Основные понятия о генеральном плане поселения

Классификация населенных мест

Населенные места подразделяются следующим образом: городские, к которым относятся

города и поселки городского типа,

города-спутники (сателлиты), которые возникают вблизи крупных промышленных городов;

• сельские;

• курортные и дачные поселки.

Основным признаком типа населенных мест служат численность населения и связь его преобладающей части с определенными видами деятельности.

Города – это крупные населенные пункты, основная часть жителей которых занята в промышленности, науке, культуре, обслуживании здравниц, управлении

Города-спутникирасполагаются вокруг больших и крупных городов на расстоянии 30... 60 км от них. С их помощью разуплотняют густонаселенные города. Города-спутники рассчитаны на 60...80тыс. чел. В них размещаются жилые районы и отдельные промышленные предприятия на 15...20 тыс. работающих. В городах-спутниках могут также располагаться научные центры, высшие учебные заведения. Основным условием для их размещения должна быть хорошая транспортная связь с городом. Города-спутники созданы в окрестностях Москвы, Санкт-Петербурга, Киева, Харькова, Куйбышева и других городов. В качестве научных центров построены Дубна, Обнинск. Отдельные отрасли промышленности, связанные с научно-исследовательскими и учебными институтами, развиваются в Зеленограде, Жуковском под Москвой, в Академгородке под Новосибирском.

В других странах приняты иные классификации городов. Минимальное число жителей города там составляет лишь несколько сотен человек.

Поселки – населенные места от 0,5 тыс. до 12 тыс. жителей, преобладающая часть населения которых связана с промышленным производством, транспортом или обслуживанием.

Сельские населенные местаимеют малую численность населения, преобладающая часть которого занята в сфере сельского

хозяйства. Их подразделяют на деревни и села. Деревня – это малое поселение, село – более крупное, которое является административным, производственным, сельскохозяйственным центром.

Города классифицируют по следующим признакам:

• численность населения;

• административное значение (федеральный, республиканский, областной, районный
центры);

• народнохозяйственное значение (промышленный центр, транспортный узел,
курорт и др.);

• местные естественно-исторические особенности;

• характер застройки.

 

С учетом современного преимущественного функционального использования территория города подразделяется на селитебную, производственную и ландшафтно-рекреационную.

Селитебнаятерритория предназначена для размещения жилищного фонда, общественных зданий, внутригородских путей сообщения, площадей, садов, бульваров и т.п. Ее формируют с учетом взаимоувязанного размещения общественных центров, жилой застройки, улично-дорожной сети, озелененных территорий общего пользования, безвредных мест приложения труда.

Потребность в селитебной территории предварительно определяют по укрупненным показателям в расчете на 1 тыс. чел.: в городах с застройкой в среднем до трех этажей – 10 га (для застройки с земельными участками – 20 га); от четырех до восьми этажей – 8 га; от девяти этажей и выше – 7 га. В сельских районах с преимущественно усадебной застройкой потребность в площади на 1 тыс. жителей составляет 50 га.

Селитебную территорию в городах расчленяют на районы площадью не более 250 га с помощью транспортных магистралей или полос зеленых насаждений шириной не менее 100 м. Размер селитебной территории определяют исходя из необходимости предоставления каждой семье отдельной квартиры или дома. Жилищную обеспеченность рассчитывают дифференцированно для Каждого населенного пункта, а общую площадь квартир – по СНиП 2.08.01-89*.

Производственная территория предназначена для размещения! промышленных предприятий и связанных с ними объектов, коммунально-складских объектов, сооружений внешнего транспорта, транспортных путей сообщения.

Ландшафтно-рекреационнаятерритория включает в себя городские леса, лесопарки, лесозащитные зоны, водоемы, а также парки, скверы, бульвары, располагаемые на селитебной территории и композиционно связанные с открытыми озелененными пространствами.

В пределах указанных территорий выделяют зоны различного функционального назначения: жилой застройки, общественных центров, промышленные, научные и научно-производственные, коммунально-складские, внешнего транспорта, массового отдыха, курортные (если имеются лечебные ресурсы), охраняемых ландшафтов. На территориях сельских поселений выделяют, как правило, селитебную и производственную территории. В сложных геофизических условиях в потенциально опасных зонах размещают парки, сады, открытые спортивные площадки и другие свободные от застройки элементы. В случае необходимости совмещен объектов разного функционального назначения допускается создание многофункциональных зон.

Планировочная структура города выражается во взаимном расположении основных функциональных зон и системы связей мез ними. Это основа города. Она определяет транспортную схему внешний облик города и отражается в генеральном плане города

Планировочная структура древнерусских городов была проста и едина. Она состояла во взаимном расположении основных функциональных зон древнего города, оборонительных сооружений! торговых площадей и жилых кварталов. Планировочная структура наших современных городов сложна и многообразна, так как многосложна организация основных функциональных зон.

Условно территорию города разделяют на следующие функциональные градостроительные зоны, различные по-своему назначению (рис. 1.1).

Селитебная зонатерритория, предназначенная для жилья. На ней могут размещаться микрорайоны и жилые кварталы, предприятия культурно-бытового и коммунального обслуживания, от - дельные безвредные предприятия, улицы, площади, объекты озеленения, склады, резервные территории, транспортные объекты.

Промышленная зона включает в себя промышленные предприятия, обслуживающие их культурно-бытовые учреждения, улицы, площади, зеленые насаждения.

Транспортная зона– устройства внешнего автомобильного, водного, воздушного, железнодорожного транспорта (автомобильные и железнодорожные станции, портовые сооружения, аэродромы, морские и речные вокзалы, сортировочные станции и т. п.).

Рис. 1.1. Концептуальная схема планировочной структуры города:

/ – направление господствующих ветров за самый жаркий квартал (месяц) года;

2 – селитебная территория; 3 – санитарно-защитная зона; 4 – складская зона;

5 – зона внешнего транспорта; 6 – промышленная зона; 7 – зеленая зона

отдыха; 8 – направление течения реки

Коммунально-складская зона– территории разного рода складов,

трамвайных и автобусных парков, гаражей, сооружений водопровода и канализации, а также склады торговых и хозяйственных организаций с обслуживающими их транспортными устройствами.

Санитарно-защитная зона– зеленые насаждения шириной от 50 до 1000 м, защищающие территории жилой застройки от вредного влияния производственных предприятий и транспорта, расположенных по соседству.

Зона отдыха– территории зеленых насаждений, пляжей, набережных, бульваров, пешеходных зон, культурных центров, спортивных сооружений и т.п.

Лекция №2

Генеральный план города разрабатывается на основе народнохозяйственного плана развития страны и представляет собой научно обоснованный перспективный план развития города. Генеральный план города становится после этого главным градостроительным документом, на основе которого составляются все конкретные проекты планировки и застройки города. Он определяет перспективу развития, общую планировочную структуру, характер застройки, систему транспортного обслуживания, направление мероприятий по инженерной подготовке городских территорий, планировке, благоустройству и озеленению. В генеральном плане указывается очередность строительства исходя из удобства -жизни в городе.

Одним из наиболее показательных примеров градостроительства является Генеральный план развития и реконструкции Москвы. Исходным считается 1961 г., когда началась подготовка к проектированию генерального плана и осуществлению первой его очереди. В настоящее время все градостроительные преобразования проводятся уже в рамках второй очереди.

Генеральный план города включает в себя графическую часть и; пояснительную записку. В графической части в обобщенном виде на уровне технического проекта представляется планировка новых, реконструкция существующих районов, вертикальная планировка и инженерная подготовка территорий, прокладка подземных коммуникаций, организация отвода поверхностных вод, озеленение, транспортная система, схема освещения.

В пояснительной записке дается описание принятых решений, технико-экономические обоснования и расчеты.

Лекция 4