Жидкое топливо

Правила упаковки и маркировки, хранения и транспортировки нефти и нефтепродуктов устанавливаются ГОСТ 1510-84.

При применении и перевозке этилированных бензинов должны соблю­даться санитарные правила, утвержденные Министерством здра­воохранения, регламентируемые нормативно-технически­ми документами.

Транспортировка. Для перевозки жидкое топливо затаривают в железнодорож­ные цистерны и автоцистерны, бункерные полувагоны, наливные суда.

Транспортируют всеми видами транспорта: трубопроводным, железнодорожным, автомобильным, воздушным, морским и речным.

Хранение.Жидкие топлива каждой марки должны храниться в отдельных металлических и железобетонных резервуарах, исключающих попадание в них атмосферных осадков и пыли. Степень заполнения резервуаров должна быть возможно максимальной, так как от этого зависят потери топлива (при заполнении резервуара на 90 % годовые потери составляют 0,4 %, а на 20 % —13,6 % от массы хранимого топлива).

Гарантирован­ный срок хранения на складах, нефтебазах и заправочных колоннах автомобильного бензина — 5 лет содня изготовления, авиационного — 2 года.

Поставка. Каждая партия нефтепродуктов должна сопровождаться документом о качестве (паспортом), содержащим:

1. наименова­ние жидкого топлива;

2. его марку и номер стандарта;

3. наименование или товарный знак предприятия-изготовителя;

4. массу брутто и нетто (и при необходимости объем упакованного нефтепро­дукта);

5. дату изготовления;

6. номер партии;

7. надпись "Огнеопасно" — для светлых нефтепродуктов, надпись "Яд" — для ядовитых.

В документах должны указываться также нормы показате­лей качества, установленные нормативно-технической докумен­тацией, и результаты испытания данного нефтепродукта.

Неф­тепродукты принимают по массе и сравнивают ее с указанной в накладной, прове­ряют паспорт и при соответствии всех показателей прибывшее топливо сливают в резервуары.

Если нефтепродукт поступил без паспорта (номер цистерны не соответствует номеру, указанному в сопроводительных документах; пломбы на цистерне повреждены или отсутствуют; цистерна опломбирована промежуточной станцией, а не станцией отправителя), грузополучатель обязан провести анализ пробы этого нефтепродукта в лаборатории и не расходовать (не принимать) его до оформления паспорта. При несоответствии качества полученного нефтепродукта стандарту составляется акт по установленной форме. Одна проба, отобран­ная из цистерны с участием представителя железной дороги, хранится у грузополучателя на случай арбитражного анализа до разрешения претензии.

Правила безопасности. В помещениях, где хранится жидкое топливо, требуется строгое соблюдение правил пожарной безопасности:

– категорически запрещается курение, зажигание спичек, проведение ремонтных работ, при которых выделя­ются искры;

– запрещается хранение на складе промасленной ветоши и посто­ронних предметов.

– для профилактики следует проводить периодический осмотр электропроводки и изоляторов, проверять состояние заземления резервуаров, трубопроводов, сливоналивного и другого оборудования.

Токсичность нефтепродуктов. Опасность отравления существует на всех стадиях производ­ства, хранения, транспортирования и особенно использования жидкого топлива.

Предельная концентрация в воздухе строго регламентирована:

– для бензина-растворителя — не должна пре­вышать 300 мг/м3;

– для автомобильного бензина — 100 мг/м3;

– для керосина — 300 мг/м3.

К работе с жидким топливом могут быть допущены лица, которые прошли соответствующий инструктаж и сдали экзамен по технике безопасности.