Окружающая среда маркетинга: понятие, структура. Характеристика разных видов сред. Основные тенденции развития
Виды спроса и соответствующие им типы маркетинга
Спрос | Тип маркетинга | Цель | Мероприятия |
1. Негативный | Конверсионный | Создать спрос | Усиление или разработка плана рекламной работы и продвижение товара |
2. Отсутствующий | Стимулирующий | Стимулировать спрос | Придавать товару известность, оптимизировать каналы распределения, выяснить причины отсутствия спроса |
3.Потенциальный | Развивающий | Реализовать спрос | Создать товары нового качественного уровня |
4. Снижающийся | Ремаркетинг | Восстановить спрос | Модернизация товара, переориентация фирмы на новые рынки, стимулирование продвижения |
5. Колеблющийся | Синхромаркетинг | Стабилизировать спрос | Свести к минимуму колебания спроса путем конкретизации потребностей и управлять ими, действуя в противофазе к колебаниям спроса |
6. Соответствующий возможностям фирмы | Поддерживающий | Застабилизиро-вать спрос | Гибкая политика цен, конкретизация издержек на маркетинговые мероприятия, создание эффективной рекламы |
7. Чрезмерный спрос | Демаркетинг | Снизить спрос | Увеличение цен, сокращение рекламной работы, продажа лицензий иностранным производителям |
8. Иррациональный спрос | Противодействующий | Свести спрос к нулю (ликвидировать) | Прекращение выпуска товаров, изъятие их из торговой сети, проведение пропагандистской кампании, направленной против потребления товара |
Понятие окружающей маркетинговой средыявляется одним из ключевых понятий маркетинга.
Маркетинговая среда фирмы– это совокупность контролируемых и неконтролируемых маркетинговых факторов, оказывающих влияние на деятельность фирмы
Окружающая среда маркетинга подразделяется на внешнюю (которая, в свою очередь, распадается на макро- и микросреду) и внутреннюю среды.
К внешнему окружению предприятия относятся факторы макро- и микросреды.
Внешняя макросреда маркетинга – это совокупность факторов, на которые предприятие воздействовать не может, но должно учитывать их в своей маркетинговой деятельности.
Анализ внешней макросреды маркетинга представляется важным не только в процессе поиска наиболее выгодных и оптимальных для бизнеса сегментов рынка, но и при разработке оперативных и стратегических планов деятельности фирмы на уже освоенных рынках.
Основные элементы внешней макросреды маркетинга составляют следующие факторы:
• демографические;
• природно-географические и экологические;
• экономические;
• научно-технические;
• политические;
• правовые;
• культурные;
• социальные.
Демографические факторы связаны с характеристикой населения соответствующего рынка или его сегмента и включают такие основные показатели, как численность населения и его половозрастная пирамида, плотность населения, уровень и темпы рождаемости и смертности и т.д.
Природно-географические и экологические факторы представлены главным образом климатическими и ресурсными условиями конкретного региона. В этой части внешней макросреды маркетинга имеет большое значение задача обеспечения экологической защиты при организации и ведении бизнеса, рационального использования и воспроизводства природных ресурсов.
Экономические факторы определены темпами экономического роста и объемами производства и торговли соответствующих регионов, уровнем и распределением текущих доходов, расходов и сбережений населения, кредитными возможностями и др.
Научно-технические факторы формируются условиями развития научно-технического прогресса, а именно: объемами государственных и частных капиталовложений в развитие науки и техники, количеством ученых, изобретателей и объемом запатентованных ими открытий и изобретений, известностью и оснащенностью научно-технических институтов и лабораторий и т.д.
Политические факторы оказывают сильное воздействие на развитие бизнеса и маркетинговой деятельности фирмы. Политическая стабильность или нестабильность, содержание правительственных программ и программ ведущих партий и политических группировок, основная направленность и характеристики государственного регулирования экономической жизни и т.д.
Правовые факторы чрезвычайно важны для определения оптимальности и перспективности организации ведения бизнеса и маркетинговой деятельности. Специалист в области маркетинга при принятии решений должен учитывать правовые нормы, регулирующие предпринимательство в пределах конкретного рынка, обеспечивающие защиту прав потребителя и общественности, контроль за доброкачественностью и безопасностью товаров, охрану окружающей среды, законы, нормативные документы государственных учреждений, требования групп общественности, которые оказывают влияние на различные организации, на отдельных лиц и ограничивают свободу их действий.
Культурные факторы во многом определяют индивидуализацию запросов потребителей по отношению к товарам и услугам и связаны с такими характеристиками, как уровень образования и профессия, степень приверженности основным традиционным культурным ценностям, религиозные представления и т.д.
Социальные факторы характеризуются положением отдельных социальных слоев общества, распределением его по принадлежности к различным классам (в частности, Ф. Котлер подразделяет общество на 6 классов: высший высший, высший низший, средний высший, средний низший, низший высший и низший низший), уровнем социальной стабильности или взрывоопасности, характером социальных конфликтов и социальной борьбой и т.д.