................ 34

Показатели рентабельности................................................................................................................................................................................................................................................. 35

Капитальные вложения............................................................................................................................................................................................................................................................. 36

Эффективность капитальных вложений....................................................................................................................................................................................................................................... 36

Показатели сравнительной экономической эффективности............................................................................................................................................................................................. 36

Инвестиционная политика предприятия................................................................................................................................................................................................................ 37

Расчет эффективности инвестиций................................................................................................................................................................................................................................................ 37

Коммерческая эффективность инвестиций................................................................................................................................................................................................................................ 40

Учет неопределенности и риска........................................................................................................................................................................................................................................ 41

Критерии отбора проекта........................................................................................................................................................................................................................................................... 42

Финансы предприятия.................................................................................................................................................................................................................................................................. 42

Балансовый план.............................................................................................................................................................................................................................................................................. 45

Лизинг............................................................................................................................................................................................................................................................................................................ 47

Налоговая система........................................................................................................................................................................................................................................................................ 48

Цена и ценообразование............................................................................................................................................................................................................................................................ 50

Ценовая политика в условиях рынка........................................................................................................................................................................................................................................... 52

Бизнес план.............................................................................................................................................................................................................................................................................................. 52

 

Введение.

 

Экономика – наука о том, как общество использует ограниченные ресурсы для производства товаров и услуг и распределяет их среди различных групп людей. В зависимости от уровня рассматриваемых экономических проблем, экономика подразделяется на макроэкономику (наука о народном хозяйстве в целом в международном контексте) и микроэкономику (наука о хозяйственном механизме и субъектах рынка).

Сущность современного рынка.

 

Рынок – это система отношений между покупателями и продавцами по поводу реализации товаров и услуг за деньги. Основными образующими факторами рынка являются спрос, предложение и цена. Спрос – это платежеспособная потребность. Цена – это количество денег, которое готов заплатить потребитель за товар. Стоимость равна ценности товара.

Основными принципами рыночного хозяйства являются:

1) Свободный выбор любым юридическим лицом любых видов деятельности (кроме запрещенных законом);

2) Равноправие любых видов собственности: государственной, коллективной, частной;

3) Свободный доступ к любым видам ресурсов, ограниченный лишь собственными или заемными средствами;

4) Свободный выбор связи между поставщиками и потребителями;

5) Формирование цены на основе спроса и предложения.

 

Государство
Население
Финансовый рынок
Фирмы
Рынок трудовых ресурсов
Рынок товаров и услуг
Схема функционирования рыночной экономики:

 

 

Оборотный капитал

 

По объектам купли-продажи рынок принято подразделять на 3 вида:

1) товарный рынок

2) финансовый рынок

3) рынок рабочей силы.

Товарный рынок

Товарный рынок – это система отношений между продавцами и покупателями по поводу реализации товаров и услуг за деньги.

Товарные рынки различают:

1) по видам товаров;

2) по видам конкуренции:

— монопольный (один продавец, много покупателей)

— олигопольный (несколько продавцов, много покупателей)

— рынок совершенной конкуренции;

3) по соотношению спроса и предложения:

— рынок продавца (спрос больше предложения)

— рынок покупателя (спрос меньше предложения);

4) по критерию границ;

5) по назначению товара:

— рынок оптовой торговли: товар приобретается для его производственного использования или дальнейшей перепродажи

— рынок розничной торговли: товар приобретается для личного пользования.

 

Распределение товаров производственного назначения на рынке осуществляется через систему оптовой торговли, которая в настоящее время приближается к международным стандартам.

Распределение происходит по следующим каналам:

1. Прямые связи - отношения между поставщиками и потребителями основываются на договорах без посредников.

2. Торговые дома - торговые организации, осуществляющие реализацию широкого ассортимента товаров.

3. Торгово-посреднические фирмы - организации, специализирующееся на продаже конкретных товаров или отдельных товарных групп, обеспечивает послепродажное, гарантийное и другое обслуживание.

 

Вендор – продавец-производитель, крупная фирма непосредственный производитель товара или ее торговый отдел.

Дистрибьютор – распространитель, крупная фирма, имеющая договор с одним или несколькими вендорами о реализации товаров.

Дилер – посредник, фирма-посредник, непосредственно торгующая с покупателями.

Товарные биржи

Товарная биржа – это постоянно действующий крупно оптовый рынок легко стандартизируемых сырьевых товаров. Товар на ней продается без его предъявления и осмотра контролерами. На бирже организуются расчетная палата, арбитраж, котировальная комиссия.

На бирже работают:

1) Брокеры – посредники, работающие за счет и по поручению клиента;

2) Дилеры – посредники, работающие за свой счет и риск;

3) Маклеры – сотрудники биржи, оказывающие содействие в сделках за официальное жалование.

 

На бирже могут осуществляться следующие сделки:

1) с реальным товаром:

— СПОТ – с поставкой товара через две недели после заключения сделки;

— ФОРВАРД – с поставкой товар в течение срока, превышающего две недели после заключения сделки;

2) фьючерсные сделки – контракт на продажу товара по определенной цене, в определенный срок. Фьючерсные сделки осуществляются с целью спекуляции на разнице цены во времени и с целью хеджирования (страхования).

 

Функции бирж:

1) Упорядочивание торговли;

2) Оказание посреднических услуг;

3) Котировка товара (определение среднего уровня цены).

 

Финансовый рынок

Финансовый рынок – это сфера обмена, обеспечивающая накопление и движение капитала с целью его эффективного использования. Финансовый рынок делится на рынок ценных бумаг и рынок кредитов.

Ценная бумага – это денежный документ, удостоверяющий имущественное право или отношение займа владельца документа по отношению к лицу, выдавшему документ.

Виды ценных бумаг:

акция – ценная бумага, выпускаемая АО и удостоверяющая право на долю в его уставном капитале, право на управление и получение части прибыли в виде дивидендов. Курсовая стоимость акции определяется как отношение дивиденда, выплачиваемого по акции, к среднему банковскому проценту по депозитам (срочным годовым вкладам);

облигация – ценная бумага, удостоверяющая отношение займа между ее владельцем (кредитором) и лицом, выпустившим документ (должником).

опцион – право на приобретение или продажу ценных бумаг в определенный срок по определенной цене;

сертификат – документ, подтверждающий что-либо. Существует два вида: 1) акционерный сертификат – документ, подтверждающий право собственности на акции; 2) депозитный сертификат – банковский документ, подтверждающий наличие вклада, имеющий фиксированную ставку и дату наступления платежа;

вексель – письменное долговое обязательство строго установленной формы, предоставляющее заемщику право требовать от кредитора выплаты, указанной в векселе в установленный срок.

 

 

Существует два вида векселя:

 

 

1) простой («соло») – ничем не обусловленное долговое обязательство об уплате, указанной в векселе, суммы в определенный срок;

Поставщик
Получатель
товар

вексель

2) переводный вексель («тратта») – письменный приказ векселедателя плательщику («трассанту») об уплате указанной в векселе суммы третьему лицу («трассату»).

 

Поставщик
товар

 


государственные казначейские обязательства – ценные бумаги, свидетельствующие о внесение определенной суммы в бюджет (федеральный или муниципальный), доход от которых получается в течение всего срока ее действия.

Виды ГКО:

1) долгосрочные – срок действия до 20 лет;

2) среднесрочные – срок действия до 5 лет;

3) краткосрочные – срок действия до 1 года.

 

Основным инструментом финансового рынка является фондовая биржа, которая выполняет следующие функции:

1) обеспечение оборота ценных бумаг;

2) обеспечение доступа фирм к заемному капиталу;

3) способствование перемещению капитала из одной страны в другую;

4) определение средней стоимости ценных бумаг и валюты.

 

На бирже работают брокеры, дилеры, маклеры и дополнительно организуются отдел листинга и отдел котировок. Листинг – процедура допуска ценных бумаг к торговле на данной бирже. Котировка – установка средней цены на тот или иной вид ценных бумаг.

Кредитная система

 

Кредит – это движение ссудного капитала, выдаваемого во временное пользование на условиях платности, срочности и возвратности.

Кредит выполняет следующие функции:

1) выравнивание нормы прибыли и обеспечение перемещения капитала по отраслям;

2) обеспечение непрерывного круговорота средств предприятий;

3) способствование развитию производительных сил в народном хозяйстве;

 

Финансово-кредитное обеспечение предприятий, организаций и физических лиц осуществляется через кредитную систему.

 

 

 


Коммерческий банк – это организация, созданная для привлечения денежных средств и размещения их от своего имени на условиях платежности, срочности и возвратности с целью получения прибыли; также коммерческий банк выполняет комиссионные, расчетные и другие операции.

Типы коммерческих банков:

1) АО Сбербанк;

2) АО Промстройбанк;

3) АО Внешторгбанк;

4) инвестиционные;

5) инновационные;

6) биржевые;

7) ипотечные и т.д.

 

Специализированные финансово-кредитные институты:

1) Инвестиционные фонды (принимают вклады только от юридических лиц);

2) Финансовые фонды (принимают вклады, как от юридических, так и от физических лиц);

3) Страховые фонды;

4) Пенсионные фонды;

5) Общества взаимного кредита;

6) Ломбарды;

7) Лизинговые компании;

8) Факторинговые компании (Факторинг – это переуступка долговых обязательств);

9) Форфейтинговые компании (Форфейтинг – это факторинг на международном уровне).

 

Центральный банк России находится в федеральной собственности и не зависит ни от исполнительных, ни от законодательных органов власти. ЦБР выполняет следующие функции:

1) Обеспечение устойчивости рубля (борьба с инфляцией, создание валютного коридора и т.д.).

                       
   
     
         
 
 

 


Население
Экспортеры
Импортеры
граница

       
   

       
   

 


2) Регулирование денежного обращения (эмиссия денежных знаков и изъятие их из обращения).

3) Регулирование денежно-кредитных отношений. ЦБР определяет ставку рефинансирования – учетную ставку, задает нормативы для коммерческих банков. Учетная ставка – это плата за кредит коммерческим банкам (сколько коммерческий банк должен будет вернуть ЦБР за пользование кредитом), регулирует объем кредитов, которые могут быть выданы коммерческим банкам.

4) Организация размещения государственных займов (ГКО) среди населения и юридических лиц.

5) Организация безналичных расчетов.

6) Является хранилищем золотовалютных резервов страны.

7) Представляет интересы России в международных финансовых организациях.

8) Осуществляет надзор и контроль за деятельностью коммерческих банков.

 

Рынок труда

 

Рынок труда – это совокупность людей, желающих предложить свою рабочую силу в обмен на заработную плату или товар.

Заработная плата – часть валового внутреннего продукта, выплачиваемая работникам в соответствии с количеством и качеством их труда, и образующая их доходы. Заработная плата зависит от производительности труда, применяемых технологий и уровня развития производительных сил в стране.

Различают номинальную и реальную заработную плату. Номинальная заработная плата – количество денег, выплачиваемое работнику. Реальная заработная плата – количество товаров, которое можно приобрести на номинальную заработную плату.