Анализ формирования валовой прибыли и прибыли от продаж

Задачи анализа финансовых результатов

Тема 14. Анализ финансовых результатов деятельности предприятия

Финансовые результаты деятельности предприятия характеризуются приростом суммы собственного капитала (чистых активов), основным источником которого является прибыль от операционной, инвестиционной, финансовой деятельности, а также в результате чрезвычайных обстоятельств.

Прибыль – это часть добавленной стоимости, которую непосредственно получают предприятия после реализации продукции как вознаграждение за вложенный капитал и риск предпринимательской деятельности. Количественно она представляет собой разность между совокупными доходами (после уплаты налога на добавленную стоимость, акцизного налога и других отчислений из выручки в бюджетные и небюджетные фонды) и совокупными расходами отчетного периода.

Размер прибыли, уровень рентабельности зависят от производственной, снабженческой, маркетинговой, сбытовой, инвестиционной и финансовой деятельности предприятия. Поэтому данные показатели характеризуют все стороны хозяйствования.

Основными задачами анализа финансовых с результатов деятельности являются:

  • изучение возможностей получения прибыли в соответствии с имеющимся ресурсным потенциалом предприятия и конъюнктурой рынка;
  • систематический контроль за процессом формирования прибыли и изменением ее динамики;
  • определение влияния как внешних, так и внутренних факторов на финансовые результаты и оценка качества прибыли;
  • выявление резервов увеличения суммы прибыли и повышение уровня доходности бизнеса;
  • оценка работы предприятия по использованию возможностей увеличения прибыли и рентабельности;
  • выработка рекомендаций по повышению эффективности системы управления прибылью.

Основными источниками информации при анализе финансовых результатов прибыли служат накладные на отгрузку продукции, данные аналитического бухгалтерского учета по счетам результатов, финансовой отчетности «Отчет о прибылях и убытках», а также соответствующие таблицы плана предприятия.

Формирование и структура валовой прибыли и прибыли от продаж можно представить следующим образом:

,

где – прибыль от продаж товаров, работ и услуг;

– валовая прибыль;

– коммерческие и управленческие расходы.

Анализ формирования реализации продукции позволяет выявить три фактора (Реализация = Остатки нереализованной продукции на начало года + Выпуск продукции (работ и услуг) — Остатки нереализованной продукции на конец года), учитываемых в изменении показателя выручки от реализации продукции (товаров, работ и услуг). Поэтому анализ валовой прибыли предполагает изучение факторов изменения только прибыли, в частности изменение объема реализации, структуры реализованной продукции в натуральном выражении, затрат на производство и сбыт реализованной продукции (товаров, работ, услуг), цен на товары, продукцию, работы и продукцию.

Анализ финансовых результатов от реализации товаров, продукции, работ и услуг должен быть дополнен изучением влияния количества и рентабельности отдельных видов сравнимой реализованной продукции, товаров, услуг.

В заключение анализа определяются резервы увеличения прибыли от реализованной продукции. В первую очередь это относится к такому показателю эффективности производства, как реализация продукции, приходящаяся на 1(1000) р. себестоимости реализованных товаров, продукции, работ и услуг.