Ассортимент и маркировка автомобильных бензинов
Карбюраторное топливо
К этой группе относятся бензины. Выпускаемые в настоящее время бензины делятся на:
– автомобильные;
– авиационные.
Бензины — легковоспламеняющиеся бесцветные или слегка желтые (без специальных добавок) жидкости с характерным запахом, теплота сгорания — 42–44 МДж/кг.
Основными эксплуатационными свойствами бензинов являются:
– детонационная стойкость;
– фракционный состав;
– стабильность;
– нейтральность;
– содержание вредных примесей и др.
ГОСТами предусмотрены и другие показатели качества бензинов.
1.Детонационная стойкость бензинов — способностью топлива сгорать в двигателе с принудительным зажиганием без детонации (объемное взрывное самовоспламенение топливно-воздушной смеси).
Мерой детонационной стойкости бензинов является их октановое число.
Октановое число — это процентное (объемное) содержание изооктана в смеси с нормальным гептаном, которая по своим антидетонационным свойствам аналогична испытуемому топливу.
Например, в марке бензина А-95 октановое число 95 показывает, что бензин имеет такие же антидетанационные свойства, что и смесь из 95 % изооктана и 5 % нормального гептана.
2. Фракционный состав
В зависимости от фракционного состава выпускают бензины отдельных марок двух видов, отличающиеся содержанием низкокипящих компонентов:
1. летние;
2. зимние.
3. Стабильность топлива — способность сохранять свой состав и основные свойства при хранении, транспортировке и в условиях потребления.
Виды стабильности топлива:
– химическая — способность сохранять химический состав топлива;
– физическая — способность сохранять однородность и фракционный состав.
4. Нейтральность топлива оценивается по содержанию в нем трех групп веществ:
1. водорастворимые кислоты и щелочи (ГОСТ 1012–72 и ГОСТ 2084–77 — отсутствие в авиационных и автомобильных бензинах);
2. органические кислоты (содержание органических кислот в бензинах определяется кислотностью — содержание в мг в 100 мг топлива (ГОСТ 5985–79). Кислотность авиационных бензинов — не более 0,3–1,0, автомобильных — не более 1–3;
3. сера и сернистые соединения (содержание серы по ГОСТ 19121–73 для авиационных — не более 0,03–0,05 %; для автомобильных — 0,05–0,15 %).
ГОСТ 31077-2002 (наш), ГОСТ Р 51105-97 «Топлива для двигателей внутреннего сгорания. Неэтилированный бензин. Технические условия».
Нормаль-80, Регуляр-91, Регуляр-92, Премиум-95, Супер-98 (2 и 4 класс) ГОСТ 31077-2002.
В зависимости от климатического района применения по ГОСТ 16350-80 — на 5 классов.
А-92, АИ-95 ТУ 38.001165-2003
Маркировка основана на детонационной стойкости бензина и методе ее определения. Цифры, стоящие после буквы А (автомобильный бензин), показывают октановое число, определенное либо по исследовательскому методу (тогда в маркировку входит буква И), либо по моторному (дополнительное обозначение отсутствует).