Сегментирование рынка: понятие, критерии, выбор целевого рынка, позиционирование
Сегментирование рынка – разбивка рынка на четкие группы покупателей, каждой из которых требуются отдельные товары и комплексы маркетинга. Другими словами, сегментация рынка — группировка покупателей по тем или иным признакам.
В основе сегментации рынка лежит учет индивидуальных предпочтений различных категорий потребителей. Она позволяет из общего числа потенциальных потребителей выбрать определенные группы (рыночные сегменты), предъявляющие более или менее однородные требования к товару.
Главная цель сегментирования – обеспечить адресность разрабатываемому, выпускаемому и реализуемому товару.
Критерий – это способ оценки выбора того или иного сегмента рынка для продуктов или предприятия.
Наиболее распространенными критериями сегментации являются:
– емкость сегмента, по которой определяется число потенциальных потребителей и соответственно необходимые производственные мощности;
– каналы распространения и сбыта продукции;
– устойчивость рынка, позволяющая сделать выбор о целесообразности загрузки мощностей предприятия;
– прибыльность, показывающая уровень рентабельности предприятия на данном сегменте рынка;
– защищенность выбранного сегмента от конкуренции.
При сегментации потребительских рынков пользуются следующими признаками:
– географическими (континенты, страны, регионы, районы, округа, области и т.д.),
– демографическими (возраст, пол, размер семьи),
– социально-экономическими (уровень дохода, род занятий, уровень образования, национальность),
– психографическими (стиль жизни, образ жизни) и
– поведенческими (степень случайности покупки, степень приверженности, интенсивность потребления).
Для сегментации рынков предприятий, используется значительная часть тех же признаков, что и при сегментации потребительских рынков. Это – географические, поведенческие и др. Наиболее употребительны экономические и технологические. В частности, выделяют следующие:
– отрасль обслуживания;
–размер предприятия;
–подходы к организации закупок (например, отношения поставщиков сельскохозяйственного сырья и их клиентов могут выражаться в осуществлении, как разовых закупок, так и долговременных договорных отношений);
– условия оплаты и формы (характер) взаимосвязей с поставщиками.
Выбор целевого рынкаозначает нахождение группы потребителей, на удовлетворение запросов которых будет ориентирована стратегия деятеля рынка.
В процессе выбора целевых сегментов рынка решаются две задачи:
1) сколько сегментов рынка следует охватить;
2) как определить самые выгодные сегменты.
Выбор целевого рынка осуществляется с помощью следующих мероприятий:
– анализ риска – определяется путем суммирования весов факторов риска для различных сегментов;
– определение конкурентоспособности товара;
– выявлений позиций основных конкурентов – кто может стать конкурентом в будущем, каковы его сильные и слабые стороны;
– определение возможной реакции конкурентов на появление на рынке нового предприятия;
– определение возможного объема продаж;
– определение прибыльности –достигается использованием стандартных методов расчета нормы прибыли, дохода на вложенный капитал, прироста общей массы прибыли предприятия.
При выборе целевых сегментов, во-первых, необходимо описать все полученные в результате сегментации группы потребителей на основе различных присущих им признаков. Во-вторых, необходимо оценить привлекательность каждого из них в качестве стратегической возможности для предприятия.