Мощность, КПД, и коэффициент мощности трансформатора
Номинальная мощность. Номинальной мощностью трансформатора называется мощность, которую он может отдавать длительное время, не перегреваясь свыше допустимой температуры. Нормальный срок службы силового трансформатора должен быть не менее 20 лет. Так как нагрев обмоток зависит от величины протекающего по ним тока, в паспорте трансформатора всегда указывают полную мощность Sном в вольт-амперах или киловольт-амперах.
В зависимости от коэффициента мощности cosφ2, при котором работают потребители, от трансформатора можно получать большую или меньшую полезную мощность. При cosφ2=l мощность подключенных к нему потребителей может быть равна его номинальной мощности Sном. При cosφ2<l мощность потребителей не должна превышать величины .
Коэффициент мощности. Коэффициент мощности cosφ трансформатора определяется характером нагрузки, подключенной к его вторичной цепи. При уменьшении нагрузки начинает сильно сказываться индуктивное сопротивление обмоток трансформатора и коэффициент мощности его снижается. При отсутствии нагрузки (при холостом ходе) трансформатор имеет очень низкий коэффициент мощности, что ухудшает показатели работы источников переменного тока и электрических сетей. В этом случае трансформатор необходимо отключать от сети переменного тока.
Потери мощности и КПД. При передаче мощности из первичной обмотки трансформатора во вторичную возникают потери мощности как в самих проводах первичной и вторичной обмоток (электрические потери и или потери в меди), так и в стали магнитопровода (потери в стали ).
При холостом ходе трансформатор не передает электрическую энергию потребителю. Потребляемая им мощность тратится в основном на компенсацию потерь мощности в магнитопроводе от действия вихревых токов и гистерезиса. Эти потери называют потерями в стали или потерями холостого хода. Чем меньше поперечное сечение магнитопровода, тем больше в нем индукция, а следовательно, и потери холостого хода. Они значительно возрастают также при увеличении напряжения, подводимого к первичной обмотке, свыше номинального значения. При работе мощных трансформаторов потери холостого хода составляют 0,3-0,5% его номинальной мощности. Тем не менее их стремятся максимально уменьшить. Объясняется это тем, что потери в стали не зависят от того, работает ли трансформатор вхолостую или под нагрузкой. А так как общее время работы трансформатора обычно довольно велико, то суммарные годовые потери энергии при холостом ходе составляют значительную величину.
При нагрузке к потерям холостого хода добавляются электрические потери в проводах обмоток (потери в меди), пропорциональные квадрату нагрузочного тока. Эти потери при номинальном токе примерно равны мощности, потребляемой трансформатором при коротком замыкании, когда на его первичную обмотку подано напряжение Uк. Для мощных трансформаторов ониобычно составляют 0,5-2%номинальной мощности. Уменьшение суммарных потерь достигается соответствующим выбором сечения проводов обмоток трансформатора (снижение электрических потерь в проводах), применением электротехнической стали для изготовления магнитопровода (снижение потерь от перемагничивания) и расслоением магнитопровода на ряд изолированных друг от друга листов (снижение потерь от вихревых токов).
К. п. д трансформатора равен
КПД трансформатора сравнительно высок и достигает в трансформаторах большой мощности – 98-99%. В трансформаторах малой мощности КПД может снижаться до 50-70%. При изменении нагрузки КПД трансформатора изменяется, так как меняются полезная мощность и электрические потери. Однако он сохраняет большое значение в довольно широком диапазоне изменения нагрузки (рис. 119,6). При значительных недогрузках КПД понижается, так как полезная мощность уменьшается, а потери в стали остаются неизменными. Понижение КПД вызывается также перегрузками, так как резко возрастают электрические потери (они пропорциональны квадрату тока нагрузки, в то время как полезная мощность – только току в первой степени). Максимальное значение КПД имеет при такой нагрузке, когда электрические потери равны потерям в стали.
При проектировании трансформаторов стремятся, чтобы максимальное значение КПД достигалось при нагрузке 50-75% номинальной; этому соответствует наиболее вероятная средняя нагрузка работающего трансформатора. Такая нагрузка называется экономической.