Задачи пожарной охраны на современном этапе. Пожарная наука.

Лекция № 8

В XXI веке пожарная охрана России вступила в новый исторический период развития, связанный с передачей Го­сударственной противопожарной службы (ГПС) в состав МЧС России и преобразованием ее в пожарно-спасательную службу.

Руковод­ством МЧС России поставлена цель создания гармоничной структуры, способ­ной обеспечить защиту населения, объектов, территорий не только от пожаров, но и от всех видов чрезвычайных ситуа­ций.

В мире ежегодно регистрируется 7~8 млн. пожаров, на которых погибает 70~80 тыс. человек. Еще свыше 6 млн. че­ловек получают увечья, травмы и ожоги.

В мировой статис­тике Россия является одним из государств, имеющих небла­гоприятные показатели. Из возникающих в России пожаров 74% приходится на жилой сектор, в результате чего огнем ежегодно уничтожа­ется жилищный фонд общей площадью, эквивалентный го­роду с населением 400 тыс. человек. В целом, годовые потери от пожаров пре­вышают 40 млрд. руб.

В создании сложной ситуации с пожарами — немалая роль человеческого фактора, так как на количество возника­ющих пожаров в первую очередь влияет уровень сознания людей. Такие социальные пороки, как пьянство, отсутствие достаточного количества рабочих мест, неудовлетворенность жизнью, невежество приводят к равнодушию, неосторожности обращения с огнем и намеренно или случайно являются естественными побуди­телями возникновения пожаров. Наоборот, ответственный и осознанный подход каждого человека к вопросам пожарной безопасности поможет в конечном итоге привести к мини­мальному количеству пожаров

Термин «наука о пожарной безопасности» или «пожарная наука» обозначает изучение, научную разработку и получе­ние системы научных знаний о процессах горения, о сред­ствах, способах обнаружения, предупреждения и тушения пожаров, об организации и управлении пожарной охраны, о социально-экономических и экологических проблемах по­жарной безопасности.

Целью пожарной науки является приобретение научных знаний, внедрение которых в практическую деятельность повышает уровень пожарной безопасности в обществе, об­легчает условия труда пожарных и, в итоге, с развитием тех­нического прогресса и общественного сознания приводит к решению проблемы борьбы с пожарами.

Задачами пожарной науки следует считать научные изыс­кания по совершенствованию всех направлений деятельнос­ти в системе пожарной безопасности.

Все процессы и явления, протекающие при горении и тушении пожара, технические аспекты обнаружения, опове­щения и ликвидации пожара, организационно-управленчес­кие и социальные проблемы, и многие другие направления — предметы исследования пожарной науки. Их изучение с каж­дым годом углубляется, так как общество развивается, и вме­сте с ним возникают новые объекты, процессы, явления. Используя накопленные знания, пожарная наука внедряет их в практическую деятельность.

Пожарная наука — сравнительно молодая отрасль знаний. Первые шаги ее становления связаны с развитием таких ес­тественно-технических научных направлений, как теория го­рения, механика, теплофизика, гидравлика. Самостоятель­ность она приобрела в середине XX столетия.

Длительное время в практике пожарной науки основным инструментальным методом исследования был эксперимент. Наряду с лабораторными опытами широкое распростране­ние получили полигонные испытания. Накопленные научные факты в сочетании с достижениями в других областях знаний впоследствии явились основой развития методов ма­тематического моделирования пожаров, положивших начало теории пожаров.

Сегодня пожарная наука — сложный комплекс научных дисциплин, направле­ний, тем, задач, решение которых базируется практически на всех накопленных человечеством знаниях. Она, как никакая другая наука, находится на стыке многих фундаментальных и прикладных дисциплин.

Безусловно, свое начало пожарная наука берет из есте­ственно-технических наук. Но в последние десятилетия по­явились такие направления, как экономика пожарной безо­пасности, социология, целый блок организационно-управ­ленческих дисциплин, относящиеся к группе общественных наук.

В настоящее время следует выделить следующие блоки научных дисциплин:

1. физико-химические (пожарная опасность веществ материалов, процессы горения, средства пожаротушения, прогнозирование опасных факторов пожара и др.);

2. оперативно-тактические (пожарная тактика, аварийно-спасательные работы, пожарно-строевая и газодымозащитная подготовка и др.);

3. технические и информационные технологии (пожарная техника, связь в пожарной охране, пожарная сигнализация, системы пожаротушения и др.);

4. профилактические (пожарная безопасность в строительстве, здания и сооружения и их устойчивость при пожаре, пожарная профилактика электроустановок, пожарная бе­зопасность технологических процессов и др.);

5. социально-правовые, экономические, экологические(нормативно-правовое обеспечение, статистика, охрана тру­да, экономика, социология и др.);

6. организационно-управленческие (организация деятель­ности в области госуд. пожар. надзора, орга­низация и управление пожарной охраны и др.).

Сегодня построить четкую и строгую классификацию по­жарной науки по принципу разделения ее дисциплин на ес­тественно-технические и общественные чрезвычайно труд­но. В каждой из них, несмотря на приоритетность одного из классификационных признаков, обязательно присутствуют элементы других наук. К примеру, общая тенденция внедре­ния математических методов исследования и информатиза­ции не обошла и пожарную науку, включая такие, казалось бы, гуманитарные дисциплины, как управление в Государ­ственной противопожарной службе, экология пожаров, со­циология. Наоборот, социология, экономика, философия и другие общественные науки все чаще «вторгаются» в есте­ственно-технические дисциплины, позволяя найти наиболее эффективное техническое решение. И это далеко не полный перечень взаимосвязей научных направлений.

Можно предположить, что в будущем для решения конк­ретных практических вопросов возникнет востребованность в использовании одновременно и во взаимосвязи всех дис­циплин, направлений, тем пожарной науки, что в итоге дол­жно привести к появлению целостной и единой теории по­жарной безопасности, рассматривающей во взаимодействии и взаимовлиянии все вопросы борьбы с огнем.

В ближайшие годы многие разработки будут представлять комплексные и целостные исследования различных вопро­сов, нацеленных на оптимизацию решения прикладных за­дач. Так, к примеру, обеспечение пожарной безопасности какого-либо объекта, будет решаться во взаимовлиянии и взаимосвязи отдельных элементов систем предотвращения пожаров, противопожарной защиты и организационно-тех­нических мероприятий. В основе такого оптимального подхода к обеспечению пожарной безопасности объекта должны лежать объективные данные динамики развития пожара и закономерностей распространения его опасных факторов. В этом случае необходимы достоверные методы исследования, которые в конечном итоге должны стать основой для разра­ботки инженерных методов расчета единой системы проти­вопожарной защиты. Такая постановка проблемы невозмож­на без совершенствования математических и имитационных моделей развития пожара, построенных на современных на­учных знаниях.

Не останется без внимания и эксперимент. В настоящее время, когда неполнота ма­тематических моделей и физических представлений о про­цессах горения, тепломассопереноса турбулентных течений ограничивают возможности теоретических моделей, этот ме­тод исследования не только используется для проверки тео­ретических результатов, но и является собственно инстру­ментом исследования. В первую очередь этот метод незаме­ним при исследовании пожароопасных свойств веществ и материалов, огнестойкости конструкций, развития пожаров на некоторых объектах и др.

Использование при постановке эксперимента теории по­добия - научной основы опыта — позволит существенно рас­ширить качество получаемых результатов. К примеру, суще­ствующие в настоящее время стандартизованные методы оп­ределения пожарной опасности веществ и материалов, огнестойкости конструкций и т. д. дают сравнительную, по отношению к другим образцам, характеристику пожарной опасности по контролируемому параметру. При научной по­становке эксперимента получаемые результаты адекватны ус­ловиям поведения материалов (конструкций) на реальном по­жаре,

Ученым предстоит решить ряд важных прикладных за­дач. На сегодняшний день пожарными подразделениями ликвидируется более 96% пожаров. Однако, невзирая на их самоотверженность и чувство долга, технические возмож­ности не всегда позволяют обуздать огненную стихию без потерь. На современном этапе развития общества, имею­щиеся на вооружении пожарной охраны технические сред­ства пожаротушения и тактика их применения, в ряде слу­чаев отстают от научно-технического прогресса. Так, в наше время по-прежнему 95% пожаров ликвидируются с приме­нением воды. Для этого на один среднестатистический по­жар расходуется 50 м3 воды. Очевидно, что в XXI веке с возрастанием значимости экологической проблемы, должна появиться альтернатива воде, как средству пожаро­тушения. Решение этой задачи является актуальной еще и потому, в настоящее время остается нерешенной задача эф­фективной борьбы с лесными пожарами, не всегда успешно ведется борьба с огнем в подземных сооружениях, на ряде других объектов.

Важным направлением работы следует считать обеспече­ние пожарной безопасности на объектах и, прежде всего, в части предупреждения пожаров и ликвидацию на ста­дии, когда пожар не принял угрожающих размеров. В этой связи развитие получат разработки эффективных систем автоматического обнаружения и тушения пожаров, первичных средств пожаротушения, противо­пожарного нормирования и других технических и норматив­ных решений, высокомобильных технологий пожаротушения, способствующих снижению пожарного риска.

Еще не исчерпана возможность применения воды как средства пожаротушения: в настоящее время при ликвида­ции пожара ручными стволами только 5% от ее расхода ис­пользуется эффективно; имеются трудности в получении и транспортировки качественной высокократной пены (крат­ностью 1000), что позволило бы решить проблему борьбы с огнем в труднодоступных местах; не получила широкого при­менения комплексная оценка пожароопасности объекта с учетом многофакторности и взаимовлияния отдельных эле­ментов противопожарной защиты и характеристик защищае­мого сооружения и т. д.