Вагоны грузового парка
Многообразие перевозимых грузов определяет структуру парка грузовых вагонов.
Грузовые вагоны должны быть приспособлены для перевозки определенных грузов, и удовлетворять следующим эксплуатационным требованиям:
· рациональное использование грузоподъемности вагонов
· сохранность перевозимых грузов
· минимальные транспортные расходы
· минимальная стоимость постройки
· минимальная масса тары вагона
· обеспечение механизации погрузочно-разгрузочных работ.
Грузовые вагоны по условию их эксплуатации можно классифицировать по следующим признакам:
· по типу вагона и способу загрузки
· по назначению
· по конструкции вагонов (грузоподъемность, количество осей, тара, объем кузова, площадь пола)
КР, ПЛ, ПВ – универсальные вагоны.
ПВ – предназначены для перевозки массовых навалочных грузов, лесных грузов, СТК.
ПЛ – для перевозки крупнотоннажных контейнеров, длинномерных и громоздких грузов.
Транспортеры – специализированные вагоны для перевозки негабаритных и тяжеловесных грузов.
КР – ценные грузы и боящиеся влияния атмосферных осадков.
Изотермические – скоропортящиеся грузы.
Цистерны – наливные грузы (нефть, спирт, молоко)
Думпкары – специализированные ПС для строительных грузов.
По назначению вагоны подразделяются на:
· Универсальные 65% КР, ПВ, ПЛ
Достоинства:
§ перевозка различных грузов
§ механизация погрузочно-разгрузочных работ
§ сокращение простоя за счет максимальной механизации погрузочно-разгрузочных работ
§ меньшие расходы на строительство и ремонт по соавнению со специализированными вагонами
· Специализированные 35% цистерны, изотермические, зерновозы, цементовозы
Достоинства:
§ перевозка определенного или однообразного груза
§ лучшее использование грузоподъемности
§ повышенные сохранности перевозимого груза
§ механизация погрузочно-разгрузочных работ
§ сокращение простоя вагонов за счет полной механизации погрузочно-разгрузочных работ
Недостатки:
§ большой порожний пробег
§ большая стоимость строительства и ремонта
§ большие расходы на содержание
По осности вагоны грузового парка подразделяются на:
· 4-х осн.– 93% всего парка
· 8 осн. ПВ, Ц –7%
· многоосные транспортеры до 32 осей.
Грузовые ставки за пользование вагонами, контейнерами определяется в зависимости от групп вагонов, контейнеров.
Вагоны подразделяются на следующие группы:
1. КР, ПЛ, ПВ.
2. окатышевозы, вагоны для перевозки автомобилей, думпкары.
3. цистерны, вагоны зерновозы, вагоны минераловозы, фитинговые платформы, содовозы.
4. вагоны цементовозы, контейнеровозы, транспортеры с числом осей до 12 включительно
5. рефрижераторные вагоны, транспортеры с числом осей 16 и более
6. вагоны-термосы
Контейнеры.
1 группа – массой брутто до 5 т
2 группа – 10-24 т включительно
3 группа > 24 т
Грузоподъемность вагона – максимально допустимая нагрузка на конструкцию данного подвижного состава при условии полного обеспечения безопасности движения поездов, устанавливается Министерством транспорта.
Для 4-осных вагонов составляет 65-75 т, для 8-осных – 120-140 т, для транспортеров до 500 т
Повышение грузоподъемности эффективно, т.к.
· снижается себестоимость перевозки грузов (увеличивается Рст, снижаются расходы на топливо и маневровую работу)
· увеличивается масса поезда
· уменьшается длина поезда
Конструкция вагонов грузового парка оказывает влияние на выполнение грузовых операций, сохранность грузов. К конструкции вагонов предъявляются эксплуатационные и экономические требования:
· минимальная стоимость постройки;
· небольшая масса тары при достаточной прочности вагона;
· максимальное использование грузоподъемности и вместимости;
· максимальное обеспечение сохранности груза;
· комплексная механизация погрузочно-разгрузочных работ;
· сокращение простоя под грузовыми операциями.