Жидкое топливо
Правила упаковки и маркировки, хранения и транспортировки нефти и нефтепродуктов устанавливаются ГОСТ 1510-84.
При применении и перевозке этилированных бензинов должны соблюдаться санитарные правила, утвержденные Министерством здравоохранения, регламентируемые нормативно-техническими документами.
Транспортировка. Для перевозки жидкое топливо затаривают в железнодорожные цистерны и автоцистерны, бункерные полувагоны, наливные суда.
Транспортируют всеми видами транспорта: трубопроводным, железнодорожным, автомобильным, воздушным, морским и речным.
Хранение.Жидкие топлива каждой марки должны храниться в отдельных металлических и железобетонных резервуарах, исключающих попадание в них атмосферных осадков и пыли. Степень заполнения резервуаров должна быть возможно максимальной, так как от этого зависят потери топлива (при заполнении резервуара на 90 % годовые потери составляют 0,4 %, а на 20 % —13,6 % от массы хранимого топлива).
Гарантированный срок хранения на складах, нефтебазах и заправочных колоннах автомобильного бензина — 5 лет содня изготовления, авиационного — 2 года.
Поставка. Каждая партия нефтепродуктов должна сопровождаться документом о качестве (паспортом), содержащим:
1. наименование жидкого топлива;
2. его марку и номер стандарта;
3. наименование или товарный знак предприятия-изготовителя;
4. массу брутто и нетто (и при необходимости объем упакованного нефтепродукта);
5. дату изготовления;
6. номер партии;
7. надпись "Огнеопасно" — для светлых нефтепродуктов, надпись "Яд" — для ядовитых.
В документах должны указываться также нормы показателей качества, установленные нормативно-технической документацией, и результаты испытания данного нефтепродукта.
Нефтепродукты принимают по массе и сравнивают ее с указанной в накладной, проверяют паспорт и при соответствии всех показателей прибывшее топливо сливают в резервуары.
Если нефтепродукт поступил без паспорта (номер цистерны не соответствует номеру, указанному в сопроводительных документах; пломбы на цистерне повреждены или отсутствуют; цистерна опломбирована промежуточной станцией, а не станцией отправителя), грузополучатель обязан провести анализ пробы этого нефтепродукта в лаборатории и не расходовать (не принимать) его до оформления паспорта. При несоответствии качества полученного нефтепродукта стандарту составляется акт по установленной форме. Одна проба, отобранная из цистерны с участием представителя железной дороги, хранится у грузополучателя на случай арбитражного анализа до разрешения претензии.
Правила безопасности. В помещениях, где хранится жидкое топливо, требуется строгое соблюдение правил пожарной безопасности:
– категорически запрещается курение, зажигание спичек, проведение ремонтных работ, при которых выделяются искры;
– запрещается хранение на складе промасленной ветоши и посторонних предметов.
– для профилактики следует проводить периодический осмотр электропроводки и изоляторов, проверять состояние заземления резервуаров, трубопроводов, сливоналивного и другого оборудования.
Токсичность нефтепродуктов. Опасность отравления существует на всех стадиях производства, хранения, транспортирования и особенно использования жидкого топлива.
Предельная концентрация в воздухе строго регламентирована:
– для бензина-растворителя — не должна превышать 300 мг/м3;
– для автомобильного бензина — 100 мг/м3;
– для керосина — 300 мг/м3.
К работе с жидким топливом могут быть допущены лица, которые прошли соответствующий инструктаж и сдали экзамен по технике безопасности.