ЦЕЛИ, ЗАДАЧИ И СОСТАВ ДИСЦИПЛИНЫ

План

ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ТОВАРОВЕДЕНИЯ

Лекция 1

Твердые сплавы

 

Твердые сплавы — сплавы на основе карбидов тугоплавких материалов (вольфрама, титана и др.), связанных мягкой матрицей (кобальтом, молибденом, никелем и др.). Их изготовляют из порошков методами порошковой металлургии: прессованием и спеканием.

Твердые сплавы можно разделить на:

– вольфрамовые;

– безвольфрамовые.

В соответствии с ГОСТ 3882–74 твердые сплавы вольфрамовойгруппы делятся на три группы:

вольфрамовые (ВК3, ВК6, ВК8 и др.),

титановольфрамовые (Т30К4, Т5К10 и др.),

титанотанталовольфрамовые (ТТ7К12, ТТ8К6 и др.).

В марках таких материалов первые буквы обозначают группу, к которой относится сплав (В — вольфрамовая, Т — титановольфрамовая, ТТ — титанотанталовольфрамовая); цифры в вольфрамовой группе — количество кобальта в %; первые цифры в титановольфрамовой группе — количество карбида титана в %, а вторые — количество кобальта в %; первые цифры в титанотанталовольфрамовой группе — количество карбидов титана и тантала в %, а вторые — количество кобальта %. Количество карбида вольфрама в марке твердого сплава не указывается и определяется по разнице в %. В марках после дефиса может быть указана крупность порошков: ОМ — особо мелкие порошки; М — мелкие порошки; В — крупнозернистый карбид вольфрама; ВК — особо крупный карбид вольфрама.

Например ТТ7К12В: титанотанталовольфрамовый сплав с 7% карбидов титана и тантала, 12 % кобальта, остальное — 81% крупнозернистого карбида вольфрама.

Твердые сплавы второй группы — безвольфрамовые — изготавливают на основе карбида титана TiC (сплав ТН-20, ТН-30, ТН-50) (ТУ 48–19-223–768) или карбонитрида титана Ti(NC) (сплав КНТ-16) с Ni и Мо.

 

1. Цели, задачи и состав дисциплины «Товароведение»

2. Классификация и кодирование товаров

3. Обеспечение качества товаров

4. Техническое нормирование, стандартизация и оценка соответствия

 

«ТОВАРОВЕДЕНИЕ»

 

Товароведение — это наука о товаре как предмете торговли. Термин «товароведение» происходит от слов: «товар» и «ведать» и обозначает совокупность знаний о товаре, его свойствах, качестве и ассортименте.

Продукция — материальный или нематериальный результат деятельности, предназначенный для удовлетворения реальных или потенциальных потребностей.

Товар — материальная продукция, обладающая способностью удовлетворять конкретные потребности человека и предназначенная для купли-продажи.

Товар как продукт труда имеет двойственный характер. Он характеризуется:

­ во-первых, меновой стоимостью, выражением которой является цена;

­ во-вторых, потребительской стоимостью, т.е. способностью удовлетворять какую либо конкретную человеческую потребность.

Цель товароведения — изучение потребительской стоимости товара и изменений его потребительских свойств на всех этапах товародвижения.

Товароведение — комплексная наука и дисциплина, изучающая потребительскую стоимость товара, принципы его классификации, стандартизацию и оценку соответствия товарной продукции, закономерности формирования ассортимента товара и его структуру, факторы, обусловливающие конкурентоспособность и качество товара, способы контроля и оценки качества, условия сохранения товара при его транспортировке и хранении.

Товароведение как дисциплина состоит из двух основных разделов: теоретические основы товароведения и частное товароведение. Первый раздел включает в себя основополагающие теоретические основы товароведение, а второй — частное товароведение — описывает характеристики конкретных групп товаров и классификацию товаров на ассортиментные группы.

Все товары по сфере реализации подразделяются на товары народного потребления и товары производственного назначения.

Товары народного потребления (ТНП)— это товары, предназначенные для продажи населению с целью личного, семейного или домашнего использования, не связанного с предпринимательской деятельностью (непродовольственные, пищевые, табачные изделия). Торговля ТНП — это розничная торговля.

Товары производственного назначения (ТПН) — это товары, предназначенные для продажи субъектам хозяйственной деятельности (СХД) и индивидуальным предпринимателям с целью их использования в хозяйственной деятельности (технологическое оборудование, строительно-дорожная техника, транспортные машины общего пользования, топливно-сырьевые товары и т.п). ТПН продаются в системе оптовой торговли с последующей их перепродажей или профессиональным использованием.

В рамках программы данного курса в разделе «Частное товароведение» рассматриваются только товары производственного назначения.

ТПН подразделяются по степени переработки на сырье, материалы, изделия, продукты и расходные изделия.

Сырье— это продукция, предназначенная для дальнейшей переработки, результатом которой не является изделие.

Материалы — это продукция, предназначенная для производства изделий (например, слябы для производства стальных плит) или других материалов (например, передельный чугун для производства стали).

Изделие— это единица промышленной продукции, которая может исчисляться в штуках или экземплярах. К изделиям относятся также незавершенные предметы, заготовки. Изделия бывают неремонтируемые (например, кирпичи, лампочки) и ремонтируемые.

Продукты — это продукция, являющаяся результатом труда, но не изделием, и предназначенная для потребления, а не для эксплуатации (например, цемент, удобрения).

Расходные изделия — образцы промышленной продукции, количество которых измеряется в единицах длины, объема или массы и выпускаются в стандартной промышленной упаковке, повреждение которой может затруднить их использование (например, баллоны с газами).