Ценовая политика торговой организации. Маркетинговый подход к ценообразованию. Стратегии ценообразования новых товаров и товаров сформировавшегося рынка
Цена является одним из основных факторов, влияющих на размер получаемой прибыли, а также на ряд других количественных и качественных показателей работы предприятия: рентабельность, оборот, конкурентоспособность, долю рынка и т.д.
Цена– денежное выражение стоимости товаров. С точки зрения маркетинга, ценарассматривается какденежное выражение ценности (значимости для потребителя) продукта, услуги товаров.
Ценовая политика – искусство управления ценами. Ценовая политика заключается в установлении цен на товары в зависимости от складывающейся рыночной конъюнктуры, обеспечивающей намеченный объем прибыли и решение других стратегических и оперативных задач.
Ценовая политика является важным элементом комплекса маркетинга.
Отличие маркетингового подхода к ценообразованию от классической теории цен состоит в том, что запрашиваемая цена не является продуктом рациональной калькуляции, а основывается на поиске некой оптимальной равновесной рыночной характеристики. Этот поиск сопряжен с анализом конкурентной среды, с включением в расчет фактора коммерческого риска и других рыночных элементов.
Чаще всего установление цены базируется на так называемом магическом треугольнике ценовой политики.
- определение цены в зависимости от затрат;
- определение цены, ориентированной на потребителя;
-определение цены с ориентацией на конкуренцию.
Среди факторов внешней среды, влияющих на ценовую политику, основными являются:
- государственное регулирование;
- политика конкурентов;
- потребительский спрос.
Среди внутренних факторов:
- качество товара;
-жизненный цикл товара;
- издержки;
-имидж предприятия;
- позиционирование товара;
-реклама.
Поскольку цены служат эффективным инструментом привлечения покупателей, многие предприятия торговли используют ценовую информацию при формулировке слогана: «Удар по ценам!», «Дешевле только у нас!» и др.
Политику ценообразования оптовых и розничных торговых предприятий разрабатывают с учетом двух направлений:
1) наличия маркетинговых аспектов в закупочной деятельности;
2) маркетинга продаж.
Однако следует отметить, что розничные торговцы имеют гораздо больший выбор предложений о поставках по сравнению с предприятиями оптовой торговли.
Ценообразование в розничной торговле осуществляется двумя методами:
1) затратным;
2) рыночным.
При затратном методе цена реализации определяется как сумма закупочной цены и фиксированного процента к ней.
Рыночный метод предполагает установление цены реализации исходя из представлений покупателей о готовности заплатить за товар эту цену.
Особенность ценовой политики розничного торгового предприятия состоит в том, что потребитель довольно часто совершает покупки в ассортименте, поэтому могут быть назначены низкие цены на определенный товар с учетом того, что одновременно будут приобретены другие товары (например, аксессуары) по сравнительно высоким ценам.
Политика ценообразования на предприятиях торговли включает следующие методы:
– множественное ценообразование, когда однородные товары различного веса (объема) реализуются по разным ценам;
– неокругленные цены;
– престижное ценообразование обычно устанавливается на непродовольственные товары сложнотехнического назначения, некоторые подарки. Высокая цена убеждает покупателей в более высоком качестве товаров и престиже предприятия, их реализующего;
– многомерное ценообразование, которое стимулирует покупателей к приобретению большего количества товара;
Маркетинговые решения по дифференциации цен в торговых организациях могут быть представлены в следующих вариантах:
– временная дифференциация (например, скидки в будни, ночные надбавки);
– сезонная дифференциация (продажа товаров по более низким ценам в промежутках между пиками сезонного спроса);
– импульсная дифференциация (установление более высокой торговой надбавки на товары импульсного спроса, располагаемые на участках интенсивного покупательского потока);
– перекрестная дифференциация (расположение сопутствующих товаров вместе с основными);
В целом ценовая политика предприятия торговли складывается из следующих основных этапов:
1) определение маркетинговых, экономических и методических подходов к формированию цены;
2) оценка степени самостоятельности предприятия в вопросах ценообразования;
3) выбор стратегии ценообразования (стабильные, периодически меняющиеся цены, гибкие цены);
4) выбор метода ценообразования (затратный, рыночный, комбинированный);
5) определение и ранжирование перечня приемов, обеспечивающих ценовую привлекательность товара;
6) установление цены на товар;
7) оценка правильности ценообразования, возможные корректирующие мероприятия.