Интеллектуальный роман в немецкой литературе

Тема 3. Литература Германии рубежа веков I половины 20в.

1. Социокультурная ситуация и исторические ориентиры, определившие характер развития немецкой культуры. Становление мировой системы монополистического капитализма в Германии запоздало, ко к началу 20 в. переход завершился. Германия в экономике перегнала Англию. С правлением Вильгельма П с1888 г. установилась захватническая политика под лозунгом –«добиться для Германии места под солнцем». Это был также лозунг, объединяющий империю. Идеологические основы- учения немецких философов (Ницше, Шпенглер, Шопенгауэр)

В популярном социал-демократическом движении - тяготение к постепенному мирному разрешению конфликтов, противопоставленное революционной теории марксизма. На недолгий срок установилось видимое спокойствие, но в литературе - предчувствие апокалипсиса. Влияние революции 1905.г. привело к усилению социал-демократической идеологии и росту рабочего движения 1911г. - столкновение интересов Франции и Германии в Северной Америке, едва не приведшее к войне.

Балканский кризис и первая мировая воина 1914. г., революция 1917 т. в России привела к массовым забастовкам и ноябрьской народной революции в Германии (1918.г). Революционна ситуация была подавлена окончательно в 1923г. Послевоенный революционный подъем сменился ... стабилизацией капитализма.

1925.г. - Веймарская буржуазная республика, Германия активно включается в процесс американизации Европы. После нужды и бедствий войны - естественной была потребность в развлечениях (чем было вызвано развитие соответствующей индустрии, культурного рынка, зарождение массовой культуры). Общая характеристика периода - «золотые двадцатые».

Последовавшие за ними 1930-е годы назвали «черными». 1929 -кризис перепроизводства в Америке .парализовавший мировую экономику. В Германии -экономический и политический кризис - смена правительств, неконтролирующих ситуацию. Безработица массовая. Набирает силу национал-социалистская партия. Противостояние сил развитой КПГ (Компартии Германии) и НСП (Национал-социалистической партии) завершилось победой последней. 1933 - к власти пришел Гитлер. Милитаризация экономики стала основным средством социальной стабильности. Одновременно политизировалась культурная жизнь. Эра литературных «измов» закончилась. Началась эпоха реакции и борьба с неугодными, С этого периода немецкая литература развивается в антифашистской эмиграции. Вторая мировая война.

2. Литература рубежа веков и 1пол 20вознаменовалась кризисом буржуазной культуры, выразителем которого стал Ф. Ницше.

В 1890-х - наметился отход от натурализма. 1894 - натуралистическая драма Гауптмана «Ткачи». Особенность немецкого натурализма - «Последовательный натурализм,» который требовал более точного отражения предметов, менявшихся вместе с освещением и положением. «Секундный стиль», разработанный Шлафом, предполагает членение реальности на множество моментальных восприятий. «фотографическое изображение эпохи» не могло раскрыть незримых примет надвигающейся новой ЭПОХИ. К тому же приметой нового времени стал протест против концепции полкой зависимости человека от среды. Натурализм пришел в упадок, но его приемы сохранились в критическом реализме

Импрессионизм не получил распространения в Германии. Немецких писателей почти не привлекал анализ бесконечно изменчивых состояний. Нечасто занимались неоромантическим исследованием особых психологических состояний. Немецкий неоромантизм включал черты символизма, но мистического символизма почти не было. Обычно подчеркивалась романтическая двуплановость конфликт вечного и житейского , объяснимого и таинственного.

Преобладающим направлением в I пол 20в. был экспрессионизм. Ведущий жанр –«драма крика»

Наряду с «-измами» на рубеже веков к до конца 20-х гг. активно складывался пласт пролетарской литературы. Позднее (в 30-е годы)в эмиграции развивается социалистическая проза (А. Зегерс и поэзия Бехер).

Популярный в это время жанр - роман. Помимо интеллектуального романа в немецкой литературе существовали романы исторический и социальный, которые развивали технику, близкую интеллектуальному роману, а также продолжали традиции немецкой сатиры.

Генрих Манн (1871 - 1950) работал в жанре социально-обличительного романа (влияние французской литературы). Основной период творчества - 1900-1910 гг. Известность писателю принес роман «Верноподданный» (1914). По словам самого автора «Роман изображает предшествующую стадию того тала, который затем достиг власти». Герой - воплощение верноподданичества, сущность явления, воплощенная в живом характере.

Роман - это жизнеописание героя, с детства, преклонявшегося перед властью: отец, учитель, полицейский. Биографические детали автор использует для усиления свойств натуры героя;, .Он - раб и деспот одновременно. В основе его психологии лежит низкопоклонство и жажда власти для унижения слабых, Рассказ о герое фиксирует его то и дело меняющеюся социальную позицию (секундный стиль!). Механистичность действий, жестов, слов героя -передают автоматизм, механистичность общества.

Автор создает образ по законам карикатуры, преднамеренно смещая пропорции заостряя и гиперболизируя характеристики персонажей. Героям Г.Манна свойствена подвижность масок = карикатурность, Все перечисленное в совокупности и есть «геометрический cmиль» Г.Манна как один из вариантов условности: автор балансирует на грани достоверности и неправдоподобия.

Лион Фейхтвангер (1884 - 1954) - философ, интересовавшийся Востоком. Прославился историческими и социальными романами. В его творчестве исторический роман более, нежели социальный роман, зависел от техники интеллектуального романа. Общие черты

* Перенесение современных проблем, волнующих писателя, в обстановку далекого прошлого, моделирование их в историческом сюжете - модернизация истории (исторически достоверен сюжет, факты, описание быта, национальный колорит, ко г отношения героев внесены современные проблемы).

* Исторически костюмированная современность, роман натеков и иносказаний, где в условной исторической оболочке изображены современные события и лица «Лже-Нерон» - Л. Фейхтвангера, «Дела господина Юлия Цезаря» Б Брехта).

Термин предложен в 1924 Т Манном «Интеллектуальный роман» стал реалистическим жанром, воплотившем одну из особенностей реализма 20 в. - обостренную потребность в интерпретации жизни, ее осмыслении и истолковании .превышающую потребность в «рассказывании»-. В мировой литературе в жанре интеллектуального романа работали; ЕЛ Булгаков (Россия), К.Чапек (Чехия), У.Фолкнер и Т.Вулф (Америка),но у истоков стоял Т.Манн.

Характерным явлением временем стала модификация исторического романа: прошлое становится плацдармом для прояснения социальных и политических механизмов современности.

Распространенный принцип построения - многослойность, присутствие в едиком художественном целом далеко отстоящих друг от прута пластов действительности

В I пол.20в выдвинулось новое понимание мифа. Он обрел исторические черты, т.е. воспринимался как порождение далекой давности, освещающей повторяющиеся закономерности в жизни человечества. Обращение к мифу раздвигало временные границы произведения. Кроме того, давало возможность для художественной игры, бесчисленных аналогии и параллелей, неожиданных соответствии, объясняющих современность.

Немецкий «интеллектуальный роман» был философским, во-первых, потому что существовала традиция философствования в художественном творчестве, во-вторых, потому что стремился к системности. Космические концепции немецких романистов не претендовали на научную интерпретацию мироустройства. Согласно желаниям его создателей, «интеллектуальный романа- должен был восприниматься не как философия, а как искусство.

Законы построения « Интеллектуального романа».

* Присутствие нескольких несливающихся слоев действительности(нем И.Р) философичен построением – обязательное наличие разных этажей бытия, соотносимых друг с другом, друг другом оцениваемых и измеряемых. Художественное напряжение - в сопряжении этих с слоев в единое целое.

* Особая трактовка времени в 20в. (вольные разрывы действия, перемещения в прошлое и будущее, произвольное ускорение и замедление времени) повлияла и на интеллектуальный роман. Здесь время не только дискретно, но еще разорвано на качественно разные куски. Только в немецкой литературе наблюдается такие напряженные отношения между временем истории и временем личности. Разные ипостаси времени часто разнесены по разным пространствам. Внутренне напряжение в немецком философском романе рождается во многом тем усилием, которое нужно, чтобы держать в цельности, сопрягать реально распавшееся время.

* Особый психологизм: «интеллектуальному роману» свойственно укрупненное изображение человека. Интерес автора сосредоточен не на прояснении скрытой внутренней жизни героя (вслед за Л.Н Толстым и Ф.М Достоевским), а на показе его как представителя рода человеческого. Образ становится менее разработанным психологически, но более объемным. Душевная жизнь персонажей получила могучий внешний регулятор, это не столько среда, сколько события мировой истории, общее состояние мира (Т Манн («Доктор Фаустус»): «...не характер, но мир»).

Немецкий «интеллектуальный роман» продолжает традиции воспитательного романа 18в., только воспитание понимается уже не только как нравственное совершенствование, поскольку характер героев стабилен, облик существенно не меняется. Воспитание - в освобождении от случайного и лишнего, поэтому главным становится не внутренний конфликт (примирения стремлений самосовершенствования и личного благополучия), а конфликт познания законов мироздания, с которыми можно находиться в гармонии или в противостоянии. Без этих законов теряется ориентир, поэтому основной задачей жанра становится не познание законов мироздания, но их преодоление. Слепое следование законам начинает осознаваться как удобство и как предательство по отношению к духу и к человеку.

Томас Манн (1873 -1955) Братья Манны родились Е семье состоятельного зерноторговца, Даже после смерти отца семья была достаточно обеспечена. Поэтому превращение из бюргера в буржуа происходило на глазах писателя.

Вильгельм II твердил о великих переменах, к которым он вел Германию, Т. Манн же видел ее упадок.

Упадок одной семьи – подзаголовок первого романа «Буденнброки» (1901). Особенность жанра - семейная хроника (традиции романа-реки!) с элементами эпопеи (историко-аналитический подход). Роман вобрал в себя опыт реализма 19в. и отчасти технику импрессионистического письма. Сам Т.Манн считал себя продолжателем натуралистического направления. В центре романа - судьба трех поколении Будденброков,. Старше поколение еще в согласии с собой и внешним миром. Наследованные моральные и коммерческие принципы приводят второе поколение к конфликту с жизнью. Тони Будденброк не выходит за Мортена по соображениям коммерческим но остается несчастной, ее брат Кристиан предпочитает независимость, превращается в декадента. Томас энергично сохраняет видимость буржуазного благополучия, но терпит крах, поскольку внешняя форма, о которой заботите ,уже не соответствует ни состоянии, ни содержанию.

Т.Манн уже здесь открывает новые возможности прозы, интеллектуализируя ее. Появляется социальная типизация (деталь приобретает символическое значение, их разнообразие открывает возможность широких обобщении), черты воспитательного «интеллектуального романа» (герои почти не меняются), но еще есть внутренний конфликт примирения и время не дискретно.

Писатель остро ощущал проблематичность своего места в обществе как художника, отсюда одна из главных тем творчества: положение художника в буржуазном обществе, его отчужденность от «нормальной» (как все) общественной жизни. («Тонио Крегер», «Смерть в Венеции»).

После, Первой мировой воины Т.Манн некоторое время занимает позицию стороннего наблюдателя. В 1918 (год революции!) сочиняет идиллии в прозе и в стихах. Но, переосмыслив историческое значение революции, заканчивает в 1924 г. воспитательный роман «Волшебная гора» (4 книги). В 1920-х гг. Т. Манн становится одним из тех писателей, которые под влиянием пережитой войны, послевоенных пет, под влиянием складывающегося немецкого фашизма почувствовали своим долгом «не прятать голову в песок перед лицом реальности, а сражаться на стороне тех, кто хочет придать земле человеческий смысл». В 1939.в. - Нобелевская премия, 1936..в. - эмиграция в Швейцарию, затем в США, где активно занимается антифашистской пропагандой. Период отмечен работой над тетралогией «Иосиф и его братья» (1933-1942) - роман-миф, где герой занят сознательной государственной деятельностью.

Интеллектуальный роман «Доктор Фаустус» (1947) - вершина жанра интеллектуального романа. Сам автор говорил об этой книге следующее: «Втайне я относился к Фаустусу, как к своему духовному завещанию, опубликование которого уже не играет роли и с которым издатель и душеприказчик могут обойтись как им заблагорассудится».

«Доктор Фаустус» - роман о трагической судьбе композитора согласившегося на сговор с чертом не ради познания, а ради неограниченных возможностей в музыкальном творчестве. Расплата – гибель и невозможность любить (влияние фрейдизма!).. Для облегчения понимания романа Т.Манн Е 19.49Т. создает «Историю Доктора Фаустуса» выдержки из которой возможно помогут лучше понять замысел романа.

«Если прежние мои работы и приобретали монументальный характер, то получалось это сверх ожидания, без намерения»

«Моя книга является в общем-то книгой о немецкой душе».

«Главный выигрыш - при введении фигуры рассказчика возможность выдержать повествование в двойном временном плане, полифонически вплетая события, которые потрясают пишущего в самый момент работы, в те события, о которых он пишет.

Здесь трудно различить переход осязаемо-реального в иллюзорную перспективу рисунка. Такая техника монтажа входит в самый замысел книги».

«Если пишешь роман о художнике, нет более пошлого, чем только восхвалять искусство, гений, произведение. Здесь нужна была реальность, конкретность. Мне пришлось изучать музыку».

«Самая трудная из задач -убедительно-достоверное, иллюзорно-реалистическое описание сатанински-религиозное, демонически-благочестивое, но в то же время нечто очень строгое и прямо таки преступное глумление над искусством: отказ от тактов, даже от организованной последовательности звуков...»

«Я возил с собой томик шванков 16 века - ведь повесть моя одним беком всегда уходила в эту эпоху, так что в иных местах требовался соответствующий колорит в языке».

«Главный мотив моего романа - близость бесплодия, органическая, предрасполагающая к сделке с дьяволом обреченность эпохи».

«Я был околдован идеей произведения, которое, будучи от начала и до конца исповедь» и самопожертвованием, не знает пощады к жалости и, притворившись искусством, одновременно выходит за рамки искусства и является подлинной действительностью».

«Был ли прототип Адриана? В том и была трудность, выдумать фигуру музыканта, способную занять правдоподобное место среди реальных деятелей. Он. - собирательный образ .человек, несущий в себе всю боль эпохи.

Я был покорен его холодом, далекостью от жизни, отсутствием у него души.. Любопытно, что при этом он почти лишен у меня здешнего вида, зримости, телесности.. Тут надлежало соблюдать величайшую сдержанность во здешней конкретизации, которая грозила сразу же принизить и опошлить духовный план с его символичностью и многозначностью».

«На эпилог потребовалось 8 дней. Последние строки Доктора проникновенная молитва Цейтблома . за друга и Отечество, которая уже давно мне слышалась. Мысленно перенесся через 3 года 8 месяцев, прожитых мною под напряжением згой книги. В то майское утро, когда в самом разгаре воины взялся я за перо».

Если предыдущие романы были воспитательными, то в «Докторе Фаустусе» воспитают некого. Это действительно роман конца, в котором различные темы доведены до предела: гибнет герой, гибнет Германия. Показан опасный предел, к которому пришло искусство, и последняя черта, к которой подошло человечество.

 

Тема 4. Английская литература рубежа веков и I половины 20 века.

1. Общественная ситуация и Философские основы литературы рубежа веков. Общественная ситуация периода - под влиянием кризиса викторианства (время правления королевы Викторин 1837-1901) его критикуют как систему духовных и эстетических ценностей. Великий компромисс между аристократией и буржуазией не принес гармонии. В период 1870-1890 Великобритания вступает в стада» империализма, что ведет К обострению политической, социальной активности, а также поляризации социальных сил, подъему рабочего движения. Активизация реформистских: идей привело к появлению социалистического настроя (фабианское общество). Англия участвует в колониальных войнах, явившихся следствием потери мирового престижа.

Участие в Первой мировой войне. 1916 - восстание в Ирландии, перешедшее в гражданскую войну. Как следствие событии • появление литературы «потерянного поколения» .Олдинггок «Смерть героя» и модернистской литературы, приоритетное направление которой – эксперимент с формой.

Литературы в эпоху рубежа веков были следующими:

Популярность идей Г.Спенсера (социальный дарвинизм), отличающихся от викторианских норм и обеспечивавших человеку с обществом, (Биологическое понимание общественных законов, натуралистическая источника искусства - в потребностях психики, понимание искусства как части игры, которая ставит человека в один ряд с животным).

* Теория Д. Фрейзера (зав кафедрой социальной антропологии). В его работе «Золотая ветвь»- обоснована эволюция человеческого сознания от трагического к религиозному и научному. Теория уделяла внимание особенностям примитивного сознания. Имела большее влияние на развитие модернистской литературы.

* Концепция искусства и красоты Джона Раскина, послужившая основой эстетизма. В работе «Лекции об искусстве» (1870) говорил о том, что прекрасное - объективное свойство

* Учение З.Фрейда и других философов нового времени