Тема 1. Основы экономического анализа
Тезисы лекций
Требования преподавателя.
Критерии оценки
Литература для изучения
Основная литература
1.Дюсембаев К.Ш. Анализ финансового положения предприятия: Учебное пособие – Алматы: Экономика, 2004 – 294с.
2. Жуйриков К.К., Баяхметов Т.Б.Анализ предприятия. КазАТК. 2006.
3. Жуйриков К.К. и др. Финансовый анализ предприятия. Алматинская академия экономики и статистики. 2003.
4.Баканов М.И., Шеремет А.Д.Теория анализа хозяйственной деятельности. М.: «Финансы и статискика». 2001.
5. Савицкая Г.В. Анализ хозяйственной деятельности.- М.: ИНФРА – М, 2004.
Дополнительная литература
1.Ковалев В.В. Волкова О.Н. Анализ хозяйственной деятельности предприятия. М.: «Финансы и статискика», 2004.
2.Ковалев В.В. Финансовый анализ: Управление капиталом. Выбор инвестиции. Анализ отчетности. – М.: Финансы и статистика, 2001 – 432с.
3.Крейнина М.Н. Оценка финансового состояния организации с использованием международных стандартов – М.: Учебно-методический центр при министерстве Российской Федерации по налогам и сборам, 2001 – 50с.
4. Экономический анализ: ситуации Тесты, примеры, задачи, выбор оптимальных решений, финансовое прогнозирование: Учебное пособие. Под редакцией М.И. Баканова, А.Д. Шеремета. М.: Финансы и статистика. 2000.
5. Чернышева Ю.Г. Гузей В.А. Комплексный экономический анализ хозяйственной деятельности, - Ростов н/Д : Феникс, 2005.
№ | Вид работы | Оценка (max балл) | Количество | Сумма |
Посещаемость | 0,07 | 67,5 | ||
Тестирование | ||||
Решение ситуационных задач | 1,42 | |||
Активность на семинарских занятиях | 2,3 | |||
Выполнение заданий СРСП | 1,3 | 22,5 | ||
Итого: |
Политика академического поведения и этики соответствуют политике поведению студентов в рамках учебного заведения и требованием, названных на кафедре «Учета и аудита», а также тех требований, которые существуют в системе образования в качестве международных стандартов.
Все задания должны выполняться к установленному сроку. Студент должен приходить на занятия подготовленным. Вести конспекты лекций. Выполнять все установленные нормы и требования учебной программы. В период тестирования списывание наказывается, исключением из аудитории и низкими оценками.
Развитие этих качеств и навыков поможет вам в данном курсе в вашей карьере.
Рыночная экономика требует от каждой хозяйствующей организации, занимающейся производственным, коммерческим или другим видом деятельности, максимальной самостоятельности в решении любых проблем, возникающих в процесс е осуществления своей деятельности.
Осуществляя свою деятельность, организация вступает в определенные отношения с различными партнерами по бизнесу и принимает те или иные управленческие решения. Это требует изучения и анализа той ситуации, которая складывается в организации на момент принятия решений. В общей системе управления организацией анализ занимает промежуточное место между сбором и обработкой информации, с одной стороны, и принятием управленческих решений, с другой стороны. Таким образом, экономический анализ следует рассматривать как одну из важнейших функций управления деятельностью организации.
Ценность и эффективность управленческих решений находится в прямой зависимости, во-первых, от достоверности и качества учетно-аналитической информации, во-вторых, от глубины и степени научности аналитических исследований. Только на основе анализа можно выбрать оптимальный вариант решения стоящих перед организацией задач, определить тенденции ее развития и выявить резервы повышения эффективности деятельности в перспективе.
Экономический анализ может проводиться на разных уровнях. В рамках экономической теории выделяют макро- и микроэкономику. макроэкономика занимается исследованием функционирования национальных экономических систем на основе формирующихся макропропорций. Микроэкономика исследует поведение отдельных экономических закономерностей и субъектов. Совокупности аналитических процедур, проводимых в системах макроэконо-мики или микроэкономики, называются соответствeнно микроэкономическим анализом и микроэкономическим анализом.
Каждое из этих направлений имеет свои отличительные особенности, которые рассматриваются с позиций следующих признаков:
• объект исследования: для анализа на макроуровне в качестве объекта исследования могут выступать регионы, территориально-производственный комплекс, экономические зоны, экономика страны в целом. Микроэкономический анализ предполагает исследование какой-либо организации или ее структурных подразделений;
•источники информации:для макроэкономического анализа, как правило, используется статистическая информация; что касается анализа на микроуровне, то в качестве основного источника информации используется финансовая отчетность;
• решаемые задачи: в случае макроэкономического анализа в качестве основной задачи может рассматриваться разработка общих положений или типовых рекомендаций, направленных на улучшение изучаемого объекта. По результатам анализа на микроуровне вырабатываются конкретные рекомендации, учитывающие специфические особенности деятельности исследуемого объекта.
Экономический анализ, проводимый на микроуровне, имеет свой объект, предмет и метод. Обьект анализа,как правило, раскрывает центры проводимого исследования, т.е. отвечает на вопрос: где проводится анализ? В качестве объекта анализа могут выступать любые предприятия независимо от вида деятельности, формы организации, формы собственности и масштабов
деятельности.
Основная цель экономического анализа состоит в получении информации для объективной и достоверной оценки эффективности использования экономических и финансовых ресурсов организации, в выявлении тенденции ее финансового развития и выработке прогнозных решений для управления деятельностью на перспективу. Таким образом, экономический анализ необходим в конечном итоге для разработки финансовой стратегии организации.
Цель исследования деятельности организации определяет тактику аналитика-исследователя, который в процессе экономического анализа должен решить следующие основные задачи:
• изучить деятельность организации на момент исследования;
• выявить недостатки в работе;
•определить резервы дальнейшего улучшения деятельности;
• на основании полученных результатов разработать определенные рекомендации для управленцев.