Назначение генерального плана поселения и его масштаб

 

Материалы генерального плана города являются основополагающими для дальнейшей подробной проработки проектных решений на уровне рабочих чертежей, по которым ведется строительство и реконструкция. В генеральном плане города заложена главная идея, удовлетворяющая насущные проблемы общества на ближайшую перспективу.

Проектирование новых и реконструкцию существующих городских и сельских поселений проводят по СНиП 2.07.01-89* с учетом МДС-30-1.99 «Методические указания по разработке схем зонирования территорий города», ГОСТ 21.508–93, СПДС «Правила выполнения рабочей документации генеральных планов предприятий, сооружений и жилых городских объектов» и ГОСТ 21.108-78.

При проектировании новых или реконструкции существующих внутри городских и поселковых районов, микрорайонов, комплексов и зданий в комплект чертежей первым проектным документом входит генеральный план (генплан) объекта.

Генплан содержит сведения обо всех аспектах планировочных решений на отведенной под строительство или реконструкцию территории:

• о расположении и ориентации проектируемых и существующих зданий и сооружений (разбивочный план);

• проектируемых проездах, площадках, их назначении, системе пешеходных дорожек, ландшафтном дизайне, используемых для озеленения породах деревьев, кустарников, газонных трав и цветочных растений (план озеленения);

• малых архитектурных формах, устройствах вертикальной планировки и их плоскостных размерах (план благоустройства территории).

На генплане выполняют вертикальную и горизонтальную привязки проектируемых объектов к существующим зданиям или к границам отведенных под застройку участков. На основе генплана составляют план организации рельефа местности, который включает в себя вертикальную планировку, план земляных работ, сводный план инженерных сетей.

По предварительным исследованиям существующего состояния участка, предназначенного для строительства, составляют геоподоснову, которая содержит сведения о рельефе местности, существующих подземных и наземных коммуникациях, дорогах, площадках, сооружениях, зеленых насаждениях. Чертежи генпланов выполняют в строго определенных масштабах: 1:500,1:1000,1:2000. Генплан содержит сведения о проектируемом объекте в завершенном виде. На нем изображают объекты в тех размерах, которые они занимают на уровне земли по внешнему периметру стен. Вокруг зданий располагают отмостку шириной 3 мм независимо от масштаба. Ориентация зданий фиксируется с помощью розы ветров, которую располагают в правом верхнем углу чертежа с обязательным указанием стрелкой направления на север.

На генплане показывают проектное решение благоустройства территории, выполняемое для повышения эффективности ее использования, улучшения внешнего вида и экологического состояния, охраны окружающей среды и с учетом функционального обеспечения социальных условий ее эксплуатации.

Проектируемые проезды должны быть соединены с существующей транспортной сетью города, поселка или с загородными трассами. Проезды подводят к каждому подъезду или к основным входам в здания. Около входов проектируют свободные площадки, площадь которых зависит от назначения зданий по нормам. У подъездов жилых зданий организуют свободные проходы для движения жителей, внесения мебели. Около входов в общественные здания (кинотеатры, выставки, учебные заведения, государственные учреждения) проектируют свободные площадки для ожидания, встреч, движения больших потоков людей.

Улицы и проезды располагают не ближе 6 м к зданиям. Радиусы поворотов улиц и проездов определяют из условий безопасности движения, беспрепятственного проезда пожарных машин, видимости для водителей и пешеходов. Вдоль улиц и проездов длиннее 100 м проектируют тротуары. Свободную территорию функционально зонируют и используют для расположения площадок и пешеходных дорожек. Площадки размещают соответственно их назначению в тихой, активной или хозяйственной зонах. Их стремятся территориально изолировать. Улицы, проезды, тротуары и площадки – плоскостные сооружения – разграничивают бортовым и бордюрным камнями, которые на генплане показывают одинарными линиями.

По всем плоскостным сооружениям проводят непрерывные размерные линии в двух направлениях. Их привязывают размерами к границам участка, проезжей части улиц или к осям зданий. Для проектируемых зданий показывают и обозначают крайние оси. По ним привязывают проектируемые здания в двух взаимнопер-пендикулярных направлениях к существующим зданиям или к границам участка (горизонтальная привязка).

Существующий рельеф местности обозначают черными горизонталями, которые не проходят по проектируемым зданиям и плоскостным сооружениям. Для проектируемых зданий осуществляют вертикальную привязку к рельефу местности. Результат вертикальной привязки фиксируют на чертеже в виде записи отметок на специальных вынесенных полочках по углам зданий и в середине каждого проектируемого здания в прямоугольнике. В соответствии с выявленными черными отметками неизменяемого рельефа участка или проектными отметками изменяемого рельефа вдоль сторон здания стрелочками показывают направления стока поверхностных вод.

Озеленение проектируют исходя из назначения объекта. Существующие зеленые насаждения сохраняют лишь в случае их хорошего состояния и обоснованного местоположения. Все проектируемые деревья и кустарники на генплане имеют свои условные обозначения и места посадки, привязанные размерами к границам озелененных территорий, с указанием пород, количества, возраста.

Составные элементы генплана обозначают цветом отмывки, штриховкой, цифрами. Чтобы чертеж подробно прочитать совместно с генпланом, наносят условные обозначения, экспликацию зданий и сооружений, баланс территории, узлы сечений по озеленению и покрытиям.

В пояснительную записку включают раздел «Описание генплана». В нем подробно излагают конкретное решение всех перечисленных выше проблем с указанием цифровых данных. В заключение приводят технико-экономические показатели генплана: площадь застройки (га), площадь асфальтового покрытия (м2), площадь плиточного мощения (м2), площадь озеленения (м2), а также плотность застройки, плотность населения «нетто» и «брутто» для крупных объектов.

На сводном плане инженерных сетей показывают прокладку всех существующих и проектируемых постоянных подземных коммуникаций. Их расположение учитывают при проектировании вертикальной планировки, малых архитектурных форм и озеленения, на состояние которого подземные сети могут оказать вредное воздействие.

Возведение объекта начинают только после утверждения проекта, который перед этим подвергается независимой всесторонней (экономической, технической, экологической)

Транспортная сеть города должна обеспечивать скорость, комфорт и безопасность передвижения между функциональными: нами города и в их пределах, связь с объектами внешнего транспорта и автомобильными дорогами региональной и всероссийской сетей.

Сеть улиц, дорог, площадей и пешеходных пространств дол на проектироваться как единая общегородская система, в ко рой четко разграничены функции ее составляющих. Улично-дорожную сеть увязывают с планировочной структурой поселения прилегающей к нему территорией, обеспечивая удобные и безопасные транспортные связи со всеми функциональными зонами, с другими поселениями системы расселения, объектами, расположенными в пригородной зоне, объектами вне! го транспорта и автомобильными дорогами общей сети.

Затраты времени на передвижение жителей от мест проживания труда до мест работы для 90 % трудящихся (в один конец) не должны превышать 30 мин – для городов с населением 100 тыс. чел. и менее, а для городов с населением 2 млн. чел. – 45 мин. Промежуточные значения определяют методом интерполяции. Для городов с населением более 2 млн. чел. эти показатели рассчитывают по специальным обоснованиям. Число мотоциклов и мопедов на 1 тыс. чел. принимают 50... 100 единиц для городов с населением более 100 тыс. чел. и 100... 150 единиц – для остальных поселений.

Транспортная система города объединена архитектурными и инженерными решениями, которые подчинены требованиям безопасности, охраны окружающей среды и особенностям ландшафта. Хорошей организации транспортной системы, необходимой современному городу, свойственны сложные инженерные решения, такие как многоуровневые развязки (пересечения), использование подземного и надземного пространства. Например, в США существуют транспортные развязки в пяти уровнях. В городах нашей страны используют развязки в двух и трех уровнях. Такие решения увеличивают пропускную способность крупных магистралей, безопасность и улучшают организацию движения.