Перечень ссылок

 

1. Климов С. М. Интеллектуальные ресурсы общества. – СПб.: ИВЭСЭП, Знание, 2002. с. 56

2. Там же. С. 70

3. Иноземцев В. Л. За десять лет. К концепции постэкономического общества. М.: Academia, 1998. – с. 419.

4. Пильцнер П. Безграничное богатство // Новая постиндустриальная волна на Западе. М.: Academia, 1999. с. 415.

5. Там же. с. 416.

 

Резюме:

Согласно строгим принципам микроэкономики, блага различного качества - это различные блага, и продаются они на различных рынках. Однако существуют ситуации, когда качество приобретаемого блага покупатель в момент совершения покупки не в состоянии оценить. В строгом смысле это означает, что покупатель не ведает, что именно он покупает. Это выясняется позже, в процессе использования покупки.

Если бы покупатели точно знали качественные характеристики приобретаемого товара, их желание купить товар описывалось бы обычной функцией спроса. Ограниченность информации, имеющейся у покупателя, состоит в том, что он знает, какие на рынке имеются товары, но не знает, к какой категории качества относится тот или иной экземпляр товара. Иными словами, он располагает лишь статистической информацией об имеющемся на рынке товаре. В подобных условиях цена спроса формируется как средняя из цен. Формирование кривой спроса на товар неизвестного качества (или смесь товаров различного качества) есть вертикальное усреднение кривых спроса на товар отдельных градаций качества с весами, равными долям этих градаций.

Существенно иная картина возникает, когда продавец и покупатель располагают различной информацией о качестве продаваемых единиц товара, т. е. информация распределена между участниками сделок асимметрично. Здесь типичным является случай, когда покупатель оценивает качество товара статистически, а продавцу известно качество каждой единицы товара индивидуально. Асимметрия информации в этом случае полностью заблокирует сделки с хорошими товарами, хотя при полной информированности покупателей эти товары могли бы продаваться и покупаться по своей равновесной цене. Блокировка не возникла бы и в случае неполной, но симметричной информации. Равновесие на рассматриваемом рынке характеризуется тем, что при установившейся цене кривая спроса соответствует структуре предложения, а объем спроса равен объему предложения.

Не будет преувеличением сказать, что в той или иной мере асимметрия информации присутствует на всех рынках, только в одних случаях ее действие ничтожно, в других - весьма значительно.

Подобные явления наблюдаются на рынках труда. Нанимающийся на работу (продавец трудовых услуг) имеет конкретное представление о своей профессиональной подготовленности, о своих умениях, физических возможностях и т. д., словом, о качестве располагаемого им человеческого капитала. Работодатель (покупатель трудовых услуг) имеет статистическое представление о категории работников, к которой может быть отнесен данный человек: ему известны пол, возраст, образование и, возможно, еще некоторые характеристики.

Ставка заработной платы устанавливается работодателем на основе его представлений о статистической структуре предложения труда. Она может вполне устроить работников с низкими деловыми данными, но может показаться недостаточной для работника с высоким профессиональным уровнем.

Следствием явится соответствующее изменение структуры предложения, и равновесие на рынке будет подчинено тем же условиям, которые мы рассматривали для случая товарного рынка.

Но возможна и противоположная ситуация, когда покупатель обладает более полной информацией об объекте сделки, чем продавец. Кто бы ни обладал большей полнотой информации - продавец или покупатель, - асимметричное распределение информации приводит к полному или частичному вытеснению с рынка "хороших" товаров "плохими".

Это явление получило название неблагоприятного отбора (возможно, по контрасту с биологическим естественным отбором - отбором благоприятных свойств).

Ущерб от неблагоприятного отбора терпят и продавцы хороших товаров, и покупатели, и страховые фирмы, и страхователи, словом, участники всех рынков, на которых этот эффект оказывается значительным.

К неблагоприятному отбору близок по своим последствиям другой эффект, возникающий в тех случаях, когда объектами рыночных сделок становятся контракты, действующие в течение более или менее длительного срока, и также связанные с асимметрией информации.

Речь идет об изменении поведения субъекта после заключения контракта, когда другой участник сделки не в состоянии проконтролировать поведение своего контрагента.

Все ситуации риска недобросовестности характеризуются расхождением между общественными и частными предельными расходами (последние в случаях абонементной платы равны нулю). Это обстоятельство вызывает отклонение размещения ресурсов от оптимального.

Асимметрия информации снижает эффективность рынка в целом. Но прежде всего она невыгодна продавцам хороших товаров. Они заинтересованы в том, чтобы покупатель мог выделить их товар из общей массы товаров, предлагаемых на рынке. Этой цели служат различные сигналы.

В некоторой степени эту задачу выполняют свидетельства о качестве, сертификаты и другие документы, выдаваемые заслуживающими доверия учреждениями, в частности государственными. Этой же цели служит репутация продавца (изготовителя), основанная на прошлом опыте покупок и передаваемая от покупателя к покупателю. Фирма, пользующаяся хорошей репутацией, стремится затруднить продажу подделок своей продукции. Для этого используются сложные в изготовлении упаковка, этикетки и т. д.

Особую сферу проявлений риска недобросовестности составляют контрактные отношения между сторонами, одна из которых поручает другой за вознаграждение выполнение каких-либо действий. Сторона, отдающая поручение, получила в экономике название принципала, а сторона, выполняющая поручение, - агента. И принципалом, и агентом могут быть и отдельный человек, и фирма, и организация, и государственное учреждение.

Условия возникновения риска недобросовестности, связанного с проблемой "принципал-агент": несовпадение интересов принципала и агента; информационная асимметрия (в пользу агента) в отношении качества выполнения условий контракта; несовершенство рынка агентских услуг.

Эффекты информационной асимметрии наряду с трансакционными расходами представляют собой "дефекты микроструктуры" рыночных взаимодействий субъектов экономической деятельности, приводящие к неоптимальному размещению ресурсов. В последнее время экономика информации стала интенсивно развивающейся отраслью микроэкономики.

 

Контрольные вопросы

 

1. Имеет ли смысл блага различного качества считать различными благами? (116-120)

2. В каких ситуациях покупатель не в состоянии оценить качество приобретаемого блага в момент совершения покупки? (119-123)

3. С точки зрения экономики продукты различны, если потребитель считает их различными, вне зависимости от того, различаются ли они "на самом деле"? (124-126)

4. С точки зрения экономики - если потребитель не видит различий между товарами, по крайней мере, на момент покупки, то это - единый товар, и вполне уместно говорить о спросе на этот товар? – Да или нет (126-128)

5. Что на практике означает неполноту информации о товаре? (128-132)

6. Что имеется в виду, когда говорится о том, что покупатель нейтрален по отношению к риску? (153-154).

7. Ради чего мы всюду в данной лекции считаем, что потребители рисконейтральны? (160)

8. Чем можно описать желание покупателей купить товар, если бы покупатели точно знали качественные характеристики приобретаемого товара? (161-164)

9. В чём состоит ограниченность информации, имеющейся у покупателя о товаре? (164-167)

10. Какой информацией об имеющемся на рынке товаре располагает потребитель? (167-168)

11. Как формируется цена спроса на товар, если предлагаемый товар – товар разного качества? (169-172)

12. Что собой представляет обратная функция спроса? (174-175)

13. Как формируется кривая спроса на товар неизвестного качества (или смесь товаров различного качества)? (176-177)

14. Каким словом на американском сленге называют негодные вещи? (206)

15. По какой цене будут продаваться качественные товары при полной информированности покупателей? (230-232)

16. В каком случае качественные товары могут продаваться и покупаться по своей равновесной цене? (228-230)

17. Различают ли продавцы единицы товара с разными градациями качества? (234-237)

18. Что представляет собой общий рыночный объем предложения товара при каждом значении цены? (238-240)

19. Как формируется кривая предложения, с которым встречаются покупатели? (243-244)

20. В чём состоит особенность рассматриваемого типа рынка лимонов? (245-247)

21. Как можно рассчитать долю общего объема предложения, приходящиеся на каждую градацию качества? (248-249)

22. Когда хороший товар полностью вытесняется плохим? (283-286)

23. Когда имеет место так называемый эффект "лимонов"? (286-287)

24. В силу чего асимметрия информации в той или иной мере присутствует на всех рынках? (289-292)

25. Каким образом асимметрия информации наблюдается на рынках труда? (301-304)

26. Какой информацией обладает нанимающийся на работу (продавец трудовых услуг)? (302-304)

27. Какое представление имеет работодатель (покупатель трудовых услуг) о категории работников, к которой может быть отнесен данный человек? (305-307)

28. На основе чего устанавливается ставка заработной платы работодателем? (308-310)

29. Возможна ситуация, когда покупатель обладает более полной информацией об объекте сделки, чем продавец? (315-316)

30. Что называют рискофобией страховой фирмы? (320)

31. Почему при полной информированности обеих сторон о вероятности страхового случая возможны будут лишь сделки с нулевым эффектом? (359-362)

32. Что является необходимым условием добровольного страхования при любом распределении информации? (364-366)

33. Можно ли утверждать, что все лица, заключившие договоры добровольного страхования, не склонны к риску? (369-370)

34. К чему приводит, кто бы ни обладал большей полнотой информации - продавец или покупатель, - асимметричное распределение информации? (375-377)

35. Какое явление получило название неблагоприятного отбора?(378-379)

36. Кто терпит ущерб от неблагоприятного отбора? (380-382)

37. При каком эффекте асимметрии идёт речь об изменении поведения субъекта после заключения контракта, когда другой участник сделки не в состоянии проконтролировать поведение своего контрагента? (390-391)

38. При каких условиях фирма была бы вынуждена сохранять уровень безопасности, имевший место до страхования? (412-414)

39. Почему представляется совершенно невозможным контроль водительского поведения владельца застрахованного автомобиля? (416-418)

40. Каким понятием обозначается возникающая у одного из участников контракта возможность использовать отсутствие контроля со стороны другого участника для извлечения выгоды? (419-421)

41. Какие ситуации обычно иллюстрируют риск недобросовестности? (421-423)

42. С каким риском связана продажи на условиях абонементной платы – «шведский стол», помесячная оплата телефона, газа и т. д.? (423-425)

43. Чему равны предельные расходы едока, оплатившего «шведский стол»? (426-428)

44. Почему цена за «шведский стол» не привлекает обжор-рекордсменов? (430-431)

45. В комплекте с чем обычно предоставляется возможность пользоваться «шведским столом»? (431-433)

46. Вследствие чего действие неблагоприятного отбора сводится на нет? (431-433)

47. Чем характеризуются все ситуации риска недобросовестности (436-438)

48. Чему равны частные предельные расходы в случаях абонементной платы? (439)

49. Какое обстоятельство вызывает отклонение размещения ресурсов от оптимального? (438-439)

50. Почему асимметрия информации невыгодна продавцам хороших товаров? (469)

51. Кто заинтересован в том, чтобы покупатель мог выделить их товар из общей массы товаров, предлагаемых на рынке? (469-471)

52. Какой цели служат различные рыночные сигналы? (471)

53. Какое условие требуется выполнить, чтобы сигнал о качестве товара был эффективным? (476-478)

54. Какую задачу выполняют свидетельства о качестве, сертификаты и другие документы, выдаваемые заслуживающими доверия учреждениями, в частности государственными? (479)

55. Что использует фирма, пользующаяся хорошей репутацией, чтобы затруднить продажу подделок своей продукции? (486-487)

56. С помощью чего, фирмы, производящие товары длительного пользования, могут информировать покупателей о надежности своей продукции? (497)

57. Как в экономике называется сторона, отдающая поручение? (510)

58. Как в экономике называется сторона, выполняющая поручение? (511)

 

Тесты

1. При каких условиях возникает риск недобросовестности, связанный с проблемой "принципал-агент":

A)несовпадение интересов принципала и агента;

B)информационная асимметрия (в пользу агента) в отношении качества выполнения условий контракта;

C)несовершенство рынка агентских услуг;

D)верны все версии.

2. Кто фактически управляет крупной фирмой:

A)владельцы;

B)акционеры;

C)наёмные менеджеры;

D)совет акционеров.

3. Если менеджер не является акционером, то:

A)максимизация прибыли не входит в круг его личных интересов;

B)максимизация прибыли входит в круг его личных интересов;

C)максимизация прибыли не входит в круг его рабочих интересов;

D)максимизация прибыли входит в круг его рабочих интересов;

E)все версии неверны.

4. Мотивы деятельности наёмного менеджера:

A)сохранение и повышение статуса фирмы;

B)расширение масштабов деятельности фирмы;

C)максимизация прибыли фирмы;

D)максимизация выручки фирмы.

5. Если владельцев в равной степени интересуют и выручка, и расходы - положительная и отрицательная составляющие прибыли, то:

A)менеджер часто заинтересован в увеличении выручки и равнодушен к расходам;

B) менеджер часто заинтересован в уменьшении расходов;

C)менеджер часто заинтересован в увеличении выручки и минимизации расходов;

D)все версии верны.

a) Однако возможности акционеров в отношении контроля за деятельностью администрации весьма ограничены.

 

Задачи

 

1. Существуют две градации качества некоторого товара. При совершении сделки продавец знает, к какой градации относится продаваемый экземпляр изделия, а покупатель не знает. Спрос на каждую градацию описывается функциями:

Р1D = 100 - 0.5Q ,

P2D = 80 - 0.5Q

предложение - функциями:

Q1S = Р - 60,

Q2S = Р - 40.

Считая покупателей нейтральными по отношению к риску, определить равновесную цену и равновесные объемы продаж по каждой градации качества.

 

2. Решить предыдущую задачу, изменив характеристики второй градации качества:

P2D = 60 - 0.5Q,

Q2S = Р - 20.

 

3. Решить ту же задачу при следующих характеристиках второй градации:

P2D = 40 - 0.5Q ,

Q2S = Р- 40.

4. Монополист, производящий товар высокого качества, стремится сигнализировать о качестве своего продукта с помощью низкой входной цены.

Число покупателей на рынке считать неизменным.

Расходы производства товара низкого качества равны 1.

Расходы производства товара высокого качества равны 3.

Ставка процента составляет 10% годовых, вероятность повторных продаж в следующем периоде – 85%.

Какова должна быть максимальная готовность платить за товар высокого качества, чтобы сигнал о качестве был эффективным:

А) если фирма рассчитывает продавать товар только в течение двух периодов?

Б) если фирма рассчитывает продавать товар в течение неопределённо продолжительного времени?

 

5. На рынке с низкой концентрацией продавцов торговые фирмы с идентичными расходами продают товар информированным и неинформированным о ценах в других магазинах покупателям.

Общее число покупателей в день – 8000 человек, из них 20% - неинформированны о ценах.

Информированные о ценах готовы платить цену, равную минимальным средним (экономическим) расходам фирм на товар.

Неинформированные о ценах покупатели готовы платить цену, равную 11 грн.

Зависимость средних расходов (экономических) от объёма продаж товара:

АС1 = 3 + 0,5(8 – q)2 (грн.)

Определить оптимальную ценовую стратегию для фирмы на этом рынке.

 

6. Шоколадные конфеты продаются по цене 100 грн. за коробку. Известно, что на рынке доля информированных о качестве потребителей составляет 60%.

Средние расходы производства товара низкого качества постоянны и составляют 70% от уровня расходов производства товара высокого качества.

Определить:

А) при каком уровне средних расходов монополисту выгодно производить шоколадные конфеты высокого качества (подсказка: ответ будет различаться в зависимости от того, рассчитывает ли фирма на повторные продажи или нет)?

Б) если рынок шоколадных конфет является конкурентным, будут ли фирмы на этом рынке заинтересованы в производстве товара высокого качества?

 

Основные термины и понятия

Агент

Блага различного качества

Вертикальное усреднение кривых спроса на товар

Неблагоприятный отбор

Неполнота информации о товаре

Обратная функция спроса

Ограниченность информации, имеющейся у покупателя

Принципал

Проблема "принципал-агент"

Равновесная цена (Р)

Равновесный объем (Q)

Риск недобросовестности

Рисконейтральная страховая фирма

Рисконейтральный потребитель

Рискофобия страховой фирмы

Рынок «лимонов»

Сигналы

Статистическая структура предложения труда

Структура продаж (w1, w2, ..., wn)

Точка равновесия Е

Трансакционные расходы фирмы

Условия равновесия на рынке с асимметричной информацией

Эффект "лимонов"