Ассортимент и маркировка автомобильных бензинов

Карбюраторное топливо

 

К этой группе относятся бензины. Выпускаемые в настоящее время бензины делятся на:

– автомобильные;

– авиационные.

Бензины — легковоспламеняющиеся бесцветные или слегка желтые (без специальных добавок) жидкости с характерным запахом, теплота сгорания — 42–44 МДж/кг.

Основными эксплуатационными свойствами бензинов являются:

– детонационная стойкость;

– фракционный состав;

– стабильность;

– нейтральность;

– содержание вредных примесей и др.

ГОСТами предусмотрены и другие показатели качества бензинов.

1.Детонационная стойкость бензиновспособностью топлива сгорать в двигателе с принудительным зажиганием без детонации (объемное взрывное самовоспламенение топливно-воздушной смеси).

Мерой детонационной стойкости бензинов является их октановое число.

Октановое число — это процентное (объемное) содержание изооктана в смеси с нормальным гептаном, которая по своим антидетонационным свойствам аналогична испытуемому топливу.

Например, в марке бензина А-95 октановое число 95 показывает, что бензин имеет такие же антидетанационные свойства, что и смесь из 95 % изооктана и 5 % нормального гептана.

2. Фракционный состав

В зависимости от фракционного состава выпускают бензины отдельных марок двух видов, отличающиеся содержанием низкокипящих компонентов:

1. летние;

2. зимние.

3. Стабильность топлива — способность сохранять свой состав и основные свойства при хранении, транспортировке и в условиях потребления.

Виды стабильности топлива:

– химическая — способность сохранять химический состав топлива;

– физическая — способность сохранять однородность и фракцион­ный состав.

4. Нейтральность топлива оценивается по содержанию в нем трех групп веществ:

1. водорастворимые кислоты и щелочи (ГОСТ 1012–72 и ГОСТ 2084–77 — отсутствие в авиационных и автомобильных бензинах);

2. органические кислоты (содержание органических кислот в бензинах определяется кислотностью — содержание в мг в 100 мг топлива (ГОСТ 5985–79). Кислотность авиационных бензинов — не более 0,3–1,0, автомобильных — не более 1–3;

3. сера и сернистые соединения (содержание серы по ГОСТ 19121–73 для авиационных — не более 0,03–0,05 %; для автомобильных — 0,05–0,15 %).

ГОСТ 31077-2002 (наш), ГОСТ Р 51105-97 «Топлива для двигателей внутреннего сгорания. Неэтилированный бензин. Технические условия».

Нормаль-80, Регуляр-91, Регуляр-92, Премиум-95, Супер-98 (2 и 4 класс) ГОСТ 31077-2002.

В зависимости от климатического района применения по ГОСТ 16350-80 — на 5 классов.

А-92, АИ-95 ТУ 38.001165-2003

Маркировка основана на детонационной стойкости бензина и методе ее определения. Цифры, стоящие после буквы А (автомобильный бензин), показывают октановое число, определенное либо по исследовательскому методу (тогда в маркировку входит буква И), либо по моторному (дополнительное обозначение отсутствует).