Задачи пожарной охраны на современном этапе. Пожарная наука.
Лекция № 8
В XXI веке пожарная охрана России вступила в новый исторический период развития, связанный с передачей Государственной противопожарной службы (ГПС) в состав МЧС России и преобразованием ее в пожарно-спасательную службу.
Руководством МЧС России поставлена цель создания гармоничной структуры, способной обеспечить защиту населения, объектов, территорий не только от пожаров, но и от всех видов чрезвычайных ситуаций.
В мире ежегодно регистрируется 7~8 млн. пожаров, на которых погибает 70~80 тыс. человек. Еще свыше 6 млн. человек получают увечья, травмы и ожоги.
В мировой статистике Россия является одним из государств, имеющих неблагоприятные показатели. Из возникающих в России пожаров 74% приходится на жилой сектор, в результате чего огнем ежегодно уничтожается жилищный фонд общей площадью, эквивалентный городу с населением 400 тыс. человек. В целом, годовые потери от пожаров превышают 40 млрд. руб.
В создании сложной ситуации с пожарами — немалая роль человеческого фактора, так как на количество возникающих пожаров в первую очередь влияет уровень сознания людей. Такие социальные пороки, как пьянство, отсутствие достаточного количества рабочих мест, неудовлетворенность жизнью, невежество приводят к равнодушию, неосторожности обращения с огнем и намеренно или случайно являются естественными побудителями возникновения пожаров. Наоборот, ответственный и осознанный подход каждого человека к вопросам пожарной безопасности поможет в конечном итоге привести к минимальному количеству пожаров
Термин «наука о пожарной безопасности» или «пожарная наука» обозначает изучение, научную разработку и получение системы научных знаний о процессах горения, о средствах, способах обнаружения, предупреждения и тушения пожаров, об организации и управлении пожарной охраны, о социально-экономических и экологических проблемах пожарной безопасности.
Целью пожарной науки является приобретение научных знаний, внедрение которых в практическую деятельность повышает уровень пожарной безопасности в обществе, облегчает условия труда пожарных и, в итоге, с развитием технического прогресса и общественного сознания приводит к решению проблемы борьбы с пожарами.
Задачами пожарной науки следует считать научные изыскания по совершенствованию всех направлений деятельности в системе пожарной безопасности.
Все процессы и явления, протекающие при горении и тушении пожара, технические аспекты обнаружения, оповещения и ликвидации пожара, организационно-управленческие и социальные проблемы, и многие другие направления — предметы исследования пожарной науки. Их изучение с каждым годом углубляется, так как общество развивается, и вместе с ним возникают новые объекты, процессы, явления. Используя накопленные знания, пожарная наука внедряет их в практическую деятельность.
Пожарная наука — сравнительно молодая отрасль знаний. Первые шаги ее становления связаны с развитием таких естественно-технических научных направлений, как теория горения, механика, теплофизика, гидравлика. Самостоятельность она приобрела в середине XX столетия.
Длительное время в практике пожарной науки основным инструментальным методом исследования был эксперимент. Наряду с лабораторными опытами широкое распространение получили полигонные испытания. Накопленные научные факты в сочетании с достижениями в других областях знаний впоследствии явились основой развития методов математического моделирования пожаров, положивших начало теории пожаров.
Сегодня пожарная наука — сложный комплекс научных дисциплин, направлений, тем, задач, решение которых базируется практически на всех накопленных человечеством знаниях. Она, как никакая другая наука, находится на стыке многих фундаментальных и прикладных дисциплин.
Безусловно, свое начало пожарная наука берет из естественно-технических наук. Но в последние десятилетия появились такие направления, как экономика пожарной безопасности, социология, целый блок организационно-управленческих дисциплин, относящиеся к группе общественных наук.
В настоящее время следует выделить следующие блоки научных дисциплин:
1. физико-химические (пожарная опасность веществ материалов, процессы горения, средства пожаротушения, прогнозирование опасных факторов пожара и др.);
2. оперативно-тактические (пожарная тактика, аварийно-спасательные работы, пожарно-строевая и газодымозащитная подготовка и др.);
3. технические и информационные технологии (пожарная техника, связь в пожарной охране, пожарная сигнализация, системы пожаротушения и др.);
4. профилактические (пожарная безопасность в строительстве, здания и сооружения и их устойчивость при пожаре, пожарная профилактика электроустановок, пожарная безопасность технологических процессов и др.);
5. социально-правовые, экономические, экологические(нормативно-правовое обеспечение, статистика, охрана труда, экономика, социология и др.);
6. организационно-управленческие (организация деятельности в области госуд. пожар. надзора, организация и управление пожарной охраны и др.).
Сегодня построить четкую и строгую классификацию пожарной науки по принципу разделения ее дисциплин на естественно-технические и общественные чрезвычайно трудно. В каждой из них, несмотря на приоритетность одного из классификационных признаков, обязательно присутствуют элементы других наук. К примеру, общая тенденция внедрения математических методов исследования и информатизации не обошла и пожарную науку, включая такие, казалось бы, гуманитарные дисциплины, как управление в Государственной противопожарной службе, экология пожаров, социология. Наоборот, социология, экономика, философия и другие общественные науки все чаще «вторгаются» в естественно-технические дисциплины, позволяя найти наиболее эффективное техническое решение. И это далеко не полный перечень взаимосвязей научных направлений.
Можно предположить, что в будущем для решения конкретных практических вопросов возникнет востребованность в использовании одновременно и во взаимосвязи всех дисциплин, направлений, тем пожарной науки, что в итоге должно привести к появлению целостной и единой теории пожарной безопасности, рассматривающей во взаимодействии и взаимовлиянии все вопросы борьбы с огнем.
В ближайшие годы многие разработки будут представлять комплексные и целостные исследования различных вопросов, нацеленных на оптимизацию решения прикладных задач. Так, к примеру, обеспечение пожарной безопасности какого-либо объекта, будет решаться во взаимовлиянии и взаимосвязи отдельных элементов систем предотвращения пожаров, противопожарной защиты и организационно-технических мероприятий. В основе такого оптимального подхода к обеспечению пожарной безопасности объекта должны лежать объективные данные динамики развития пожара и закономерностей распространения его опасных факторов. В этом случае необходимы достоверные методы исследования, которые в конечном итоге должны стать основой для разработки инженерных методов расчета единой системы противопожарной защиты. Такая постановка проблемы невозможна без совершенствования математических и имитационных моделей развития пожара, построенных на современных научных знаниях.
Не останется без внимания и эксперимент. В настоящее время, когда неполнота математических моделей и физических представлений о процессах горения, тепломассопереноса турбулентных течений ограничивают возможности теоретических моделей, этот метод исследования не только используется для проверки теоретических результатов, но и является собственно инструментом исследования. В первую очередь этот метод незаменим при исследовании пожароопасных свойств веществ и материалов, огнестойкости конструкций, развития пожаров на некоторых объектах и др.
Использование при постановке эксперимента теории подобия - научной основы опыта — позволит существенно расширить качество получаемых результатов. К примеру, существующие в настоящее время стандартизованные методы определения пожарной опасности веществ и материалов, огнестойкости конструкций и т. д. дают сравнительную, по отношению к другим образцам, характеристику пожарной опасности по контролируемому параметру. При научной постановке эксперимента получаемые результаты адекватны условиям поведения материалов (конструкций) на реальном пожаре,
Ученым предстоит решить ряд важных прикладных задач. На сегодняшний день пожарными подразделениями ликвидируется более 96% пожаров. Однако, невзирая на их самоотверженность и чувство долга, технические возможности не всегда позволяют обуздать огненную стихию без потерь. На современном этапе развития общества, имеющиеся на вооружении пожарной охраны технические средства пожаротушения и тактика их применения, в ряде случаев отстают от научно-технического прогресса. Так, в наше время по-прежнему 95% пожаров ликвидируются с применением воды. Для этого на один среднестатистический пожар расходуется 50 м3 воды. Очевидно, что в XXI веке с возрастанием значимости экологической проблемы, должна появиться альтернатива воде, как средству пожаротушения. Решение этой задачи является актуальной еще и потому, в настоящее время остается нерешенной задача эффективной борьбы с лесными пожарами, не всегда успешно ведется борьба с огнем в подземных сооружениях, на ряде других объектов.
Важным направлением работы следует считать обеспечение пожарной безопасности на объектах и, прежде всего, в части предупреждения пожаров и ликвидацию на стадии, когда пожар не принял угрожающих размеров. В этой связи развитие получат разработки эффективных систем автоматического обнаружения и тушения пожаров, первичных средств пожаротушения, противопожарного нормирования и других технических и нормативных решений, высокомобильных технологий пожаротушения, способствующих снижению пожарного риска.
Еще не исчерпана возможность применения воды как средства пожаротушения: в настоящее время при ликвидации пожара ручными стволами только 5% от ее расхода используется эффективно; имеются трудности в получении и транспортировки качественной высокократной пены (кратностью 1000), что позволило бы решить проблему борьбы с огнем в труднодоступных местах; не получила широкого применения комплексная оценка пожароопасности объекта с учетом многофакторности и взаимовлияния отдельных элементов противопожарной защиты и характеристик защищаемого сооружения и т. д.