Анализ динамики и выполнения плана производства и реализации продукции

Задачи и информационное обеспечение анализа

Тема 9. Анализ производства и реализации продукции

МОДУЛЬ II. АНАЛИЗ ФАКТОРОВ ПРОИЗВОДСТВА ПРОДУКЦИИ

Объем производства и объем реализации продукции являются взаимозависимыми показателями. В условиях ограниченных производственных возможностей и неограниченного спроса на первое место выдвигается объем производства продукции. Но по мере насыщения рынка и усиления конкуренции не производство определяет объем продаж, а, наоборот, возможный объем продаж является основой разработки производственной программы. Предприятие должно производить только те товары и в таком объеме, которые оно может реально реализовать.

Темпы роста объема производства и реализации продукции, повышение ее качества непосредственно влияют на величину издержек, прибыль и рентабельность предприятия. Поэтому анализ данных показателей имеет важное значение.

Его основные задачи:

  • оценка степени выполнения плана и динамики производства и реализации продукции;
  • определение влияния факторов на изменение величины этих показателей;
  • выявление внутрихозяйственных резервов увеличения выпуска и реализации продукции;
  • разработка рекомендаций по освоению выявленных резервов.

Источниками информации для анализа производства и реализации продукции служат бизнес-план предприятия, оперативные планы-графики, отчетность по выпуску продукции, «Отчет о прибылях и убытках», ведомость №16 «Движение готовых изделий, их отгрузка и реализация» и др.

Объем производства и реализации промышленной продукции может выражаться в натуральных, условно-натуральных, трудовых и стоимостных измерителях.

Обобщающие показатели объема производства продукции получают с помощью стоимостной оценки, для чего используют сопоставимые или текущие цены.

Объем реализации продукции определяется или по отгрузке продукции покупателям, или по оплате (выручке).

Важное значение для оценки выполнения производственной программы имеют и натуральные показателиобъемов производства и реализации продукции (штуки, метры, тонны и т.д.). Их используют при анализе объемов производства и реализации продукции по отдельным видам и группам однородной продукции.

Условно-натуральные показатели, как и стоимостные, применяются для обобщенной характеристики объемов производства продукции.

Нормативныетрудозатраты используются также для обобщенной оценки объемов выпуска продукции в тех случаях, когда в условиях многопродуктового производства не представляется возможным выразить общий его объем в натуральных или условно-натуральных измерителях.

Анализ начинается с изучения динамики выпуска и реализации продукции, расчета базисных и цепных темпов роста и прироста.

Среднегодовой темп роста (прироста) выпуска и реализации продукции можно рассчитать по среднегеометрической или среднеарифметической взвешенной .

Для большей наглядности динамику производства и реализации продукции можно изобразить графически.

Оценка выполнения плана по производству и реализации продукции за отчетный период (месяц, квартал, год) производится путем составления аналитической таблицы, в которой отражают данные по производству и реализации конкретного вида продукции в плановых ценах, сопоставляя их фактическую и плановую величину и определяя абсолютное отклонение и темпы прироста.

Оперативный анализ производства и отгрузки продукции осуществляется на основе расчета, в котором отражаются плановые и фактические сведения о выпуске и отгрузке продукции по объему и ассортименту, качестве за день, нарастающим итогом с начала месяца, а также отклонение от плана.