Вагоны грузового парка

Многообразие перевозимых грузов определяет структуру парка грузовых вагонов.

Грузовые вагоны должны быть приспособлены для перевозки определенных грузов, и удовлетворять следующим эксплуатационным требованиям:

· рациональное использование грузоподъемности вагонов

· сохранность перевозимых грузов

· минимальные транспортные расходы

· минимальная стоимость постройки

· минимальная масса тары вагона

· обеспечение механизации погрузочно-разгрузочных работ.

Грузовые вагоны по условию их эксплуатации можно классифицировать по следующим признакам:

· по типу вагона и способу загрузки

· по назначению

· по конструкции вагонов (грузоподъемность, количество осей, тара, объем кузова, площадь пола)

 

 

 

 

КР, ПЛ, ПВ – универсальные вагоны.

ПВ – предназначены для перевозки массовых навалочных грузов, лесных грузов, СТК.

ПЛ – для перевозки крупнотоннажных контейнеров, длинномерных и громоздких грузов.

Транспортеры – специализированные вагоны для перевозки негабаритных и тяжеловесных грузов.

КР – ценные грузы и боящиеся влияния атмосферных осадков.

Изотермические – скоропортящиеся грузы.

Цистерны – наливные грузы (нефть, спирт, молоко)

Думпкары – специализированные ПС для строительных грузов.

 

По назначению вагоны подразделяются на:

· Универсальные 65% КР, ПВ, ПЛ

Достоинства:

§ перевозка различных грузов

§ механизация погрузочно-разгрузочных работ

§ сокращение простоя за счет максимальной механизации погрузочно-разгрузочных работ

§ меньшие расходы на строительство и ремонт по соавнению со специализированными вагонами

· Специализированные 35% цистерны, изотермические, зерновозы, цементовозы

Достоинства:

§ перевозка определенного или однообразного груза

§ лучшее использование грузоподъемности

§ повышенные сохранности перевозимого груза

§ механизация погрузочно-разгрузочных работ

§ сокращение простоя вагонов за счет полной механизации погрузочно-разгрузочных работ

Недостатки:

§ большой порожний пробег

§ большая стоимость строительства и ремонта

§ большие расходы на содержание

 

По осности вагоны грузового парка подразделяются на:

· 4-х осн.– 93% всего парка

· 8 осн. ПВ, Ц –7%

· многоосные транспортеры до 32 осей.

 

Грузовые ставки за пользование вагонами, контейнерами определяется в зависимости от групп вагонов, контейнеров.

Вагоны подразделяются на следующие группы:

1. КР, ПЛ, ПВ.

2. окатышевозы, вагоны для перевозки автомобилей, думпкары.

3. цистерны, вагоны зерновозы, вагоны минераловозы, фитинговые платформы, содовозы.

4. вагоны цементовозы, контейнеровозы, транспортеры с числом осей до 12 включительно

5. рефрижераторные вагоны, транспортеры с числом осей 16 и более

6. вагоны-термосы

 

Контейнеры.

1 группа – массой брутто до 5 т

2 группа – 10-24 т включительно

3 группа > 24 т

 

Грузоподъемность вагона – максимально допустимая нагрузка на конструкцию данного подвижного состава при условии полного обеспечения безопасности движения поездов, устанавливается Министерством транспорта.

Для 4-осных вагонов составляет 65-75 т, для 8-осных – 120-140 т, для транспортеров до 500 т

Повышение грузоподъемности эффективно, т.к.

· снижается себестоимость перевозки грузов (увеличивается Рст, снижаются расходы на топливо и маневровую работу)

· увеличивается масса поезда

· уменьшается длина поезда

 

Конструкция вагонов грузового парка оказывает влияние на выполнение грузовых операций, сохранность грузов. К конструкции вагонов предъявляются эксплуатационные и экономические требования:

· минимальная стоимость постройки;

· небольшая масса тары при достаточной прочности вагона;

· максимальное использование грузоподъемности и вместимости;

· максимальное обеспечение сохранности груза;

· комплексная механизация погрузочно-разгрузочных работ;

· сокращение простоя под грузовыми операциями.