Поперечные профили улиц и дорог

Сеть улиц и дорог.

Улично-дорожную сеть населенных пунктов проектируют в виде непрерывной системы с учетом функционального назначения улиц и дорог, интенсивности транспортного, велосипедного и пешеходного движения, архитектурно-планировочной организации территории и характера застройки. В составе улично-дорожной сети выделяют улицы и дороги магистрального и местного значения, а также главные улицы.

По назначению и расчетным скоростям улицы и дороги делятся на следующие категории.

I категория – магистральные улицы и дороги общегородского значения. Они составляют основу планировочной структуры.

Магистральные улицы – это основные транспортные каналы, осуществляющие связь общегородского центра с функционально-планировочными элементами города и имеющие выход на внешние связи. К ним относятся главные магистрали города с шириной в красных линиях 80... ПО м и расчетной скоростью движения 100 км/ч, которые предназначены для пропуска внутригородских потоков легковых автомобилей и грузового транспорта для обслуживания района, и городские магистрали с шириной в красных линиях 70... 80 м и расчетной скоростью движения 80 км/ч для пропуска смешанных потоков транспорта.

Магистральные улицы подразделяют на улицы общегородского значения непрерывного и регулируемого движения и улицы районного значения – транспортно-пешеходные и пешеходно-транспортные.

Магистральные улицы общегородского значения с непрерывным движением осуществляют транспортную связь между жилыми, промышленными районами и общественными центрами крупнейших, крупных и больших городах, а также с другими улицами. Для обеспечения движения транспорта по основным направлениям при необходимости используют разные уровни.

Магистральные улицы регулируемого движения обеспечивают связь между жилыми, промышленными районами и центром рода, центрами планировочных районов. Эти улицы имеют выезды на магистральные улицы и дороги и внешние автомобильные дороги. Их пересечения с магистральными улицами и дорогам, как правило, осуществляются в одном уровне.

Магистральные дороги – это транспортные каналы для перевозки грузов, прокладываемые в обход селитебных территорий между промышленными и коммунально-складскими зонами. К ним относятся скоростные городские дороги с шириной в красных линиях 55... 140 м и расчетной скоростью движения 120 км/ч, имеют выходы на внешние связи, пересечения в разных уровнях с другими трассами. По ним запрещено движение автомобилей грузоподъемностью свыше 8 т, троллейбусов, мотоциклов и других транспортных средств со скоростью менее 60 км/ч.

К магистральным дорогам относятся также дороги с преимущественным движением грузового транспорта шириной в красных линиях 50...60 м и расчетной скоростью движения 80 км/ для пропуска преимущественно грузовых автомобилей без ограничения грузоподъемности. По ним допускается также движение общественного транспорта. Магистральные дороги подразделяют на дороги скоростного и регулируемого движения. Магистральные дороги скоростной движения используются для скоростной связи между удаленными промышленными и планировочными районами в крупнейших и крупных городах. Они связаны с внешними автомобильными дорогами, аэропортами, крупными зонами массового отдыха и поселениями в системе расселения. Пересечения с магистральными улицами и дорогами делают в разных уровнях. Магистральные дороги регулируемого движения предназначены, связи между районами города на отдельных направлениях и участках преимущественно грузового движения, осуществляемо вне жилой застройки. Они имеют выезды на внешние автомобильные дороги, пересечения с улицами и дорогами, как правило, в одном уровне.

II категория – магистральные улицы районного значения которые составляют основу планировочной структуры жилых районов. Различают несколько видов таких улиц.

Основные районные улицы шириной в красных линиях до 45 расчетной скоростью движения 80 км/ч обеспечивают транспортную связь между районами и предназначены для пропуска смешанных потоков транспорта с ограничением движения большегрузных автомобилей.

Магистральные улицы районного значения транспортно-пешеходные предназначены для транспортной и пешеходной связи между жилыми районами, а также между жилыми и промышленными другие магистральные улицы.

Магистральные улицы районного значения пешеходно-транспортные используют для пешеходной и транспортной связи преимущественно общественного пассажирского транспорта в пределах планировочного района.

Внутрирайонные улицы шириной в красных линиях 30...35 м и расчетной скоростью движения 60 км/ч предназначены для пропуска легковых автомобилей и наземного общественного транспорта, а также обслуживающего район грузового транспорта в пределах жилого района.

III категория – улицы и дороги местного значения, которые составляют основу планировочной структуры функциональных зон. Они подразделяются на улицы в жилой застройке, улицы и дороги в научно-производственных, промышленных и коммунально-складских зонах (районах), местные дороги грузового движения, пешеходные улицы и дороги, парковые дороги, проезды, велосипедные дорожки.

Улицы в жилой застройке представляют собой транспортную (без пропуска грузового и общественного транспорта) и пешеходную связи на территории жилых районов (микрорайонов), выходы на магистральные улицы и дороги регулируемого движения. К ним относятся жилые улицы шириной в красных линиях 25... 30 м и расчетной скоростью движения 60 км/ч. Они связывают жилые микрорайоны, группы жилых зданий с магистральными улицами местного значения и предназначены для движения легкового и обслуживающего транспорта. Улицы и дороги в научно-производственных, промышленных и коммунально-складских зонах (районах) создают транспортную связь преимущественно легкового и грузового транспорта в пределах зон (районов), имеют выезды на магистральные городские дороги. Их пересечения с улицами и дорогами устраиваются в одном уровне.

Местные дороги грузового движения относятся к этой же категории с аналогичными параметрами, они предназначены для производственных и коммунально-складских зон.

Пешеходные улицы и дороги прокладывают для пешеходной связи с местами приложения труда, учреждениями и предприятиями обслуживания, в том числе в пределах общественных центров, Местами отдыха и остановочными пунктами общественного транспорта.

Парковые дороги используют для транспортной связи в пределах территории парков и лесопарков, преимущественно для движения легковых автомобилей.

Проезды служат для подъезда транспортных средств к жилым зданиям, учреждениям, предприятиям и другим объектам городской застройки внутри районов, микрорайонов, микрорайонов, кварталов

Велосипедные дорожки предназначены для проезда на велосипедах по свободным от других видов транспортного движения трас сам к местам отдыха, общественным центрам, а в крупнейших крупных городах они связывают планировочные районы.

Из состава транспортно-пешеходных, пешеходно-транспортных и пешеходных улиц выделяют главные улицы, являющиеся основой архитектурно-планировочного построения общегородского центра.

Все элементы транспортной системы закрепляются красными линиями на основании генерального плана.

Детальная планировка транспортной системы предусматривает разделение встречных потоков, выделение полос для движения, остановок общественного транспорта и автостоянок, составление продольных и поперечных профилей улиц и дорог.

На магистральных улицах и дорогах для общественных транс портных средств выделяют специальную полосу движения. Вид общественного пассажирского транспорта выбирают на основании расчетных пассажиропотоков и дальностей поездок пассажиров. Провозную способность различных видов транспорта, параме устройств и сооружений определяют при следующей норме наполнения подвижного состава на расчетный срок: 4 чел./м2 свободно площади пола пассажирского салона для обычных видов наземь го транспорта и 3 чел/м2 для скоростного транспорта.

В зависимости от функционального использования и интенсивности пассажиропотоков плотность сети линий наземного общественного пассажирского транспорта на застроенных территориях должна составлять 1,5... 2,5 км/км2, в крупных и крупнейших городах – до 4,5 км/км2. Расстояние до ближайшей остановки общественного пассажирского транспорта принимают не более 500 Ц в особых условиях – до 300...400 м. В общегородском центре расстояние пешеходных подходов до ближайшей остановки общее венного пассажирского транспорта от объектов массового поселения принимают не более 250 м, в производственных и коммунально-складских зонах – не более 400 м от проходных предприятий в зонах массового отдыха и спорта – не более 800 м от главного входа. Расстояния между остановочными пунктами на линиях общественного пассажирского транспорта на территориях поселений принимают:

• для автобусов, троллейбусов и трамваев – 400...600 м;

• экспресс-автобусов и скоростных трамваев – 800... 1200 м; метрополитена – 1000...2000 м;

• электрифицированных железных дорог – 1500...2000 м.
Транспортная часть города должна быть увязана с развит

системой пешеходных пространств, включающих в себя пешеходные зоны, пешеходные улицы и площадки, пешеходные коммуникации, которые улучшают социальные, функциональные, эстетические характеристики городской среды. В условиях современности необходимость городских пешеходных пространств возрастает. В реконструируемых районах с этой целью перекрывают для транспорта целые улицы, площади, исторические центры и предоставляют их исключительно для пешеходов.

Пешеходные зоны – это городские центры тяготения с неограниченным функциональным составом объектов. Здесь для пешеходов обеспечивается полная безопасность и комфорт пребывания.

Пешеходные площади и улицы могут быть городского, районного и микрорайонного значения с расположением одного или группы однофункциональных объектов.

Пешеходные коммуникации: пешеходные дороги, галереи, подземные переходы, распределители – предназначены для кратчайших связей.

 

Лекция №6