Тема 1. Основы экономического анализа

Тезисы лекций

Требования преподавателя.

Критерии оценки

Литература для изучения

Основная литература

1.Дюсембаев К.Ш. Анализ финансового положения предприятия: Учебное пособие – Алматы: Экономика, 2004 – 294с.

2. Жуйриков К.К., Баяхметов Т.Б.Анализ предприятия. КазАТК. 2006.

3. Жуйриков К.К. и др. Финансовый анализ предприятия. Алматинская академия экономики и статистики. 2003.

4.Баканов М.И., Шеремет А.Д.Теория анализа хозяйственной деятельности. М.: «Финансы и статискика». 2001.

5. Савицкая Г.В. Анализ хозяйственной деятельности.- М.: ИНФРА – М, 2004.

Дополнительная литература

1.Ковалев В.В. Волкова О.Н. Анализ хозяйственной деятельности предприятия. М.: «Финансы и статискика», 2004.

2.Ковалев В.В. Финансовый анализ: Управление капиталом. Выбор инвестиции. Анализ отчетности. – М.: Финансы и статистика, 2001 – 432с.

3.Крейнина М.Н. Оценка финансового состояния организации с использованием международных стандартов – М.: Учебно-методический центр при министерстве Российской Федерации по налогам и сборам, 2001 – 50с.

4. Экономический анализ: ситуации Тесты, примеры, задачи, выбор оптимальных решений, финансовое прогнозирование: Учебное пособие. Под редакцией М.И. Баканова, А.Д. Шеремета. М.: Финансы и статистика. 2000.

5. Чернышева Ю.Г. Гузей В.А. Комплексный экономический анализ хозяйственной деятельности, - Ростов н/Д : Феникс, 2005.

Вид работы Оценка (max балл) Количество Сумма
Посещаемость 0,07 67,5
Тестирование
Решение ситуационных задач 1,42
Активность на семинарских занятиях 2,3
Выполнение заданий СРСП 1,3 22,5
  Итого:    

Политика академического поведения и этики соответствуют политике поведению студентов в рамках учебного заведения и требованием, названных на кафедре «Учета и аудита», а также тех требований, которые существуют в системе образования в качестве международных стандартов.

Все задания должны выполняться к установленному сроку. Студент должен приходить на занятия подготовленным. Вести конспекты лекций. Выполнять все установленные нормы и требования учебной программы. В период тестирования списывание наказывается, исключением из аудитории и низкими оценками.

Развитие этих качеств и навыков поможет вам в данном курсе в вашей карьере.

Рыночная экономика требует от каждой хозяйствующей организации, занимающейся производственным, коммерческим или другим видом деятельности, максимальной самостоятель­ности в решении любых проблем, возникающих в процесс е осуществления своей деятельности.

Осуществляя свою деятельность, организация вступает в определенные отношения с различными партнерами по бизнесу и принимает те или иные управленческие решения. Это требует изучения и анализа той ситуации, которая складывается в организации на момент принятия решений. В общей системе управления организацией анализ занимает промежуточное место между сбором и обработкой информации, с одной стороны, и принятием управленческих решений, с другой стороны. Таким образом, экономический анализ следует рассматривать как одну из важнейших функций управления деятельностью организации.

Ценность и эффективность управленческих решений нахо­дится в прямой зависимости, во-первых, от достоверности и качества учетно-аналитической информации, во-вторых, от глубины и степени научности аналитических исследований. Только на основе анализа можно выбрать оптимальный вариант решения стоящих перед организацией задач, определить тенден­ции ее развития и выявить резервы повышения эффективности деятельности в перспективе.

Экономический анализ может проводиться на разных уровнях. В рамках экономической теории выделяют макро- и микроэко­номику. макроэкономика занимается исследованием функциони­рования национальных экономических систем на основе форми­рующихся макропропорций. Микроэкономика исследует поведе­ние отдельных экономических закономерностей и субъектов. Совокупности аналитических процедур, проводимых в системах макроэконо-мики или микроэкономики, называются соответст­вeнно микроэкономическим анализом и микроэкономическим анализом.

Каждое из этих направлений имеет свои отличительные особенности, которые рассматриваются с позиций следующих признаков:

• объект исследования: для анализа на макроуровне в качестве объекта исследования могут выступать регионы, тер­риториально-производственный комплекс, экономические зоны, экономика страны в целом. Микроэкономический анализ предпо­лагает исследование какой-либо организации или ее структурных подразделений;

источники информации:для макроэкономического анализа, как правило, используется статистическая информация; что касается анализа на микроуровне, то в качестве основного источника информации используется финансовая отчетность;

• решаемые задачи: в случае макроэкономического анализа в качестве основной задачи может рассматриваться разработка общих положений или типовых рекомендаций, направленных на улучшение изучаемого объекта. По результатам анализа на микроуровне вырабатываются конкретные рекомендации, учиты­вающие специфические особенности деятельности исследуемого объекта.

Экономический анализ, проводимый на микроуровне, имеет свой объект, предмет и метод. Обьект анализа,как правило, раскрывает центры проводимого исследования, т.е. отвечает на вопрос: где проводится анализ? В качестве объекта анализа могут выступать любые предприятия независимо от вида деятельности, формы организации, формы собственности и масштабов

деятель­ности.

Основная цель экономического анализа состоит в получении информации для объективной и достоверной оценки эффективности использования экономических и финансовых ресурсов организации, в выявлении тенденции ее финансового развития и выработке прогнозных решений для управления деятельностью на перспективу. Таким образом, экономический анализ необходим в конечном итоге для разработки финансовой стратегии орга­низации.

Цель исследования деятельности организации определяет тактику аналитика-исследователя, который в процессе экономи­ческого анализа должен решить следующие основные задачи:

• изучить деятельность организации на момент исследования;

• выявить недостатки в работе;

•определить резервы дальнейшего улучшения деятельности;

• на основании полученных результатов разработать определенные рекомендации для управленцев.