РУССКОЕ ИСКУССТВО СЕРЕДИНЫ XVIII ВЕКА

На рубеже 1810–1820х годов Венецианов уехал из Петербурга в Тверскую губернию, где купил небольшое имение Сафонково. Здесь он и обрел свою основную тему, посвятив себя изображению крестьянской жизни. Картины наполнены поэтическими изображениями крестьян и крестьянок, их детей, жанровыми сценами русской жизни и неброскими русскими пейзажами.

Тропинин – создатель особого типа портрета-картины – портрет с жанровой основой. Художник создает портрет-тип, где за единичной, конкретной моделью стоит обобщение, направленное на создание собирательного типизированного образа с определенной сюжетной завязкой, не потерявшие, однако, конкретных индивидуальных черт.

Ярким примером является знаменитая картина «КРУЖЕВНИЦА» (1823, ГТГ). Судя по предварительному рисунку, художник начинал с совершенно конкретного образа молодой женщины, затем несколько идеализировал его, сохранив портретную основу. Жанровый мотив также получает неполное развитие. Тропинин показал процесс работы кружевницы, точно изобразил все детали. Но сам сюжет не имеет в картине значительного развития повествование еле намечено, нет завязки и развязки. Эти элементы, включи их Тропинин в свою картину, разрушили бы портретную основу, перенесли бы акцент на жанровое построение образа.

Чисто жанровые сцены – изображения деревенской свадьбы, жатвы и другие – остались в наследии Тропинина явлениями второстепенными. А «Кружевница» и ей подобные «полужанры-полупортреты» стали закономерным выражением основных творческих интересов художника («ПРЯХА», ГТГ; «ГИТАРИСТ», 1823, ГТГ; «ЗОЛОТОШВЕЙКА», 1826, ГТГ).

В портретах 1840х годов возрастает роль выразительной детали, в ряде случаев — пейзажного фона, усложняется композиция, напряженней и экспрессивней становится колорит («ЖЕНЩИНА В ОКНЕ» («КАЗНАЧЕЙША»), 1841; АВТОПОРТРЕТ, 1846; «ДЕВУШКА С ГОРШКОМ», 1850). При этом романтизм художника обычно остается камерным и умиротворенно-«домашним».

Поздние произведения Тропинина (например, «Слуга со штофом, считающий деньги», 1850е) свидетельствуют об угасании колористического мастерства, однако по-прежнему привлекают своей жанровой наблюдательностью, интересом к бытописанию.

Своим творчеством художник способствовал укреплению реализма в русской живописи и оказал большое влияние на московскую школу. Тропинин был в московской живописи центральной фигурой. Хоть он сам и не вел преподавательскую работу, учителя и ученики Московского училища ориентировались на опыт Тропинина и его традиция продолжалась вплоть до конца XIX века.

 

Тропинин только ввел жанровый элемент в портрет. Настоящим же родоначальником бытового жанра в русском искусстве XIX века явился АЛЕКСЕЙ ГАВРИЛОВИЧ ВЕНЕЦИА́НОВ (1780–1847), творческий путь которого способствовал выполнению важной миссии – «русификации» содержания русского живописного искусства, придания национального характера создаваемым образам.

Землемер по образованию, служащий почтового ведомства, Венецианов оставил службу ради живописи, переехал из Москвы в Петербург и между 1807-1811 годами берет уроки у Боровиковского.

Первые творческие шаги он сделал в жанре портрета, создавая пастелью, карандашом, маслом лирические, иногда овеянные романтическим настроением образы (портрет B.C. Путятиной, ГТГ; ПОРТРЕТ М.А.ВЕНЕЦИАНОВОЙ, 1810е). Среди портретов наиболее известен АВТОПОРТРЕТ (1811, ГТГ).

Но вскоре художник оставляет портрет ради карикатуры, и за одну остросюжетную карикатуру «Вельможа» первый же номер задуманного им «Журнала карикатур на 1808 год в лицах» был закрыт. Офорт Венецианова был, по сути, иллюстрацией к оде Державина и изображал толпящихся в приемной просителей, в то время как в зеркале был виден вельможа, пребывающий в объятиях красотки предполагается, что это карикатура на графа Безбородко).

Одной из первых была картина «ГУМНО» (1821–1822, ГРМ), отражающая трудовую сцену в интерьере. Венецианов поставил перед собой совершенно определенные задачи. Он изобразил людей в интерьере (повелев выпилить торцовую стену гумна, чтобы перед художником открылось целиком его внутреннее помещение), точно передал свет, льющийся из разных источников, показал крестьян в разных позах и положениях, т.е. запечатлел реальную сцену, как она есть. В этом и заключалась программа Венецианова. Сюжетами своих картин он стал брать самые обыденные явления жизни.

Жизнь, как она есть, –вот что хотел изобразить Венецианов.Конечно,Венецианов не вскрывал острейших коллизий жизни русского крестьянина, не поднимал «больных вопросов» современности. Его образы – это патриархальный, сентиментальный, идиллический мир. Но художник не вносил в него поэтичность извне, не придумывал ее, а черпал ее из народной жизни,изображаемой им с такой любовью.В картинах Венецианова нет драматических завязок, динамичного сюжета, они, наоборот, статичны, в них «ничего не происходит». Но человек всегда находится в единении с природой, в вечном труде, и это делает образы Венецианова монументальными («НА ПАШНЕ. ВЕСНА», 1820е, ГТГ; «НА ЖАТВЕ. ЛЕТО», 1820е, ГТТ; «УТРО ПОМЕЩИЦЫ», 1820е, ГРМ; «СПЯЩИЙ ПАСТУШОК», 1823-1826, ГРМ; «ЖНЕЦЫ», 1820е, ГРМ; «ВОТ-ТЕ И БАТЬКИН ОБЕД», 1824, ГТГ; «ЗАХАРКА», 1825; «КРЕСТЬЯНКА С ВАСИЛЬКАМИ», 1830е, ГТГ).

В концепции художника много и от классицистических представлений, и от сентиментализма, а в понимании им пространства – и от романтизма. Но творчество Венецианова – это и определенный этап на пути сложения русского реализма XIX века, и в этом непреходящее значение его живописи. Это определяет и его место в русском искусстве в целом.

Картины художника, не получившего классического академического образования (видимо, так надо было Провидению), имеют большой успех на академических выставках, хотя сами академики не торопятся принять А. Венецианова в ряды преподавателей Академии. Но художник по-прежнему верен своему самобытному пути: он создает собственную школу, получившую в будущем вполне заслуженное художником название «венециановской», в которой учились одаренные дети из простых сословий и из которой вышли многие известные живописцы.

ШКОЛА ВЕНЕЦИАНОВА, ВЕНЕЦИАНОВЦЫ – это целая плеяда художников 1820–1840х годов, работавших с ним как в Петербурге, так и в его имении Сафонково. Это Алексей Васильевич Тыранов (Тыронов), Евграф Федорович Крендо́вский, Лавр Кузьмич Пла́хов (Плохов), Капитон Алексеевич Зеленцов, Никифор Степанович Крылов, С. К. Зарянко и многие другие. Среди учеников Венецианова много выходцев из крестьян.

Под кистью венециановцев рождались не только сцены крестьянской жизни, но и городские мотивы. Писали художники и интерьеры, и пейзажи, и натюрморты, и портреты, особенно «семейные портреты в интерьере» – соединявшие конкретность образов с подробностью повествования, передававшие атмосферу среды.

АЛЕКСЕЙ ВАСИЛЬЕВИЧ ТЫРАНОВ «МАСТЕРСКАЯ ХУДОЖНИКОВ БРАТЬЕВ ЧЕРНЕЦОВЫХ», 1828, ГТГ.

ЕВГРАФ ФЕДОРОВИЧ КРЕНДО́ВСКИЙ ПОРТРЕТ АЛЕКСАНДРА АЛЕКСАНДРОВИЧА БАШИЛОВА С СЕМЬЕЙ, начало 1830х, ГТГ; «ПЛОЩАДЬ ПРОВИНЦИАЛЬНОГО ГОРОДА», начало 1850х, ГТГ.

ЛАВР КУЗЬМИЧ ПЛА́ХОВ «КУЗНИЦА»,1845, ГРМ.

КАПИТОН АЛЕКСЕЕВИЧ ЗЕЛЕНЦО́В «В КОМНАТАХ»,конец 1820х - 1830е, ГТГ; «МАСТЕРСКАЯ ХУДОЖНИКА ПЕТРА ВАСИЛЬЕВИЧА БАСИНА», 1833, ГРМ.

НИКИФОР СТЕПАНОВИЧ КРЫЛОВ «ЗИМНИЙ ПЕЙЗАЖ» («РУССКАЯ ЗИМА»), 1827, ГРМ

Наиболее талантливый ученик Венецианова, несомненно, ГРИГОРИЙ ВАСИЛЬЕВИЧ СОРО́КА (1813–1864), художник трагической судьбы. (Сорока был освобожден от крепостной зависимости только реформой 1861 г., но вследствие тяжбы с бывшим помещиком был приговорен к телесному наказанию, не вынес одной мысли об этом и покончил с собой.)

Писал картины Г. Сорока всего лишь около десяти лет.Пейзажи, написанные Г. Сорокой в селе Спасском Тамбовской губернии (имении родственников хозяев художника) поражают внутренней чистотой, покоем и красотой. Образы наполняются высочайшей поэзией, благостной тишиной, но и щемящей грустью. Это мир реальных предметов, но и идеальный мир, воображаемый художником («ВИД НА ПЛОТИНУ В УСАДЬБЕ СПАССКОЕ ТАМБОВСКОЙ ГУБЕРНИИ», 1840е, ГРМ; «ВИД НА УСАДЬБУ СПАССКОЕ ТАМБОВСКОЙ ГУБЕРНИИ», 1840е; «РЫБАКИ. ВИД В СПАССКОМ», Вторая половина 1840х, ГРМ; «КАБИНЕТ ДОМА В "ОСТРОВКАХ", ИМЕНИИ Н.П. МИЛЮКОВА», 1844)

 

Яркий представитель пейзажной живописиСИЛЬВЕСТР ФЕОДОСИЕВИЧ ЩЕДРИ́Н(1791–1830), замыкает группу художников представляющих русский романтизм на первом его этапе.

Сильвестр Щедрин, сын скульптора Феодосия Щедрина, начал творческий путь учеником своего дяди Семена Щедрина с классицистических композиций: четкое деление на три плана (третий план – всегда архитектура), по бокам кулисы.

Сильвестр Щедрин прекрасно прошел курс Академии художеств (1800-1811), которую окончил с большой золотой медалью и правом пенсионерской поездки в Италию. Правда, выехать в этот солнечный край он смог лишь в 1818 году. До отъезда молодой художник пишет виды Петербурга и его окрестностей, принесшие ему известность (ВИД С ПЕТРОВСКОГО ОСТРОВА НА ТУЧКОВ МОСТ И НА ВАСИЛЬЕВСКИЙ ОСТРОВ В ПЕТЕРБУРГЕ», 1815, ГТГ).

Настоящая же слава пришла к нему все же в Италии,где Щедрин прожил более 10 лет и умер в расцвете таланта. Его пенсионерство кончилось в 1823 году, но на родину Сильвестр Щедрин так и не выехал. Причин тому несколько, и, возможно, главная из них — тяжелая болезнь, которая требовала возрастающего лечения и пребывания в теплых краях. Умер живописец в неполные сорок лет, оставив после себя замечательные полотна. Популярность русского художника в Риме и, особенно, в Неаполе была столь велика, что он делал по иным своим картинам до десятка авторских копий. Но лишь меньшая часть его художественного наследия была переправлена в Россию.

Именно в Италии, С. Щедрин раскрылся как художник-романтик, стал одним из лучших живописцев Европы наряду с Ко́нстеблем и Коро́.

С. Щедрин первым открыл для России пленэрную живопись. Правда, как и барбизонцы, Щедрин писал на открытом воздухе только этюды, а завершал картину («украшал», по его определению) в мастерской. Однако сам мотив меняет акценты. Так, Рим в его полотнах – не величественные развалины античных времен, а живой современный город простого люда – рыбаков, торговцев, моряков. Но эта обыденная жизнь под кистью Щедрина обрела возвышенное звучание. Гавани Сорренто, набережные Неаполя, Тибр у замка св. Ангела, люди, ловящие рыбу, просто беседующие на террасе или отдыхающие в тени деревьев, – все передано в сложном взаимодействии световоздушной среды, в восхитительном слиянии серебристо-серых тонов, объединенных обычно ударом красного – в одежде, в головном уборе, в ржавой листве деревьев, где затерялась какая-нибудь одна красная ветка.

«ВИД СОРРЕНТО БЛИЗ НЕАПОЛЯ», 1825 (?).

«ОЗЕРО АЛЬБАНО В ОКРЕСТНОСТЯХ РИМА», 1825, ГРМ.

«НОВЫЙ РИМ. ЗАМОК СВЯТОГО АНГЕЛА», 1825, ГТГ.

«ТЕРРАСА НА БЕРЕГУ МОРЯ. КАПУЧЧИНИ БЛИЗ СОРРЕНТО», 1827.

«ВЕРАНДА, ОБВИТАЯ ВИНОГРАДОМ», 1828, ГТГ

«БОЛЬШАЯ ГАВАНЬ НА ОСТРОВЕ КАПРИ», 1827-1828, ГТГ.

 

В последних работах Щедрина все отчетливее проявлялся интерес к светотеневым эффектам, предвещающий волну нового романтизма Максима Воробьева и его учеников (например, «ЛУННАЯ НОЧЬ В НЕАПОЛЕ», 1828).